КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции. Эта потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Известны случаи, когда в результате местного правотворчества создавались Конституции даже в отдельных уездах. При создании государственного аппарата на местах подчас копировали систему организации органов управления центра. Так, почти во всех губерниях были созданы Советы народных комиссаров губерний. Причем иногда создавались такие должности, которые были абсолютно не нужны в губернии, например должность народного комиссара по иностранным делам. Бывали случаи, когда местные органы не считали для себя обязательными акты, принятые вышестоящими органами власти и управления, и даже решения Всероссийского съезда Советов. Некоторые местные Советы не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов, ратифицировавшим мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир и считали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституции являлось острейшей необходимостью.
Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов.
Это решение было принято по инициативе левых эсеров. Однако ВЦИК не смог выполнить поручение III Всероссийского съезда Советов в связи с резким обострением международной обстановки. В результате срыва переговоров в Брест-Литовске, наступления немцев на фронте, усиления оппозиции левых коммунистов и левых эсеров все внимание советского центрального государственного аппарата, в том числе и ВЦИК, бы о поглощено решением проблемы установления мира с Германией.
IV Всероссийский съезд Советов как раз и решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. Есть и иное мнение: ВЦИК потому не выполнил поручение съезда, что нужно было вначале укрепить советскую власть на местах, а потом уже заниматься Конституцией.
Нужно сказать, что III Всероссийский съезд Советов, принял акты, имевшие непосредственное значение для выработки впоследствии проекта Конституции.
Имеются ввиду «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и
«О федеральных учреждениях Российской Республики».
Проблемы создания Конституции РСФСР еще недостаточно исследованы. После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции.
30 марта 1918г. ЦК РКП(б) принял решение о создании комиссии для разработки Конституции и проведение в жизнь этого решения поручил Я.М. Свердлову.
Уже 1 апреля 1918г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих партий:
· от большевиков - Я.М. Свердлов, М.Н. Покровский, И.В. Сталин,
· от фракции левых эсеров • Д.А.Магеровский и А.А. Шрейдер,
· от эсеров-максималистов - А.И. Бердников с совещательным голосом.
В комиссию вошли также представители следующих наркоматов:
· по делам национальностей,
· финансов,
· по военным делам,
· юстиции,
· внутренних дел
· и ВСНХ.
Комиссию возглавил Я.М.Свердлов, заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов.
Б ольшинство членов комиссии были большевики.
Наряду с комиссией ВЦИК над проектом Конституции трудились в НКЮ.
В комиссии ВЦИК шли споры по различным проблемам проекта Конституции. Так, М.А. Рейснер считал, что РСФСР должна объединять «трудовые коммуны», И.В. Сталин отстаивал идею создания федерации по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла предложение И.В. Сталина. Большие дебаты шли в комиссии о судьбе СНК, о ликвидации дублирования между наркоматами и отделами ВЦИК. В итоге и ВЦИК и СНК сохранились. Материалы комиссии публиковались в «Известиях ВЦИК», на страницах которых велось обсуждение проектов разделов Конституции.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция РСФСР 1918 г. вступила в действие.
Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов:
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,
2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической республики,
3. Конструкция Советской власти,
4. Активное и пассивное избирательное право,
5. Бюджетное право,
6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической республики.
Конституция закрепила
политическую основу - советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. ст. 1,9).
В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики:
· национализация земли, банков, лесов, недр, вод;
· введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта;
· аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст.З).
Конституция отразила Федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. И).
Раздел третий «Конструкция Советской власти» посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма.
Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК.
ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной.
Конституция определила компетенцию этих органов.
Они наделялись законодательными полномочиями. Это диктовалось с одной стороны сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который бы соединял законодательные и исполнительные функции и по замыслу авторов избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.
На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов; городским и сельским советам, которые избирали исполнительные комитеты.
Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось: «проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти» (ст.61).
Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся.
В результате по некоторым данным гражданских прав были лишены 5 млн. человек.
Трудящимся предоставлялись следующие политические права:
· избирать и быть избранными в органы советской власти;
· свобода слова,
· собраний,
· митингов,
· шествий,
· свобода союзов.
Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование» (ст. 17).
Признавались равные права «за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности», и объявлялось противоречащим основным законам страны «допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» (ст. 22).
Конституция предоставила право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религиозные преступления (ст.21).
В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами.
В последние годы приводятся многочисленные факты нарушений данной статьи Конституции и необоснованных репрессий в отношении верующих и духовенства.
Конституция записала лишь те права, которые в тех условиях гарантировали их осуществление. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и т.д.
Следует подчеркнуть, что политические права предоставлялись лишь трудящимся.
Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключила себя из политической жизни, активно борясь против Советской власти.
Конституция закрепила не только права, но и обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: «Не трудящийся да не ест».
Обязанностью всех граждан являлась защита социалистического отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.
Кроме отмеченных ранее были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в Мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.
Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые.
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.
Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранения деления общества на классы, построение социализма (ст. 3).
Конституция послужила в известной степени базой для последующего законодательства. Она оказала большое влияние на формирование Конституций других советских республик.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
В декабре 1918г. была завершена работа по кодификации норм трудового права, принимается кодекс законов о \труде (КЗОТ). В него вошли принципиальные положения " ранее изданных законов о труде.
Кодекс содержал 137 статей, которые составили девять разделов:
· о трудовой повинности,
· право на применение труда,
· порядок предоставления труда,
· о предварительном испытании,
· о переводе и увольнении трудящихся,
· о вознаграждении за труд,
· о рабочем времени,
· об обеспечении надлежащей производительности труда,
· об охране труда.
Кроме того, было 5 приложений:
· правила о порядке установления нетрудоспособности,
· о выдаче пособий трудящимся во время их болезни,
· о безработных и выдаче им пособий,
· о трудовых книжках,
· о еженедельном отдыхе и праздничных днях.
КЗОТ действовал как на государственных, так и частных предприятиях.
Подтверждалась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет.
Нормы труда и отдыха соответствовали ранее изданным законам о труде.
Кодекс уделил большое внимание профсоюзам. Им представлялись значительные полномочия в регулировании оплаты труда, найма и увольнения и т.д.
Кодекс заменял социальное страхование социальным обеспечением из фондов государства.
Однако в чрезвычайных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции многие положения КЗОТ не смогли быть реализованы.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает «Кодекс законов ' об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Это был первый кодекс в истории советского права.
Он воспринял все принципиальные положения декабрьских декретов, но естественно, более подробно регулировал семейно-брачные отношения.
В кодексе появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря имели силу зарегистрированных браков.
Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса.
Подробно регламентировались права и обязанности супругов.
Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним.
Брак не создавал общности имущества супругов.
Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.
Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось в любой момент от исполнения их отказаться.
Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку.
Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты.
Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство судебным порядком.
Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, которому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признаванию ребенка своим. Суд признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд устанавливал, что мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то привлекал их в качестве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.
В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и если это не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те в свою очередь обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей.
Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделом социального обеспечения или специально назначенным опекуном.
Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.
Определенные трудности проведения в жизнь этого кодекса встретились в мусульманских регионах РСФСР. ЦИК и СНК Казахской АССР, входившей тогда в состав РСФСР, только 20 декабря 1920 г. принял декрет о запрещении калыма.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
В 1919 году НКЮ готовил важный документ по общей части уголовного права, обобщивший законодательство, а также судебную практику общих судов и революционных трибуналов. 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» были изданы в качестве постановления НКЮ. Это была по существу первая попытка систематизации норм общей части уголовного права. «Руководящие начала...» включали в себя введение и восемь разделов:
· об уголовном праве,
· об уголовном правосудии,
· о преступлении и наказании,
· о стадиях осуществления преступления,
· о соучастии,
· о видах наказания,
· об условном осуждении,
· о пространстве действий уголовного права.
Во введении дана оценка классовой сущности буржуазного права, которое, как и буржуазный государственный аппарат, подлежало слому. Пролетариат «должен выработать правила обуздания своих классовых врагов».
Определялась задача уголовного права - это борьба «с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходный период диктатуры пролетариата».
Давалось определение
· права вообще
· и уголовного права в частности.
Четко прослеживается классовый подход. Уголовное право имело своим содержанием, говорилось в документе, правовые нормы, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессий (наказания).
Задача советского уголовного права - посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, «организовавшихся в господствующий класс в переходный от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата».
Содержалось важное положение о том, что советское правосудие осуществляется
· народными судами
· и революционными трибуналами.
Преступление определялось как нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом.
Наказание определялось как меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников).
Задача наказания раскрывалась как охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения.
При определении меры наказания суд должен был оценивать
степень
и характер опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им деяния.
Перечислялись обстоятельства, которые должны были учитываться судом при определении меры наказания.
Например, для революционных трибуналов важны были следующие обстоятельства:
· совершено ли преступление лицом, принадлежавшим к имущему классу,
· с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода и нужды;
· совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего деяние.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Содержалось положение
· о необходимой обороне,
· субъективной стороне состава преступления.
Не подлежали суду и наказанию лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни.
В специальном разделе давались примерные виды наказаний:
· внушение,
· выражение общественного порицания,
· принуждение к действию, не представляющему физического лишения (напр., пройти известный курс обучения),
· объявление под бойкотом,
· исключение из объединения на время или навсегда;
· восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба,
· отрешение от должности,
· воспрещение занимать ту или другую должность или исполнять ту или другую работу,
· конфискация всего или части имущества,
· лишение политических прав,
· объявление врагом революции или народа,
· принудительные работы без помещения в места лишения свободы,
· лишение свободы на определенный срок,
· объявление вне закона
· расстрел (высшая мера, только трибуналами)
Предусматривалось условное осуждение
· к совершившим преступление впервые
· исходя из тяжелых жизненных условий
· не представлявших угрозу обществу
Уголовное право действовало на всей территории РСФСР как к гражданам России, так и иностранцам.
Таким образом, к 1920 гг. были сформированы основы советского государства и его правовой основы.