Ещё один небольшой комментарий. Если женятся двое, то откуда берётся семь я.




Брачные узы. Ложные ожидания и истинные ценности. Православный контекст.

Доклад-рассуждение прочитанный в средней школе на общем родительском собрании.

Итак. Начнём с самого главного - духовный смысл семьи. Как сказала одна современная православная мыслительница «Брак, он не для тех, кто в него вступает, и даже не для детей. Семьи создаются для Бога». В этом тезисе я лично выделяю два важнейших аспекта. 1. Это действительно так – браки для Бога и все остальные мотивации хоть и законны по-человечески, но все же вторичны. Основывается эта уверенность на словах Спасителя: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину … Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф.19:6) Вот это вот самое «Бог сочетал» и есть указатель на то, что браки совершаются на небесах, а люди должны под это высокое призвание смирять свою самость и учиться жертвенной любви. Бог не может быть неким техническим элементом скрепления «Я есть альфа и омега, начало и конец» (Откр. 22:13) И 2. Вот почему на земле очень много рушится семей… Как ни парадоксально. Казалось бы, где логика между тем что призвание семьи в том, чтобы ориентироваться на Всевышнего и Его ценности, взгляд на вещи, и тем, что большинство семей на планете земля рушатся не достигая туманноожидаемого счастья. Очевидно, подавляющее большинство даже церковных браковищут в брачном союзе не волю Творца, или, скажем так – не только волю Творца. А светское большинстводаже и не знает об этой цели, когда решает завести семью.

Сделаем маленькое отступление для того чтобы рассмотреть этот не очень точный для темы семьи термин «завести».

«Завести семью» … само слово «завести» … звучит как-то не подобающе... Заводят домашних животных, «заводят» хозяйство и потом его животную часть содержат в хлевах. А человек семьёй обогащается. Само слово «семь-я». Был один, а стало целых семь «я». Т.е. каждый член семьи –это тоже «я», моё личное «я». Это я сам, только в лице супруги, детей, каждого поимённо. Умные русские слова очень многое подсказывают. Вот вы наверно слышали, что Церковь называет человека «образом и подобием Божиим». И мы знаем, что Бог не смотря на то, что Божественных ипостаси в Нём три, когда явился Аврааму в виде трёх ангелов, что запечатлено на знаменитой иконе Андрея Рублёва «Троица» или«Гостеприимство Авраама»то, когда любой из них обращался к Аврааму, то говорил от лица Бога, и говорил «Я», а не «Мы». Отсюда, в том числе, христианство поняло, что Бог Един, но Ипостаси, т.е. неповторимые Божественные Личности в Нём три. Но Он Един, и каждая Личность говорит от лица Истинного Бога, говорит «Я». Так и термин «семья», говорит нам как бы о том, что хоть в семейной жизни и больше чем один человек, «я» не страдает от перерастания в формальное, множественное «мы» или в некое описательное «он». Но в сути своей остаётся в единственном числе именительного падежа – семь-я. Т.е. мой ребёнок -это «я», это не «он». Моя жена – это тоже глубинно, душевно «я», а «она» - это социальное местоимение, не любовное. Так как «возлюби ближнего своего как самого себя» говорит нам явно о том, что разницы между мною и не мною в плане любви к другому человеку не существует. Т.е. семья, с точки зрения языка, а язык – это точка зрения Бога – это такое теснейшее слияние людей, что даже на уровне местоимений на внутреннем, именно и интересующем Бога, во-первых, уровне, невозможно дробление, невозможна множественность. Так Бог видит семью. И особенно эта нерасторжимость переживается любящими друг друга людьми, любящими друг друга жертвенно, в таинстве «Венчания»,на что оно главным образом и благословляет.

___

Ещё один небольшой комментарий. Если женятся двое, то откуда берётся семь я.

Семья, как известно, это не только те двое что обменялись кольцами в ЗАГСЕ и съездили на медовый месяц. В потенциях семьи заложено появление детей. Т.е. семья – это не личное, биографическое – это историческое, растянутое во времени явление. Семья, она как бы длится в годах, она не прекращает своего развития, я бы сказал,никогда. И поэтому, когда двое зацикливают семью на себе, они,возможно, впадают в ошибку. Бог благословляет семью, стремящуюся к расширению, а не замыкающую блага своей взрослой самодостаточности только на двух половинах.По крайней мере так видит семью Церковь. Присутствие детей, или как минимум отрицание их отсутствия, т.е. стремление к плодородию есть образчик здоровой психологической атмосферы в церковной, православной семье.

Половины в телесном, образующие одного человека в духовном, рождают половины для таинственных незнакомцев из будущего, чтобы тоже стать цельными людьми в духовном, будучи нераздельно и неслиянно двумя автономными составными частями божественного таинства человека. «Человека» почти с заглавной буквы, почти - т.к. единственным Человеком с заглавной буквыявляется Богочеловек Иисус Христос. А все мы, семейные или нет – клетки Тела Его, клетки, исполненные адамовой болезни и надежд на вечное выздоровление.

Теперь вернёмся к нелогичному сочетанию двух утверждений о том, что 1: Семья для Бога, и 2: Большинство семей распадается. Знак равенства заключается здесь в том, что несовместимость, неотёсанность человеческих характеров и натур из которых и строятся зачастую семейные пары, говорит лишь о том, что управляет законами наших жизненных путей не наше представление о том, как было бы хорошо, а как идеально, а некая более мощная, живая и всегда активная сила – Бог. И семья, в этом смысле, становится не чем-то завершающимся, не чем-то законченным … «вот наконец-то, он создал семью», а становится призванием, стартом, совместным началом бесконечного пути, пути в экзистенциальную бесконечность богочеловечества Христа. И вновь хочется вспомнить таинство Венчания, где и сообщается сугубая силалюдям,вступающим в брак, именно для прохождения этого пути, для укрепления этого устремления. Несовместимость наша, на первый взгляд, призвана из шероховатостей и колкостей двух разных характеров перерасти с годами в гармонию двух настолько скрепленных взаимной, жертвенной любовью человеческих существ, что действительно они, каждый из них, понимает, и говорит «я» не только про себя, но и про свою половину. Он чувствует свою половину, в своём стремлении к Чаше, как самого себя. И теперь всё-таки почему же браки распадаются? Да потому, что люди совершенно не знают истинной цели вступления в брак, что она вот такая, что она есть равнение на Бога. Т.е. Господь, получается людей свёл, жизненными судьбами, исходя из Своих представлений о благе каждого из них не только на земле, но и в вечности, а люди, в силу цивилизационных, мировоззренческих, личных, семейных причин считая религию и Бога не обязательными, («кто возлюбит отца или мать больше нежели Меня не достоин Меня»под «отцом и матерью» в более широком контексте понимаются различные традиции воспитания и идеологии: государственные, семейные и проч.) разделяют эти понятия, думая, что религия отдельно, а Бог отдельно, и даже не знают, что им в браке делать дальше, кроме квазибесконечного настроя на обогащение и получение удовольствий. Т.е. то, что мы думаем, что знаем о браке, семье всё, как раз и иллюстрирует эти зашкаливающие цифры статистики разводов на планете.Получается, что defacto мы ничего об этой теме не знаем. А продвинуться вперёд, прорваться, узнать, знать не хотим, не стремимся, умаляя тайну и сложность брака допростого «сожительства». «Сожительство» тоже какое-то слово из терминологии зоопарка.
Иными словами, «браки, они действительно заключаются на небесах», но к небесам этим нужно идти всю жизнь, что бы брак из земного превратился небесный.ИДТИ ПО ВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ЖИЗНЬЮ НЕБЕСНОЙ – в этом главный логос православного брака. Иной цели создания браков, с точки зрения Церкви, основанной истинным Богом, Христом, нет! Семья функционирует себе в ущерб, в самоубийство, если не ориентируется на представления о браке, приходящие к нам свыше. И, естественно, рано или поздно большинство не ориентированных на Бога браков распадается. Вот и вся логика.

Теперь можно кратко, но уточнительно сказать о практическом значении религиозности для семейной жизни. На ум пришли пара самых простых примеров из истории христианства. Но для начала нужно немного сказать о участии религиозного фактора как традиции в семейной гармонии. Религия – это не внешние формы богопочитания. Это, безусловно и, во-первых, связь души с Богом. Но без внешней культуры богопочитания - без храмов, икон, богослужений, Священного Писания, книг святых отцов, вера в человеческой душе никогда не бывает полноценной, работающей, живой, ВЛИЯЮЩЕЙ, определяющей нашу судьбу. Церковная культура помогает одинокой душе стать частицей вечности, доносит дары вечности до нас. Храмовое, традиционное напоминание о Христесобирает душу, держит нас в некоей не рассеянности, мы держим воспоминание о Боге внутри, и это влияет и на лучшее и на худшее в нас, направляя всего человека к благочестию и правде Царствия Божия. Невозможно прочувствовать, и уж тем более сообщить кому-то это ощущение вечности, будучи просто «верующим в душе». Такая вера итак едва, жива не говоря о том, чтобы кого-то обогащать. Церковь нужна для того, чтобы человек питался вечностью. Верить без плодов, верить просто теоретически можно и просто в душе. Хотя и вера в душе не появляется без крещения, как правило. А Крещение – это сугубо церковное, внутри Церкви происходящее Таинство. Это, если хотите, церковная собственность. И испытать опыт вечной жизни, можно только пользуясь дарами Церкви- Исповедью, Причастием и проч. И, когда семья воцерковлена, когда люди смотрят на Бога, в процессе решения своих межчеловеческих проблем, тогда Бог подаёт такие выходы из ситуаций, которые очень трудно потом разбить суете или малодушию. Бог благословляет и укрепляет.

Что такое исполнение заповедей и отношении ближнего? Это прежде всего внутренняя работа. Если сердце не настраивается как подсолнух к солнцу на ощущение праведности и правильности, исходящие от совести и голоса Божия в сокровенной своей глубине, то никаких добродетелей исполнить практически невозможно. Зачастую, сердце слышит от совести и Бога такие советы и указания, привычки к которым оно ещё не воспитало, не выработало, не работало над этим местом, и тогда приходится делать дело Боже с сопротивлением, через «не могу» и «не хочу», распиная ветхое сердце, отрывая от него куски греховного мяса. Бывает часто и такое. И такая жертва угодна Богу. И вовсе не потому, что Ему нравится человеческая боль, а потому что есть ещё люди, которым Он небезразличен настолько, что человек может переступить через видимую гордость с её последствиями ради Бога, Которого не видит, по чистой вере, окрыляемой любовью. Болью, жертвой доказывается любовь. Всё остальное что за рамками любви лишь вопрос цены …

___

А теперь перейдём к удивительным примерам семейной благодати.

Первый пример.

Прп. Макарий Великий, это один из самых узнаваемых святых православия.Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: " Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: "Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая". Женщины с удивлением ответили: "Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей". Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: "Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти". Святой подвижник прославил Бога и сказал: "Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись". Этот пример иллюстрирует нам духовную высоту людей из обычной семьи, и примечательно то, как они свой семейный ресурс приумножают во славу Божию! Ориентация психологии в семье на Бога и Его заповеди делает и плотское в семье не противным Богу, а воцерковлённым «брак честен и ложе не скверно» (Евр.13:4) сказал ап. Павел. Разве плохо, что горечь обид и ссор минула эти две блаженные семьи, блаженные благодаря слабому полу, достичь обожения которому Бог сулил по законам обычной семьи, которая вкл. в себяи супружеский долг. Безусловно за подвиг миролюбия и не гневливости Господь благословит и приумножит и материальную составляющую о чём ниже прочтём в одой из цитат свт. Иоанна Златоуста. Равнение на вечную перспективу своего существования, делает брак живым, делает семью оживотворяющей, всегда творчески новой. И достигается эта жизнь, эта вечная жизнь, уже здесь исполнением заповедей Христа в отношении ближнего, близкого нам семейного человека, нашего иного «я». Вспомним одну из главных заповедей Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Вот когда мы любим так друг друга, любим так своих детей, когда будем исполнять заповеди сердцем, как сказано выше, то ничего кроме взаимопонимания и гармонии в семье не будет существовать, для всего остального просто не будет времени и сил. Потому что любить интересно. Любить хочется. Мы ищем любви! Но только нужно любить не эгоистически, а жертвенно. А как? –подскажет и поможет, и даст сил(!) Святая Православная Церковь. И на данном примере,и на иных явленных и не явленных, которыми изобилует наше Священное Предание, если присмотримся, тоувидим, как религия одухотворяет и обогащает семью.

___

Пример второй.

И напоследок тоже очень трогательная история из жизни двух отшельников, живших в одном месте в посте и молитве, и тоже никогда ни разу не поссорившихся, хотя жили они в крайней нищете и порой было что делить, но всегда друг другу уступали...Братство их было настолько трепетным, духовно здравым и жертвенным, что будучи людьми по роду абсолютно чуждыми друг другу по факту они жили как братья близнецы. И вот к чему привело ихмалую монашескую семью правильное духовное развитие. Они время от времени беседовали друг с другом на душеполезные темы. Уже будучи совсем преклонными старичками, однажды они разговорились на тему того что такое гордость, как этот грех выглядит, что бы его избегать. И один говорит. «Ну вот гордость – это когда поссориться». А второй отвечает «А как это – поссориться?» И решили они поссориться чтобы понять, что такое гордость и почему она греховна, т.е. не на пользу человеку. Первый: «Я не знаю, как это-поссориться» Второй: «Я тоже». Первый: «Ну вот видишь камень лежит (Вт: «вижу»), вот, давай ты скажешь –брат, это мой камень! А я скажу, нет мой! И поссоримся... Тот говорит –ну хорошо, давай». И вот, первый говорит: «Брат, это мой камень!» Второй набрал воздуха в грудь, посмотрел на камень, на брата и говорит:«Брат, возьми себе» …

 

Пристальное изучение текстов Священного Предания, и наша сердечная воцерковлённость да будет хорошим началом для нас всех в сторону движения к этим живым и прекрасным высотам!

__

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О СЕМЕЙНОЙ ГАРМОНИИ.

-В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

-В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

-Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

-Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

-Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

-Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

-Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности [родителей] к житейскому.

-Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

-Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

-Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

-Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

- Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь. Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

-Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

-Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

-Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Мир Вам.

Иерей Алексей Апраксин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: