Центральный федеральный округ




А) В состав центрального округа включены 18 субъек­тов федерации, ЦФО — самый большой по количеству входящих в него субъектов Российской Федерации, а по размеру площади он занимает пред­последнее место среди федеральных округов России. ЦФО расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, его адми­нистративным центром является г. Москва. С севера округ граничит с Северо-Западным федеральным округом, с востока — с Приволжским федеральным округом, с юга — с Украиной и Южным федеральным округом России, с запада — с Республикой Беларусь.

Экономико-географическое положение ЦФО можно оценить как выгодное для развития хозяйства, особенно для отраслей обрабатыва­ющей промышленности и непроизводственной сферы. Это связано со следующими обстоятельствами:

• на территории округа проживает значительное количество на­селения, имеются высококвалифицированные трудовые ресурсы;

• здесь расположена столица Российской Федерации;

• округ обладает большим промышленным потенциалом;

• на его территории сходятся главные транспортные магистрали страны;

• в ЦФО сконцентрировано большое количество центров науки и высшего образования.

Есть и недостатки географического положения, затрудняющие социально-экономическое развитие округа. Это прежде всего отсутствие выхода к побережью Мирового океана, бедность природными ре­сурсами, значительное число предприятий с устаревшим оборудова­нием.

Б) ЦФО беден природными ресурсами, особенно в соотношении с большими потребностями экономики и многочисленным населением

Исключением служат запасы железных руд, по которым округ за­нимает первое место среди всех регионов России (около 60% общероссийских разведанных запасов железных руд по категориям А+В+С1). Месторождения — Курская магнитная аномалия — находят­ся преимущественно в Белгородской области (Лебединское, Стойленское, Яковлевское и др.), а также в Курской области (Михайловское). Из других полезных ископаемых имеются месторождения бурого угля (преимущественно в Тульской области — Подмосковный бассейн), торфа (больше всего — на заболоченных территориях в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областях), фосфоритов (Егорьевское месторождение в Московской области, Полпинское — в Брянской области), известняка (больше всего — в Белгородской и Во­ронежской областях) и других строительных материалов. Но большую часть потребляемых в округе минеральных ресурсов приходится заво­зить из других регионов России.

ЦФО неплохо обеспечен водными ресурсами: Волга и ее прито­ки — на севере округа, Дон — на юге, Днепр — на западе. Но во многих регионах ощущается нехватка водных ресурсов или из-за их большого потребления (Москва и Московская область), или из-за незначитель­ных абсолютных запасов (южные области округа). Имеются лесные ресурсы (больше всего — в Костромской и Тверской областях), но из-за длительной интенсивной эксплуатации большинства лесов они вто­ричны, с преобладанием малоценных пород деревьев (береза, осина). В южных областях округа лесов практически нет.

Население

По численности населения ЦФО занимает первое место среди регионов России — более 37 млн человек на начало 2007 г. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значи­тельны. Население города Москвы — самого многонаселенного субъек­та Российской Федерации — превышает 10 млн жителей (около 7% населения страны). В Костромской, Орловской и Смоленской обла­стях проживает менее чем по 1 млн человек, причем Смоленская об­ласть перешла этот рубеж лишь в последние годы.

Рост на­селения в округе происходил в основном за счет положительной динамики в Москве (рост на 17,6% но сравнению с 1990 г.), а также в Белгородской области (рост на 9,1%). В остальных областях округа население стабильно сокращалось — особенно сильно в Тверской, Туль­ской и Ивановской областях — на 15—17% по сравнению с 1990 г.

Главная причина сокращения количества жителей в регионах цфО _ отрицательный естественный прирост. Смертность превышала рождаемость почти во всех регионах уже в 1990 г. В начале XXI в. уровень рождаемости стал увеличиваться, но в не­которых регионах смертность растет более быстрыми темпами. В ито­ге некоторые области округа (Тульская, Тверская и др.) выделяются показателями естественной убыли населения — одними из самых вы­соких среди всех субъектов Российской Федерации за счет высокой смертности и очень низкой рождаемости (Тульская область — мини­мум среди всех регионов страны). Особенно высокой смертностью и значительной естественной убылью выделяется сельское население некоторых регионов округа. В Москве при низкой рождаемости наблюдается уровень смертно­сти ниже среднего по округу и России. В итоге естественная убыль населения в этом регионе сравнительно невелика, но этот показатель достигается за счет данных ожидаемой продолжительности жизни, ко­торые намного выше среднего по округу и России в целом: в 2005 г. — 71,3 года (66,7 — для мужчин и 76,0 — для женщин). Суммарный коэф­фициент рождаемости в Москве один из самых низких в России — 1,1 в 2005 г. В итоге чистый коэффициент воспроизводства населения в 2005 г. составил в Москве 0,54, т.е. в следующем поколении людей здесь будет на 46% меньше, чем в современном.

Самая сложная демографическая ситуация среди регионов ЦФО" сохраняется в Тульской области (коэффициент воспроизводства в 2005 г. — 0,52), так как низкая рождаемость (суммарный коэффици­ент в 2005 г. 1,1) сочетается здесь с низкой ожидаемой продолжитель­ностью жизни - 62,9 года в 2005 г. (55,8 - для мужчин, 71,0 - для женщин). Минимальной среди регионов округа естественная убыль в перспективе будет в Костромской области — коэффициент воспроизводства в 2005 г. 0,62 (это выше, чем по России в целом).

Среди округов России ЦФО выделяется многочисленными тру­довыми ресурсами. При общем сокращении населения в ЦФО численность его экономически активного населения растет, как и численность занятых в экономике, а численность и уровень безработицы постепенно сокращаются. Центростремитель­ные миграционные потоки со всей страны в ЦФО, прежде всего в его основные города во главе с Москвой, определяют относительно высо­кую обеспеченность округа трудовыми ресурсами.

Значительный вклад в динамику населения и численность тру­довых ресурсов ЦФО вносит миграция. Именно за счет боль­шого положительного сальдо миграций, перекрывающего естествен­ную убыль, растет население в Москве и Белгородской области.

В начале XXI в. из многих периферийных областей а(БрЯНСКОЙ, Курской, Тамбовской и др.) вновь, как и до начала 1990-х гг., стало больше уезжать людей, чем приезжать. Но направлены, потоки преимущественно в центр округа — в Москву и Московскую область.

ЦФО имеет положительное сальдо при миграционном обмене со всеми остальными федеральными округами России, особенно боль­шое _ с Приволжским и Южным округами. Значителен прирост населения и за счет миграций из бывших советских союзных республик, особенно из Украины, Узбекистана и Казахстана. Большое количество мигрантов из бывших республик СССР проживает в округе (преиму­щественно в Москве и Московской области) без регистрации, неле­гально. Но при миграционном обмене с такими зарубежными государ­ствами, как Германия и США, ЦФО имеет заметное отрицательное сальдо.

В). Основными отраслями рыночной специализации ЦФО являются в промышлен­ности — многопрофильное машиностроение, химическая, легкая (тек­стильная) промышленность, в сельском хозяйстве — выращивание сахарной свеклы, подсолнечника, зерновых, овощных культур и молоч­но-мясное скотоводство.

Отраслями промышленности, в больших объемах поставляющи­ми продукцию в другие регионы России (отраслями специализации), в ЦФО являются: 1) машиностроение; 2) черная металлургия; 3) хи­мическая промышленность; 4) легкая промышленность; 5) пищевая промышленность. Кроме этого для деятельности хозяйственного ком­плекса округа большое значение имеют электроэнергетика и промыш­ленность строительных материалов.

Ведущая отрасль промышленности в округе — машиностроение. Его развитию способствовали выгодное экономико-географическое положение, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, близость научных центров, крупное производство черных металлов. Многие машиностроительные производства продолжают сохранять всероссий­ское и экспортное значение. В значительных масштабах производятся автобусы (Ликино-Дулево и Голицыно в Московской области), желез­нодорожные локомотивы (Коломна, Муром) и вагоны (Тверь, Мыти­щи, Орехово-Зуево, Брянск), энергетическое оборудование (Подольск, Белгород), тракторы (Липецк, Владимир), авиационно-космическая техника (Москва, Королев, Воронеж). В последние годы вновь стало налаживаться производство некоторых потребительских товаров — уже с участием ведущих мировых компаний — легковых автомобилей в Москве и Калуге, телевизоров в Александрове, вычислительной тех­ники в Москве и др.

Вторая по значению отрасль промышленности в ЦФО — металлур­гия. Она получила большое развитие благодаря наличию богатой сырье­вой базы — месторождений железной руды Курской магнитной ано­малии. Третья по значению отрасль промышленности в Центральном федеральном округе — химическая промышленность. Она получила здесь развитие благодаря наличию многочисленных потребителей продукции, развитому научно-техническому потенциалу, присутствию неко­торых видов сырья. Из минеральных удобрений в округе производятся преимущественно азотные — на ос­нове природного газа из Сибири. Центры производства — Новомос­ковск и Щекино в Тульской области, Россошь — в Воронежской области, Верхнеднепровский — в Смоленской области, а также Липецк, где первоначально удобрения производили из отходов черной металлур­гии. Фосфорные удобрения около месторождений сырья производят в Воскресенске и Брянске. Производство шин развито в Ярославле, Воронеже и Москве. Крупными центрами бытовой химии являются Москва, Ярославль, Тамбов, Новомосковск.

Еще одна отрасль, имеющая в ЦФО большие объемы производ­ства и поставляющая некоторые виды продукции в другие регионы России, — пищевая промышленность. Ее развитие связано с многочис­ленностью населения (потребителей) и значительным количеством некоторых видов сырья. Но в настоящее время заметная доля сырья для отрасли завозится из других округов страны или из рубежных го­сударств. Центральная Россия резко выделяется среди всех федеральных округов страны объемами производства легкой промышленности. Эта отрасль получила большое развитие еще в конце XIX в. из-за наличия на территории округа большого количества дешевой рабочей силы.

ЦФО — один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Но сельское хозяйство этого округа не обеспечивает потребности сво­его многочисленного населения в основных видах продуктов питания. Значительная часть продовольствия в ЦФО — это продукция из дру­гих регионов России или импортная. Главными сельскохозяйственны­ми подотраслями являются выращивание зерновых, сахарной свеклы, картофеля и овощей, а также молочно-мясное скотоводство, свиновод­ство и птицеводство.

Максимальную долю посевных площадей в ЦФО занимают зер­новые культуры, по сборам которых округ занимает третье место в Рос­сии (после Южного и Приволжского). Главные культуры — пшеница и ячмень, которые выращиваются преимущественно в степных и лесо­степных районах на юге округа. Поэтому именно южные области ок­руга выделяются самыми большими объемами производства. В более северных регионах выращиваются в основном рожь и овес, но в значи­тельно меньших количествах.

Транспорт ЦФО также является наиболее развитым в стране. Широко представлены все виды транспорта, кроме морского. Через территорию Центральной России были проложены также железные дороги из восточных районов страны к портам Балтийского моря (Саратов—Рига, Вятка—Санкт-Петербург п др.) Уже в начале XX в. сформировалась густая сеть железных дорог, прак­тически совпадающая с современной и по уровню развития значитель­но превосходящая железнодорожные сети других частей страны.

Во второй половине XX в. в Центральной России продолжилось интенсивное развитие автомобильного, трубопроводного и авиацион­ного транспорта. Вокруг Москвы сформировалась система аэропор­тов (Шереметьево, Домодедово, Внуково п др.), благодаря которой на Московский авиационный узел и в настоящее время приходится бо­лее половины всех авиационных перевозок в России. Системы нефте-и газопроводов связали Центральную Россию с крупнейшими поволж­скими и сибирскими месторождениями нефти и газа, обеспечив массо­вую поставку топлива местным потребителям и его транспортировку на экспорт. Началось массовое строительство не только магистраль­ных, но и внутрирегиональных автомобильных дорог с твердым по­крытием, что обеспечило ЦФО первое место по густоте автодорог сре­ди других регионов России.

Интенсивное строительство автодорог продолжается и в послед­ние годы, так как в современных условиях без стабильно функциони­рующего автотранспорта невозможно социально-экономическое раз­витие территории в целом. При этом наиболее развитой сеть автодорог является в Московской области (без учета Москвы), но и здесь их в со­отношении с имеющимися потребностями не хватает, особенно совре­менных автомагистралей. Низким уровнем развития сети автодорог в округе выделяется Костромская область, в восточной части которой современных автодорог практически нет. В 2006 г. в Москве вступила в строй первая линия монорельсовой дороги.

Г)По обороту внешней торговли (146,2 млрд дол. США в 2005 г. по данным таможенной статистики) ЦФО занимает в России первое ме­сто. На округ приходится около 45% внешнеторгового оборота страны

При этом экспорт превосходит импорт примерно в 1,7 раза. На один регион — город Москву — приходится около 40% экспорта и 37% импорта всей страны. Такая картина создается в связи с тем, что в Москве расположены штаб-квартиры основных рос­сийских газо- и нефтедобывающих, металлургических, химических компаний, а также самые крупные организации, специализирующие­ся на экспортно-импортных операциях. Через Москву оформляется экспорт российских нефти, газа, металлов и других товаров. Большая часть импорта (продовольствие и потребительские товары) затем рас­пределяется по всей территории страны, но его значительная часть остается в Москве: многочисленное население столицы является круп­нейшим в России потребителем импортных товаров. В ЦФО можно выделить три части, существенно различающиеся между собой в социально-экономическом отношении: 1) Московский столичный регион — город Москва и Московская область; 2) южная часть округа — области Брянская, Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая и Тамбов­ская; 3) северная часть округа — области Смоленская, Тверская, Яро­славская, Ивановская, Владимирская и Костромская.

Московский столичный регион является самым социально-эко­номически развитым не только в округе, но и во всей Российской Федерации.

Северо-Западный ФО

А) Округ расположен на Европейском Севере (республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненец­кий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псков­ская области) и на положении эксклава — Калининградская область: Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн чело­век, или 9,5% численности населения страны.

Экономико-географическое положение округа имеет ряд досто­инств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обес­печивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие грани­цы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эс­тонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с ко­торыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчай­ших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К не­достаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, сни­жающие комфортность проживания и значительно удорожающие тех­нико-экономические показатели всех отраслей хозяйства.

Б) Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значитель­ный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской тер­ритории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресур­сами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.

• Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Евро­пейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топ­ливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметалли­ческих полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавико­вого шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны кон­центрации полезных ископаемых.

В Карело-Мурманскойме сконцентрированы запасы железных, титано- и алюминий содержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запа­сов природного газа и газового копдепсата па базе Шток.мановского месторождения (около 4 трли М'*), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.

Балансовые запасы железной руды (Ковдорское п Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Рес­публике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается кдобычи в стране.

В Двино-Печорскойоне па северо-востоке округа находится Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), продолжающаяся на шельфе Печорского моря (разведано гигантское Приразломное месторожде­ние нефти у юго-западного побережья Новой Земли). Здесь же — на северо-востоке Республики Коми — расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5% энергетических и коксующихся углей. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марган­цевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.

Бокситовые руды добываются на Тимане (северо-запад Респуб­лики Коми) па базе Средне-Тиманского бокситового рудника.

Прибалтийская часть округа (в пределах Лепппградской, Новго­родской и Псковской областей) относительно бедна полезными иско­паемыми, за исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня.

Самая западная Калининградская область также не­богата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить за­пасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.

Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13,6 млн че­ловек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свы­ше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения на территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, вклю­чая Калининградскую область, проживает Уз всех жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе — Ненец-. кий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. че­ловек, при плотности — 0,3 человек на 1 КМ^.

Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 че­ловек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях — соответственно -15,7 и -13,2 человек на 1000 жителей, — что свиде­тельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры.

В) Богатство природными ресурсами, суровый климат на большой части территории обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специали­зации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, много-

69 профильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, хими­ческая, пищевая, рыбная промышлеппость, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболов­ство.

Промышленный комплекс СЗФО в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относитель­но обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально-сырь­евой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерен рост обрабатывающей про­мышленности.

Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европей­ского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная метал­лургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышлеппость (15%). Местный металлургический комплекс осущест­вляет прокат и выплавку стали (около 'Двсего производства в России). Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными иредирнятнями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также ме­таллургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Че­реповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и ме­тизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали. Примерно четверть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Евро­пы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров, что препятствует росту объемов произ­водства.

Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефели­нов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы (Карелия). Медь, никель и ко­бальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторож­дений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярско­го края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.

Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумаж­ных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Ар­хангельская область), Сокол (Вологодская область), Сыктывкар (Рес­публика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия). В настоящее время комплекс находится в стадии техничес­кого перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для стра­ны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции (из скандинавских стран и США), которые должны обеспечить рост эффективности лес­ного комплекса уже в ближайшие годы.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Евро­пейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнер­гии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли на Узкоксующиеся. Они направляются на Че­реповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприя-тпя Урала. Продолжается реструктуризация шахт, паправлеппая па по­

вышение экономической эффективности сохраняющихся производ­ственных мощностей. Одновременно решаются социальные проблемы.

Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодо­бычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.

Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских ре­гионов округа (за исключением Калининградской области) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесопродукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой энергетиче­ское и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцент­рировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отечествен­ное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные ак­тивы «Объединенной промышленной корпорации» Балтийским заво­дом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускаются атомные ледоколы, современные танке­ры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.

Сельское хозяйство СЗФО производит менее 6% продукций аг­рарного комплекса страны, У)Которой приходятся па Лепииградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно-климатиче­ские и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.

В северных регионах округа доминирует животноводство молоч-о-мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Ар-ангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 0% поголовья оленей в РФ).

В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригород­ное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт-Петербурга, картофелем, овощами и мясо-молочной продукцией.

В Калининградской области развиты молочно-мясное животно­водство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.

Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфра­структуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных до­рог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 КМ^ территории. Недостатком местных дорог общего пользования являет­ся их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.

Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к на­стоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения рос­сийских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и на­лаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.

Плотность автомобильных и железных дорог основных прибал­тийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и со­ставляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км^ территории.

Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (пос­ле Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще боль­ше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.

Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строитель­ства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга

так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).

Г) По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Централь­ного и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде все­го с географическим положением округа относительно западноевро­пейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров совремеппой России) и впутреппих районов страны.

Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО явля­ются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Япони­ей, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа имеют с Белоруссией и Украиной.

 

Южный ФО.

А)

Б)

В)

Г)

Приволжский ФО

А) В состав Приволжского федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край. Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область

Административным центром округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа составляет 1037 тыс.кв.км, численность населения-30241 тыс. чел.

Приволжский федеральный округ имеет внешние границы на юго-востоке с Казахстаном, его внутренние границы проходят на севере и северо-• западе с Северо-Западным федеральным округом, на западе - с Центральным федеральным округом, на юго-западе и юге - с Южным федеральным округом и на востоке - с Уральским федеральным округом.

Выгодное географическое положение Приволжского федерального округа и наличие мощных железнодорожных и внутренних водных коммуникаций благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и является основным фактором формирования здесь многоотраслевого экономического комплекса.

Б) Ведущими отраслями специализаци округа являются многоотраслевое машиностроение, нефтяная и газов промышленность, электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, пищевая и лёгкая промышленность. Экономика Приволжского федерального округа основана на добыче и I рсработке крупных источников минерального сырья, топлива, освоении ИДроэнергетических и лесных ресурсов, а также удобном географическом ■Сложении округа, территория которого располагается невдалеке от крупных иишивно-сырьевых запасов Урала, Сибири и крупнейшего торгового мир Iпера России - Казахстана.

Немалое значение имеет исторически сложившийся высокий образовательный потенциал, сочетающийся с высококвалифицированными Ьнженерно-техническими кадрами.

Здесь сосредоточено 96 % всех разведанных в России запасов Илийных солей, крупные ресурсы фосфоритов (20%), цинка (19%), меди (If) %), цементного сырья (15 %), серебра (14 %), нефти (13 %), производится IУ % пиломатериалов от общероссийского объёма.

Благоприятные природно-климатические условия создают хорошие Предпосылки для осуществления разнообразной хозяйственной деятельности, I гакже для ведения многоотраслевого сельского хозяйства - производства Нриа, картофеля, овощей, мяса, продуктов пчеловодства, ряда технических ьу ni.iyp (сахарной свёклы, льна-долгунца, конопли, хмеля).

Топливные ресурсы округа представлены нефтью, природным газом, тр'ючими сланцами, торфом. Месторождения нефти сосредоточены в Татарстане, в Самарской области, в Башкортостане, в Пермском крае, Оренбургской области, в Республике Удмуртия и в Пензенской области.

Ресурсы газа Приволжского федерального округа характеризуются преобладанием газоконденсатных месторождений, содержащих кроме метана конденсат, пропан, бутан и другие примеси.

Поволжье богато горючими сланцами. Сланцы залегают в районе Сызрани и в Кировской области, однако в последнем регионе они пока не разрабаты ваются.

В Кировской и Нижегородской областях и Республике Марий Эл есть залежи торфа, геологические запасы которого составляют около 2 млрд т, значительная часть торфа обладает высокой теплотворной способностью.

Угольными ресурсами район не богат. В Пермском крае и Кировской области - каменный уголь, бурый уголь - в Башкортостане и Оренбургской области.

В округе имеются достаточно мощные гидроэнергетические ресурсы, прежде всего реки Волга и Кама.

Округ богат месторождениями калийных солей в районе Соликамска и Березников, их балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд т, на них приходится более четверти мировых запасов калия.

Вместе с калийными солями в месторождении сосредоточены запасы каменной соли (около половины российских запасов). Имеются также месторождения поваренной соли в Оренбургской и Самарской областях.

В северной части Кировской области располагается месторождение фосфоритов, балансовые запасы которых превышают 2 млрд т (20 % общероссийских). Их пласты залегают на глубине от 3 до 30 м, что делает возможным их открытую добычу. Это существенно снижает себестоимость добываемого сырья.

В округе имеются также запасы руд цветных и чёрных металлов (цинка, свинца, меди, серебра, золота, хрома, никеля, железной руды).

Существенны запасы строительного сырья: гипса, глины, цементного сырья, доломитов, стекольных песков и пр. Крупное месторождение высококачественных цементных мергелей - Вольское в Саратовской области. Ташлинское месторождение стекольных песков в Ульяновской области является крупной сырьевой базой всей стекольной промышленности СНГ. В Оренбургской области - Киембаевское месторождение асбеста.

Леса сконцентрированы в Кировской области, Пермском крае и на севере Нижегородской области. Преобладают леса хвойных пород, однако вследствие длительной эксплуатации лесосырьевая база здесь значительно истощена.

Население.

Население Приволжского федерального округа на 01.01.2008 г. составляет 30,2 млн чел. Население округа по территории размещено крайне неравномерно. Наибольшая плотность приходится на Республику Чувашия (69,9 чел. на 1 кв. км), Самарскую область (59,2 чел. на 1 кв. км), Республику Татарстан (55,5 чел. на 1 кв. км), Нижегородскую область (43,8 чел. на 1 кв. км). Низкая плотность населения наблюдается в Кировской области (11,7 чел. на 1 кв. км), Пермском крае (17,0 чел. на 1 кв. км), Оренбургской области (17,1 чел. на 1 кв. км). Численность экономически активного населения округа составляет 15,9 млн чел. (52,6 % от общей численности). Наивысшая доля экономически активного населения наблюдается в Самарской области (56,4 %), Кировской области (55,3 %), Удмуртской Республике (54,5 %), относительно низкая доля активного населения в Пензенской области (49,4 %) и Республике Башкортостан (50,0 %).

В округе во всех субъектах Российской Федерации быстро снижается численность населения, за последние 6 лет население сократилось на 1,1 млн чел. (3,4%). Наибольшее снижение численности населения произошло в Кировской области (7 %), Ульяновской области (6 %), Республике Мордовия (6,4 %), Нижегородской области (5,5 %), Пензенской области (5,4 46). Наименьший показатель наблюдается в Республиках Татарстан (0,5 %), Башкортостан (1,4 %).

В) Приволжский федеральный округ является одним из ведущих по уровню промышленного развития рег<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: