ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ




Символика времени года – одна из наиболее общих и многообразных в смысловом отношении. «Связанная с философией природы, идеей цикличности, символикой крестьянского труда, – пишет Ю.М. Лотман, – она является удобным языком для выражения самых общих метафизических понятий» [Лотман, с.257]. Одновременно она легко втягивает в себя антитезы деревенской и городской жизни и многие другие, являясь, по сути дела, одним из универсальных культурных кодов.

А.С.Пушкин очень любил природу, она была для него источником вдохновения. В его поэзии есть описание всех времен года.

 

«Осень»

Какие детали отбирает поэт для характеристики времен года? Каков эмоциональный тон описаний?

Говоря об осени как о любимой им поре года, Пушкин вместе с тем прибегает к сравнению осени с чахоточной девой, которую ждет смерть. Как преодолевается смерть в стихотворении Пушкина?

Почему стихотворение называется «Осень», если в нем представлены все времена года?

Сопоставьте 1 и 11 строфы: стихотворение, начатое целым набором знаков застывания, перехода от движения к неподвижности, от жизни к смерти, завершается подлинным взрывом энергии. Как бы вы интерпретировали такую динамику стихотворения?

Что символизирует круговорот времен года? Как связаны время и вечность в стихотворении?

Стихотворение «Осень», написанное в 1833 году, является вершиной в изображении родной русской природы. Это единственное произведение, в котором поэт не только показал цикличность календарного времени, но и выразил свое отношение к каждому времени года. Как пишет Б.П. Городецкий, «в нем утверждение красоты родной русской природы переплетается с ощущением могучего чувства жизни, и все вместе это сливается в мощном гимне свободному человеческому творчеству» [Городецкий, с.159].

Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни. Образы русской золотой осени проникновенно глубоки и красочны:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса

Особенность пушкинского описания определяется эпитетом «пышное». Не просто увяданье, а увяданье праздничное, торжественное. Слово «золото» придает образу осенней природы торжественно пышный оттенок, «слово «багрец» вызывает ассоциации с пурпурной одежды царей и багряницы (багряница – одежда ведомых на казнь) – одновременно» [Городецкий, с.159]. Ощущением здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполнено это стихотворение. Пушкин придал ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Желания кипят – я снова счастлив, молод.

Красота осени показана Пушкиным в сравнении ее с другими временами года. В стихотворении поэт воссоздается весь календарь – весна, лето, осень, зима. Каждое время года получает в нем краткую, но точную характеристику. Поэт тонко отбирает скупые, но самые выразительные детали. Предметность и зоркость видения здесь поистине удивительны. Например, о весне он пишет с явной иронией и задором:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болей;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен.

Иным эмоциональным тоном проникнуто описание лета:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь.

В.С. Непомнящий в своей статье «О Пушкине и его художественном мире» говорит, что все стихотворение построено на принципе парадокса – когда нам даются лишь некоторые «противолежащие» границы пространства истины – пространства тайны:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

Образ очерчивается, «обводится» определениями, каждое из которых не смыкается с другим, не дополняет другое, а резко другомупротивовесит. «Контур» получается прерывистым, пунктирным, равновесие - неустойчивым, качающимся, пространство - подвижным, мерцающим, незамкнутым и – втягивающим в себя [Непомнящий, с.4].

В «Осени» Пушкин широко прибегает к метафоре и метафорическим сравнениям. Он очеловечивает природу, наделяет ее качествами живого существа. Говоря об осени как о любимой им поре года, Пушкин вместе с тем прибегает к сравнению осени с чахоточной девой:

...Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится…

Такое сравнение определяет в стихотворении новый круг тем. Осень вводит образ чахотки и логическое его следствие – смерть. Однако для Пушкина смерть – не последняя точка в движении жизни. Продолжение его – в поэзии. Именно она открывает дорогу в будущее. Поэтому смерть – не конечная точка стихотворения. Оно заканчивается образом открытого и свободного движения, переходом из сна («Так дремлет недвижим...») в динамический порыв. Последние четыре строки текста насыщены глаголами движения:

Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут.

Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет – куда ж нам плыть?..

Логика жизни приводит к смерти – движущееся становится неподвижным, логика искусства делает возможным обратное преобразование – стабильность сменяется динамикой. Стихотворение, начатое целым набором знаков застывания, перехода от движения к неподвижности, от жизни к смерти, завершается подлинным взрывом динамики, открывающим простор миру интерпретаций [Лотман, с.259].

Осень была любимейшим временем творчества Пушкина. Творчество – всегда утверждение жизни. Поэтому описание картин увядающей природы завершается описанием процесса творческого вдохновения [Городецкий, с.160]:

...и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне <...>

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин завершает свое стихотворение поразительной по силе и смелости метафорой. Он уподобляет поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию. Корабль символизирует вечное движение вперед.

Время в стихотворении, отражая годовой круг, предстает как цикличное и обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года и времени суток. В «Осени» воссоздается многообразный поток жизни. Образами природы, картиной неотвратимого круговорота времен года поэт впечатляюще передает ощущение постоянного обновления жизни. Он любит осень, ему приятна ее «прощальная краса», потому что, завершая один период, она вместе с тем несет в себе залог обновления мира, пробуждения новых жизненных сил.

В стихотворении время и вечность сцеплены воедино, а круговорот времен года и времени суток символизируют бесконечность жизни. Осень здесь является временем творческого подъема Пушкина, а все остальные времена года – подготовка к творческим моментам. Именно поэтому времена года даны не в натуральной календарной последовательности, а перемешаны, то есть даны в том порядке, который нужен для повествования. Таким образом, годовое время несет символическую нагрузку.

СУТОЧНОЕ ВРЕМЯ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: