Мухина В. Пламя революции,1923. Рабочий и колхозница,1937.
Коненков С. Паганини,1906. Женский торс,1913. Нищая братия,1917. Портреты Горького,1928; Кончаловского,1904; Достоевского,1933.
Шадр И. Булыжник-орудие пролетариата,1927.
Иткинд И. Пушкин лицеист,1937. Сикейрос,1964.Долой войну,1963.
Вучетич Е. Памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане,1963-67.
Церетели З. Счастье народов,1982. Добро побеждает зло,1990. Петр I,1997.
Шервуд Л. Часовой,1933.
идейно-тематические произведения
Коржев Г.М. Поднимающий знамя. Коммунисты,1957. Гомер,1960.
Иогансон Б. Допрос коммунистов,1933. Рабфак идет,1928.
Герасимов А. Ленин на трибуне,1930.
Греков М.Тачанка,1925.В отряд к Буденному,1923. Трубачи Первой Конной армии,1934.
Герасимов А.И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле,1938. Портрет балерины Лепешинской,1939. Групповой портрет старейших художников,1944. После дождя,1935. Розы,1940.
Грабарь И. Хризантемы,1905. Крестьяне-ходоки у В.И.Ленина,1932. В.И.Ленин у прямого провода,1933.
Дейнека А. На стройке новых цехов;1926. Мать; Будущие летчики; Оборона Севастополя
Серов В. Зимний взят,1954.
Лактионов А. Письмо с фронта,1947.
Дейнека А. Оборона Петрограда,1927. Мать,1932. Футбол,1935. Будущие летчики,1937. Оборона Севастополя,1942. Раздолье,1944.Друзья,1962.
Бродский И. Ленин в Смольном,1930.
Богородский Ф. Нашли товарища,1933. Инвалиды войны,1930.
Корецкий Б. Воин Красной Армии, спаси! Плакат,1942.
Моисеенко Е. Красные пришли,1961. Озеро,1973. Вестники,1967.
Налбандян Д. Малая земля,1975.
Смолины А. и П. Полярники,1961.
Жилинский Д. Гимнасты СССР,1965. Под старой яблоней,1969. Воскресный день,1974.
Королев Ю. Космические братья,1980.
Яблонская Т. Хлеб,1949.Утро,1954. Безымянные высоты,1969. Лен,1977.
Ткачевы А.и С. У колодца,1954. Прачки,1957. На полянке,1958. Детвора,1960. Хлеб республики,1970. В субботний день,1973. Мороз и солнце,1992. Ярый день,1995.
|
пейзаж, натюрморт
Пименов Ю. Даешь тяжелую индустрию!1927. Новая Москва,1937. Серия Новые кварталы,1966. Свадьба на завтрашней улице,1962.
Нисский Г. Осень. Семафоры,1932. На путях,1933. Белорусский пейзаж,1947. Подмосковье. Февраль,1957.
Рылов А. В голубом просторе,1918. На страже,1931.
Юон К. Мартовское солнце,1915. Сергиев Посад,1911. Новая планета,1921. Вузовцы,1929. Утро индустриальной Москвы,1949.
Герасимов С. Рыбаки,1928. Колхозный праздник,1937. Начало апреля,1952.
Пластов А.Весна,1954. Полдень,1961. Ужин трактористов,1951. Сенокос,1945.Фашист пролетел,1942. Печник Петр Гришин,1949.
Ромадин Н. Керженец,1946. Серия Волга – русская река,1944.
Грицай А.Бурный день,1950.Подснежники,1957. Ледоход,1976.
Бакшеев В. Девушка, кормящая лебедей,1887. Голубая весна,1930. Дорога в лес,1935. Осень приближается,1945.
Машков И. Натюрморт с фарфоровыми фигурками,1922. Натюрморт с веером,1922. Московская снедь,1924.
Чуйков С. Прикосновение к вечности,1973.
бытовой жанр
Кугач Ю. Клятва бойцов,1947.В субботу,1964. Хозяйка,1970.Летом 1941,1967.
Решетников Ф. Опять двойка,1952.
Иванов В. Семья,1945. На покосе,1961. Полдник,1965.
Купреянов Н. В кухне,1920. Зимовье зверей,1929. Рыбные промыслы Каспия,1931. Завод,1927.
исторический жанр и книжная иллюстрация
Бубнов А. Утро на Куликовом поле,1947.
Корин П. Александр Невский,1942. Реквием,1932.
Кибрик Е. Ласочка. Илл. к кн. Р.Роллана «Кола Брюньон».
Бродский С. Иллюстрации к "Спартаку" Джованьоли, Ст. Цвейгу, А. Грину
Рылов А.В голубом просторе, 1918.
Фаворский В. Илл. к книгам: А.Пушкина,1922,1961; П.Мериме,1929; Данте,1933; Л.Толстого,1931; П.Муратова,1921;Слово о полку Игореве,1950.
|
Модернизированный реализм
Салахов Т. Портрет композитора Кара Караева,1960. Портрет Ольги Рукавишниковой,1997.
Булгакова О. Фигляры,1979. Превращение,1987.
Буранов А. Пьета,1988.
Назаренко Т. Мой Париж,1997. Немировский преулок,1976.
Литература
Полевой В.М. Двадцатый век. М.,1989.
Валериус С. Прогрессивная скульптура XX века. М.,1973.
Лифшиц Б. Полутороглазый стрелец. Л.,1933.
Боринская Е. Футуризм. М.,1999.
Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М.,2000.
Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.,1995.
Тасалов В. Прометей или Орфей? М.,1967.
Современное искусство России
Перестройка и изменение идеологии с 1980-х годов. Раскалывание культуры на противостояние различных художественных систем ценностей, на «архаический официоз» и «модернизированный официоз». И.Орлов, М.Аветисян, Н.Нестерова, Дж.Скулме, С.Тюленев, О.Булгакова, Л.Кесккюла, Т.Огобаев в живописи, А.Баранов, Н.Попов, А.Костин в скульптуре и графике. Вторая волна авангарда, Бульдозерная выставка. Третья волна авангарда. Появление антиискусства с 70-х годов. Дифференциация внутри авангарда на метафизическое крыло (М.Шварцман, Э.Штейнберг, В.Янкилевский; социальное (О.Рабин, В.Калинин), конструктивистское (Ф.Инфанте и группа «Движение») и абстрактный экспрессионизм (группа Белютина). Соцарт как ностальгический реализм, «лагерное искусство», социальная неомифология. Утопии классического авангарда (Соостер, Янкилевский, Плавинская), антиутопии концептуалистов, коллективных акционистов, творцов перфоманса и инсталляций. Соц-арт как цитирование и пародирование идеологических символов. Перфоменс как публичный жест, провокационное массовое действо. Саморазрушение и насилие, разрушающее мотивы унижения.
|
Видеоряд
соц-арт, перфоменс
Комар В., Меламид А. Eat-art,1975. Паспорт,1976. Храм,1978. Лайка,1972. Монументы: трансформации из будущего,1993.
Булатов Э. Перестройка,1988. Прощай Ленин,1991.
инсталляции
Комар и Меламид. Рай,1973.
Нахова И. Комнаты,1984.
Кабаков И. Муха с крыльями,1982. 10 персонажей,1988. Красный вагон,1991. Коммунальная кухня,1991. Туалет,1992.
Макаревич И., Елагина Е. Рассказ писательницы,1994.
Группа «Медицинская герменевтика». Три инспектора,1990.
Копистинский И. Сонструкция,1990.
Кабаков И. Он спятил, разделся и убежал голый, Инсталляция III,1983-90.
Гор Е. Вокруг трех серий,1999.
живопись
Шемякин М. Карнавалы,1979. Петрушка,1995.
Моисеенко Е. Август,1980.
Табенкин Л.Птицы,1987.Слепые барды,1993.
Комар и Меламид. Исток социалистического реализма,1983.
Ситников А. Бремя,1993.
Литература
Акимович А.К. Наше искусство и проблема ценностей, творческое сознание в конце XX века. // Советское искусствознание. М.,1990.
Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» //Вопросы философии. 1990. № 11
Учебно-полиграфическая лаборатория
«Южно-Российский гуманитарный институт»
Сдано в набор ______. Подписано к печати________.
Формат 60-84/16. Объем ______п.л. Бумага офсетная.
Печать ризография. Тираж 100 экз.
Заказ №______.