Систематизация права. Первый этап кодификации




КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопоряд­ка законности в стране, успешной реализации социали­стических идей необходимо было создание основного за­кона - Конституции. Эта потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Известны случаи, когда в резуль­тате местного правотворчества создавались Конституции даже в отдельных уездах. При создании государственного аппарата на местах подчас копировали систему ор­ганизации органов управления центра. Так, почти во всех губерниях были созданы Советы народных комиссаров гу­берний. Причем иногда создавались такие должности, ко­торые были абсолютно не нужны в губернии, например должность народного комиссара по иностранным делам. Бывали случаи, когда местные органы не считали для себя обязательными акты, принятые вышестоящими органами власти и управления, и даже решения Всероссийского съезда Советов. Некоторые местные Советы не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Со­ветов, ратифицировавшим мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.

 

Впервые практические шаги по созданию первой Кон­ституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов.

Это решение было приня­то по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог вы­полнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступле­ния немцев на фронте, усиления оппозиции левых комму­нистов и левых эсеров все внимание советского централь­ного государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, бы о поглощено решением проблемы установления мира с Германией.

IV Всероссийский съезд Советов как раз и решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. Есть и иное мнение: ВЦИК потому не выполнил поручение съез­да, что нужно было вначале укрепить советскую власть на местах, а потом уже заниматься Конституцией.

Нужно сказать, что III Всероссийский съезд Советов, принял акты, имевшие непосредственное значение для вы­работки впоследствии проекта Конституции.

Имеются ввиду «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и

«О федеральных учреждениях Российской Рес­публики».

Проблемы создания Конституции РСФСР еще недостаточно исследованы. После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции.

30 марта 1918г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разра­ботки Конституции и проведение в жизнь этого решения поручил Я.М. Свердлову.

Уже 1 апреля 1918г. стала созда­ваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители сле­дующих партий:

· от большевиков - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин,

· от фракции левых эсеров • Д.А.Магеровский и А.А. Шрейдер,

· от эсеров-максималистов - А.И. Бердников с совещательным голо­сом.

В комиссию вошли также представители следующих наркоматов:

· по делам на­циональностей,

· финансов,

· по военным делам,

· юстиции,

· внутренних дел

· и ВСНХ.

Комиссию возглавил Я.М.Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а сек­ретарем - В.А. Аванесов.

Б ольшинство членов комиссии были большевики.

Наряду с комиссией ВЦИК над проек­том Конституции трудились в НКЮ.

В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конститу­ции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объе­динять «трудовые коммуны», И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК, о ликви­дации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК. В итоге и ВЦИК и СНК сохранились. Материалы комиссии публиковались в «Известиях ВЦИК», на страни­цах которых велось обсуждение проектов разделов Кон­ституции.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР 1918 г. вступила в действие.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разде­лов:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,

2. Общие положения Конституции Российской Со­ветской Федеративной Социалистической республики,

3. Конструкция Советской власти,

4. Активное и пассивное избирательное право,

5. Бюджетное право,

6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалисти­ческой республики.

Конституция закрепила

политическую основу - советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. ст. 1,9).

В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики:

· национализация земли, банков, лесов, недр, вод;

· введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заво­дов, рудников, транспорта;

· аннулирование внешних зай­мов, заключенных до революции (ст.З).

Конституция отра­зила Федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. И).

Раздел третий «Конструкция Советской власти» по­священ организации и деятельности центральных и мест­ных органов власти и управления. Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государ­ственного аппарата был положен принцип демократиче­ского централизма.

Высшим органом власти в стране яв­лялся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК.

ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной.

Конституция определила компетенцию этих органов.

Они наделялись законодательными полномочиями. Это диктовалось с од­ной стороны сложной исторической обстановкой, с дру­гой - стремлением создать такой работающий государст­венный аппарат, который бы соединял законодательные и исполнительные функции и по замыслу авторов избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному пар­ламентаризму.

На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов; городским и сельским советам, которые избирали исполнительные ко­митеты.

Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось: «проведение в жизнь всех постановлений со­ответствующих высших органов Советской власти» (ст.61).

Конституция провозгласила новую, классовую, проле­тарскую демократию, демократию только для трудящихся.

В результате по некоторым данным гражданских прав бы­ли лишены 5 млн. человек.

Трудящимся предоставлялись следующие политические права:

· избирать и быть избран­ными в органы советской власти;

· свобода слова,

· собраний,

· митингов,

· шествий,

· свобода союзов.

Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бес­платное образование» (ст. 17).

Признавались равные права «за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности», и объявлялось противоречащим основ­ным законам страны «допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограни­чение их равноправия» (ст. 22).

Конституция предоставила право политического убежища всем иностранцам, подвер­гавшимся преследованиям за политические и религиозные преступления (ст.21).

В целях обеспечения за трудящими­ся действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми граж­данами.

В последние годы приводятся многочисленные факты нарушений данной статьи Конституции и необосно­ванных репрессий в отношении верующих и духовенства.

Конституция записала лишь те права, которые в тех усло­виях гарантировали их осуществление. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т.д.

Следует подчеркнуть, что политические права предос­тавлялись лишь трудящимся.

Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необы­чайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопро­тивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуа­зия сама исключила себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.

Конституция закрепила не только права, но и обязанно­сти, признав труд обязанностью всех граждан и провозгла­сив лозунг: «Не трудящийся да не ест».

Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обя­занностей.

Кроме отмеченных ранее были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели пре­имущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего клас­са в Мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.

Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые.

Правом изби­рать и быть избранными в Советы пользовались трудя­щиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализ­ма к социализму: уничтожение эксплуатации человека че­ловеком, беспощадное подавление сопротивления экс­плуататоров, устранения деления общества на классы, по­строение социализма (ст. 3).

Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование Конституций других советских республик.

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

В декабре 1918г. была завершена работа по кодификации норм трудового права, принимается кодекс законов о \труде (КЗОТ). В него вошли принципиальные положения " ранее изданных законов о труде.

Кодекс содержал 137 статей, которые составили девять разделов:

· о трудовой по­винности,

· право на применение труда,

· порядок предостав­ления труда,

· о предварительном испытании,

· о переводе и увольнении трудящихся,

· о вознаграждении за труд,

· о ра­бочем времени,

· об обеспечении надлежащей производи­тельности труда,

· об охране труда.

Кроме того, было 5 при­ложений:

· правила о порядке установления нетрудоспособ­ности,

· о выдаче пособий трудящимся во время их болезни,

· о безработных и выдаче им пособий,

· о трудовых книжках,

· о еженедельном отдыхе и праздничных днях.

КЗОТ действовал как на государственных, так и част­ных предприятиях.

Подтверждалась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет.

Нормы труда и отдыха соответствовали ранее изданным законам о труде.

Кодекс уделил большое внимание профсоюзам. Им представлялись значительные полномочия в регулировании оплаты труда, найма и увольнения и т.д.

Кодекс заменял социаль­ное страхование социальным обеспечением из фондов го­сударства.

Однако в чрезвычайных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции многие поло­жения КЗОТ не смогли быть реализованы.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает «Кодекс законов ' об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Это был первый кодекс в истории советского права.

Он воспринял все принципиальные поло­жения декабрьских декретов, но естественно, более под­робно регулировал семейно-брачные отношения.

В кодек­се появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря имели си­лу зарегистрированных браков.

Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса.

Подробно регламентировались права и обязанности супругов.

Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следо­вать за ним.

Брак не создавал общности имущества супру­гов.

Супруги могли вступать между собой во все дозво­ленные законом имущественно-договорные отношения.

Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействи­тельны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось в любой момент от исполнения их отказаться.

Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если пос­ледний был в состоянии оказывать ему поддержку.

Пере­мена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты.

Заинтересованным лицам предостав­лялось право доказывать отцовство и материнство судеб­ным порядком.

Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского со­стояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, кото­рому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор про­тив матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признаванию ребенка своим. Суд признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд ус­танавливал, что мать была в близких отношениях одно­временно с несколькими лицами, то привлекал их в каче­стве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.

В кодексе было записано, что родительские права осу­ществляются исключительно в интересах детей и если это не делалось, суду предоставлялось право лишить родите­лей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несо­вершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к по­лезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те в свою очередь обязаны были содержать нетру­доспособных и нуждающихся родителей, если они не по­лучали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их экс­плуатации со стороны усыновителей.

Над несовершенно­летними и душевнобольными устанавливалась опека, осу­ществлявшаяся отделом социального обеспечения или специально назначенным опекуном.

Данный кодекс широ­ко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.

Определенные трудности проведения в жизнь этого ко­декса встретились в мусульманских регионах РСФСР. ЦИК и СНК Казахской АССР, входившей тогда в состав РСФСР, только 20 декабря 1920 г. принял декрет о запре­щении калыма.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

В 1919 году НКЮ готовил важный документ по общей части уголовного права, обобщивший законодательство, а также судебную практику общих судов и революционных трибуналов. 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» были изданы в качестве поста­новления НКЮ. Это была по существу первая попытка систематизации норм общей части уголовного права. «Руководящие начала...» включали в себя введение и во­семь разделов:

· об уголовном праве,

· об уголовном правосу­дии,

· о преступлении и наказании,

· о стадиях осуществления преступления,

· о соучастии,

· о видах наказания,

· об услов­ном осуждении,

· о пространстве действий уголовного пра­ва.

Во введении дана оценка классовой сущности буржуаз­ного права, которое, как и буржуазный государственный аппарат, подлежало слому. Пролетариат «должен вырабо­тать правила обуздания своих классовых врагов».

Определялась задача уголовного права - это борьба «с нарушите­лями складывающихся новых условий общежития в пере­ходный период диктатуры пролетариата».

Давалось опре­деление

· права вообще

· и уголовного права в частности.

Четко прослеживается классовый подход. Уголовное право имело своим содержанием, говорилось в документе, пра­вовые нормы, которыми система общественных отноше­ний данного классового общества охраняется от наруше­ния (преступления) посредством репрессий (наказания).

Задача советского уголовного права - посредством репрес­сий охранять систему общественных отношений, соответ­ствующую интересам трудящихся масс, «ор­ганизовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариа­та».

Содержалось важное положение о том, что советское правосудие осуществляется

· народными судами

· и револю­ционными трибуналами.

Преступление определялось как нарушение общественных отношений, охраняемых уго­ловным правом.

Наказание определялось как меры прину­дительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников).

Задача нака­зания раскрывалась как охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совер­шение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения.

При определении меры наказания суд должен был оценивать

степень

и характер опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им деяния.

Перечислялись обстоятельства, которые должны были учитываться судом при определении меры наказания.

Например, для революционных трибуналов важны были следующие обстоятельства:

· совершено ли преступление лицом, принадлежавшим к имущему классу,

· с целью вос­становления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или не­имущим в состоянии голода и нужды;

· совершено ли дея­ние в интересах восстановления власти угнетающего клас­са или в интересах личных совершающего деяние.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Содер­жалось положение

· о необходимой обороне,

· субъективной стороне состава преступления.

Не подлежали суду и нака­занию лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни.

В специальном разделе давались примерные виды наказаний:

· внушение,

· выражение общественного порица­ния,

· принуждение к действию, не представляющему физи­ческого лишения (напр., пройти известный курс обучения),

· объявление под бойкотом,

· исключение из объединения на время или навсегда;

· восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба,

· отрешение от должности,

· воспрещение занимать ту или другую долж­ность или исполнять ту или другую работу,

· конфискация всего или части имущества,

· лишение политических прав,

· объявление врагом революции или народа,

· принудитель­ные работы без помещения в места лишения свободы,

· лишение свободы на определенный срок,

· объявление вне закона

· расстрел (высшая мера, только трибуналами)

Предусматривалось условное осуждение

· к совершившим преступление впервые

· исходя из тяжелых жизненных условий

· не представлявших угрозу обществу

Уголовное право действовало на всей территории РСФСР как к гражданам России, так и иностранцам.

 

Таким образом, к 1920 гг. были сформированы основы советского государства и его правовой основы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: