Особенности японского правового механизма системы развития и охраны ИС




Введение

В Японии к интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании и далее по тексту — ИС) и население и правительство относятся весьма трепетно. Ежегодно японское правительство занимается разработкой и внедрением национальных стратегических программ развития по вопросам создания и защиты ИС.

В кабинете министров успешно и эффективно взаимодействуют три научно-технических совета, главный из которых — Councilfor Scienceand Technology Policy возглавляется непосредственнопремьер-министром. На правовом уровне ими были разработаны соответствующие документы, детально регламентирующие правоотношения и их развитие в сфере ИС уже вплоть до 2025 года. Согласно текстам ежегодных стратегических программ (здесь необходимо отметить, что стратегическая программа, прежде всего, является правовым документом и имеет определенную юридическую силу), создание и защита ИС – вот уже с 2001 года является одним из приоритетных направлений развития японской экономики.

Основной целью стратегических расчетов Японии является достижение глобального доминирования на рынке ИС уже в самое ближайшее время. И, как свидетельствует неумолимая статистика, пока что ей это прекрасно удается. Япония уже давно превратилась из потребителя инноваций в их крупнейшего производителя. На данный момент Япония является вторым по счету государством в мире после Соединенных Штатов по объему инвестиционных вложений в развитие новейших технологий. И это еще только самое начало пути.

 

Принципы реализации японской стратегии

Принципы реализации японской стратегии базируются на положениях классической китайской военной стратегии, изложенной в сочинениях Сунь — Цзы, У — Цзы и других великих китайских, а также некоторых японских мыслителей. Суть этих положений сводится к тому, что «настоящая выгода» (являющаяся непосредственной и единственной целью стратега) достигается путем победы без оружия, когда чужие земли не разрушаются и жители не страдают, но их побежденные правители оказываются в таком положении, что им ничего не остается, как самим добровольно стать вассалами «совершенномудрого» господина-победителя.

Основная идея современных японских стратегических программ развития ИС заключается в том, что Страна Восходящего Солнца должна стать неким мировым центром создания передовых инновационных технологий, которому, как говорится в одной из стратегических программ, «ни одно государство в мире не сможет даже подражать». В этом случае, Япония захватит мировое господство по вопросу решения глобальных проблем человечества, то есть по главному тренду мирового развития уже в ближайшее время. Чтобы достигнуть задуманного, основными принципами реализации такой политики деловой экспансии в сфере ИС, японское правительство считает:

  • Максимальное стимулирование процессов интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов;
  • Создание передовой правовой системы защиты ИС, которая способна полностью регламентировать правоотношения в сфере ИС с момента создания объектов ИС и до момента их активного внедрения в производство, продвижения на рынке и передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, то есть путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз;
  • Активное использование не только отечественных инновационных разработок, но также и уникальных зарубежных технических решений.

Следует отметить, что Япония эффективно использует зарубежный опыт, привлекая к себе лучших специалистов и позволяя передовым иностранным компаниям выходить на японский рынок.

Особенности японского правового механизма системы развития и охраны ИС

Неуклонно следуя своей стратегии развития интеллектуальной, и, как уже ранее отмечалось, в особенности, промышленной собственности, Япония последовательно внедряет новые правовые механизмы, позволяющие, с одной стороны, адекватно защищать права Японии на свою интеллектуальную собственность, а с другой стороны, выводить на рынок национальные компании, которые занимаются усовершенствованием не своих, а зарубежных разработок.

Таким образом, японская доля на мировом рынке инновационных технологий увеличивается не только за счет своих собственных уникальных технических решений, но и за счет усовершенствования японскими компаниями иностранных изобретений и иных объектов ИС.С этой целью в стране Восходящего Солнца действует соответствующая правовая норма, предписывающая иностранным компаниям, желающим работать на японском рынке, в обязательном порядке предоставлять лицензии на свои технологии всем японским компаниям, которые выразят свою заинтересованность в заключение того или иного лицензионного договора.

И это еще не все, чтобы избавить японские компании от высоких лицензионных платежей по подобным договорам, максимальные ставки лицензионных платежей жестко регламентированы на уровне правительства.Чтобы стимулировать отечественные компании к постоянному техническому прогрессу, к японским компаниям правительство также выдвигает соответствующие требования:

  • Компания, желающая использовать иностранную разработку и получить иностранную лицензию должна представить убедительные доказательства, что она располагает соответствующими возможностями, позволяющими эффективно использовать инновационные зарубежные технические решения;
  • Компания должна не только использовать иностранные разработки по назначению, но также и заниматься их усовершенствованием, так как именно в усовершенствовании зарубежных инноваций и заключается основная цель получения лицензии.

Определенные «палки в колеса» для иностранных компаний встречаются и на уровне процесса патентования в Японском Патентном Бюро (в аббревиатурном написании — ЯПБ) зарубежных разработок.Так, если в мировой практике срок от момента подачи заявки до получения правоустанавливающего документа (патента) составляет два-три года, в Японии этот процесс затягивается на пять-семь лет, а в некоторых случаях и до десяти лет, если речь идет о выгодных передовых технологиях в соответствующих областях, например, в микроэлектронике.

За это время японские компании, которые могут в свободном доступе получать в ЯПБ необходимую информацию о зарубежных патентных заявках, успевают создать на базе зарубежных решений «свои» технологии и внедрить их в производство.В результате чего, иностранные компании после получения патента на изобретение вынуждены выдавать так называемые «принудительные лицензии» японским компаниям, которые уже начали использовать их технологии до момента получения патента компанией — разработчиком.

Кроме этого японские компании активно практикуют тактику «предварительного патентования», создавая, таким образом, для зарубежных компаний определенные проблемы с патентованием целых инновационных направлений в наиболее интересных, с коммерческой точки зрения, областях.

Особенности национальных систем классификации изобретений Япония.
Система классификации изобретений отличается своеобразием, включает 174 класса, 1092 подкласса, 23505 других рубрик. Каждый класс охватывает определенную область техники или производства. Классы сгруппированы в 7 серий с учетом смежных отраслей. Классы обозначаются последовательным рядом арабских чисел от 1 до 136. Вновь вводимые классы получают дополнительное цифровое обозначение, например, 13(7). С 1979 г. применяется МКИ, но фонд патентной документации Японии до 1979 г. не реклассифицирован, т.е. он по-прежнему систематизирован по национальной классификации.
Информация об изобретениях бывает полной, реферативной и библиографической. Единственным источником полной информации об изобретении является его описание, которое публикуется в составе отдельных брошюр, либо в виде листков к каждому официально зарегистрированному в данной стране изобретению. Публикация информации об изобретениях осуществляется в патентных ведомствах 68 стран мира и в двух международных организациях.

Заключение

В результате изменений в патентном законодательстве в Японии в последние годы Патентное бюро Японии работает по типу Европейского в некоторых вопросах, включая систему первого заявителя, требование абсолютной инновации и того, что касается предмета патентования.
Патентное бюро Японии также делает оценку на предмет того, насколько изобретение обладает признаками изобретения, но использует отличный от Европейского бюро подход к решению спорных вопросов. На практике убедить патентное бюро Японии в изобретательском уровне в некоторых технических областях бывает намного труднее, чем убедить Европейское или Американское бюро. Это подтверждает общее мнение о том, что оценка очевидности изобретения субъективна.
Японское бюро патентов не ограничивает количество независимых патентных формул в заявлении на патентование, если они касаются одного изобретения, хотя оплата делает большое количество патентных формул не выгодным. Подход к концепции единства изобретения в Японском патентном бюро более схож с подходом Американского бюро, поэтому в заявлении на патент должны быть указаны все технологические аспекты изобретения.
В определенных областях, например фармакологии, Японское патентное бюро применяет более строгие требования к описанию и аргументации заявляемого изобретения, чем Европейское и Американское бюро. В заявлении должны быть указаны соответствующие рабочие образцы изобретения для получения необходимого объема патентной формулы.
В общем, объем формулы изобретения, предоставляемый Японским патентным бюро, является нечто средним между Европейским и Американским бюро. Для определения нарушений японскими судами может быть применена теория эквивалентов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: