Тематика лекций по истории искусства России
Искусство «серебряного века».
«Мир искусства» - название журнала, выставок, а также общества художников, созданное в 90-х годов XIX века в Петербурге. В числе основных участников художественного объединения были Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова, К. А. Сомов. Общество устраивало коллективные выставки в Петербурге, Москве и Киеве. Программа объединения носила неоромантический характер и была связана с си мволизмом и стилем модерн. Мирискусники обращались к культуре XVIII века в России и во Франции, работали в различных областях (книжная графика, театр, интерьер, театр).
Русский символизм. Русский символизм не составляет единого течения.В 1907 году образован союз «Голубая роза», в который входили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, С. Ю, Судейкин, Н. П. Крымов. Многие из голобурозовцев были родом из Саратова, где родился В. Э, Борисов-Мусатов. На средства Н. П. Рябушинского голуборозовцы провели три выставки, образованные журналом «Золотое руно». Одним из голуброзовцев был Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968), который учась в Московском училище, воспринимает московский лирический импрессионизм. Новый период творчества Кузнецова начинается, когда он предпринимает путешествие в заволжские степи, создавая такие картины, как «Спящая в кошаре», «Мираж в степи», «Дождь в степи», в которых нет сюжета, а показаны «вечные» темы человеческой жизни. Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972) начинал с традиционной живописи, в конце 1900-х годов перешел к условному стилю, используя восточные мотивы. Он совершил путешествия в Турцию, Египет, создав такие работы, как «Константинополь. Улица. Полдень», «Финиковая пальма», «Египетские маски». Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) после учебы в Москве уехал в Париж, после возвращения участвует в выставках «Золотого руна», затем в объединении «Мир искусства». К зрелому периоду его творчества относятся такие работы, как «Сон», Мальчики», «Купание красного коня». На протяжении своего творчества Петров-Водкин был приверженцем символизма.
|
Рождение русского художественного авангарда
Общая характеристика:
- постоянное самообновление, бунтарство, эпатажность, отрицание предшествующих художественных традиций, ликвидация грани между объектом изображения и творцом.
Первой фазой авангардизма в России стал неопримитивизм. Особенность примитива в том, что в нем воскрешался крестьянский и городской жанр. Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) сформировался как художник уже во время учебы в Московском училище. В творчестве Ларионова следовали одна за другой серии картин, посвященные солдатам, «временам года». «парикмахерским». В конце 1910-х годов в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 году возникло общество художников с таким же названием, в которое входили П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, А. В. Куприн, В. В. Рождественский. Организаторами выставок были М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, которые вскоре, выйдя из объединения, образовали новое – «Ослиный хвост». Направлением, в котором объявлялась победа над разумом, стал лучизм, первую работу в этом стиле «Лучистая колбаса и скумбрия» выставил в 1912 году Михаил Ларионов. В лучистских работах контур предмета создавался с помощью лучей, которые пересекаются. Лучизм угас, когда Ларионов и его жена Н. Гончарова уехали из России за границу. Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) увлекалась примитивом, ее типичные сюжеты – «каменные бабы», излюбленные религиозные композиции, сюжеты из крестьянской жизни. Бубновалетцы отрицали искусство передвижников, художественные изыски «Мира искусства», символизм «Голубой розы». Художники - бубновалетцы воспользовались опытом Сезанна, затем обратились к кубизму и фовизму, для них был характерен интерес к объему, массе, а главным жанром стал натюрморт. Петр Петрович Кончаловский в 1910-м году вместе с В. И. Суриковым, своим тестем, отправился в Испанию, где создал портреты матадоров. Наибольших успехов художник достиг в пейзаже и натюрморте («Агава»). Илья Иванович Машков (1881-1944) в конце 1990-х годов стал работать в т.н. «вывесочном стиле» («Синии сливы»). Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) переживает расцвет в 1910-х годах. В 1913–м году он создает свои городские пейзажи («Василий Блаженный», «Декоративная Москва», «Звон»), в которых современный город соединяется со средневековой архитектурой. Роберт Робертович Фальк (1886-1958) начинал свой путь с импрессионизма, затем увлекся фовизмом, сезаннизмом. Он обратился к натюрморту, в котором предметы и среда образуют единство («Красная мебель», «Натюрморт с фикусом»).
|
В 1900-1910- е годы многие русские художники обосновались в Париже (Натан Альтман, Давид Штеренберг). Наиболее значительной фигурой среди русских парижан был Марк Захарович Шагал (1887-1985), на стиль которого повлиял быт местечкового еврейского быта Витебска. Стихия Шагала – гротеск и фантазия, темы его творчества – любовь, горе, радость, жизнь, смерть, показанные в сложном сочетании визионерства, фольклора и наивного простодушного мировосприятия («Покойник», «Рождение», «Прогулка»).
|
Еще одним центром, в котором работал русские художники, был Мюнхен, куда Василий Кандинский в возрасте тридцати лет, бросив карьеру юриста, уехал учиться искусству, а затем стал в 1911 году организатором объединения «Синий всадник». В 1909 году Малевич создает работы, которые называет «импрессии» (выражение впечатлений от природы), «импровизации» (выражение впечатлений души) и «композиции» (пик сознательной творческой работы. Пик творчества художника пришелся на 1912-1914-е годы, когда выходил альманах «Синий всадник». В начале Первой мировой войны Кандинский возвратился в Москву и после революции преподавал в Московском университете и во ВХУТЕМАСЕ.
Центральная фигура петербургского авангарда 1910-1920-х годов - Павел Николаевич Филонов (1883-1941), который в 1912 году вошел в круг футуристов и создал собственную «идеологию аналитического искусства». Филонов создал такие загадочные полотна, как «Формула космоса», «Формула петроградского пролетариата». Свей главной задачей Филонов считал принцип сделанности – безмерного синтетического усилия по сохранению всего в сжатом виде. Такие произведения художника, как «Запад и Восток», «Мужчина и женщина», «Святое семейство» исполнены пророческого смысла.
В России был перепечатан Манифест футуризма, в нем провозглашалось торжество электричества, техники, науки, скорости, войны. Русские футуристы образовали в 1912 году группу «Галея», в которую вошли Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Вл. Маяковский, которые называли себя будетелянами и кубофутуристами.
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) первые работы демонстрировал в дух примитивизма. В работах на крестьянскую тему («Косарь», «Жница», «Плотник») Малевич переосмыслил приемы кубизма. В 1912–м году появляются футуристические работы «Женщина с ведрами», «Точильщик». В конце 1915 года Малевич выставил на выставке «0, 10» тридцать девять супрематических картин, в том числе «Черный квадрат». В 1920-м году художник выделил три стадии развития открытого им супрематизма - черную, цветную и белую. Языком супрематизма были чистая плоскость, квадрат, круг, крест. В Витебске в 1920-м году Казимир Малевич создает коммуну «учреждителей нового искусства» (УНОВИС), члены которого носили на рукавах черный квадрат. Один из членов Уновиса Эль Лисицкий создал проун («проект утверждения нового»), напоминающий схематичные и аскетичные архитектурные эскизы, нарисованные с точки зрения сверху.
После революции в Наркомпросе создается Отдел ИЗО под руководством Давида Штеренберга. Академия художеств преобразовывается в Свободные мастерские, куда принимают без экзаменов. Художники выставляются на улицах. В 1918-1920-м годах левые художники занимаются агитационным оформлением улиц. К первой годовщине революции Натан Альтман закрыл фасады домов на Дворцовой площади кумачем, а Александинскую колонну украсил супрематическими формами. В 1918 году Маяковский, Борис Кушнер и Осип Брик создают группу «Комфут», призывая художников сознательно исполнять заказ победившего пролетариата. Осенью 1920 года Татлин выставил деревянную модель Башни Третьего Интернационала. Проект предполагал здание высотой 400 метров из трех стеклянных объемов, возведенных один на другом и схваченных двумя диагональными спиралями. Нижний куб должен был служить законодательным собранием, средний пирамидальный – административным структурам, а верхний цилиндрический – информационным. Весной 1919 года в Москве была открыта выставка «Беспредметное творчество и супрематизм», на которой Родченко выставил черные фигуры на черном фоне. Около 1919 года Родченко объявляет линию единственным элементом своих картин. Созданные Родченко конструкции состояли из набора одинаковых плоских квадратов, треугольников, кругов, которые легко разворачивались в объемные формы. В начале 20-х годов конструктивисты прекратили чисто художественную деятельность, обратившись к производству вещей: Попова и Степанова создавали ткани, Родченко проектировал мебель. Единственным художником, который в это время остался верным беспредметному искусству, был Кандинский.
Воплощением ленинской концепции пролетарской культуры стал план монументальной пропаганды. К концу гражданской войны Свободные мастерские и Уновис перестают существовать. Окончание гражданской войны делает возможным отъезд за границу таких художников, как Кандинский и Лисицкий. В 1920-м году был образован Вхутемас, в 1920-1923-м годах в нем была создана одна из первых модернистских художественных школ, в которой образование было основано на анализе элементов формы. С 1923 года из него был исключены левые художники и архитекторы, объединившиеся вокруг журнала «Леф». В 1923 году Совнаркомом был утвержден Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), во главе которого был Малевич. В 1926 году Малевич был уволен со своего поста, а ГИНХУК ликвидирован. В середине 20-х годов появилось движение молодых выпускников Вхутемаса, образовавших группу ОСТ (Общество станковистов), в нее вошли А. Дейнека и Ю. Пименов. Александр Александрович Дейнека (1899-1969) создал первую значительную работу «Оборона Петрограда» в 1927 году. Композиции Дейнеки наполнены живыми человеческими образами. Воплощением зрелости мастера стала картина «Мать» 1932 года. В годы Великой Отечественной войны Дейнека создает полные драматизма работы «Сбитый ас», «Оборона Севастополя».
Архитектура России в советский период
В 20-х годах главными задачами архитектуры становится строительство социального жилья и рабочих клубов. После Гражданской войны стала задача переустройства жизненной среды. Выявились две концепции такого переустройства: «урбанизм» и «дезурбанизм», Сторонники дезурбанизма полагали расселить население Москвы в непрерывных лентах домов вдоль автотрасс.
В 1923 году группа архитекторов, которые выступали за примат функции, создали Ассоциацию новых архитекторов (Аснова) во главе с Николаем Ладовским.
В архитектуре двадцатых годов XX века ведущим направлением стал конструктивизм, который ставил своей целью конструирование материальной среды, окружающей человека. Для этого предполагалось использовать технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций Основные принципы архитектурного конструктивизма: четкость, рациональность конструирования зданий, подчеркнутая геометричность форм, функциональность архитектурных решений, использование новейших строительных технологий. Архитектурный конструктивизм связан с творчеством братьев Весниных Леонидом, Виктором и Александром. Теоретиком конструктивизма выступил М. Я. Гинсбург. Одним из проектов братьев Весниных стал Дворец культуры завода им. Лихачева в Москве, который включал в себя театральный зал на 1200 мест, гостиные и комнаты для работы кружков. Александр, Леонид и Виктор Веснина создали Проект Дворца Труда, который был похож на гигантский корабль с мачтами. Иван и Леонид в 1927 году создал проект Института Ленина, зал в виде огромного стеклянного шара, поднятого над землей на ажурных металлических конструкциях. Идеи конструктивизма проявили себя в двадцатые годы и в градостроительных проектах, которые должны были изменить принципы общежития. Таким стал кооператив «Сокол». Конструктивисты основали в 1925 году Общество современных архитекторов (ОСА) во главе с Александром Весниным. Одним из ярких представителей конструктивизма был Константин Степанович Мельников (1890-1974). Мельников полагал, что здания клубов станут проектами «грядущего счастья» архитектуры. Во второй половине 20-х годов Мельников построил несколько рабочих клубов, в том числе клуб им. Лихачева. В 1920-м году Училище живописи, ваяния и зодчества было преобразовано в Свободные государственные художественные мастерские, а затем во ВХУТЕМАС, в котором Мельников становится профессором. К. Мельников создает павильон «Махорка» для сельскохозяйственной выставки в Москве простой сарай, архитектура бедных. В 1925 годку Мельников проектирует советский павильон для Всемирной выставки декоративных искусств и промышленности в Париже – прямоугольное в плане, двухэтажное, почти полностью застекленное здание, на легком деревянном каркасе. Им были созданы шесть рабочих клубов, среди которых клуб им. Русакова, «Свобода» им. Фрунзе, «Буревестник», «Каучук» и Дулевский под Москвой. Вершиной творчества Мельникова стал его собственный круглый дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве. В конце 20- х годов в результате коллективизации резко усилился приток населения в города, появилась острая нехватка жилья. Авангард оказался неспособным решать задачи комплексного градостроения.
После постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», вышедшем в 1932 году, официальным направлением были признан метод социалистического реализма. Включение архитектуры в идеологизированное мифотворчество означало изменение средств художественной выразительности. Арсеналом таких средств стало классическое наследие. В Москве крупнейшие архитекторы во главе с И. Жолтовским, в Ленинграде в Н. Троцким, Е. Левинсоном, И. Фоминым реализовали новые задачи в архитектуре. Представителем ретроспективизма в советской архитектуре этого периода был И. Жолтовский (Дом на Моховой). К работе над станциями Московского метро были привлечены значительные художественные силы. Стилем эпохи сталинизма становится ампир, торжественный и помпезный, выражающий идею всевластия государства и партии.
Начало 30-х годов отмечено критикой конструктивизма за аскетизм и бедность языка. Во второй половине 30-х годов конфликт новаторства и традиции перестал быть актуальным. Создателем монументального стиля архитектуры стал Б. Иофан. В 1931 году был объявлен конкурс на создание проекта Дворца Съездов. Перед архитекторами была поставлена задача соединения величия с простотой. Был принят проект Б. Иофана, имевший вид высокой ярусной постройки, которое должно было служить пьедесталом для 50-75 метровой статуи Ленина. Иофан создавал павильоны для международных выставок в Париже и Нью-Йорке, которые были решены как пилоны-пьедесталы для статуй. Сталинское время породило ряд масштабных парадных проектов: реконструкция центра Москвы, первая линия московского метро, канал Волга-Москва, ВСХ.
В послевоенный период неоклассическая версия классики была официально утверждена в качестве стиля советской архитектуры. Сложилась методика детальной проработки генерального плана таких городов, как Новгород и Сталинград, разрушенных во время войны. В Москве Постановлением правительства 1947 года предписывалось возведение высотных зданий, так называемых сталинских высоток. Руководителем проекта стал Дмитрий Николаевич Чечулин. Семь из восьми планируемых высоток были расположены на пересечении радиальных магистралей с Садовым кольцом и Москвой-рекой. Самым крупным стало высотное здание Московского государственного университета на Ленинских горах. Сталин поддержал вариант благоустройства Москвы, в котором предполагалось строить удобные, просторные квартиры.
В 1955 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На смену архитектуре сталинского ампира пришла архитектура, задачей которой стало строительство громадных городских территорий однотипными домами. Начался перевод строительства на сборные бетонные конструкции. Бесконечное повторение объемов в ущерб эстетике придало массовому строительству монотонность. Наиболее полно новые архитектурные принципы проявились в создании Новых Черемушек в Москве. В 1970-1980- х годах началась новая страница в строительстве общественных зданий. Создаются театры с открытой сценической площадкой, в здании Центрального театра кукол им С. Образцова на фасаде были установлены часы с заводными куклами. В сфере уникальных объектов стали появляться сооружения, близкие американскому позднему функционализму – комплекс застройки Нового Арбата в Москве, мемориал в Ульяновске. В 1970-1980-х годах в архитектуре появляется стремление к индивидуализации архитектурных решений в зависимости от среды.
В перестроечный период для отечественной архитектуры настало новое время. Важнейшим фактором развития архитектуры стало утверждение частной и корпоративной собственности на земельные участки и недвижимость Среди наиболее характерных зданий нынешнего этапа развития архитектуры – здания банков и офисов, индивидуальные загородные дома, особняки, виллы и дачи, торговые предприятия и комплексы. Моностилизм советской эпохи уступил место полистичности архитектуры.
Живопись и скульптура 30-х-50-х годов
Социалистический реализм. Зарождение ведущего стиля сталинской эпохи относят в 1932-1934 годам. Теоретическим фундаментом социалистического реализма стало «партийное мировоззрение», объединявшее все виды искусства. Но и до провозглашения официальной доктрины в искусстве появлялись произведения В. И. Мухиной, А. Т. Матвеева, И.Д. Шадра, К. С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, в которых были воплощены принципы социалистического реализма. Продолжатели передвижничества объединились в Ассоциацию художников революционной России. Политбюро в полном составе посетило Выставку АХХР. Изобразительное искусство в конце 20-х годов уже оказалось готовым пойти под контроль государства. Перед искусством ставилась задача создания прекрасного мифа о прекрасной стране. Опорой нового искусства стали европейское художественное наследие Древней Греции, Рима и Возрождения, а также искусство русских передвижников
Целью соцреализма было непосредственное проецирование образа новой реальности в сознание зрителя. Теория социалистического реализма создавалась в противопоставлении абстрактному искусству. Одним из решений этой задачи стал необарочный иллюзионизм, построенный на эффекте присутствия (панно для павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке 1939 года). Другой вариант - апелляция к классике, к этому направлению близки Дейнека, Фаворский и Мухина, Но самым распространенным стал импрессионизм с невыразительным мазком и смазанным цветом (А. Герасимов, В. Ефанов, Б. Иогансон).
Одним из ведущих жанров советского искусства в 30- е годы становится парадный портрет и бытовой жанр. В создании исторических полотен («Взятие Зимнего», «Выступление Ленина перед делегатами III съезда комсомола») применялся «бригадный» метод. Со времен АХХР поощрялся батальный жанр (Пластов А. А. «Фашист пролетел»). Задачей искусства становится создание «образа вождя». Заказчиком работ выступало государство. Такими были полотна А. Герасимова «И. Сталин и К. Ворошилов на прогулке в Кремле», «Незабываемая встреча» В. Ефанова. Отливки и копии скульптур вождей имелись в каждом городе, на территории колхозов и совхозов, гос. учреждений, заводов и фабрик.
В период Великой Отечественной войны художники создают эпические полотна. Б. И. Пророков создает зарисовки, объединенные в альбомы «Балтика», «Черное море», Кукрыниксы на основе натурных набросков создают картины «Конец», Пластов А. А. - «Фашист пролетел», плакаты создают классики этого жанра Д. С. Моор, В. Дени.
В послевоенный период особым успехом пользовались произведения выполненные в реалистической, доведенной до иллюзионизма, манере (Лактионов А. И. «Письмо с фронта»). Для скульптуры первое послевоенное десятилетие – время создания мемориалов воинской славы, таких, как созданные Е. Вучетичем в Берлине и Волгограде. В 1947 году была создана Академия художеств, ее президентом стал Александр Герасимов. Главным течением советского искусства оставался соцреализм, удар критики был направлен против формализма таких мастеров, как Сергей Герасимов, Дейнека, Кончаловский, Корин и натурализма Фаворского, Фалька, Гончарова. Среди художников послевоенных десятилетий примечательны своим творчеством А. Ларионов, автор картины «Письмо с фронта», в работах которого фотографичность и героизация обыденного, Федор Решетников, автор нравоучительных картин («Опять двойка»). После войны создаются мемориальные комплексы «Брестская крепость», «Хатынь», скульптурный ансамбль «Мамаев курган», над созданием комплекса трудился коллектив под руководством Е. В. Вучетича. Мемориал в Трептов-парке в Берлине с тринадцатиметровой бронзовой статей Воина – освободителя работы Вучетича, архитекторов Белопольского и художника Гарпенко.
Со смертью Сталина и наступлением «оттепели» наступил период циничной спекуляции понятием «социалистический реализм». В то же время молодые художники, скульпторы стремились к отображению суровой правды жизни. Анатолий Зверев (1931-1986) - художник уникальной судьбы, скиталец и бродяга, обладавший художественным почерком, со свойственными только ему легкостью, выразительностью, точностью в передаче характера персонажа, Татьяна Яблонская – художники нового поколения. Уже первая картина Татьяны Яблонской «Хлеб» сделала ее известной, всенародно известна ее картина «Утро». В 1960-х годах художница меняет почерк, создавая лаконичные обобщенные образы («Юность», «Безымянные высоты»). В 1970-х годах Яблонская вновь меняет манеру письма, создавая картины близкие эстетике раннего Возрождения.
На смену пестрому разнообразию живописи эпохи «оттепели» пришел «суровый стиль», со свойственными ему энергичностью, четкой архитектурной построенностью композиции, ясным строгим ритмом. К художникам, работавшим в этом стиле, относят Н. Андронова, П. Никонова, В. Иванова, А. и П. Александровичей, Г. Коржева. Для раннего периода «сурового стиля» (с 1957 года) характеры героичность и аскетичность образов тружеников (В. Попков «Строители Братской ГЭС», А. и П. Смолины «Полярники»). В центре произведений Е. Моисеенко и братьев Ткачевых – правда тяжелого труда (Коржев Г. триптих «Следы войны», Моисеенко Е. «Земля», Ткачевы А. и С. «К новой жизни (В колхоз)». После 1962 единство стиля утрачивается. Часть художников уходят в андеграунд, другие – в частные камерные темы. Виктор Попков (1932-1974) получил известность картиной «Строители Братской ГЭС» 1961 года. В середине 60-х годов художник создает цикл «Мезенские вдовы».
Таир Салахов (род. 1928) является одним из последовательных последователей сурового стиля («Нефтяник», «Монтажник»). В конце 60-х Салахов создает портреты дочери (Айдан»), композитора Д. Д, Шостаковича. Портретное творчество ставится главным в творчества Салахова. Одним из значительных художников второй половины XX века был Дмитрий Дмитриевич Жилинский, один из лучших отечественных мастеров-рисовальщиков. В 1964 году художник переходит к технике письма темперой по левкасу («Семья. У моря», «Гимнасты СССР»). В 90-е годы художник возвращается к технике масляной живописи и создает серию картин датского королевского двора. Илларион Голицын заявил о себе как художник-график. Шедевром стала гравюра «Утром у Фаворского». В 1970-е годы Голицын обращается к живописи, создавая картины в стиле «ретро» («Моя семья», «Катя с книгой»).
После Великой Отечественной войны появляется новый вариант модернизма. Осенью 1962 года на Юбилейной выставке «XXX лет МОСХ» в Манеже возник конфликт между представителями власти и художниками. После запрета на выставочную деятельность, средой нового искусства стала квартира, зрителями – знакомые и друзья. 15 сентября 1974 года Оскар Рабин и еще несколько художников (В. Немухин, Л. Мастеркова, В. Комар, А. Меламид) попытались выставить свои картины на пустыре, но власть применила против художников и их картин бульдозеры, поэтому и выставка получила наименование «бульдозерной». Концептуалисты создали свой печатный орган – журнал «А-Я», выходивший в Париже в 1979-1986 годах. В произведения концептуалистов включались тексты. В конце 80- х годов группа «Медицинская Герменевтика» создавала работы, которые почти исключительно состояли в сложении диалога. Подпольная галерея «Апт-арт» («квартирное искусство») в 1882-84 годах существовала на квартире Никиты Алексеева. В 1986 году на аукционе «Сотби» работы неофициальных художников оказались легально представлена, за этим последовали многочисленные выставки за границей, а также переезд старшего поколения художников-нонконформистов за границу. Продолжателем конструктивизма стала группа «Движение» во главе с Львом Нусбергом во главе. В конце 50-х годов образовалось объединение «Лианозовский круг», во главе с Евгением Кропивницким. В «Клуб сюрреалистов» входили художники, группировавшиеся вокруг издания «Знание», среди них Вл. Янкилевский, автор экспрессивных работ. «Московский концептуализм» явился завершителем национальной традиции. Виталий Комар и Александр Меламид стали основоположниками «соц-арта» в 1972 году. Завершением национальной традиции в XX веке стал «Московский концептуализм». В числе его представителей Илья Кабаков, который создал серии рисунков. В 1972 году Кабаков начинает работать в жанре изобретенного им совместно с Пивоваровым жанре «альбома» - серии больших несброшюрованных листов с рисунками и текстами, которые вынимались из коробки, лежавшей на пюпитре, а тексты зачитывались (альбом «Десять персонажей». Еще одной формой стала картина-стенд («График выноса помойного ведра», «Кухонная серия», «Гастроном». Виктор Пивоваров создавал Проекты для одинокого человека («проекты снов», «проекта неба», «проекты картин»).
Оскар Яковлевич Рабин (род 1928) со второй половине 50-х годов жил в бараке в Лианозово, где складывается его оригинальная художественная манера он пишет задворки помойки, заброшенные пустыри («Помойка», «Электрическая лампочка»). Как организатор нелегальных выставок он преследовался властями, а в 1978 году был лишен советского гражданства.
Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995) сводил облик предметов к максимально обобщенной форме («Натюрморт с ящиком и раковинами», «Каллы», «натюрморт с раковинами»).
Один из значимых художников нашего времени Михаил Михайлович Шемякин в ленинградский период жизни совместно с философом Вл. Ивановым создал собственную художественную теорию на основе изучения религиозного искусства. В 1971 году Михаил Шемякин был лишен советского гражданства и выслан из ССОР, обосновался в Париже, где был показан его акварельный цикл «Петербургский карнавал». Он много работает как театральный художник («Балеты Стравинского», «Щелкунчик»)
Татьяна Григорьевна Назаренко (род. 1944) обращался в своем творчестве к искусству Кватроченто и Северного Возрождения. Для художницы характерны темы карнавалов и праздников.
В группу «Митьки» входят Д. Шагин, В. Шинкарев, Александо и Ольга Флоренские, А. Кузнецов, В. Тихомиров, В. Яшке – представители неофициального искусства Ленинграда 50-70-х годов Основа живописи митьков – бытовые сцены из жизни города. Митьки обращаются в воем творчестве к литературным, кинематографическим источникам (Флоренский А. «Пушкин и Гоголь»).
Московский концептуализм - вариант отечественного постмодернизма, синтезирующий такие направления западного искусства, как сюрреализм, поп-арт, концептуализм, искусство перфоманса. Первые работы концептуалистов Д. Плавинского, А. Леонова, О. Рабина, И. Кабакова, Э. Булатова, В. Пивоварова, И. Чуйкова были исполненные в формах живописи и графики. Объект и перфоманс, формы наиболее характерные для концептуализма, формируются к кону 70-х годов, а в начале 80-х годов к ним добавляется инсталляция. В творчестве Комара и Меламида концептуализм существует параллельно с соц-артом. Первые выставки концептуального искусства вязаны с деятельностью Клуба авангардистов, образовавшегося в 1987 году. Для московского концептуализма характерна маргинальность, вызванная отторжением от западного культурного пространства, несущественность границ отдельных видов искусства, широкий диапазон стилистических манер и несхожесть внешних приемов. В настоящее время концептуализм воспроизводится в произведениях и текстах группы «Медицинская герменевтика».
Выдающийся скульптор современности – Эрнст Неизвестный (род. 1925) стал лауреатом IV Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве Ему принадлежит скульптурная композиция в Артеке «Детям мира», гигантский «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте, 970-метровый декоративный рельеф в Московском институте электроники. В 1976 году Э. Неизвестного лишили гражданства и он уехал в Америку, где работает в настоящее время. По проектам Неизвестного сооружены мемориал жертвам ГУЛАГА в Магадане. Его «Древо жизни» было установлено в октябре 2004 года в Москве. Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) – российский художник и скульптор создал работы, которые принесли ему известность на Западе. Наиболее известны работы скульптуры из цикла «Памятники», лаконичные, установленные во всех городах Европы. В 1970-х годах Сидур придумал «Гроб-арт» - искусство равновесия страха Их объединяет мрачная тематика и апокалиптические настроения, выбор материалов – части сарых моторов, отопительных радиаторов и т.п.
Базовые понятия темы
Ковчег в иконописи углубленное среднее поле иконной доски
Левкас - грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клею
Движки, оживки – в технике византийской и древнерусской живописи белильные блики, завершающие пробелку и вохрение.
Паволока - кусок ткани, наклеенный на поверхность средника
Темпера - краска, связующим элементом которой является яичный желток
Стаффаж - второстепенные изображения заднего плана
Санкирь темный тон основы, с которой начинается исполнение лиц и открытых частей тела.
Клеймо иконное – небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, являющаяся частью общего единого замысла иконы.
Подлинник – в практике средневековой русской живописи руководство, сборник образцовых рисунков – «прорисей» или подробных наставлений и указаний.
Клеть - в русской деревянной архитектуре сруб, образуемая положенными друг на друга венцами из бревен
Парсуна - название произведений русской портретной живописи 2-й пол. XVI – XVII века, которые лишь условно передавал портретное сходство, по стилистическим особенностям были тесно связаны с иконописью, сохраняли идентичность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо, были выполнены в технике темперы
Крестово-купольный храм – основа архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства. Срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных сводчатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опиравшиеся на четыре стоящих столба, соединенных арками. Переходом от арок к куполу служат паруса
Амвон - возвышение, стоя на котором священник совершает проповеди
Закомара - полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода
Звонница в русской архитектуре 14-17 вв. сооружение при храме – стена с проемами для подвешивания колоколов
Кокошник архитектурный - декоративное завершение стен и сводов, обрамление барабанов и шатров церквей в виде профилированных арок или килевидный.
Паруса - части купольного свода, в виде вогнутых сферических треугольников
Прясло – часть стены здания от одного членения - пилястры или лопатки до другой
Хоры – верхняя западная открытая галерея внутри церкви.
Поребрик – вид орнаментальной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены
Палаты – в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное здание с большим количеством помещений, в два и более этажей.
Нартекс - западное членение храма, изолированное от остального помещения
Подлинник иконы – специальные руководства для иконописца, подразделявшиеся на «лицевые» и «толковые».
Лицевые подлинники - собрание прорисей (образцов)
Толковые подлинники содержали словесное описание. Многочисленные композиции одного сюжета - «переводы».
Левкас - грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клею.
Средник - центральная икона в чине иконостаса. Центральное изображение, большое поле житийной иконы, окруженное миниатюрными изображениями жития святого.
Паволока - кусок ткани, наклеенный на поверхность средника.
Стаффаж – второстепенные мелкомасштабные изображения людей и животных в пейзажных композициях
Строгановская школа – стилистическое направление в русской иконописи кон. XVI – XVII вв. созданное московскими царскими иконописцами, выполнявшимися по заказу купцов Строгоновых. Иконы отличались небольшими размерами, миниатюрностью, филигранностью письма, сложностью композиции, сочной, плотной цветовой гаммой, усиленной золотом и серебром.
АХХР – Ассоциация художников революционной России – объединение, возникшее по инициативе художников, ставивших своими задачами оказание материальной, научной и технической помощи художниками и деятелям изобразительного искусства. АХХР показала в Москве 11 выставок тематического характера, занималась издательской деятельностью В АХХР входили А. Архипов, Ф. Богородский и др. В 1932 году АХХР прекратила свою деятельность.
Бубновый валет – выставочное объединение московских художников, учрежденное П. П. Кончаловским, А.В. Куприным, И.И. Машковым, соединивших в своем творчестве элементы фовизма, кубизма и постимпрессионизма
ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт – учебное заведение в Москве (1926-1930), созданный в результате преобразования Вхутемаса. Закрыт в условиях начавшейся борьбы с формализмом в советском искусстве.
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские – учебное заведение в Москве 1921-1926 гг. с факультетами художественными и производственными и последствии преобразованный во Вхутеин.
Левый фронт иск усств (ЛЕФ) – объединение, возникшее по инициативе Маяковского в 1923 году. Задачи ЛЕФа - агитация «производителей искусства за принятие коммунистического пути и идеологии
Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-х годов, которое проявилось в архитектуре, дизайне, оформительском искусстве и графике, книге и плакате. Цель конструктивизма – конструирование среды общественного бытия.
Лучизм - живописный метод, введенный ок. 1912 года М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой. Суть лучизма в том, что художник ставит своей целью не самих предметов, а отражение от предметов цветовых лучей.
Монументальная проп аганда – план развития монументального искусства как средства просвещения и политического воспитания народа, выдвинутого В. И. Лениным после Октябрьской революции 1917 года. взамен разрушенных памятников «царям и их слугам» В Москве, Петербурге и других городах