Межличностные и межгрупповые отношения




Содержание дисциплины «Психология»

Раздел I. Введение в психологию

Предмет, объект и методы психологии

Предмет и объект познания психологии. Психология в структуре современных наук. Структура психологии. Функции и задачи психологии.Отрасли психологии. Основные методы психологических исследований.

История развития психологического знания

Предпосылки развития психологии. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Направления современной зарубежной психологии. Становление отечественной психологии.

Психика, поведение, деятельность

Понятие о психике и ее эволюции. Развитие психики в фило - и онтогенезе. Происхождение и развитие сознания человека. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Психологическая теория поведения и деятельности. Операционно – технические аспекты деятельности.

Раздел II. Структура психики

Психические познавательные процессы

Общее понятие об ощущении. Физиологические основы, свойства и виды восприятия. Определение представления и его основные характеристики. Определение, виды, процессы и индивидуальные особенности памяти. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Природа и основные виды мышления. Общая характеристика речи. Понятие внимания.

Эмоции и чувства

Виды эмоций и чувств, их общая характеристика. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

Психическая регуляция поведения и деятельности (воля)

Общая характеристика волевых действий. Основные психологические теории воли. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие.

Раздел III. Психология личности и группы

Понятие о личности в психологии

Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Теории личности. Направленность и мотивы деятельности личности. Общая характеристика способностей человека. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Теоретические и экспериментальные подходы а исследованию характера.

Психология малой группы

Понятие малой группы Основные признаки малой группы. Типология групп. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности. Проблема развития группы. Общение в малых группах. Конформность и нонконформизм.

Межличностные и межгрупповые отношения

Чувство как аналитическая единица определения межличностных отношений. Социальные функции чувств.

Переживание как фактор социальной адаптации. Социометрическая структура группы. Дифференциация

и интеграция в межгрупповых отношениях. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые

процессы.

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины:

а) основная литература:

1. Белякова, Е.Г. Психология и педагогика: учебное пособие / Е.Г. Белякова, И.Г. Фомичева. – Тюмень: РИЦ Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, 2011. – 240 с. – 61 экз.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ: Астрель, 2009. - 352 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие / А.Г.Маклаков. – Санкт – Петербург: Питер, 2010 - 583 с.

5. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С.Немов. - Москва: Юрайт, 2011. - 639 с.

6. Петровский, А.В. Психология: учеб. для студентов вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 9 –е изд. - Москва: Академия, 2009. - 500 с.

7.Немов, Р.С. Социальная психология: учебник для бакалавров / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина - Москва: Юрайт, 2011. - 427 с.

8. Психология: учебник / под.ред В.Н.Дружинина. – Санкт – Петербург: Питер, 2009. - 656 с.

б) дополнительная литература:

1. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности / Н.И.Непомнящая. - Москва: Владос, 2001.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности / Г. Ю.Айзенк. – Санкт - Петербург: Ювента, 1999.

3. Крайг, Грэйс..Психология развития / Г.Крайг. - Санкт - Петербург: Питер, 2000.

4. Панкратов, В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практ. руководство / В.Н.Панкратов. - Москва: Ин-т психотерапии, 2001.

5. Дикманн, Ханс. Методы в аналитической психологии / Х.Дикманн. - Москва: Ин-т аналитической психологии, 2001.

6. Гроф, Станислав. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания, новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира / С.Гроф. - Москва.: Ин-т трансперсональной психологии, 2001.

7. Козлов, Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / Н.И. Козлов. - Москва: Новая школа, 1993.

8. Эббингауз, Герман. Ассоциативная психология / Г.Эббингауз, А. Бэн. - Москва.: АСТ, 1998.

9. Слободчиков, В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И.Слободчиков,Е.И. Исаев. - Москва: Школа-Пресс, 1995.

10. Вилсон, Гленн. Язык жестов / Г.Вилсон. - Санкт – Петербург: Питер, 2001.

11. Хьелл, Л.Теория личности: Осн. положения, исслед. и применение / Л.Хьелл, Д. Зиглер.. - Санкт - Петербург: Питер, 1999.

12. Кремчер, Эрнст. Строение тела и характер: Пер. с нем. / Э. Кремчер. - Москва: Апрель-Пресс; Москва.: Эксмо-Пресс, 2001.

13. Гальперин, П. Я. История психологии: ХХ в. / П.Я.Гальперин, А.Н. Ждан. - Москва: Академический проект, 2002.

14. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга / Т. В. Зайцева. - Санкт - Петербург; Москва.: Речь: Смысл, 2002.

15. Старовойтенко, Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни / Е.Б.Старовойтенко; Науч. ред. Шадриков В.Д.; Науч. конст. Дружинин В.Н. - Москва: Академический Проект, 2001.

16. Юнг, Карл Густав. Психологические типы / К. Г. Юнг; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. В. Зеленским; Под общ. ред. В.В. Зеленского. - Санкт - Петербург: Азбука, 2001.

17. Солсо, Роберт. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо; Под ред. В. П. Зинченко; Науч. ред. А. И. Назаров. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Тривола: Либерея, 2002.

18. Психология возрастных кризисов: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.

19. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. – Москва: Per Se, 2002.

20. Мах, Эрнст. Анализ ощущений и отношение физического к психическому / Э. Мах. - Москва: Территория будущего, 2005.

21. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А. С. Батуев, М. А. Жукова. – Москва: Финансы и статистика, 2002.

22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

23. Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; ред. А. В. Петровский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1987.

24. Баксанский, О.Е. Когнитивные науки: от познания к действию / О. Е. Баксанский; ред. - Москва: КомКнига, 2005.

25. Лейбин, В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия: т.1 / В. Лейбин; науч. совет В. Л. Глазычека и др. - Москва: Издательский дом "Территория будущего", 2006.

26. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека /А.Г.Асмолов. – Москва: Смысл, 2007.

27. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - Москва: PerSe, 2002.

28. Возрастная психология: хрестоматия /сост. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – Москва: Академия,2007.

29. Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – Москва: Академия, 2007.

30. Горянина, В.А. Психология общения /В.А.Горянина – Москва: Академия, 2008.

 

в) Доступны через удаленный доступ через ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

1. Никандров, В. В. Психология [Электрон. ресурс]: учеб. для студентов вузов / В. В. Никандров. – Москва: Кнорус, 2009. – 1 электрон. опт. диск. – 2 экз.

Доступны через удаленный доступ через ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

2. Щербатых, Ю. В. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. В. Щербатых. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 272 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 656 с.

4. Мирошниченко, И. В. Общая психология: конспект лекций / И. В. Мирошниченко. – Москва: А-Приор, 2007. – 94 с.

5. Макарова, И. В. Общая психология: конспект лекций / И. В. Макарова. – Москва: Юрайт, 2011. – 182 с.

6. Макарова, И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. – Москва: Юрайт, 2010. – 237 с.

7. Березанская, Н. Б. Психология: учеб. для вузов / Н. Б. Березанская. – Москва: Юрайт, 2011. – 575 с.

8. Ритерман, Т. П. Психология. Полный курс: учеб. пособие / Т. П. Ритерман. – Щелково: АСТ, 2010. – 123 с.

 

Перечень ресурсов информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины:

  1. Базы данных ИНИОН (https://www.inion.ru/product/db_2.htm)
  2. Виртуальная справочная служба "Спроси библиографа" (https://www.vss.nlr.ru:8101/)
  3. Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов www для библиотек (https://www.ruslibnet.ru/dc/)
  4. Сводный каталог «Сигла» (https://www.sigla.ru/)
  5. Электронный журнал «Курьер образования» Новости российской академической науки и высшей школы; статьи и публикации по среднему и высшему о.ruбразованию; обзоры фондов и грантов; содержание и выборочные статьи журналов «Знание – сила», «Квант», «Человек», «Наука и жизнь», Вопросы психологии » ( https://courier.com)

Вопросы к экзамену (темы контрольных работ)

  1. Предмет и объект общей психологии.
  2. История развития психологического знания.
  3. Основные направления в психологии.
  4. Методы психологического исследования.
  5. Развитие психики в процессе филогенеза.
  6. Мозг и психика.
  7. Психика, поведение, деятельность.
  8. Соотношение сознания и бессознательного.
  9. Развитие психики в онтогенезе.
  10. Мотивационно - потребностная сфера личности.
  11. Виды деятельности.
  12. Навыки. Умения.
  13. Внимание.
  14. Ощущение и восприятие.
  15. Представление.
  16. Мнемические процессы.
  17. Воображение.
  18. Творчество.
  19. Мышление и интеллект.
  20. Общение и речь
  21. Эмоции и чувства
  22. Воля. Психическая регуляция поведения и деятельности.
  23. Понятие о личности в психологии. Самооценка и уровень притязаний личности.
  24. Темперамент.
  25. Характер.
  26. Способности.
  27. Психология малых групп.
  28. Межличностные и межгрупповые отношения.

 

Студенты выбирают по две темы (на выбор, при условии исключения их дублирования в группе) для раскрытия в контрольной работе. Требования к написанию и оформлению контрольных работ смотри ниже. Защита контрольной работы студентом осуществляется в форме развернутого доклада (от 10 до 15 минут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: