Политология оформилась как отдельная самостоятельная наука в последней четверти XIX в. (ее конституирование в США произошло в 1880 – 1903 гг.). Несмотря на свой более чем столетний возраст политическая наука остается наукой проблемной – разные специалисты расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею вопросов.
Французский ученый Жан Бодуэн утверждает, что политология должна оставаться дисциплиной скромной и терпимой, ибо, как несколько высокопарно написано в одном из украинских учебников, "есть лишь одна научная установка – истина, а поскольку претендентов на нее много, то и точек зрения на предмет политологии предостаточно"
Ниже изложено видение политологии как науки и как учебной дисциплины.
1.1 Место политологии в системе общественных наук
В большинстве учебников политология определяется как "наука о политике". Именно так можно перевести этот термин с древнегреческого языка. Проблема заключается в том, что политическая наука является лишь одной из многих наук о политике и понимание ее роли и места в изучении этого явления позволит нам осознать сущность и специфику политической науки.
Политику изучают более дюжины общественных дисциплин. Остановимся на взаимоотношениях политической науки с основными из них.
Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. Еще на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримэн не без определенных оснований гoворил: "История - это прошлая политика и политика - это сегодняшняя история". И не удивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Показательно, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах. Но это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами. История, строго говоря, это – "прошлая политика", политология – политика сегодняшняя и завтрашняя.
Философия, как известно, претендует на роль общеметодологической дисциплины, предметом ее исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления и познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, хотя они и не подменяют собой специальных, частнонаучных методов. Это относится и к взаимосвязи философии и политологии. Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление – философия политики, которая занимается мировоззренческим осмыслением политики как социального феномена, определяет основные понятия и закономерности. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.
Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. В этой связи экономическую науку можно рассматривать как одну из методологических основ политологии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.
Правовая наука связана с регулированием отношений и поведения людей в процессе общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Политология же по отношению к правовой науке является более общей теорией, теоретико-методологической основой последней. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. В то же время правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений, без чего не может нормально функционировать политическая власть.
Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и такая область социологии, как политическая социология, малоразличимы. Однако остаются принципиальные различия в предмете их исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его "человеческое измерение". Ее интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Словом, если у политологии в центре внимания политика, ее слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания политической социологии – человек в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений.
На стыке политологии и психологии сложилась и развивается относительно самостоятельная научная дисциплина – политическая психология, предметом которой являются психологические факторы политического поведения людей. Различают также и такое направление исследований, как психология политики, где предметом анализа выступает влияние психологических особенностей людей на реальные политические процессы. Однако на практике эти два понятия – "политическая психология" и "психология политики" – чаще всего не различаются, используются как синонимы.
География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако это не так. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. Поэтому политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Примером сочетания приемов историко-политичес-
Рисунок 1 – Схема изучения политики разными науками
кого исследования с глубоким географическим анализом является книга Л. Н. Гумилева (1912 – 1992 гг.) "Древняя Русь и Великая степь". Кроме того, один из разделов географической науки – политическая география, рассматривающая политическое устройство мира – прямо используется политологами как источник фактического материала.
Таким образом, можно сказать, что все названные выше (да и не упомянутые из-за недостатка места) общественные науки изучают лишь отдельные аспекты политики в соответствии со своим предметом и задачами. Философа интересует в политике одно, психолога – второе, географа – третье. Политические знания, которые накопили эти дисциплины, фрагментарны, не систематизированы, не охватывают весь спектр политических явлений и не могут быть в таком качестве использованы на практике. Общее представление
об изучении политики разными науками дает схема, изображенная на рис. 1. В этой связи вспоминается любимая притча основателя буддизма Гаутамы Шакьямуни "Слепые и слон", которую он часто рассказывал своим последователям. Суть ее, вкратце, такова. Десяток слепых, которые ничего не знали о слоне, подвели к этому животному, попросили изучить его и высказать сложившееся представление. Один дотронулся до бивня и сказал: "Слон – это холодное и гладкое как камень". Другой потрогал ногу и заявил: "Слон – это толстое и шершавое как ствол дерева". Третий ощупал ухо и с пеной у рта утверждал схожесть слона с листом пальм и т.д. и т.п. Будда рассказывал эту притчу как иллюстрацию ситуации человеческого познания. Не вдаваясь в гносеологические студии, скажем, что изучение политики до конституирования политологии шло по логике этой притчи – изучался отдельный аспект, его значение гипертрофировалось и о целом судили по части. Повторим, что все общественные науки изучают лишь отдельные аспек-
Рисунок 2 – Схема соотношения политологии с другими науками
ты политики.
Только политология рассматривает политику всесторонне, как единое целое, во всех ее гранях и аспектах. Именно этим объясняется центральное место политологии среди наук о политике. Именно поэтому политология является интегративной наукой, объединяющей в своих рамках всю совокупность политических знаний, собранных разными дисциплинами. "Интегрируя отдельные аспекты указанных дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и является междисциплинарной наукой" – пишет российский политолог К.С. Гаджиев. Что особенно важно, политология систематизирует имеющиеся знания – это позволяет достигать более глубокого понимания политических процессов и плодотворно использовать накопленную информацию на практике. Место политологии в системе общественных наук иллюстрирует схема изображенная на рис.2.
1.2 Объект и предмет политологии
Проблема объекта и предмета науки является в науковедческой литературе дискуссионной, запутанной и до конца не решенной. Мы попытаемся воспроизвести "усредненную" точку зрения, сделав это максимально простым и понятным языком.
Итак, объект конкретной науки – это та сторона, область действительности, которую изучает данная наука. Объекты разных наук могут совпадать. Вселенную, к примеру, изучают и астрономия, и физика, и философия.
Объектом политологии является политика. Как уже было сказано выше, политику изучают и другие общественные дисциплины и это абсолютно нормально.
С предметом дело обстоит сложнее. Каждая самостоятельная наука должна иметь свой отдельный предмет. Предметы разных наук не могут совпадать. Нет отдельного предмета – нет и науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.
Несколько упрощая, можно сказать, что под предметом конкретной науки обычно понимают совокупность научных проблем, способов и подходов к их решению, которые возникают при изучении наукой своего объекта. Необходимым условием существования конкретной науки является наличие у нее отдельного предмета – совокупности научных проблем, которые как целое не изучаются ни одной другой наукой. Можно констатировать, что, изучая Вселенную, астроном выделяет один круг проблем, физик – другой, философ – третий и соответственно, по-разному их систематизируют в предмете своей науки.
Несмотря на свой более чем столетний возраст, политология остается наукой проблемной – разные специалисты расходятся между собой в оценке границ и содержания ее предмета. Вряд ли можно сформулировать предмет политической науки, который безоговорочно признали бы все политологи.
В методических целях позволим себе утверждение, что в качестве предмета политической науки со всеми на то основаниями может быть рассмотрена политическая система, ее сущность и структура, закономерности функционирования и развития. Именно политическая система, как материализованная политика, находится в фокусе исследовательских усилий политологов. Структура и функционирование политической системы очень сложны, и именно их изучает политология как "точная" прикладная наука и как гуманитарная общеобразовательная дисциплина.
Вузовский курс политической науки достаточно строен и сконцентрирован на предмете политологии. Вначале студенты получают первое представление об изучаемой науке – знакомятся с ее сущностью, функциями, особенностями. После этого следует краткий экскурс в историю накопления политических знаний, историю политических студий ученых разных специальностей, что углубляет достигнутое понимание политологии. Третья тема курса – философия или теория политики – дефиниция базовых категорий и закономерностей. Получив эту предварительную подготовку, студенты могут заняться освоением предмета политической науки.
Вначале рассматривается политическая система как целое, и ее важнейшая производная характеристика – политический режим во всем разнообразии типов (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Затем изучаются подсистемы политической системы – институциональная (государство, политические партии и общественные организации), нормативная (в т.ч. политическая культура), идеологическая (политические идеологии современного мира – от неолиберализма до анархизма).
Завершается курс политологии изучением взаимодействия национальных политических систем на международной арене – анализом внешней политики и всей системы международных отношений.
Особое внимание при изложении основ политической науки в техническом вузе уделяется элементам "азбуки политической грамотности" граждан независимого Украинского государства – конституционному строю, электоральной системе, национальной идее и политической культуре нашей страны. Именно это и делает курс политической науки интересным и нужным большинству студентов.
1.3 Два лика политологии – как наука и как учебная дисциплина
Обобщить сказанное в двух первых вопросах темы можно, дав определение политической науке.
Политология – интегративная наука о политике и политической системе, объединяющая в своих рамках всю совокупность политических знаний, накопленных разными общественными дисциплинами и приводящая их в систему, что позволяет более глубоко понимать суть политических процессов и использовать имеющуюся информацию на практике (гражданская, прогностическая и консультативная деятельность).
Политология с момента своего возникновения в последней четверти XIX в. существует в современном обществе в двух основных формах. Более точно было бы сравнить политическую науку с латинским божеством Двуликим Янусом (он все-таки являл собой одну особу) и говорить не о двух формах, а о двух ее "ликах":
– о политологии как общеобразовательной дисциплине, формирующей гражданское сознание учащихся;
– о политологии как "точной", прикладной науке, оказывающей практическую прогностическую и консультативную помощь практикующим политикам.
Политология как учебная дисциплина в 1948 г. была рекомендована ЮНЕСКО для изучения во всех высших учебных заведениях своих стран-членов. В то время политическая наука рассматривалась как своеобразная демократическая "прививка" против всех форм тоталитаризма и диктатуры, заразивших многие страны и ввергнувших мир в глобальную бойню 1939 – 1945 годов.
Главная задача политологии как общеобразовательной дисциплины – формирование гражданского сознания и моделей гражданского поведения студентов, превращение подданных в граждан. Между гражданином и подданным есть очень существенная разница. Подданный живет по принципам: "Моя хата с краю" и "Наше дело телячье – хвост замараем, хозяин помоет". Гражданин, напротив, активен, – все, что происходит в обществе, прямо его касается. Не важно во что верит и кому доверяет гражданин – главное он хорошо политически информирован и образован, он знает свои права и готов в любой момент их отстаивать.
Политология как "точная", прикладная наука никого ничему не учит и никого не воспитывает. Ее задача другая – оказывать помощь практикующим политикам, решать возникающие перед ними задачи. Спектр этих задач необычайно широк – от победы одного из кандидатов на выборах до урегулирования международных конфликтов.
Может возникнуть сомнение – как гуманитарная наука может быть точной? Или, как говорил российский политик Александр Лебедь: "политологи – бормотологи". На самом деле, покойный генерал был не прав. Политология обладает богатым инструментарием для выполнения своих функций. Сегодня в политической науке США насчитывается 26 самостоятельных областей специализации. Политологи работают творческими коллективами, объединяющими специалистов самых разных профилей (от юристов до сексопатологов), способными адекватно проанализировать самую сложную проблему и выработать ее научное решение. Отношения "политик – политолог" это отношения ряда "хозяин – слуга": политик ставит задачу, политолог предлагает наиболее адекватный вариант ее решения.
Сущность и специфику двух "ликов" политической науки можно лучше понять, ознакомившись с ее основными функциями.
1.4 Функции политологии
В подавляющем большинстве учебных пособий вопрос о функциях политологии освещается очень пространно. Разные авторы называют более дюжины разных функций политической науки, часто пытаясь поразить читателя глубиной своей эрудиции (чего стоят, к примеру, функции "рационализации политического процесса", либо "мотивационно-аксеологическая"). Из всего этого разнообразия мы выбрали пять функций, которые, как думается, являются основными, назовем их и коротко прокомментируем.
1 Познавательная – обретение нового знания о политике и политической системе. Познавательная функция является основной функцией любой науки, так как наука как форма общественного сознания существует именно для "добывания" новой информации о своем предмете. В ХХ в. науку часто критиковали, обвиняя ее в аморальности и даже бесчеловечности – именно ученые сделали атомную бомбу, способную уничтожить все живое на земле. Однако, наука, как и кухонный нож, не хороша и не плоха сама по себе. Использование новых знаний зависит от человека, от его сознания и морали. Не обвиняйте науку, воспитывайте ученых, технократов и политиков!
2 Интегративная – объединение в рамках одной дисциплины всех политических знаний, накопленных за два с половиной тысячелетия разными общественными науками. Подобная интеграция позволяет превратить "кучу хлама" в работающую систему, обеспечивающую успех дальнейших исследований мира политического и социально-полезную прикладную прогностическую деятельность.
3 Прогностическая – раскрывая тенденции развития политических процессов, политология делает возможной выработку кратковременных и долговременных прогнозов развития политической ситуации. Общеизвестно насколько важны точные метеорологические прогнозы, предупреждающие о штормовых ветрах, наводнении или засухе. Очевидно, что важность точного политического прогноза еще более высока – ни одна природная погодная буря не может быть столь гибельна и разрушительна, как социально-политические катаклизмы и потрясения. "Предупрежден, значит - вооружен", говорили древние, и именно политологи призваны "вооружить" элиту и общество знанием о грозящих опасностях.
4 Регулятивная – в случае, если политики прислушиваются к рекомендациям и прогнозам политологов, политическая наука превращается в важный регулятор социально-политических отношений, что позволяет снизить меру конфликтности общества, предотвратить людские и экономические потери. Выше уже шла речь о том, что отношения "политик – политолог" это отношения ряда "хозяин – слуга", политик не обязан делать того, что ему советует политолог. Игнорирование адекватного научного анализа может привести к серьезным и даже трагичным последствиям, следование ему повышает эффективность политического руководства, управления общественными процессами.
5 Воспитательная функция свойственна не столько политической науке в целом, сколько политологии как учебной дисциплине, имеющей своей основной задачей формирование гражданского сознания и моделей гражданского поведения студентов. Именно поэтому в 1948 г. ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – Организация при ООН по образованию, науке и культуре) рекомендовала курс политологии для изучения во всех высших учебных заведениях стран планеты Земля.
1.5 Методы исследования политической жизни в политологии
Метод ("путь познания") – способ, прием исследования, получения учеными нового знания о предмете своей науки. Известный русский физиолог Иван Павлов подчеркивал: "Метод держит в руках судьбу исследования. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую".
Методология – совокупность методов, используемых конкретной наукой.
Поскольку политология является общей интегративной наукой, ее методология носит междисциплинарный характер. "Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей" – политологи успешно используют методы, возникшие в других науках. Коротко рассмотрим основные из них.
Метод системного анализа возник в философии и был введен в политологию американским ученым Дэвидом Истоном. Этот метод рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с внешней средой. Исследуется, какое влияние оказывают политические феномены на другие сферы общественной жизни - экономику, социальную структуру, культуру (реакция выхода) и их обратное воздействие на политику (реакция входа). Проанализировав процессы, проходящие внутри политической сферы (реакция внутрисистемной конверсии) можно сказать как определенные события в политической жизни (к примеру, распад СССР в 1991 г.) могут повлиять на экономику (экономическая катастрофа в Украине в первой половине 90-х гг.) или как изменения в социальной структуре общества (расслоение на узкую прослойку супербогатых и многомиллионные массы нищих) обратно воздействуют на политический процесс, предопределяя его "клановый" характер.
Бихевиоральный метод (от английского behavior – "поведение") или метод поведенческого анализа состоит в анализе политического поведения отдельных групп и личностей. Он возник в психологии и исходит из того, что коллективные действия, так или иначе, определяются поведением конкретных лиц, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы и особенности, которые и составляют основной предмет политологического изучения. В опубликованных в июне 2004 г. мемуарах экс-президента США Билла Клинтона ("Моя жизнь") рассказывается о том, что в разгар сексуального скандала, связанного с Моникой Левински, жена Хиллари выгнала Клинтона из спальни в Белом Доме и ему пришлось спать на неудобной кушетке чуть ли не в коридоре. На этом фоне агрессивные внешнеполитические акции США (немотивированные ракетные удары по Судану, Ираку, Афганистану и др.), инициированные президентом, становятся вполне объяснимыми.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих черты подобия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимостью правильного выбора сравниваемых феноменов, которые будут подвергаться научному описанию и теоретическому истолкованию. Так, сравнение проблем украинской политической реформы с трансформациями политических структур послевоенной Германии малопродуктивно в силу значительных различий фактически существующих в этих странах.
Количественные методы пришли в политическую науку из социологии. Они позволяют получить количественные характеристики политических процессов, на основе которых можно определить расстановку политических сил в обществе и господствующие тенденции развития политического процесса. Наиболее яркий пример количественных методов – это социологический опрос, который позволяет выяснить отношение граждан к конкретному политику, его шансы на выборах. В то же время количественные методы нельзя абсолютизировать – по итогам парламентских выборов в Украине 2002 года некоторые политики и журналисты стали называть социологию "проституированной наукой", когда оппозиционный блок Юлии Тимошенко набрал (округляя) в два раза больше голосов избирателей, чем показывали социологические опросы, а проправительственный блок "За Единую Украину" значительно меньше чем ожидалось. Дело в том, что количественные методы социологов слабо учитывают как человеческую психологию, так и системные закономерности политики.
Метод анализа принятых политических решений создан непосредственно американскими политологами. Он применяется для изучения политической деятельности. В основе политической деятельности лежат политические решения. Политическое решение рассматривается с таких точек зрения:
1 Интересам, какой социальной группы оно соответствует?
2 Какую цель преследует?
3 Какие условия для его реализации необходимы, и какие имеются?
Результат осуществления принятого решения должен совпадать со ставившейся задачей, если этого нет, то где-то была допущена ошибка: то ли были неправильно выбраны средства, то ли была дана неадекватная оценка ситуации, то ли неверно сформулирована задача. Метод анализа принятых политических решений позволяет правильно строить политическую деятельность и видеть первоисточники политических событий. Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр России и нынешний посол этой страны в Украине, изрек когда-то одну из своих крылатых фраз: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Применение метода анализа принятых политических решений может помочь понять, почему у нас так очень часто и происходит.
1.6 Периодизация истории изучения политики
В истории накопления политических знаний можно выделить три основных периода. Назовем их хронологические рамки и содержание.
Первый период: VI в. до н.э. – середина XVIII в. н.э.
Политика являлась частью предмета философии и изучалась преимущественно философами (философия – "мать всех наук" – оформилась в VI в. до н.э.) преимущественно умозрительно. Философу для проведения исследования не нужны какие-либо специальные инструменты или оборудование. Он наблюдает жизнь, пытается осмыслить ее. Отличие философов от всех думающих людей заключается в попытке изложить свое систематизированное миропонимание на условном, конвенциональном философском языке в специальных трактатах, рассчитанных на довольно узкий круг читателей. Философы древности и средневековья задумывались о природе социального и политического, пытались анализировать отдельные аспекты и проблемы политики, "выписывать" свои рецепты лечения социальных бед. Попытки эти, за редкими исключениями, отличались фрагментарностью и наивностью.
Второй период: вторая половина XVIII – конец XIХ века.
В изучении политики происходят кардинальные сдвиги.
Во-первых, в итоге более чем двух тысячелетних усилий философов количественное накопление вариантов осмысления политики начало давать новое качество знания. Именно во второй половине XVIII – начале XIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые явились основополагающими для разработки главных политических теорий и концепций современности.
Во-вторых, в этот период от "матери-философии" начинают, образно говоря, "отпочковываться" новые общественные науки (политическая экономия, социология, психология и др.), которые начинают изучать соответствующие своему предмету аспекты политики своими собственными методами. Как хлестко сказал один из основоположников социологии Огюст Конт, решается задача "превращения социологии из философии в науку".
Все это создает возможность формирования самостоятельной политической науки.
Третий период: с конца XIХ до начала XХI века.
Период возникновения, формирования и развития самостоятельной политической науки, которая изучает политику всесторонне, во всех ее аспектах и координирует политические исследования разных общественных дисциплин.
Как метко заметил один из ведущих российских политологов К.С. Гаджиев, процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIХ - начале XХ века. Поэтому в строгом научном плане привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.
Однако, в чисто методических целях, большинство авторов называют в качестве даты конституирования политологии 1880 г., когда усилиями Джона Берджеса в США, в Колумбийском колледже (позднее переименованном в Колумбийский университет) была основана Школа политической науки, где была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертаций.
Процесс обретения политологией всех необходимых отдельной науке атрибутов в США растянулся на четверть века. Примеру Колумбийского университета последовали университет Дж. Гопкинса и другие ведущие учебные заведения США. В 1886 г. стал выходить журнал "Ежеквартальник политической науки", были опубликованы фундаментальные политологические труды. Наконец, в 1903 году была образована Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию множества подобных ассоциаций в других странах. Вначале в нее входило немногим более 200 специалистов. К концу Второй мировой войны численность Ассоциации достигла 3 тыс. человек, к середине 60-х гг. превысила 10 тыс., в настоящее время она объединяет 16 тыс. индивидуальных участников.
Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:
1 Политическая теория (в том числе история политических идей).
2 Политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают).
3 Партии, группы, общественное мнение.
4 Международные отношения.
Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения во всех высших учебных заведениях своих стран-членов.
В 1949 г. под эгидой все той же ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.
Судьба отечественной политической науки складывалась в прошлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные анализу политики и ее законов, появились еще в начале ХХ века. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещущие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. Принадлежавшие к различным идейным течениям ученые анализировали в своих работах проблемы власти, государства, революции. Однако утверждение в нашей стране догматической по своей идеологической сути системы сталинизма прервало процесс естественного приращения политических знаний. Вплоть до второй половины 80-х гг. на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 г. во времена "хрущевской оттепели" в СССР была формально создана Советская ассоциация политических наук.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. В том же году в вузах появились первые кафедры политологии, преподававшие эту учебную дисциплину студентам.
Таким образом, новейшая история политической науки в Украине насчитывает уже более полутора десятилетий. За это время отечественными исследователями политики достигнуты значительные успехи, о которых речь пойдет ниже.
Суммировать основные этапы изучения политики можно в двух таблицах.
Таблица 1 – Этапы становления и развития политической мысли
Основные этапы | Особенности и характерные черты | Основные представители |
Протополитология - политические идеи Древнего Востока (Египет, Иран, Вавилон, Ассирия) и до-сократовская Греция | Политическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний Возникновение человека, общества, государства объяснялось исходя из позиций религиозно-мифологического мировоззрения в разнообразных его версиях | Хаммурапи, Заратустра, Гомер, Гесиод, "Семь мудрецов" Греции |
Политические учения Древнего Китая | Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; их развитие в границах философии В центре внимания - проблемы эффективного управления и оптимального администрирования | Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Лао-цзы |
Политические теории античности | Обособление политических взглядов в самостоятельный подраздел философии. Логико-понятийный анализ политических институтов и процессов, выработка научных основ политической морали и философии. Зарождение политической юриспруденции Анализ происхождения и сущности государства, классификация его форм, поиск наилучшей, идеальной формы правления | Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон |
Политические учения средневековья | Развитие социально-политической мысли преимущественно усилиями религиозных деятелей и философов Обоснование теологической теории политической власти Идея примата церкви над государством и божьего происхождения монархической власти. | Аврелий Августин, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Джон Фортескью |
Политические учения эпохи Возрождения и Реформации | Гуманизация и секуляризация политической теории и практики, распространение принципа индивидуализма Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, возможности сопротивления монарху Концепция республиканизма, идея народного суверенитета Идея утверждения общего равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществление имущества, уничтожение частной собственности | Леонардо Бруни Маттео Пальмиери, Николло Макиавелли, Жан Боден, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Томас Мор, Томазо Кампанелла |
Политические учения Нового времени | Становление и развитие теорий природного права и общественного договора Обоснование необходимости распределения власти и идеи верховенства закона Формирование концепции прав человека и гражданина Формирование либеральной, радикально-демократической и консервативной парадигм политического мышления Концепции правового государства и гражданского общества | Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Джон Стюарт Миль, Иммануил Кант, Георг Гегель |
Становление политических учений современности | Концептуальное завершение критического осмысления реалий индустриально-рыночной цивилизации, исследований капиталистического общества Анализ сущности феномена власти Выработка политической доктрины анархизма Формирование политологии как науки, ориентация на научно – теоретическое осмысление политической жизни | Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Михаил Бакунин, Карл Каутский, Петр Кропоткин, Макс Вебер |
Таблица 2 – Основные школы современной зарубежной политологии
Школы | Нап
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |