РЕАЛИЗМ и КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ




Развитие реализма в России ХIХв. Критическое осмысление социальной жизни. Религиозная окрашенность реалистического творчества. Связь живописи и русской литературы. Исторический жанр и критическое осмысление современности. Роль Академии художеств в формировании исторической живописи. Товарищество передвижных выставок (1870-1922) и художественная критика. Типизация. Лирика русского пейзажа. Парковые пейзажи Ф.Щедрина, морские виды И.Айвазовского, лес И.Шишкина, виды Ф.Васильева, А.Саврасова, поэтические полотна В.Поленова, северные леса А.Васильева, М.Нестерова, импрессионистские этюды К.Коровина, Э.Грабаря, стилизованные виды В.Борисова-Мусатова.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Основание бытового жанра, обращение к жизни крестьян. Создание пленэра. Теоретическое осмысление перспективы.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Живописец домашних сцен. Ранние рисунки. Сепии. Мир фальшивых страстей и манерных жестов. Игра теней на картине, сон и явь. Поздние работы.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Страстная вера в нравственную роль искусства в преображении людей. Идея мессианства, явления Христа народу. Толкование священной истории в цикле библейско-евангельских росписей.

Николай Николаевич Ге (1831-1894). Римские сюжеты. Евангельские сюжеты в творчестве. Картина Тайная вечеря, обнаженность конфликта, идейный раскол сторонников двух разных мировоззрений. Влияние учения Л.Толстого. Эмоциональный, драматический портрет. Нарушение академических канонов, фрагментарные композиции, резкие световые и цветовые контрасты.

Илья Ефимович Репин (1844-1930). Основные темы творчества: критика эксплуатации и политического преследования. Жанр исторической драмы. Типические образы и портреты, сохраняющие индивидуальность. Картины на историко-революционную тему.

Василий Иванович Суриков (1848-1916). Историческая широкомасштабная живопись. Интерес к переломным моментам истории, стремление прочитать современность через прошлое, обозначив рубеж между московской и петровской Русью. Исторические баталии.

Иван Николаевич Крамской (1837-1837). Бунт против академических требований. Стратегические идеи развития русской культуры. Участие в движении передвижников. Портреты русских писателей.

Василий Григорьевич Перов (1833-1887). Критическое направление в русской бытовой живописи. Сочувствие униженным и оскобленным. Гневный пафос сатирического обличения власть имущих.

Владимир Александрович Серов (1865-1911).Влияние импрессионизма. Портреты актеров, писателей, художников. Философия портретного жанра: лицо и маска, лик и личина, человек и роль, амплуа. Заказные портреты знати, их эффектный шик. Декоративность и условность отдельных работ.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Выражение гражданских чувств любви к родине средствами пейзажа. Пейзаж настроения.

Видеоряд

Иванов А. Явление Христа народу,1833-57. Библейские эскизы,1851-57.

Ге Н. Что есть истина?1890. Страстной цикл,1880-90.

Репин И. Крестный ход в Курской губернии,1883. Бурлаки на Волге,1873. Не ждали,1886. Запорожцы,1880-91. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Арест пропагандиста,1892. Отказ от исповеди. Портреты Л.Толстого, М.Мусоргского, С.Мамонтова, П.Третьякова, В.Стасова, Д.Менделеева, П.Стрепетовой.

Суриков В. Утро стрелецкой казни,1881. Боярыня Морозова,1887. Меньшиков в Березове,1883. Переход Суворова через Альпы,1899. Степан Разин,1906.

Крамской И. Христос в пустыне,1872. Неизвестная,1883. Портреты Т.Шевченко, Л.Тостого, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина, И.Гончарова.

Перов В. Тройка,1866. Сельский крестных ход на Пасхе,1861. Проводы покойника,1865. Охотники на привале,1871. Последний кабак у заставы,1868.

Серов В. Петр I,1907. Девушка, освещенная солнцем,1888. Девочка с персиками,1887. Похищение Европы,1910. Одиссей и Навзикая, 1910 Портреты Ф.Таманьо,1893; Ф.Шаляпина,1905; К.Коровина,1891; Н.Лескова,1894; М.Горького,1905; Ермоловой,1905; И.Морозова,1910; Иды Рубинштейн,1910; кн.О.К.Орловой,1911; Г.Гиршман,1907. кн.С.М.Боткиной; кн.З.Н.Юсуповой,1902.

Федотов П. Свежий кавалер,1846. Утро чиновника, получившего первый крестик,1846. Кончина Фидельки,1844. Игроки,1851. Анкор, еще анкор,1852 Вдовушки,1850. Сватовство майора,1848.

Касаткин Н. Шахтерка,1894.

Ярошенко Н. Кочегар,1878.

Куинджи А. Украинская ночь,1876. Березовая роща,1879. Лунная ночь на Днепре,1880.

Левитан И. Над вечным покоем,1894. Золотая осень,1895. Весна – большая вода,1897. Тихая обитель,1890. У омута,1892. Русь,1899.

Поленов В. Московский дворик,1878. Заросший пруд,1879.

Саврасов А. Грачи прилетели,1871. Проселок,1873. Рожь,1881. Весна,1893.

Васильев Ф. В крымских горах,1873. Волжские лагуны,1870. Болото в лесу,1872.

Нестеров М. Пустынник,1890. Видение отроку Варфоломею,1891.Святая Русь,1901. Молчание,1903. Портрет Нестеровой,1906. На Руси,1914.

Айвазовский И. Радуга,1872. Черное море,1881. Чесменский бой,1848. Девятый вал.

Шишкин И. Рожь,1879. Мачтовый лес,1872. Сосновый бор,1872.

Коровин К. У балкона,1886. За чайным столом,1886. В лодке,1888. Пристань в Гурзуфе,1914. Париж ночью,1908.

Верещагин В. Двери Тимура,1872. Трилогия казней,1887.

Грабарь И. Луч солнца,1901. Февральская лазурь,1904. Неприбранный стол,1907. Хризантемы,1907.

Архипов А. По реке Оке,1889. Прачки,1890. Северная деревня,1903. Крестьянка с кувшином,1927.

Малявин Ф. Смех,1899. Девка,1903. Вихрь. 1906. Верка,1913.

Кустодиев Б.М. Красавица,1915. Масленица,1916.

 

Серебряный век

Особенности периода 1900-1910г. необычайная интенсивность и динамика художественных поисков, стремительность смены поколений мастеров и направлений, изобилие художественных объединений «Серебряный век» как период, следующий за «золотым веком» русской поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Тютчева, К.Баратынского. Расцвет русской поэзии серебряного века. Журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон». Декаденство и эстетизм русского искусства.

Символизм. Сказочные и мифопоэтические образы. Демоническая чувственность. Сочетание романтизма и академической техники рисунка. Былинные сюжеты. Иллюстрации и театральные декорации. Выставка Голубая роза, Москва,1907. Противопоставление романтически одухотворенных образов стилизаторству и эстетству мирискусников. Символизм на пластической основе.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Монументальные композиции Кирилловской церкви в Киеве с 1884г. Обращение к поэме М.Лермонтова «Демон». Сказочно-былинные темы и древняя мифология. Декорации для спектаклей мамонтовской оперы в Москве 1890-х г. Выражение декадентства и участие в группе «Мир искусства». Сочетание романтической чувственности и мечты с академическим рисунком.

Группа Мир искусства, Петербург (1898-1904, 1910-1924). Объединение художественной элиты России: Бенуа, Сомов, Головин, Врубель, Серов, Нестеров, Рерих, Малявин. Оценка английского и немецкого искусства с позиции теории «искусства для искусства». Галантный жанр. Сказочные образы. Эстетизация и идеализация русского прошлого. Значение выставочной деятельности и журнальной деятельности А.Бенуа и С.Дягилева в объединении. Синтетизм и ретроспективность Лансере, Добужинского, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Рериха. Дягилевские сезоны в Париже.

Объединение Бубновый валет (1911-1917): М.Ларионов, Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Лентулов, И.Машков, Р.Фальк. Увлечение русскими примитивами, лубком и новейшими тенденциями европейского искусства. Плутовство, балаганная грубость в отношении к зрителю. Влияние постимпрессионизма.

Формирование авангарда. Отличие русского художественного авангарда от западного. Обособление отдельных художников. Основные стили: примитивизм, неоклассицизм, лучизм, экспрессионизм, супрематизм, кубофутуризм.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Отвлечение от социальной действительности пронизанной «ядовитым хлебом» социальных отношений. Теософские представления о мире как градации плотных и тонких материй. Переход к чисто-и-вечно-художественному в «Композиции У11». Композиции, импрессии, импровизации. Деятельность в группе «Синий всадник»(1911). Теоретические работы «О духовном в искусстве»(1910), «Точка и линия на плоскости»(1926). Геометрические опыты в Баухаузе.

Марк Захарович Шагал (1887-1985). Влияние кубистов, фовистов, Ван-Гога в живописи 1910-х г. Связь творчества с библейской традицией. Приоритет воображения над реальностью. Парижский период, мифологизм. Работа в Витебске. Второй французский период. Офорты к произведениям Гоголя, Лафонтена. Работа в США. Библейское послание для музея в Ницце.

Видеоряд

Шагал М. Я и моя деревня,1911. Автопортрет с семью пальцами,1912. Отдыхающий поэт,1915. День рождения,1915. Прогулка,1917. Над городом,1918. Белое распятие, 1938. Время – река без берегов,1941.

Филонов П. Мужчина и женщина,1913. Пир королей,1913. Коровницы,1914.

Малевич К. Косарь. Жница,1912. Авиатор,1914.

Кандинский В. Мурнау,1908. Картина с кругом,1911. Композиция VII,1913. Два овала,1919. Желтое-Красное-Синее,1925.

Габо Н., Певзнер А. Абстрактные формы,1913. Колонна,1923. Движущаяся композиция № 2,1949.

Штеренберг Д.Аниська,1926. Стол художника,1916. Лампа и селедки,1920. Агитатор,1927. Серия Травы,1929. Серия Незабудки,1935.

Пиросманишвили Н. Дворник, 1905.

символизм

Врубель М. Пан,1898. Сирень,1901. Гамлет и Офелия,1888. К ночи,1900. Демон,1890. Демон летящий,1899. Демон поверженный,1902. Автопортрет,1905, Царевна-Лебедь,1900. Портрет С.Мамонтова,1897.

Борисов-Мусатов В. Гармония,1900. Водоем,1902. Изумрудное ожерелье,1904.

Петров-Водкин К. Купание красного коня,1912. Петроградская Мадонна,1918.

Мир искусства

Васнецов В. Аленушка,1881. Акробаты,1877. Богатыри,1898. После побоища Игоря Святославича с половцами,1880. Витязь на распутье,1882.

Сомов К. Дама в голубом,1900. Арлекин и дама,1912. Итальянская комедия,1914. Графические портреты В.Иванова, А.Блока.

Бенуа А.Н. Водный партер в Версале,1905. Купальня маркизы,1906. Илл. к Медному всаднику А.Пушкина. Декорации опер Р.Вагнера, И.Стравинского. Эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Тартюф», «Каменный гость».

Головин А. Портрет Ф.Шаляпина в роли Бориса Годунова,1912. Декорации для оперы Бизе «Кармен»,1908; драмы Лермонтова «Маскарад»,1917.

Бакст Л. Ужин,1902. Древний ужас,1908. Эскизы костюмов к балетам «Послеполуденный отдых фавна»,1912; Нижинский в роли фавна,1912. Черепнина «Нарцисс»,1911; Дюка «Пери»,1911.

Добужинский М. Человек в очках,1906.Серия Городские сны,1900-1910. Книжные иллюстрации Х.Андерсена, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, К.Чуковского, Ю.Олеши.

Серебрякова З. За туалетом,1909. Голубые балерины,1922.Балет «Щелкунчик»,1923.

Рерих Н. Заморские гости,1901. Небесный бой,1912.

Кузнецов П.В. Голубой фонтан,1905. Стрижка овец,1912. Вечер в степи,1912. Строительство нового квартала в Ереване,1931.

Бубновый валет

Лентулов А. Автопортрет,1915. Тыквы,1911. Василий Блаженный,1913.

Ларионов М. Цыганка,1908. Офицерский парикмахер,1909. Отдыхающий солдат,1911.

Машков И. Синие сливы,1910.

Кончаловский П. Бой быков,1910. Сухие краски,1913. Агава,1916. Скрипач,1918. Натюрморт с красным подносом,1912. Портрет Мейрхольда,1938.

Гончарова Н. Фабрика,1912.Мистические образы войны,1914. Беление холста,1910. Сбор плодов,1908. Евангелист,1911. Велосипедист,1913. Лес, Кошки,1913. Декорации к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок»,1914, «Садко»,1916; Стравинского «Свадебка»,1916, «Жар-птица»,1926; М.Мусоргского «Ночи на Лысой горе»,1923.

Реализм

Жуковский С. Лунная ночь,1899. Весна,1898.Терраса,1906. Поэзия старого дворянского гнезда,1912. Комната в доме имения Брасово,1916.

Волков Е. Болото осенью,1871. Ранняя весна,1890. Над рекой,1901.

Виноградов С. Бабы,1893. Вечер,1900.Сад,1910. Крымский пейзаж,1915.Весна,1920.

Архитектура и скульптура

Андреев Н. Памятник Н.В. Гоголю в Москве,1909

Трубецкой П. Памятник Александру III,1909

Фомин М. Особняк Абамелек-Лазарева в Петербурге,1912-1914

Щусев А. Церковь Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-1912

Альтман Н. Эскиз праздничного оформления Дворцовой площади в Ленинграде. 1918

Мельников К. Клуб им. Русакова, М.,1927-1929

Иофан Б. Проект Дворца Советов. Москва.

Литература

Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников в середине XIX- нач.XXв. М.,1993

Мир искусства. М.,1993

Поспелов Г. Бубновый валет М.,1990

Русакова Л.А. Символизм в русской живописи. М.,1995

Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М.,2000

Советский период

Социалистическая революция 1917 года и левое искусство. Авангард как революция формы и отказ от аристократического, музейного искусства.

Конструктивизм (1919-1930). “Музыка машин”, предполагающая утрирование каркаса, несущей структуры вещи. Концепция жизнестроения. Супрематизм и конструктивизм. Печать и революция. Школы ИНХУК, ВХУТЕМАС. Художественное проектирование – выведение технической структуры на уровень стилевой формы. Использование фотомонтажа, зрительное выделение технических деталей, игровой монтаж в кино.

Футуризм (1910-1914, 1917-1920). Буделяне или будущники. Задача насильственного преображения мира, «психической эволюции». Увлечение примитивом и заумью. Отказ от техники и ориентация на природный вариант культуры. Группа Гилея (1909): Д.Бурлюк, В.Хлебников, Е.Гуро, А.Крученых, Б.Лифшиц, В.Маяковский. Манифест «Пощечина общественному вкусу»,1912. Выставки в Тифлисе после революции. Синдикат футуристов: Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, П.Филонов, Л.Попова, А.Экстер, Крученых, Зданевич, Чернявский.

Тема революции в искусстве 20-х годов. Агитационно–массовое искусство. Героический реализм и отображение революционной патетики дня. Художественные объединения Рост, ОСТ, АХРР, ФОСХ, и др. Пролеткульт и производственное искусство. Журнал ЛЕФ и группа «Октябрь». Формирование героического реализма.

Социалистический реализм (1932-1985). Постановление ЦК ВКПб 1932г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и его роль в создании Союзов художников, композиторов, писателей. Идейная платформа Союзов – социалистический реализм. Опора на критический реализм. Принципы коммунистической партийности, народности, художественной правды. Правдивость деталей, типические характеры в типичных обстоятельствах. Идеология социального оптимизма и метод осмысления лучшего из всех культур для создания героических образов. Карикатура времени Великой Отечественной войны, «Кукрыниксы». Тематическая картина и ее дидактика. Индустриальный пейзаж. Нравоучительные картины. Национальные стили живописи периода оттепели. Суровый стиль 1960-х годов. Нетиражная графика. Монументальное творчество.

Видеоряд

Конструктивизм

Лисицкий Л. СССР на стройке № 10, 1932. Композиция 1922.

Татлин В. Летатлин. Башня III Интернационала.

Стенберг В. Конструктивная композиция,1920.

Чернихов Я. Конструктивно-динамические структуры.

Габо Н., Певзнер Н. Декорации к балету труппы С.Дягилева «Кошка», 1927.

Родченко А. Конструкции, 1920. Пионер-трубач,1930.

Маяковский В. Серия Окон РОСТа. Про это, 1923. Рекламный плакат: Книги,1924; Резинтреста,1923.

Героический реализм

Яковлев Б.Н. Транспорт налаживается,1924.

Кустодиев Б. Большевик,1920.

Шухмин П. Приказ о наступлении,1927.

Чепцов Е. Заседание сельячейки,1924.

Терпсихоров Н. Первый лозунг,1922.

Самокиш Н. Атака конницы,1922.

Самохвалов А. Кондукторша,1928. Девушка в футболке,1932.

Ряжский Г.Делегатка,1927.

Моор Д. Плакаты Помоги!1921; Ты записался добровольцем?1920.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: