Объективная необходимость становления и развития политологии в независимом Украинском государстве.




Политология оформилась как отдельная самостоятельная наука в последней четверти XIX в. (ее конституирование в США произошло в 1880 – 1903 гг.). Несмотря на свой более чем столетний возраст политическая наука остается наукой проблемной – разные специалисты расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею вопросов.

Французский ученый Жан Бодуэн утверждает, что политология должна оставаться дисциплиной скромной и терпимой, ибо, как несколько высокопарно написано в одном из украинских учебников, "есть лишь одна научная установка – истина, а поскольку претендентов на нее много, то и точек зрения на предмет политологии предостаточно"

Ниже изложено видение политологии как науки и как учебной дисциплины.

1.1 Место политологии в системе общественных наук

В большинстве учебников политология определяется как "наука о политике". Именно так можно перевести этот термин с древнегреческого языка. Проблема заключается в том, что политическая наука является лишь одной из многих наук о политике и понимание ее роли и места в изучении этого явления позволит нам осознать сущность и специфику политической науки.

Политику изучают более дюжины общественных дисциплин. Остановимся на взаимоотношениях политической науки с основными из них.

Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. Еще на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримэн не без определенных оснований гoворил: "История - это прошлая политика и политика - это сегодняшняя история". И не удивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Показательно, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах. Но это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами. История, строго говоря, это – "прошлая политика", политология – политика сегодняшняя и завтрашняя.

Философия, как известно, претендует на роль общеметодологической дисциплины, предметом ее исследования выступают наиболее универсальные принципы мышления и познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, хотя они и не подменяют собой специальных, частнонаучных методов. Это относится и к взаимосвязи философии и политологии. Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление – философия политики, которая занимается мировоззренческим осмыслением политики как социального феномена, определяет основные понятия и закономерности. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.

Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. В этой связи экономическую науку можно рассматривать как одну из методологических основ политологии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Правовая наука связана с регулированием отношений и поведения людей в процессе общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Политология же по отношению к правовой науке является более общей теорией, теоретико-методологической основой последней. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. В то же время правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений, без чего не может нормально функционировать политическая власть.

Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и такая область социологии, как политическая социология, малоразличимы. Однако остаются принципиальные различия в предмете их исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его "человеческое измерение". Ее интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Словом, если у политологии в центре внимания политика, ее слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания политической социологии – человек в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений.

На стыке политологии и психологии сложилась и развивается относительно самостоятельная научная дисциплина – политическая психология, предметом которой являются психологические факторы политического поведения людей. Различают также и такое направление исследований, как психология политики, где предметом анализа выступает влияние психологических особенностей людей на реальные политические процессы. Однако на практике эти два понятия – "политическая психология" и "психология политики" – чаще всего не различаются, используются как синонимы.

География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако это не так. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. Поэтому политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Примером сочетания приемов историко-политичес-

Рисунок 1 – Схема изучения политики разными науками

кого исследования с глубоким географическим анализом является книга Л. Н. Гумилева (1912 – 1992 гг.) "Древняя Русь и Великая степь". Кроме того, один из разделов географической науки – политическая география, рассматривающая политическое устройство мира – прямо используется политологами как источник фактического материала.

Таким образом, можно сказать, что все названные выше (да и не упомянутые из-за недостатка места) общественные науки изучают лишь отдельные аспекты политики в соответствии со своим предметом и задачами. Философа интересует в политике одно, психолога – второе, географа – третье. Политические знания, которые накопили эти дисциплины, фрагментарны, не систематизированы, не охватывают весь спектр политических явлений и не могут быть в таком качестве использованы на практике. Общее представление

 
 

об изучении политики разными науками дает схема, изображенная на рис. 1. В этой связи вспоминается любимая притча основателя буддизма Гаутамы Шакьямуни "Слепые и слон", которую он часто рассказывал своим последователям. Суть ее, вкратце, такова. Десяток слепых, которые ничего не знали о слоне, подвели к этому животному, попросили изучить его и высказать сложившееся представление. Один дотронулся до бивня и сказал: "Слон – это холодное и гладкое как камень". Другой потрогал ногу и заявил: "Слон – это толстое и шершавое как ствол дерева". Третий ощупал ухо и с пеной у рта утверждал схожесть слона с листом пальм и т.д. и т.п. Будда рассказывал эту притчу как иллюстрацию ситуации человеческого познания. Не вдаваясь в гносеологические студии, скажем, что изучение политики до конституирования политологии шло по логике этой притчи – изучался отдельный аспект, его значение гипертрофировалось и о целом судили по части. Повторим, что все общественные науки изучают лишь отдельные аспек-

Рисунок 2 – Схема соотношения политологии с другими науками

ты политики.

 
 

Только политология рассматривает политику всесторонне, как единое целое, во всех ее гранях и аспектах. Именно этим объясняется центральное место политологии среди наук о политике. Именно поэтому политология является интегративной наукой, объединяющей в своих рамках всю совокупность политических знаний, собранных разными дисциплинами. "Интегрируя отдельные аспекты указанных дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и является междисциплинарной наукой" – пишет российский политолог К.С. Гаджиев. Что особенно важно, политология систематизирует имеющиеся знания – это позволяет достигать более глубокого понимания политических процессов и плодотворно использовать накопленную информацию на практике. Место политологии в системе общественных наук иллюстрирует схема изображенная на рис.2.

1.2 Объект и предмет политологии

Проблема объекта и предмета науки является в науковедческой литературе дискуссионной, запутанной и до конца не решенной. Мы попытаемся воспроизвести "усредненную" точку зрения, сделав это максимально простым и понятным языком.

Итак, объект конкретной науки – это та сторона, область действительности, которую изучает данная наука. Объекты разных наук могут совпадать. Вселенную, к примеру, изучают и астрономия, и физика, и философия.

Объектом политологии является политика. Как уже было сказано выше, политику изучают и другие общественные дисциплины и это абсолютно нормально.

С предметом дело обстоит сложнее. Каждая самостоятельная наука должна иметь свой отдельный предмет. Предметы разных наук не могут совпадать. Нет отдельного предмета – нет и науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Несколько упрощая, можно сказать, что под предметом конкретной науки обычно понимают совокупность научных проблем, способов и подходов к их решению, которые возникают при изучении наукой своего объекта. Необходимым условием существования конкретной науки является наличие у нее отдельного предмета – совокупности научных проблем, которые как целое не изучаются ни одной другой наукой. Можно констатировать, что, изучая Вселенную, астроном выделяет один круг проблем, физик – другой, философ – третий и соответственно, по-разному их систематизируют в предмете своей науки.

Несмотря на свой более чем столетний возраст, политология остается наукой проблемной – разные специалисты расходятся между собой в оценке границ и содержания ее предмета. Вряд ли можно сформулировать предмет политической науки, который безоговорочно признали бы все политологи.

В методических целях позволим себе утверждение, что в качестве предмета политической науки со всеми на то основаниями может быть рассмотрена политическая система, ее сущность и структура, закономерности функционирования и развития. Именно политическая система, как материализованная политика, находится в фокусе исследовательских усилий политологов. Структура и функционирование политической системы очень сложны, и именно их изучает политология как "точная" прикладная наука и как гуманитарная общеобразовательная дисциплина.

Вузовский курс политической науки достаточно строен и сконцентрирован на предмете политологии. Вначале студенты получают первое представление об изучаемой науке – знакомятся с ее сущностью, функциями, особенностями. После этого следует краткий экскурс в историю накопления политических знаний, историю политических студий ученых разных специальностей, что углубляет достигнутое понимание политологии. Третья тема курса – философия или теория политики – дефиниция базовых категорий и закономерностей. Получив эту предварительную подготовку, студенты могут заняться освоением предмета политической науки.

Вначале рассматривается политическая система как целое, и ее важнейшая производная характеристика – политический режим во всем разнообразии типов (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). Затем изучаются подсистемы политической системы – институциональная (государство, политические партии и общественные организации), нормативная (в т.ч. политическая культура), идеологическая (политические идеологии современного мира – от неолиберализма до анархизма).

Завершается курс политологии изучением взаимодействия национальных политических систем на международной арене – анализом внешней политики и всей системы международных отношений.

Особое внимание при изложении основ политической науки в техническом вузе уделяется элементам "азбуки политической грамотности" граждан независимого Украинского государства – конституционному строю, электоральной системе, национальной идее и политической культуре нашей страны. Именно это и делает курс политической науки интересным и нужным большинству студентов.

1.3 Два лика политологии – как наука и как учебная дисциплина

Обобщить сказанное в двух первых вопросах темы можно, дав определение политической науке.

Политология – интегративная наука о политике и политической системе, объединяющая в своих рамках всю совокупность политических знаний, накопленных разными общественными дисциплинами и приводящая их в систему, что позволяет более глубоко понимать суть политических процессов и использовать имеющуюся информацию на практике (гражданская, прогностическая и консультативная деятельность).

Политология с момента своего возникновения в последней четверти XIX в. существует в современном обществе в двух основных формах. Более точно было бы сравнить политическую науку с латинским божеством Двуликим Янусом (он все-таки являл собой одну особу) и говорить не о двух формах, а о двух ее "ликах":

– о политологии как общеобразовательной дисциплине, формирующей гражданское сознание учащихся;

– о политологии как "точной", прикладной науке, оказывающей практическую прогностическую и консультативную помощь практикующим политикам.

Политология как учебная дисциплина в 1948 г. была рекомендована ЮНЕСКО для изучения во всех высших учебных заведениях своих стран-членов. В то время политическая наука рассматривалась как своеобразная демократическая "прививка" против всех форм тоталитаризма и диктатуры, заразивших многие страны и ввергнувших мир в глобальную бойню 1939 – 1945 годов.

Главная задача политологии как общеобразовательной дисциплины – формирование гражданского сознания и моделей гражданского поведения студентов, превращение подданных в граждан. Между гражданином и подданным есть очень существенная разница. Подданный живет по принципам: "Моя хата с краю" и "Наше дело телячье – хвост замараем, хозяин помоет". Гражданин, напротив, активен, – все, что происходит в обществе, прямо его касается. Не важно во что верит и кому доверяет гражданин – главное он хорошо политически информирован и образован, он знает свои права и готов в любой момент их отстаивать.

Политология как "точная", прикладная наука никого ничему не учит и никого не воспитывает. Ее задача другая – оказывать помощь практикующим политикам, решать возникающие перед ними задачи. Спектр этих задач необычайно широк – от победы одного из кандидатов на выборах до урегулирования международных конфликтов.

Может возникнуть сомнение – как гуманитарная наука может быть точной? Или, как говорил российский политик Александр Лебедь: "политологи – бормотологи". На самом деле, покойный генерал был не прав. Политология обладает богатым инструментарием для выполнения своих функций. Сегодня в политической науке США насчитывается 26 самостоятельных областей специализации. Политологи работают творческими коллективами, объединяющими специалистов самых разных профилей (от юристов до сексопатологов), способными адекватно проанализировать самую сложную проблему и выработать ее научное решение. Отношения "политик – политолог" это отношения ряда "хозяин – слуга": политик ставит задачу, политолог предлагает наиболее адекватный вариант ее решения.

Сущность и специфику двух "ликов" политической науки можно лучше понять, ознакомившись с ее основными функциями.

1.4 Функции политологии

В подавляющем большинстве учебных пособий вопрос о функциях политологии освещается очень пространно. Разные авторы называют более дюжины разных функций политической науки, часто пытаясь поразить читателя глубиной своей эрудиции (чего стоят, к примеру, функции "рационализации политического процесса", либо "мотивационно-аксеологическая"). Из всего этого разнообразия мы выбрали пять функций, которые, как думается, являются основными, назовем их и коротко прокомментируем.

1 Познавательная – обретение нового знания о политике и политической системе. Познавательная функция является основной функцией любой науки, так как наука как форма общественного сознания существует именно для "добывания" новой информации о своем предмете. В ХХ в. науку часто критиковали, обвиняя ее в аморальности и даже бесчеловечности – именно ученые сделали атомную бомбу, способную уничтожить все живое на земле. Однако, наука, как и кухонный нож, не хороша и не плоха сама по себе. Использование новых знаний зависит от человека, от его сознания и морали. Не обвиняйте науку, воспитывайте ученых, технократов и политиков!

2 Интегративная – объединение в рамках одной дисциплины всех политических знаний, накопленных за два с половиной тысячелетия разными общественными науками. Подобная интеграция позволяет превратить "кучу хлама" в работающую систему, обеспечивающую успех дальнейших исследований мира политического и социально-полезную прикладную прогностическую деятельность.

3 Прогностическая – раскрывая тенденции развития политических процессов, политология делает возможной выработку кратковременных и долговременных прогнозов развития политической ситуации. Общеизвестно насколько важны точные метеорологические прогнозы, предупреждающие о штормовых ветрах, наводнении или засухе. Очевидно, что важность точного политического прогноза еще более высока – ни одна природная погодная буря не может быть столь гибельна и разрушительна, как социально-политические катаклизмы и потрясения. "Предупрежден, значит - вооружен", говорили древние, и именно политологи призваны "вооружить" элиту и общество знанием о грозящих опасностях.

4 Регулятивная – в случае, если политики прислушиваются к рекомендациям и прогнозам политологов, политическая наука превращается в важный регулятор социально-политических отношений, что позволяет снизить меру конфликтности общества, предотвратить людские и экономические потери. Выше уже шла речь о том, что отношения "политик – политолог" это отношения ряда "хозяин – слуга", политик не обязан делать того, что ему советует политолог. Игнорирование адекватного научного анализа может привести к серьезным и даже трагичным последствиям, следование ему повышает эффективность политического руководства, управления общественными процессами.

5 Воспитательная функция свойственна не столько политической науке в целом, сколько политологии как учебной дисциплине, имеющей своей основной задачей формирование гражданского сознания и моделей гражданского поведения студентов. Именно поэтому в 1948 г. ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – Организация при ООН по образованию, науке и культуре) рекомендовала курс политологии для изучения во всех высших учебных заведениях стран планеты Земля.

1.5 Методы исследования политической жизни в политологии

Метод ("путь познания") – способ, прием исследования, получения учеными нового знания о предмете своей науки. Известный русский физиолог Иван Павлов подчеркивал: "Метод держит в руках судьбу исследования. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую".

Методология – совокупность методов, используемых конкретной наукой.

Поскольку политология является общей интегративной наукой, ее методология носит междисциплинарный характер. "Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей" – политологи успешно используют методы, возникшие в других науках. Коротко рассмотрим основные из них.

Метод системного анализа возник в философии и был введен в политологию американским ученым Дэвидом Истоном. Этот метод рассматривает политическую сферу как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с внешней средой. Исследуется, какое влияние оказывают политические феномены на другие сферы общественной жизни - экономику, социальную структуру, культуру (реакция выхода) и их обратное воздействие на политику (реакция входа). Проанализировав процессы, проходящие внутри политической сферы (реакция внутрисистемной конверсии) можно сказать как определенные события в политической жизни (к примеру, распад СССР в 1991 г.) могут повлиять на экономику (экономическая катастрофа в Украине в первой половине 90-х гг.) или как изменения в социальной структуре общества (расслоение на узкую прослойку супербогатых и многомиллионные массы нищих) обратно воздействуют на политический процесс, предопределяя его "клановый" характер.

Бихевиоральный метод (от английского behavior – "поведение") или метод поведенческого анализа состоит в анализе политического поведения отдельных групп и личностей. Он возник в психологии и исходит из того, что коллективные действия, так или иначе, определяются поведением конкретных лиц, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы и особенности, которые и составляют основной предмет политологического изучения. В опубликованных в июне 2004 г. мемуарах экс-президента США Билла Клинтона ("Моя жизнь") рассказывается о том, что в разгар сексуального скандала, связанного с Моникой Левински, жена Хиллари выгнала Клинтона из спальни в Белом Доме и ему пришлось спать на неудобной кушетке чуть ли не в коридоре. На этом фоне агрессивные внешнеполитические акции США (немотивированные ракетные удары по Судану, Ираку, Афганистану и др.), инициированные президентом, становятся вполне объяснимыми.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении двух и более политических объектов, имеющих черты подобия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимостью правильного выбора сравниваемых феноменов, которые будут подвергаться научному описанию и теоретическому истолкованию. Так, сравнение проблем украинской политической реформы с трансформациями политических структур послевоенной Германии малопродуктивно в силу значительных различий фактически существующих в этих странах.

Количественные методы пришли в политическую науку из социологии. Они позволяют получить количественные характеристики политических процессов, на основе которых можно определить расстановку политических сил в обществе и господствующие тенденции развития политического процесса. Наиболее яркий пример количественных методов – это социологический опрос, который позволяет выяснить отношение граждан к конкретному политику, его шансы на выборах. В то же время количественные методы нельзя абсолютизировать – по итогам парламентских выборов в Украине 2002 года некоторые политики и журналисты стали называть социологию "проституированной наукой", когда оппозиционный блок Юлии Тимошенко набрал (округляя) в два раза больше голосов избирателей, чем показывали социологические опросы, а проправительственный блок "За Единую Украину" значительно меньше чем ожидалось. Дело в том, что количественные методы социологов слабо учитывают как человеческую психологию, так и системные закономерности политики.

Метод анализа принятых политических решений создан непосредственно американскими политологами. Он применяется для изучения политической деятельности. В основе политической деятельности лежат политические решения. Политическое решение рассматривается с таких точек зрения:

1 Интересам, какой социальной группы оно соответствует?

2 Какую цель преследует?

3 Какие условия для его реализации необходимы, и какие имеются?

Результат осуществления принятого решения должен совпадать со ставившейся задачей, если этого нет, то где-то была допущена ошибка: то ли были неправильно выбраны средства, то ли была дана неадекватная оценка ситуации, то ли неверно сформулирована задача. Метод анализа принятых политических решений позволяет правильно строить политическую деятельность и видеть первоисточники политических событий. Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр России и нынешний посол этой страны в Украине, изрек когда-то одну из своих крылатых фраз: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Применение метода анализа принятых политических решений может помочь понять, почему у нас так очень часто и происходит.

1.6 Периодизация истории изучения политики

В истории накопления политических знаний можно выделить три основных периода. Назовем их хронологические рамки и содержание.

Первый период: VI в. до н.э. – середина XVIII в. н.э.

Политика являлась частью предмета философии и изучалась преимущественно философами (философия – "мать всех наук" – оформилась в VI в. до н.э.) преимущественно умозрительно. Философу для проведения исследования не нужны какие-либо специальные инструменты или оборудование. Он наблюдает жизнь, пытается осмыслить ее. Отличие философов от всех думающих людей заключается в попытке изложить свое систематизированное миропонимание на условном, конвенциональном философском языке в специальных трактатах, рассчитанных на довольно узкий круг читателей. Философы древности и средневековья задумывались о природе социального и политического, пытались анализировать отдельные аспекты и проблемы политики, "выписывать" свои рецепты лечения социальных бед. Попытки эти, за редкими исключениями, отличались фрагментарностью и наивностью.

Второй период: вторая половина XVIII – конец XIХ века.

В изучении политики происходят кардинальные сдвиги.

Во-первых, в итоге более чем двух тысячелетних усилий философов количественное накопление вариантов осмысления политики начало давать новое качество знания. Именно во второй половине XVIII – начале XIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые явились основополагающими для разработки главных политических теорий и концепций современности.

Во-вторых, в этот период от "матери-философии" начинают, образно говоря, "отпочковываться" новые общественные науки (политическая экономия, социология, психология и др.), которые начинают изучать соответствующие своему предмету аспекты политики своими собственными методами. Как хлестко сказал один из основоположников социологии Огюст Конт, решается задача "превращения социологии из философии в науку".

Все это создает возможность формирования самостоятельной политической науки.

Третий период: с конца XIХ до начала XХI века.

Период возникновения, формирования и развития самостоятельной политической науки, которая изучает политику всесторонне, во всех ее аспектах и координирует политические исследования разных общественных дисциплин.

Как метко заметил один из ведущих российских политологов К.С. Гаджиев, процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце XIХ - начале XХ века. Поэтому в строгом научном плане привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Однако, в чисто методических целях, большинство авторов называют в качестве даты конституирования политологии 1880 г., когда усилиями Джона Берджеса в США, в Колумбийском колледже (позднее переименованном в Колумбийский университет) была основана Школа политической науки, где была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертаций.

Процесс обретения политологией всех необходимых отдельной науке атрибутов в США растянулся на четверть века. Примеру Колумбийского университета последовали университет Дж. Гопкинса и другие ведущие учебные заведения США. В 1886 г. стал выходить журнал "Ежеквартальник политической науки", были опубликованы фундаментальные политологические труды. Наконец, в 1903 году была образована Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию множества подобных ассоциаций в других странах. Вначале в нее входило немногим более 200 специалистов. К концу Второй мировой войны численность Ассоциации достигла 3 тыс. человек, к середине 60-х гг. превысила 10 тыс., в настоящее время она объединяет 16 тыс. индивидуальных участников.

Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:

1 Политическая теория (в том числе история политических идей).

2 Политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают).

3 Партии, группы, общественное мнение.

4 Международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу, является ли политология общей, интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, включающей в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения во всех высших учебных заведениях своих стран-членов.

В 1949 г. под эгидой все той же ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.

Судьба отечественной политической науки складывалась в прошлом непросто. Первые оригинальные работы, посвященные анализу политики и ее законов, появились еще в начале ХХ века. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещущие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. Принадлежавшие к различным идейным течениям ученые анализировали в своих работах проблемы власти, государства, революции. Однако утверждение в нашей стране догматической по своей идеологической сути системы сталинизма прервало процесс естественного приращения политических знаний. Вплоть до второй половины 80-х гг. на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 г. во времена "хрущевской оттепели" в СССР была формально создана Советская ассоциация политических наук.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. В том же году в вузах появились первые кафедры политологии, преподававшие эту учебную дисциплину студентам.

Таким образом, новейшая история политической науки в Украине насчитывает уже более полутора десятилетий. За это время отечественными исследователями политики достигнуты значительные успехи, о которых речь пойдет ниже.

Суммировать основные этапы изучения политики можно в двух таблицах.

Таблица 1 – Этапы становления и развития политической мысли

Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители
Протополитология - политические идеи Древнего Востока (Египет, Иран, Вавилон, Ассирия) и до-сократовская Греция Политическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний   Возникновение человека, общества, государства объяснялось исходя из позиций религиозно-мифологического мировоззрения в разнообразных его версиях   Хаммурапи, Заратустра, Гомер, Гесиод, "Семь мудрецов" Греции
Политические учения Древнего Китая Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; их развитие в границах философии   В центре внимания - проблемы эффективного управления и оптимального администрирования Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Лао-цзы
Политические теории античности Обособление политических взглядов в самостоятельный подраздел философии.   Логико-понятийный анализ политических институтов и процессов, выработка научных основ политической морали и философии. Зарождение политической юриспруденции   Анализ происхождения и сущности государства, классификация его форм, поиск наилучшей, идеальной формы правления Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон
Политические учения средневековья Развитие социально-политической мысли преимущественно усилиями религиозных деятелей и философов   Обоснование теологической теории политической власти   Идея примата церкви над государством и божьего происхождения монархической власти. Аврелий Августин, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Джон Фортескью
Политические учения эпохи Возрождения и Реформации Гуманизация и секуляризация политической теории и практики, распространение принципа индивидуализма   Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, возможности сопротивления монарху   Концепция республиканизма, идея народного суверенитета   Идея утверждения общего равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществление имущества, уничтожение частной собственности Леонардо Бруни Маттео Пальмиери, Николло Макиавелли, Жан Боден, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Томас Мор, Томазо Кампанелла
Политические учения Нового времени Становление и развитие теорий природного права и общественного договора   Обоснование необходимости распределения власти и идеи верховенства закона   Формирование концепции прав человека и гражданина   Формирование либеральной, радикально-демократической и консервативной парадигм политического мышления   Концепции правового государства и гражданского общества Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо, Джон Стюарт Миль, Иммануил Кант, Георг Гегель
Становление политических учений современности Концептуальное завершение критического осмысления реалий индустриально-рыночной цивилизации, исследований капиталистического общества   Анализ сущности феномена власти   Выработка политической доктрины анархизма   Формирование политологии как науки, ориентация на научно – теоретическое осмысление политической жизни   Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Михаил Бакунин, Карл Каутский, Петр Кропоткин, Макс Вебер

 

Таблица 2 – Основные школы современной зарубежной политологии

Школы Нап


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: