Когда начинается путешествие




"П е л е г р и н. Никому не удастся то, чего он нехочет... и даже ты не можешь этого желать - я буду сидеть дома, подле тебя, но моя тоска будет против тебя! Можешь ли ты стремиться к этому? Э л ь в и р а. Никому не удастся то, чего он не хочет. Как ты прав! Останься со мной, Пелегрин. Что такое Гавайские острова? Пустой звук, слово. П е л е г р и н. Ты тоже не можешь... Э л ь в и р а. И что тебе там делать, любимый? Что тебе в них, в этих островах, затерянных где-то в Тихом океане, что тебя гонит туда? Один страх, и только. Откажись от них. П е л е г р и н. Ты не едешь с нами... Э л ь в и р а. Останься со мной, Пелегрин! П е л е г р и н. И я не могу остаться. И все крепко связано одно с другим - мы любим и не можем расстаться, не предав любви, не взяв на себя вину а если мы останемся вместе, один из нас погибнет, потому что никому не удастся то, чего он не хочет, и в этом - наша вина друг перед другом..." М. Фриш. "Санта Крус" Самолет улетел на Восток утром. А перед этим был день, и была ночь. И был целый год обычной жизни -внешне все, как у всех, никакой разницы. А потом месяц, ради которого,оказывается, жил, - месяц в походе. Как написать о походе? С чего начать? Если сразу с похода, то слишкоммногое придется объяснять, и начала нет. Есть дикие дебри, которые, может быть, никто не видел. Есть удачныйманевр плота, когда он наносит скале удар, заранее обдуманный, нацеленный,и, как мяч, отскакивая, ныряет в слив порога, до сантиметроврассчитанно-точно. И есть люди, которые умеют держаться до конца, даже когданет надежды... Об этом можно бы написать. Но с чего начать? Есть пурга в заполярной тундре, есть снег под ногами, и надо выпилитьиз него кирпичи, прочные и ровные, как огромные куски рафинада, чтобыпостроить укрытие. Плотный снег темнее, пятна плотного снега видны; ноночью, или в пургу, или когда и то и другое вместе и уже ровным счетомничего не видно - нужно искать, искать снег и не спешить. Ни в коем случаене спешить!.. И об этом тоже можно написать подробно. Но с чего начать? Может быть, с последнего дня в поезде? Когда, одетые на мороз, открылина площадке вагона дверь в холодный солнечный мир, а поезд осторожновъезжает на решетчатый мост через реку Кожим, и она видна с моста вся -километров на десять вперед ровной белой дорогой, по которой сегодня начнешьлыжный след длиной километров в сто, а потом повернешь к горам. А может, с теплого вечера, когда накрапывал дождь. С вечера того дня,который начался в Москве, а потом в жаре и грохоте азиатского лета пошелскакать по аэропортам на "Илах", "Ли", "Антонах" и потянулся дальше надырявых, задыхающихся в пыли автобусах и грузовиках по степям Алтая. Былавечерняя темнота с блеском мокрой листвы в свете фар, была дорога, котораясама себе не казалась дорогой и тряской выматывала душу, были веткидеревьев, зло хлеставшие по железу кабины и по людям в кузове грузовика. Новсе это ушло, и усталость ушла, когда из-за поворота, из-под чернеющегообрыва поднялся ясный шум реки. И сейчас же в духоту южного леса ворвалсявоздух гор - холодный, полный запаха снега. Знакомый и новый, сжавший сердцесвоей новизной, как всегда. Была зима, январь. Слова прозвучали и стихли. Катунь не стала ближе.Не потому, что была зима. Нет - была Ирина....Сначала была игра: Николай, уже год как окончивший институт,первокурсница Ирина и четверо парней с ее курса, влюбленных в нее, решилипутешествовать. Николай повел их всех на Кольский. Там, на куполах Хибин, начерных скалах, в мутном холоде пурги, в жестком свете первого ясного утра,холодного и белого, когда даже скалы залеплены снегом, хотел он открыть ейновый мир-яркий, неисчерпаемо прекрасный. Но для Ирины мир остался старым,только с колючим холодом - как в Москве, когда по вьюге в тонких чулкахбежит она по застывшей улице и нет такси. Что же в этом хорошего, еслихолодно И нет такси? Холодно!.. Наверное, не очень честно все это было, потому что те парни не моглисравниться с Николаем в его горах... Потом, уже в городе, ей, красивоодетой, опять уверенной, приятно было вспоминать Холодный Страшный Кольский. Да, тогда была Ирина. Были ночи, проведенные над ее курсовыми, пока онаспала. Ну разве можно спокойно спать, когда другие за тебя работают? Можно,ну конечно можно, если умеешь так красиво спать. Потом был май, и ребята опять сказали: "Пойдем на Катунь". А он позвалИрину на Кольский. Там будет лето, прозрачная вода и легкая байдарка, будетлес, будет тепло спального мешка. Ирина хотела в Крым. Они уже были в Крыму. А Игорь, Лева и Борис звалина Катунь. Он ответил: "Не знаю... Может быть, пойду". Тогда ему сказали:"Пойдем! Если надумаешь, приходи хоть к самолету". Год сборов, расчетов, надежд. Год в ожидании нового рекордного сплавапо мощной реке. Теперь они говорят: "Приходи"... Завтра в 7.20 самолетвзлетит. А его ждет Ирина. Автобус, переполненный дачниками, перегретый солнцем, бежит поподмосковному асфальту. Потом тропа через лес в берегом вдоль водохранилища- вдоль дачной теплой воды, зацветшей от жаркого лета. Нет, это не та тропа и не та вода!...Они втроем идут по зарослям Тувы, вдоль Ка-Хема, грызущего скалы наповоротах, - он, Галя и Борис. Вода рвется к ногам, кусты загоняют вводу. Они идут посмотреть, что там за следующим поворотом, порог иливодопад, посмотреть прежде, чем плыть. Путь преграждает притокКа-Хема. Николай переплыл его раз пять туда и обратно: перевез на себеодежду Бориса и Гали и Борину малокалиберную винтовку. Он плавал туда-сюдабыстро, как челнок, и это было нечестно, потому что он потратил полжизни напрофессиональное плавание и выпячиваться не стоило. Зато, когда в "щеках" плот развернуло поперек реки и тяжелая гребьуперлась в скалу, а потом, распрямившись, как сорвавшаяся пружина, пролетеланад головами и шлепнулась в воду, нужно было прыгнуть и успеть подогнать еек плоту, только Николай мог это сделать. И он успел. Гребь выхватили изводы, и на плоту опять идет работа. А он не может выбраться из воды, потомучто ноги затянуло под плот. Близкое дно мелькает камнями, и никто не видит,что Николая сейчас раздавит... Боря увидел. Десять сильных рук выхватили Николая из воды, поставили наплот. Многотонный бревенчатый плот косо идет в порог, и камни барабаннойдробью бьют в днище. Завтра в 7.20 самолет. На даче ждет Ирина. Сейчас она встретит его наулице за калиткой. Как она умеет радоваться! Никто так не умеетрадоваться. В чем она будет в шортах, или сарафане, или просто в купальнике?Деревенские бабки ей все позволяют. Она издали побежит навстречу,длинноногая, тонкая, сорвавшись с места, как на выстрел стартовогопистолета. Где она научилась так бегать? Вроде никогда не занималасьспортом. И плавать как рыба - длинная, узкая, коричневая рыба... И все-таки они бы не выплыли в той холодной озерной воде, в мае, когдаберега чуть виднелись полосками леса и было так спокойно сидеть в байдарке,подставляя тело весеннему солнцу. Паруса ровно и мягко тянули, пока не налетел шквал. Тогда байдарказарылась носом и пошла утюжить воду, вздрагивая и рыская из стороны всторону. Новый порыв ветра пригнул ее к воде. Ирина бросила передний парус иухватилась за борт. Парус заполоскался, стал валить байдарку. - Держи, держи парус! - Но только вздрагивают плечи, руки впились вборта. - Парус держи!!! - Согнутая спина, чуть тронутая загаром,неподвижна. - Парус! Ирка!... Рука Николая взметнулась, и плетеный капроновый шкот рассек воздух,прилип к золотистой коже. Спина выгнулась, руки поймали парус. Байдарка выпрямилась. Теперь онашла легко, будто освобожденная от привязи, глиссируя, обгоняя волны,балансируя на них, как на острие ножа. Сквозь тонкую ткань обшивки вода гладит ноги. Ветер гонит байдарку кострову. Ветер грубо задрал ветви ив на берегах, оголил стволы и вдругохлестнул их ливнем. Дождь мягкий, летний. Волосы Ирины струятся с водой,облепили плечи, спину. Желтый песок тормозит байдарку. Двое мокрых людей,взявшись за руки, бегут по песку, к лесу. Здесь острый запах смолы и дождя,и нет уже шума ветра, шума волн. Дождь не мешает дышать, губы дрожат,наткнувшись на вспухший багровый рубец на мокрой спине... Она здесь и ждет его. Пусть Катунь швыряет чьи-то плоты своей ледяноймутной водой! Женщинам нужно тепло и лето. Николай помнит Хибины и юнуюженщину, ставшую вдруг некрасивой, и ее крик: "Зачем мы пришли сюда?! Что мыздесь ищем? Люди должны жить в городе, где тепло, и музыка, и свет, и людиодеты как люди, а не как мы - в обледеневший брезент!" А вот тот поход был специально для нее, для Ирины... Нет, женщинам нужно лето. И солнце. И волны уходят с отливом, на пескеоставляя льдину под удары солнца. Льдину обид. Дачный вечер. Зацветшая вода дурманит запахом лета. Тихий плеск втемноте выдает кого-то; кто-то входит в теплую воду, хоронясь от красногосвета луны, и выдает себя тихим плеском. - Поедем на Кольский, Иринка... - Хорошо, дорогой. А может быть, в Крым, на нашу скалу? Ну не сердись,я пошутила. Я понимаю: все ездят на юг под это... пошлое южное небо. Николай и Лев пошли по тайге, зажгли на Стрелке костер. С того берегаКызыл-Хема к ним приплыл старовер, который жил там один. Он перевез их влодке, а потом сказал, что дошел слух, будто в ста километрах ниже неделюназад выловили из воды девушку. (По пустынной тайге ходят люди и ходят слухи- разные, но правдивые.) Значит, Степанов с группой ищет утонувшую в верховьях, там, где ее уженет. Но кто же утонул? Кто утонул из тех, кого недавно видели живым? Трудно ночью, когда не спится, отогнать ненужные, страшные мысли: "Ктоиз них? Кто? Кто?..". Над берегом Кызыл-Хема было южное небо. Где оно всего темнее,загорались незнакомые звезды и медленно плыли над лесом. В той стране, залесом, кто-то кого-то ищет; никто не трусит, никому не надо прятать глазиз-за того, что человек погиб. Разве человек не может погибнуть?.. - А зачем?.. Это Иринин голос. - Видишь ли, Ира, человек так устроен, что может погибнуть. Даже здесь,у дачных мостков. И даже не падая в воду. Погибнуть при жизни... А есливода кого-то смоет с плота, надо мгновенно прыгнуть, успетьдогнать. Понимаешь - догнать! А если нет, тогда придется обыскиватьреку. Слышишь? Она не слышит. Она думает о том, что завтра утром в 7.20 взлетитсамолет. И у нее уже нет сил бороться. Дачные автобусы ушли. Уходит последний катер, пятнами желтых огнейгладит воду, тихий стук оставляет ивам и двум людям на дачных мостках. Огнигирляндой повисают в темноте, отдаляясь, сжимаются теснее и меркнут... Последний катер ушел!.. Но Николай принес байдару и опустил ее смостков в воду. Очень молодая женщина сидела на корточках над водой и плакала. Развеможно вот так просто отказаться от счастья? Только дети могут такбеззащитно плакать. И байдара не могла отплыть. Николай подумал, что он неотплывет никогда. Но из темноты пришла волна; просто волна по воде, и качнула байдару. Аженщина подумала, что лодка отходит. Тогда, перестав плакать, она подняласьи, спеша, путаясь в словах, стараясь успеть все сказать, крикнула зло:"Уезжай, уезжай! Никогда не возвращайся, не смей ни-ко-гда возвращаться!!!" Она успела все это сказать, а потом лодка ушла. На рассвете у шоссейного моста рыбаки удивлялись; кто это кинулбайдарку, может быть, человек утонул? Самолет взлетел на восток утром. Так начиналось путешествие.

"Бегемот" слева

"Мы мчались на плоту среди бурунов. Клокочущие камни летели навстречу,берега проносились мимо. Казалось, скалы из-за поворота летят на нас..." Типичное плотовое описание. И как легко к нему придраться: подумаешь,скорость 15 километров в час. Ну, не 15, так от силы 20; а 30 километров вчас бывает очень редко, и только там, где нет ни бурунов, ни камней и ничтоне клокочет, а вода скользит ровным, гладким пластом. Но плотовые описания твердят: скорость, скорость, скорость! Скорость -это не просто километры в час. Это... когда изо всех сил вырываешь гребь изводы, чтобы сделать еще один гребок, еще один, последний гребок перед ударомв стену; тогда, может быть, плот не вздыбится, не прилипнет днищем к скале,не опрокинется... Переворот - наиболее впечатляющая авария. Большие плоты из толстых,десятиметровых бревен легко опрокидываются на крутых камнях в сливах, умощных прижимов и просто в чистой воде на высоких валах порогов и шивeр. Уже накопились кинокадры о переворотах плотов. На экране это происходитдовольно быстро. Но когда сам стоишь на переворачивающемся плоту, кажется,что медленно. Один угол плота медленно лезет в небо. Плот растет. Это ужебревенчатая стена, она клонится и начинает тебя накрывать. Многиеутверждают, что и в других ситуациях в критический момент вдруг ощущаешь этоудивительное замедление... Скорость не цифры. Скорость, большая, слишком большая скорость, - этокогда не успеваешь понять, сделать, убежать... Это когда не успеваешь,потому что с такой скоростью не умеешь действовать и жить; и камни, ворота,ориентиры на берегу начинают толпиться, напирать, налезать друг на друга ина тебя, и командам не успеваешь отвечать, и язык отстает, и гребь отстает,заплетается - девятиметровая лопата, вырубленная из елового ствола. Ичетверо мокрых гребцов повисли на рукояти, а лопату задрали в небо, чтобы извпадины, в которую вдруг провалился плот, зацепить макушку идущего навстречувала, прежде чем плот нырнет под него. А когда плот вынырнет из вала опять -поднять, задрать, взгромоздить лопату и успеть поймать следующий вал. Икогда-то все-таки не успеть, и тогда... Вот тогда плот становится большойбревенчатой мокрой стеной, и люди сыплются со стены, и чей-то крик вдругпрорезает все это: "После переворота всем быстро на плот!" И когда из пенывсплывает брюхо плота, скользкое и гладкое, избитое камнями, вседействительно мигом вскарабкиваются на него. Плот ныряет в следующийвал. Люди лежат на нем сцепившись, их тащит валом по плоту, и они висят накорме, а перед следующим валом очень быстро, как мыши, ползут на нос плота,и опять их валом смывает на корму... Один опытный плотовик как-то сказал, что в большом пороге нужно бытьвсегда готовым к перевороту, можно даже планировать, так сказать,"прохождение порога переворотом". Но, по-моему, это слишком. Однажды нареке Катунь наш плот опрокинулся, и в таком виде река тащила его через новыепороги. Было много приключений, прежде чем удалось пристать к берегу. Оприключениях мы с удовольствием вспоминали, но, когда несколько дней спустяв мощном водовороте плот вдруг с эдакой своей отвратительной неторопливостьюстал опять опрокидываться, все мы, десять человек, что были на нем, подумалиприблизительно одно: "О боже, за что второй раз?!" Цель сплава - удачное прохождение крупных порогов, многокилометровыхшивер, каньонов, труб, корыт, прижимов. Напряжение и скорость (все-такискорость), и радостный страх, и опять скорость, но такая, чтобы успевать идумать, и командовать, и радоваться, и временами от радости не успеватьдышать. Раньше плот в туристском походе использовался как транспортноесредство, чтобы из тайги быстрее выехать к людям. А спортивные плавания былипривилегией байдарочников. Но постепенно выяснилось, что "слишком серьезнуюводу", которую на байдарке можно лишь "обнести", плот проходит - и не наавось, а очень уверенно - и доставляет команде максимум эмоций с минимальнымриском. Так постепенно возник чисто спортивный сплав на плоту, и, конечно,плотовики стали выискивать все более и более сложные реки, такие, которыеуже и плот проходит "на пределе". Спортивный сплав имеет мало общего со сплавом профессиональныхплотогонов, которые должны провести большой плот - сплавить кубометры. Порекам, где сегодня плывут спортсмены, промышленный сплав невозможен: все этикубометры будут испорчены, переломаны и разбиты. Спортсмены пытались ходитьпо мощным рекам на маленьких плотах (плот на двоих, на четверых), этиплотики смешно барахтались в валах, и непонятно было, плывут люди на плотахили просто в воде за компанию с плотом. Типичный бревенчатый плот нашестерых-десятерых весит что-то около пяти тонн. Когда мощные струи рекимечутся поперек русла, они мотают плот из стороны в сторону, а люди изо всехсил стараются удержать его или перемещают, но так расчетливо, что река самашвыряет его по намеченному гребцами пути. Преодоление сложных препятствий с"большой водой" и есть цель спортивного сплава, и естественно, что техникаего, первоначально оттолкнувшись от профессиональной, усложнялась, и оченьбыстро (о технике вождения спортивного плота написана специальная книга, ееавтор - мастер спорта Игорь Потемкин; книга вышла в 1970 году). Особенность спортивного сплава еще и в том, чтобы найти проход впороге, в каскаде порогов, которые видишь впервые. Иногда, глядя на воду сберега, никак не можешь решить, возможно ли здесь вообще плыть: слив крутой,много воды, большие струи, перекрученные камнями. Вид такой воды можновоспринимать по-разному. Это, пожалуй, сходно с впечатлением от большойвысоты. Высоту воспринимаешь "теоретически" из окна самолета, но высотавидна вся, когда перед тобой распахивается самолетная дверь и ты точнознаешь, что сейчас в эту дверь шагнешь. Много часов подряд рассматриваешь какие-нибудь пять километров реки;продираешься в береговой тайге, бродишь через притоки, на скалахподбираешься к краю, ползешь, подсматриваешь и вдруг увидишь из-за уступавсе, будто на тебя нашло прозрение... Сложнейший каскад порогов в каньоне плот может пройти чисто, нигде незадев! Но что с ним сделает сама вода? Никто в таких сливах еще не плыл. Чтоиз всего этого выйдет? Может быть, сплавить плот пустым? Впереди десять минут сплава. Шестеро парней медленно надевают надувные жилеты. Снята уже носоваяверевка, аккуратными кольцами подвешена на подгребице. Вторая веревка ещенатянута, но причальный уже развязывает ее узлы, снимает кольца и, оставиводно последнее кольцо вокруг дерева, держит веревку руками и ждет. Четверона плоту, обернувшись, смотрят на причального, а лоцман на корме смотрит вблокнот. И вдруг становится физически ощутимым шум реки, и плот на фонебегущей воды своей неподвижностью режет глаза. Лоцман поднимает голову отблокнота и тоже смотрит на причального и кивает ему головой. Руки разжались, веревка скользнула. Резко и одновременно головыповернулись вперед. Причальный, прыгая по камням, взбирается на плот. Плотидет, берега идут. Через десять минут плот будет в этой пятикилометровойтрубе - или то, что от него останется... - Лево! - Девятиметровая лопата взмахивает, толкает... - Сильно лево! - Впереди камень лемехом переворачивает половину реки. - Лево, ребята.... дава-а-ай!! И всЈ, и нет в запасе больше команд. Молча взмахивает гребь,взмахивает, и гнется, и в последнем гребке изгибается, затягивает гребок, иплот, минуя камень, сваливается косо, углом вниз. Время идет. Летят навстречу секунды, и камни, и новые черные каменныеворота, в которые надо успеть прицелиться. За воротами поле камней. Вот они - желтые, белые, черные, "Зуб","Бегемот" - камни-ориентиры; от этого дальше, этот слева... Как, уже "Зуб"?Так быстро? Обойти слева. Нет, теперь с воды совершенно ясно, что слевапройти нельзя. Плот идет другим путем, камни-ориентиры сместились. "Крест","Крокодил" и... незнакомый камень. Что это за камень? Откуда этот камень? Иполезли камни, ворота, ориентиры, полезли, напирают друг на друга и натебя. Поток секунд и чужих незнакомых камней. Ты отстал. Время ушловперед. Но еще цепляешься, силишься догнать... догоняешь и начинаешь опятьузнавать. Ага, "Бегемот" остается слева, теперь направо... Напра-а-во... Две скалы воротами перехватили реку, и в теснине - слив. Его вспарывает"Зуб", и обе половины реки взбегают друг против друга на скалы, заворачиваютназад к середине реки, сталкиваются, встают на дыбы над уже лесистыми здесьберегами. Высоко над своими же берегами встает река. И идет мимоних. Идет... И вдруг вся она, взгорбленная посередине, сразу оседает в яму. Плот проходит вираж, поднырнув, выходит на горб... танцуетнаверху. Плот направлен точно. Он идет, подходит, наклоняется, зависает... В детстве я старался поднять самый большой камень, кидал его в самуюбольшую лужу, чтобы было что-то такое... громадное. И теперь это так похоже- этот камнем падающий в воду плот, и я стою на нем...

Начальник всегда прав

Утро. Рано. Речная волна лижет плот, привязанный к берегу. Плот пуст. Берегпуст. Я сижу на откосе, прислонившись спиной к земле, и надо мной никого. Новот над верхним краем обрыва появляется Галя. В утреннем солнце она кажетсяпрозрачной и тонкой и вся светится, как ее волосы... Четыре дня мы добирались сюда. Перед этим были болота, непомерный грузрюкзаков и удушающая жара. Мы задыхались от испарений и комариногозуда. Комары заставляли с головы до пят облачаться в брезент. Наконец среди болот блеснула чистая вода. Опустив на кочки рюкзаки,промокшие нашим потом, и лениво попросив друг друга отвернуться, мыразошлись с девчонками метров на двадцать и, разоблачившись, вошли вводу. Мы блаженствовали, фыркали, как моржи. И Галя взглянула на меня изасмеялась; и все, сидя в воде, смеялись. Болота вывели нас на берег реки. Здесь был высокий горелый лес, дневнаяжара, ночной холод и вода в реке такая же ледяная в полдень, как поутрам. Валили сухие стволы, бревна тащили к воде, и, когда не хватало сил ушестерых ребят, трое девчонок впрягались в лямки, накинув брезентовыекуртки, чтобы жестким капроном не ободрать обгоревшие плечи. Так и запомнил их: босых, в купальниках и накинутых брезентовыхкуртках, гордых тем, что без них мужики не обошлись, Потом веселая работа -собирать плот на воде, балансировать на плавающих бревнах под раскаленнымсолнцем и потоками ледяных брызг, что летят из-под топора, когда забиваешьклинья под ронжины. И первый вечер у реки - как праздничный подарок. Костеруже тлел, а сумерки еще тянулись, нам было тихо и хорошо. Запал в памятьспор двух людей: Н а ч а л ь н и к. Иди спать, засидишься у костра, потом всю палаткуперебудишь. Г а л я. Рано еще. Н а ч а л ь н и к. Завтра трудный день, будем вытаскивать большиебревна к воде. Г а л я. Вечер красивый, наконец-то река... Н а ч а л ь н и к. Вот образец женской логики. Г а л я (примирительно). Пожалуй... И, собираясь послушаться, встала. А мою независимость в походе обеспечивает хороший двухслойный пуховыйспальный мешок; хочу - сплю в снегу без палатки, хочу - над рекой, на камне,хочу - в гамаке на дереве, там, где ветер уносит комаров. Летом в моем мешкемогут поместиться двое. Кроме того, у меня есть марлевый полог от комаров, ия попросил Галю перешить его поудобней. Она взяла иголку, а я подкладывалсмолье в костер, чтобы ей хватало света. В лагере повисло некоторое напряжение. Но оно быстро разрешилосьповальным сном обитателей палаток. Галя всю ночь просидела у огня. И я неложился спать. В ту ночь мой мешок пролежал пустой... Как прыгун с трамплина, уже совершив полет и проскользив по гореприземления, победно тормозит, расставив лыжи в широком плуге, купаясь власковом внимании зрителей, так и мы, проскользив в бурунах порога,разворачиваемся в спокойной быстрине за сливом и рулим к берегу. И ничего, что зрителей нет по берегам, - нас девять, и каждый радуется,думая, что все остальные отметили его особую сноровку в маневре. И особеннорадуются, если это отметил Начальник. На пятый день сплава, пройдя с утра шиверу из двух десятков порожков,каждый из которых на освоенной людьми реке носил бы гордое имя "Разбой","Прибой", "Большой", "Великий" и т. п., мы причалили, и Начальник уже знал(он ходил пешком дальше), что за поворотом "ха-роший" слив, а потом поворотналево и опять "ха-роший" слив, а потом идет то, что надо идти смотреть всемвместе, чтобы каждый знал, что его ждет... Там был каньон с высокими нависшими стенами. Внизу горбатая реканатыкалась на камень и огибала его с двух сторон. Левая струя била в стенуи, отражаясь, шла в гребенку камней, непроходимую для плота и для человекатоже. Правая шла круто, мощно, и над самой водой, между стеной и камнем, былзаклинен сосновый ствол, который обязательно сбреет с плота подгребицы,греби, багажник, страховочные столбы, экипаж - короче, все, чтоторчит. Андрей предложил всем в последний момент прыгнуть на этот ствол, апотом с него спрыгнуть уже на проскочивший плот (тут стоит представить, какАндрей идет по Арбату в костюмчике и с портфелем, потом ускоряет шаг иделает сальто на мостовой, потом подкидывает портфель повыше, делает еще двасальто и ловит портфель). Ему заметили, что прыгать придется в компании стяжелыми бревнами. Лева предложил взорвать бревно динамитом, и вместе с Борисом и Женейони пустились обсуждать технику и чертить на земле математику. ПопыткиНачальника напомнить, что динамита у нас нет, не имели успеха. Темнело. Я предложил направить плот и в последний момент спрыгнуть впереди негов воду и нырнуть под сосновый ствол (как-то спокойнее под водой, когда ввоздухе порхают бревна). Начальник предложил всем замолчать. Мы послушались, но это не решиловопроса. Женщины Начальника не послушались. Они не могли молчать, так какподозревали, что в предстоящем мероприятии собираются обойтись без них. Насей раз они пытались утвердиться при помощи технической сообразительности. Вконце концов женская логика, как обычно, восторжествовала, и в три голосаони заявили: "Делайте что хотите, но чтобы мы были с вами!" Это решилоисход дела (слава женщинам!), и мужчины с чистой совестью решили строитьновый плот ниже каньона, хотя и уйдет на это лишние четыре дня и из-за этогов дальнейшем придется голодать. Ну голодать так голодать: по крайней мере,женщины виноваты! Но если бы они чувствовали свою вину! Нет, Люся-завхоз прямо-такикатегорически отрицала наше право ворчать на скудный харч, когда онаэкономила с жаром и страстью (очевидно, чтобы сытно кормить нас на обратнойдороге в самолете). Но этого не случилось - все сэкономленное ею по крохамразом утопили, перевернувшись на порогах. Но об этом речь дальше. Если кто-нибудь думает, что сплав на плоту мероприятие стремительное -это ошибка. Сплав по сложной реке с точки зрения рациональности поступковможет вызывать только недоумение. Горстка людей идет пешком по берегу изачастую еще тащит на себе рюкзаки. Переместив груз километров на пятьвперед, все возвращаются и проводят через пороги пустой плот извосьми-десяти бревен, непонятно кому и зачем нужных. Но это при взгляде со стороны. Если же взойти на плот, то каждый легкоубедится, как приятно кататься на нем через пороги. Вот посмотреть хотя бына наших женщин. Брал их Начальник в самые сложные пороги по одной, неболее. Говорил, что надо облегчать плот. Но тут он врал: просто рисковатьпарнями - это он на себя еще как-то брал, но женщинами, и сразу тремя... И не было несчастнее людей на свете, чем те двое, оставленные наберегу. А третья, отплывающая с нами, была королевой мира. Она пыталась скрытьсвою радость, быть будничной и деловитой, как и мы. И я каждый раз завидовалее тихому восторгу. А когда на плоту была Галя, я работал в порогах как зверь, а однаждыдаже чуть не перепутал команду Начальника: я не сделал неверного движения, ятолько подумал о неверном движении, но Начальник это заметил. Когда же на плоту не было Гали, я чувствовал Начальника очень точно; яслышал его сомнения, его уверенность, его беспокойство и парураз... страх. (Кстати, почему, собственно, стесняются страха? Разве без негоиспытаешь настоящую остроту спортивного сплава?) На плоту, в порогах, я очень любил Начальника. На берегу меньше. Онстал относиться ко мне с раздражением, и тут я его опять понимаю. Дело втом, что подружились мы с ним в предыдущем походе, когда он не былНачальником и мы с ним вместе лазали по скалам, разглядывали пороги; в любойразведке мы обязательно сопровождали тогдашнего, другого Начальника. Мы были"активом" похода. А теперь, когда плот останавливался и дремал, привязанныйк берегу, я тоже дремал в тени или на солнышке, и Галя была рядом. Начальниксерьезно считал: все, что происходит в походе, должно быть подчинено единойцели. А нам на реке попадались очаровательные пляжи - открытые, и широкие, ималенькие, отгороженные большими камнями. Почему-то я не замечал ихраньше. А теперь на этих пляжах мы с Галей загорали. Но она все-таки иногдаотправлялась на разведку со всеми вместе. А я нет. Так наши отношения сНачальником дали трещину. Я этого не хотел. Да, наверное, и он тоже. Однажды мы шли вдоль реки с рюкзаками, и Начальник попутно разглядывалпороги. Я без остановки шел вперед. Километра через два выбрал по своемуразумению место, где удастся причалить плот, оставил рюкзак и побрелназад. Встретился со всеми, разминулся и пошел дальше к плоту. Не доходя донего, искупался в заливчике, прилег на солнышке и заснул. Проснулся, и все было тревожно: солнце ушло, нависли тучи, плотныйветер гнул спины деревьев и гладил шершавой ладонью траву. Я вышел к воде исразу увидел плот. Он был метрах в трехстах выше и быстро приближался. Намоем месте у передней греби стояла Люся (вот ведь как ейповезло!). Маленькая такая рядом с Андреем и Женей, она старательно налегалавместе с ними на гребь, смешная в больших штормовых штанах, перетянутыхмежду ногами ремнем от спасжилета, и этот огромный раздутый жилет, одетый нанее как панцирь. Она и головы не повернула в мою сторону. Впрочем, остальныетоже. На плоту были все восемь человек. А я на берегу. Я подумал, как сейчаспобегу трусцой за плотом и как ниже, погрузив на плот рюкзаки, все будутждать и угрюмо молчать, когда я явлюсь. В голове мелькнула абстрактная мысль - сесть на плот на ходу (местобыло серьезное, плот то нырял в валах, то дергался на камнях, на нем шланапряженная работа), и сам удивился, когда вдруг оказался в воде. Теперьплот приближался ко мне не так стремительно, а берега набиралиход. Выскакивать в основную струю было слишком рано, ниже шумел опасныйслив. Я выжидал момент, перемещаясь в уловах за большущими камнями. Потомвыбрался в струю и удачно "стыковался" с плотом. Вскарабкался на бревнамокрый и понурый. Впрочем, на плоту тоже все были мокрые от валов и брызг. Япристроился у задней подгребицы на Люсином пассажирском месте. И на меняопять никто не взглянул. Люся еще сильней налегала на гребь. При трудномзаходе в один из порогов Начальник бросил мне, не оборачиваясь: "Встань наместо!" И я, пробежав по скользким бревнам, прогнал Люську от греби. Еемаленькие исцарапанные руки медленно отцеплялись от деревянной рукояти; онався ушла в огромный жилет, как черепашка в панцирь. Она готова была плакатьи кусаться. Андрей и Женя быстро переместились, восстанавливая привычноерасположение гребцов, между делом отпустив мне пару эпитетов. Впрочем,Начальник не из милости допустил меня - через десять секунд нам пришлось такпоработать, что, когда настала минутная передышка, мы, как и раньше,заулыбались друг другу. К Аккемской Трубе мы подошли днем. Аккемская Труба - это сложнейшеенагромождение порогов в среднем течении Катуни. Полдня ушло у нас наразведку и перетаскивание рюкзаков. Стало уже темнеть. Я был уверен, чтоНачальник не сунется в Трубу вечером, но он пришел и скомандовал: "Поместам!" В этот раз ехать на плоту была Наташина очередь. Но ее все небыло. Начальник во время разведки поручил ей тщательно сфотографироватьпорог, и она задерживалась. Проход Трубы должен был занять минут десять, светлого времени у насоставался час (может быть, меньше). Нельзя было терять ни минуты, ибовлететь в аварию на ночь глядя - перспектива не шуточная. Люся стояла наберегу. Вдруг она вскочила на плот и умоляюще попросила скорейотплывать. Начальник колебался. Он понимал, что совершается нехорошее. Аккемская Труба - труднейшее место на всей реке, жемчужина всегосплава. Уже несколько дней девчонки рассматривали карту, гадая, кому из нихдостанется Аккемская Труба. В этом было что-то несправедливое. Ведь они также, как и мы, заплатили по две сотни рублей за возможность добраться сюда инаслаждаться сплавом. И вот мы, мужики, идем через все пороги, и нам даженадоело, а они гадают и высчитывают свою очередь. Теперь попробуем понять Начальника. Ему сплав доставляет наибольшееудовольствие из всех нас; это бесспорно. Нам остается только завидоватьему. Но не каждый из нас поменялся бы с ним местами (перед Аккемской Трубойя бы определенно не поменялся). Мне трудно воспроизвести его чувства, онкомандует на плоту бесконечно преданными людьми, отдавшими свои жизни в егоруки. Но он устал. Устал вчера, позавчера, устал сегодня... Он держит вголове картину десятка сложнейших сливов. Он уже весь впереди, в рискованномманевре плота; под ударом вала теряет из виду свой плот и своих людей ипотом считает их по головам, когда вода немного схлынет... Что можно потребовать от человека, когда он в предельном напряжении? Неделать простейших ошибок? Да можно ли? Начальник просто забыл, что сегодняможно не плыть! Что лучше сегодня не плыть! А мы? Но ведь и мы уже стояли на бревнах над Аккемсксой Трубой. Мы тожеразведали реку и были уже впереди. Мы решились, созрели... Кажется, я сказал тихонько, чтобы Люся не слышала: "Начальник, подождемеще!"... И немедленно и резко он приказал мне отцепить плот. И теперь уже нимгновения сомнений. Я отвязал переднюю веревку, стал сворачивать ее, готовя к будущемупричаливанию. Потом побежал к кормовой веревке, развязал узлы и, прежде чембросить ее, остановился и пару секунд подумал, как мне пробежать по камням ипрыгнуть на плот. Потом я проделал все это и, зацепившись у заднейподгребицы, лихорадочно стал вытаскивать и сворачивать веревку. Как приэтом шел плот, я не видел. Начальник уже несколько раз непривычно торопилменя: "Саня, скорее, к греби, Саня..." Но это он зря. Он бы мог скомандоватьмне: "Брось веревку и иди к греби", - это было бы по делу, потому что безприказа я не мог оставить веревку не подготовленной к причаливанию. Я подбежал к греби как раз перед первым сливом. Все окаменело у менявнутри, когда валились вниз в водяную пропасть. Долгое ожидание момента илипризрачность сумеречного освещения усиливали эффект... Все замерло во мнеот восторженного страха. Плот, наклоняясь, падал по маслянистой темнойглади; вдруг сквозь нарастающий грохот вала я отчетливо услышал шум ветра вдеревьях на вершинах скал, и в затхлую теплоту ущелья упали осколки этоговетра, полные запаха листьев и хвои. На выходе из вала, совсем не ощутивхолода накрывшей с головой воды, я опять почувствовал теплоту ущелья иудивился непривычно большой скорости движения скал. Потом целых двадцать или тридцать секунд мы не работали. Плот несся какпо рельсам, и в этом было что-то жуткое - куда ведут эти рельсы?! И как разв эти секунды я увидел Наташу. Странно, как одно и то же трогает безмерной грустью и может бытьсмешным. Она стояла на краю скалы. Наташин костюм - эти огромные брезентовыештаны и торчащий от шеи капюшон штормовки, ее силуэт над темным ущельем, наднами, на фоне светлого неба, и так близко к краю, что снизу видны белыеподошвы ее маленьких кед... Потом мы секунд тридцать надрывались на греби, и наших сил нехватало. Плот плохо зашел в слив. Но сама вода довернула его, и всеобошлось. Я прикидывал маневр в следующем заходе и готовился начать работатьвлево, как вдруг Начальник закричал: "Право!" Именно закричал, а нескомандовал. Мы опешили, но стали работать. Потом он приказал мнеприготовиться к причаливанию, Я ничего не понимал. Мы еще не прошли иполовины Трубы. И где здесь чалиться?! Плот шел носом в стену, черную и зловещую, с такой скоростью, что ударгрозил катастрофой. Мне стал страшен предстоящий удар. Но плот вынес удар. Яже его почти не почувствовал, он совпал с моим прыжком на скальную полку, накоторой был удобный выступ для причаливания; Начальник заметил егоиздали. Теперь все зависело от меня - успею или нет. Я стал привязыватьсамый конец веревки, чем сэкономил секунды, но увеличил силу рывка. Плотрванул веревку, четырнадцатимиллиметровый капроновый фал угрожающезаскрипел, над ним поднялся дымок пыли. Если бы фал порвался, меня быприбило его обрывком. Плот повис у скалы. Закрепили вторую веревку и как трап перекинули наскалу гребь. Но все остались на плоту, не шевелясь, молча. Я тожеперебрался на плот. Такое надо искать годами: чтобы люди вместе подолгумолчали. Берегом подошла Галя и молча уселась на скале. Когда мы сходили с плота, было почти темно. Наташи не было у костра,она не пришла. Ее пошел искать Лев. Он прошел вверх всю трубу и вернулсяодин. Потом ушел опять. Ему никто не мешал, и Начальник тоже. Он хотел найтиНаташу сам, он имел на это право. Мы не дождались их, улеглись спать. Кажется, это было первое нарушениеправил, допущенное Начальником. Нарушение? Или приз


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: