Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по биологии на 1-м курсе.




Задачи проведения семинарских и практических занятий:

1) закрепить и углубить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой; приобрести опыт публичного выступления;

2) сформировать и развить необходимые практические навыки;

3) осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебного материала.

Скорее всего, Вы открыли этот файл, прочитав в объявлении для первокурсников, что эту информацию следует прочитать и принять к сведению. Если Вам уже стало неинтересно, т.е. нет никакого желания перебороть себя и читать дальше, то с учебным материалом ситуация, вероятно, будет складываться так же.

Перед семинарскими занятиями как правило проводятся лекции по изучаемому материалу.

На лекции студентам предлагается общая структура изучаемой темы, и более подробно излагаются современные сведения по отдельным вопросам, не отраженные в изданных ранее учебных пособиях.

«На лекции необходимо активно работать: внимательно отслеживать ход рассуждений преподавателя, вести как можно более подробный конспект. При ведении конспекта часть страницы (поле) необходимо оставлять свободной для последующей доработки лекционного материала во время самостоятельной работы. Конспект следует вести так, чтобы им было максимально удобно пользоваться в последующем. С этой целью основные положения желательно выделять: подчеркиванием, цветом и т. д. Если какие-то высказанные преподавателем во время лекции положения не понятны, то необходимо их уточнить, задав соответствующие вопросы (после лекции или в перерыве).»

Если лекцию читают в достаточно быстром темпе, не позволяющем записывать предложения дословно (дословно записывать лекцию – неправильно), используйте сокращения для наиболее часто употребляемых слов, например: # - клетка, кот. – который, пр.- например, → - из этого следует, и т.д.

Правильную лекцию преподаватель должен именно «читать», т.е. вести рассказ, из которого студенты должны в свою очередь улавливать самое главное и вносить в свой конспект. Однако, на 1-м курсе, особенно на первых лекциях такой подход, к сожалению, не оправдывает себя: подавляющее большинство студентов после школы не умеют самостоятельно вести конспект. В связи с этим многие лекции практически «задиктовываются». Но Вы должны понимать, что темп «диктовки» не может быть таким же низким, как в школе. Старайтесь записывать за лектором по возможности быстро, но внятно, чтобы Вы сами потом смогли прочитать написанное.

Если Вы не успели записать какое-то положение, пропустите место, чтобы вставить его потом с помощью товарищей.

Не бросайте записывать лекцию на середине потому что Вы устали (не только писать, но и думать о том, что следует записывать). Нужно стараться настроить себя на работу. Только в этом случае со временем Вы научитесь конспектировать весь необходимый лекционный материал, а он поможет Вам в подготовке к семинарским занятиям, сдаче контрольных точек и в подготовке к экзамену.

Не забывайте, зачем Вы пришли в ВУЗ, и зачем преподаватели для Вас проводят лекции и семинарские/практические занятия. Вы пришли получать знания (а не оценки). И даже если Вам сейчас кажется, что знания по предмету «Биология» не пригодятся в будущем – это ошибка. Элементарный пример – инструкция по применению лекарственных препаратов, где описывается механизм их действия. Это механизм исправления дефектов на клеточном и молекулярном уровне. Далеко не все неудачные комбинации препаратов бывают указаны в инструкции к ним. В результате именно отсутствие знаний по молекулярной биологии и генетике у многих врачей приводит, к сожалению, к тому, что они не способны оценить побочные эффекты при применении нескольких лекарственных препаратов конкретным пациентом. И наступает «рукотворное» ухудшение состояния больного. Поэтому многие пациенты не верят врачебным рекомендациям, стараются найти знающего специалиста и идут к нему на дополнительную консультацию. Ваша цель – стать врачом, которому не верят (и правильно делают) или знающим специалистом? Если Вы выбираете первое, и качество Вашей будущей работы Вас не волнует, то, конечно, не стоит заставлять себя учиться думать и все дальнейшие рекомендации не для Вас.

Важная роль в усвоении учебного материала принадлежит семинар ам. При подготовке к семинарскому занятию следует ознакомиться с его темой, указанной в тематическом плане (план вывешен на стенде кафедры на весь семестр). В качестве основного источника для подготовки к занятию стоит выбрать лекцию по изучаемой теме. Если в лекции были четко выделены отдельные разделы, их следует сразу отметить в конспекте цветом. Прочитайте материал лекции. Отметьте для себя карандашом непонятные места или термины. Возьмите в помощь учебно-методическое пособие, изданное кафедрой (или рекомендованное ею по данной теме). Обратите внимание, что все учебно-методические пособия, необходимые Вам, есть в электронном виде в разделе «Документы» на странице кафедры ВК. Начните прорабатывать материал лекции с начала. Находите в учебном пособии тот же материал, вписывайте кратко недостающее в конспект. Разъясните для себя непонятные ранее в лекции места. Если ответа на свои вопросы в пособии Вы не найдете, отметьте эти места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

Оставляйте в конспекте место для дополнений, которые неизбежно появятся на семинарском занятии. Удобнее, если вся информация по учебному материалу у Вас будет сведена в одной тетради, в одном месте. Это позволит не забыть ничего при подготовке к контрольным и к экзамену.

Для того, чтобы усвоить материал, необходимо не зазубривать его, а постараться проанализировать (понять логику). Например, изучая органоиды, стоит задавать себе вопросы: «Что у них общего в строении? Какие функции общие? Чем они отличаются по строению? По функциям? Как они взаимосвязаны в клетке?». Чем больше связей Вам удастся создать при изучении материала, тем лучше Вы его усвоите. Зубрежка, тем более дословное заучивание, позволит, возможно, Вам сдавать контрольные «по половинке», но знаний не даст, потому что Вы сразу все забудете. Не старайтесь рассказывать текст теми же словами, какими он изложен в книге. По тому, можете ли Вы излагать материал своими словами, любой преподаватель поймет – зубрили Вы или нет. И если зубрили, то любой невинный вопрос Вас собьет, и контрольную «точку» Вы не сдадите.

Для того, чтобы проверить свою подготовленность к занятию, в разделе «Документы» найдите файлы «Вопросы к зачету 1 сем/ 2 сем.» В файлах перечислены основные вопросы, на которые Вы должны уметь дать ответ, с примером. Поскольку Вы учитесь в медицинском ВУЗе, очевидно, что нужно уметь приводить примеры заболеваний, которые могут развиваться из-за каких-либо нарушений в клетках человека.

Даже если Ваш преподаватель по каким-то причинам не регулярно проводит на занятиях опросы, в Ваших интересах готовиться к каждому занятию. Это поможет Вам не потерять впустую время семинара, когда преподаватель еще раз будет знакомить группу с изучаемым материалом. Зная материал, Вы сможете услышать (и записать) ответы на неясные для Вас вопросы или отметить новую для Вас информацию.

Даже если опрос на занятии не проводится, Вам будут предложены тесты для проверки подготовки к занятию. Конечно, если Вы готовились, тест Вы напишете и наберете дополнительные баллы.

Если преподаватель проводит семинарское занятие в форме опроса, это дает Вам возможность озвучить изученный Вами материал. Часто оказывается, что при его изучении были упущены какие-то детали, что-то не до конца понято, что-то понято неправильно. Слушайте внимательно ответы товарищей по группе, а также вопросы и замечания преподавателя. Если Вы готовились к занятию, Вы сможете проверить себя во время чужого ответа, внести исправления и дополнения в свой общий конспект. Не упускайте возможность дополнить свой конспект пояснениями или дополнениями, которые преподаватель дает во время семинара! Они помогут Вам при подготовке к контрольной и экзамену. Осознайте, что Вы учитесь в ВУЗе и здесь, в отличие от школы, у преподавателя нет задачи заставить Вас усваивать материал. Это теперь стало исключительно Вашей задачей. И чем раньше Вы это осознаете, тем более успешно будет проходить Ваша учеба. Очевидно, что дополнительная информация, сообщенная преподавателем во время занятия, была дана вашей группе не просто так. Вероятнее всего, это тот материал, который Вы не сможете сами найти в книге или в чем не сможете сами разобраться. Конечно, вопросы по этому материалу будут возникать и при сдаче контрольных.

Ответы на занятиях преподаватели оценивают по 5-балльной системе.

«Оценка «отлично » выставляется за ответ, в котором содержание соответствует заданному вопросу, обучающийся глубоко и прочно усвоил учебный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, демонстрирует собственные суждения и размышления на заданную тему, делает соответствующие выводы; умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, не затрудняется с ответом при видоизменении заданий.

Оценка «хорошо » выставляется обучающемуся, если его ответ соответствует и раскрывает тему, обучающийся показывает знание учебного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей при выполнении задания, правильно применяет теоретические положения при выполнения задания, владеет необходимыми навыками и приемами его выполнения, однако испытывает небольшие затруднения при формулировке собственного мнения.

Оценка «удовлетворительно » выставляется обучающемуся, если его ответ не полностью раскрывает тему, обучающийся имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении учебного материала по заданию, его собственные суждения и размышления на заданную тему носят поверхностный характер.

Оценка «неудовлетворительн о» выставляется обучающемуся, если не раскрыта тема, содержание ответа не соответствует теме, обучающийся не обладает знаниями по значительной части учебного материала и не может грамотно изложить ответ на поставленное задание, не высказывает своего мнения по теме, допускает существенные ошибки, ответ выстроен непоследовательно, не аргументированно.»

 

Кроме усвоения информации на лекциях и занятиях, Вам предложена еще одна форма работы с теоретическим материалом – самостоятельная работа. Она включает в себя изображение схем с подписями и заполнение таблиц в альбоме.

Подписи к схемам, которые просят Вас сделать в задании, часто отличаются от подписей на рисунках, предложенных Вам для облегчения выполнения самостоятельной работы. Не стоит воспринимать эти рисунки как «болванку», которую нужно просто перерисовать. К схемам даны задания, и их нужно выполнить самостоятельно!

Кроме этого, в самостоятельную работу входит заполнение таблиц. Для этого не нужно использовать ресурсы интернета. Вся информация для заполнения таблиц есть в Ваших учебных пособиях и лекциях.

Не относитесь к самостоятельной работе как к лишней ненужной Вам нагрузке! Выполнение заданий (а не бездумное копирование) и работа с материалом (упорядочивание и сокращение его при заполнении таблиц) должны помочь Вам усвоить изучаемую тему. Относитесь к заданиям именно так. Эти же схемы и таблицы помогут Вам (при условии качественного их выполнения) при подготовке к контрольным и экзамену. Если преподаватель по какой-то причине не мотивировал Вас должным образом, настройте себя сами на конструктивную самостоятельную работу!

Сдавайте контрольные вовремя! Не упускайте возможности для пересдачи, которые даются вашей группе в течение семестра. В конце семестра у большинства студентов будут проблемы не по одному предмету, и начнутся огорчения, что пересдач в это время не хватает.

Не молчите во время сдачи контрольных. Ваше молчание преподаватель расценит как полное незнание материала. Если Вы обычно молчите, когда не уверены в ответе, поймите, что за молчание Вы получите «2», тогда как Ваш ответ может быть верным.

Поверьте, вопросы преподавателей не выходят за пределы изучаемого на кафедре материала. Если Вам и будет задан на контрольной вопрос, который не разбирался на лекции и в книге, это будет значить, что данный материал Вам рассказал Ваш преподаватель (а Вы его не записали?!).

Если Вы хорошо знаете материал, то даже на неудачный вопрос преподавателя Вы сообразите, что он хочет от Вас услышать. Если вопрос совсем непонятен, попросите сформулировать его иначе. Не паникуйте, не конфликтуйте, но настойчиво и спокойно настаивайте на своем «Перефразируйте, пожалуйста, Ваш вопрос.».

Если Вы не можете сразу вспомнить ответ на заданный вопрос, попробуйте порассуждать вслух. Редкий преподаватель оборвет Вас, требуя конкретного ответа. Если это произошло, вероятно, Ваши рассуждения были слишком невнятными и поверхностными.

Не реагируйте на комментарии преподавателя по поводу Ваших ошибок. У преподавателя может быть плохое настроение (это, конечно, его не оправдывает, но к Вам эти комментарии по большому счету не имеют отношения!). Возможно, у Вас просто очень эмоциональный преподаватель, который всегда ведет себя экспансивно (бурно на все реагирует). Не принимайте все на свой счет. Учитесь слышать только то, что относится непосредственно к Вам, т.е. следующий вопрос преподавателя по теме контрольной. Не ждите, что преподаватель все время будет поддерживать Вас, согласно кивая головой или говоря «да, правильно, дальше». Пока Вас не остановили – отвечайте. Общение с преподавателями, имеющими разный темперамент, жизненный опыт, жизненные ценности, является для Вас прекрасной школой. Так это и воспринимайте. Вы, ведь, хотите стать врачами. А врачам приходится общаться (и умело общаться) с самыми разными людьми (плюс ко всему еще и больными!).

Вы прекрасно знаете еще со школы, что есть такая категория людей, которые особенно ничего не учат (не вникают в детали), но ухватывают самое главное в каждом вопросе и обычно всегда сдают контрольные в первых рядах. На «тройку», но сдают. Если Вы чувствуете, что тонете в деталях и не способны их «осилить» (очень много предметов, везде что-то нужно учить и много учить, сил не хватает), перейдите временно в разряд таких «троечников», даже если в школе у Вас были только «4 и 5» и Вы относитесь к разряду перфекционистов (должны все и всегда делать лучше всех). На первом курсе, в первом семестре, простительно учиться на «тройки». Вы еще только учитесь учиться. Сдавайте контрольные по принципу «лишь бы сдать», выучивая для этого самое основное (смотрите выше условия получения оценки «3»). К концу года, к экзамену, Вы справитесь с деталями и продемонстрируете лучшие знания предмета. Не упускайте при этом из вида количество баллов, которые Вам нужно набрать в течение учебного года для получения достойной оценки на экзамене (смотрите «Балльно-Рейтинговую Систему кафедры» в разделе «Документы»). Вопросы к экзамену также выложены в разделе «Документы» на странице кафедры ВК.

«Рекомендации студентам по подготовке к экзаменам и зачетам»

(это «сборная» часть, состоящая из рекомендаций разных людей):

Увеличить продолжительность сна во время сессии;

Для того, чтобы хорошо усвоить и запомнить материал, лучше повторить его несколько раз:

1-й раз - общая ориентировка в материале;

2-й раз – выявление основных идей и их взаимосвязи;

3-й – повторение наиболее сложных вопросов;

4-й – составление плана ответа и повторение материала по плану.

Тщательно готовиться по всем вопросам; Полнее использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций.

 

Составить четкий план подготовки к экзамену.

Зная свои золотые часы («жаворонок» вы или «сова»), наметив, какими темпами вы будете заниматься в часы подъёма, а какими – в часы спада.

Если вы чувствуйте себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересных для Вас разделов предмета, это поможет войти в рабочую форму.

Если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернутся от стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов и только затем опять приступить к делу.

Обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаться усталости – лучшее средство от переутомления.

Обойтись без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетика): нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью хорошо выспаться, последние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.

По дороге в ВУЗ рекомендуется листать материалы уже знакомые (не новые), чтобы подготовиться психологически.

Чтобы лучше усвоить материал в течение семестра: учите и еще раз учите.

Просматривайте конспекты сразу после занятий.

Бегло просматривайте конспекты до начала следующего занятия.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала.

 

Повторение пройденного материала перед экзаменом:

Упорядочьте свои конспекты, записи, задания. Прикиньте время, необходимое Вам для повторения материала.

Составьте расписание с учетом скорости повторения материала.

Проверьте себя на знание материала. Завершите изучение материала за день до экзамена.

Составьте схему, которая поможет Вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет Вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.

Сделайте краткий конспект, в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости. Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.

Вы сможете учить материал на ходу. Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Сделайте карточки с определениями, формулами, перечнями – тема на одной стороне карточки, ответ на другой. Карточки помогут Вам проверить свою способность не только к восприятию информации, но и к ее воспроизведению по условному обозначению.

 

Перед экзаменом:

Готовьтесь! Тщательно изучайте материал. Не бойтесь приближения экзамена: Рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную вами работу.

Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом.

Отведите себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала.

Расслабьтесь перед экзаменом. Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.

Не ходите на экзамен с пустым желудком. Возьмите конфету или что-нибудь отвлечься от волнения.

Начинайте готовиться к экзамену заранее. Это даст Вам возможность освоиться с информацией.

Установите ежедневные короткие сеансы занятий. Вы можете перейти к более интенсивным занятиям непосредственно перед экзаменами.»

В ответе на экзамене особенно ценится:

Умение выделить главное; Показ связи, места данного вопроса в общей структуре дисциплины; Самостоятельность, способность обобщать материал не только из лекций, но и из других источников; Собственная точка зрения при анализе содержания вопроса; Умение приводить собственные примеры для иллюстрации излагаемых положений; Умение применять свои знания для ответа на вопросы, лежащие в стороне от основного вопроса.

Рекомендации студентам о том, как вести себя на экзамене:

ПОМНИТЕ, что ошибка обычно лучше полного молчания. На любом экзамене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение. Внимательно прочитайте задание. Распределите время на выполнение задания. Сядьте удобно. Если Вы не знаете ответа, пропустите вопрос и приступайте к следующему.

Подготовку ответа на экзамене начинать с того, что помнится лучше всего; Кратко записывать на отдельном листе те моменты, которые «всплывают» в памяти по другим вопросам; Не впадать в панику, если Вам кажется, что вы не знаете билета, просто Ваша память еще не сконцентрировалась на нужной информации; Вспомните составляемые при подготовке к экзаменам схемы, таблицы; Внимательно слушайте ответы студентов, реплики преподавателя, они помогут вспомнить и ваш материал; Перед началом ответе расскажите преподавателю ваш план его изложения, это поможет избежать дополнительных вопросов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: