Передача СССР крейсера Новороссийск




На Тегеранской конференции в конце 1943 г. И. Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. На долю СССР пришлись линейный корабль, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки, не считая мелких кораблей. Американцы и англичане, сами не заинтересованные в таком усилении своих флотов, всячески тянули с передачей СССР его части трофеев. По настоянию советского правительства до окончания войны в счет итальянского флота в августе 1944 г. союзники передали Советскому Союзу английский линкор Ройял Соверен, американский крейсер Милуоки, девять эсминцев американской постройки времен Первой мировой войны и четыре английские подводные лодки, которые вошли в состав Северного флота. После окончания войны эти корабли, за исключением погибших, были возвращены, а вместо них началась передача итальянских кораблей.

Вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией. 10 января 1947 г. в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии. Так, в частности, Франции были выделены четыре крейсера, четыре эсминца и две подводные лодки, а Греции – один крейсер. Линейный корабли «Италия», «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» вошли в состав групп «А», «В» и «С», предназначенных для великих держав.

Советская сторона претендовала на один из двух новых линкоров типа Литторио, по мощи превосходивших даже знаменитые германские корабли типа Бисмарк. Но в условиях начавшейся холодной войны ни американцы, ни англичане не могли допустить появления у потенциального противника столь мощного корабля. По жребию СССР получил группу «С». США и Великобритания достигли своей цели – новые линкоры пришлись на их долю. Затем их вернули Италии – своему союзнику по НАТО (только лишь для того, чтобы их в 1948-1950 годах разобрали на металл). По решению Тройственной комиссии 1948 г. СССР получил линкор Джулио Чезаре, легкий крейсер Эммануэле Филиберто Дюка Д’Аоста, эсминцы Артильери, Фуцилиере, миноносцы Анимозо, Ардиментозо, Фортунале, подвлдные лодки Мареа, Ничелио.

Для советского флота получение даже такого корабля было тогда весьма своевременным. Дело в том, что первая послевоенная кораблестроительная программа предусматривала пополнение советского ВМФ крупными артиллерийскими кораблями: тяжелыми крейсерами проекта 82 и легкими крейсерами проектов 68К и 68бис, а позднее – линейными кораблями и крейсерами новых проектов. В этих условиях особую остроту приобрела проблема подготовки экипажей для строившихся больших кораблей, в особенности тяжелых крейсеров и линкоров. Как писал Н. Г. Кузнецов, бывший в то время министром ВМФ, построить новые корабли легче, чем подготовить для них матросов и офицеров.

Со сложностью подготовки экипажей для тяжелых кораблей пришлось столкнуться уже в годы войны при освоении полученного в Англии линкора Ройал Соверен (Архангельск). Только высокая профессиональная выучка моряков, набранных в экипаж Архангельска с линкоров (в основном, с Марата), позволила успешно справиться с этой задачей.

В строю же из тяжелых кораблей оставались, не считая возвращаемого Архангельска, лишь два старых линкора: Севастополь и Октябрьская революция. В этих условиях использование для подготовки многочисленных экипажей для новых советских крупных боевых кораблей итальянского линкора Джулио Чезаре было вполне рациональным.

9 декабря 1948 г. Чезаре навсегда покинул Таранто и перешел в Агусту, откуда 15 декабря отправился в албанский флот Влера (Валона). Там 3 февраля 1949 г. состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Г. И. Левченко. 6 февраля под кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 г. линкору присвоили название Новороссийск.

Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии, что, учитывая характер его предыдущей эксплуатации, было вполне естественно. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 г. линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками, в Таранто. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт в Палермо (по некоторым сведениям в Аугусте), касавшийся в основном электромеханической части.

Принятый корабль был настолько запущен, что потребовалось более трех месяцев для приведения его мало-мальски в порядок. В относительно удовлетворительном состоянии находилась основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции – обшивка, набор, главные поперечные переборки ниже броневой палубы. Выше нее состояние переборок, дверей и люков (особенно их уплотнений) было неудовлетворительным.

В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы – трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы требовали серьезного ремонта или замены. В нерабочем состоянии были допотопные военные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация по БЧ-5 практически отсутствовала: имелись лишь отдельные разрозненные итальянские описания и чертежи, пользоваться которыми было весьма затруднительно – итальянским языком никто не владел. Присланные примерно через месяц после приемки корабля два лейтенанта – выпускника института иностранных языков – ощутимой пользы принести не смогли, поскольку совершенно не владели морской и технической терминологией. Отсутствовала и документация по непотопляемости; единственными, пожалуй, техническими пособиями в этой части были кривые элементов теоретического чертежа и элементарная схема водонепроницаемых отсеков, висевшая в посту энергетики и живучести (ПЭЖ) и не содержавшая никаких данных, кроме номеров отсеков и их объемов.

Само оборудование ПЭЖ по своей скудости соответствовало скорее тральщику, чем линкору – несколько примитивных схем, десяток манометров, кренометр и совершенно убогая телефония, совершенно не обеспечивавшая управления борьбой за живучесть корабля, - вот и все. Да и вся внутрикорабельная связь была на допотопном уровне – ни автоматической телефонной станции, ни громкоговорящей связи. Радиолокационных средств на корабле не было вообще, крайне скудный парк средств радиосвязи, полностью отсутствовала зенитная артиллерия малого калибра.

Условия жизни экипажа никак не соответствовали климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла.

Из воспоминаний командира тюремной группы Ю. Г. Лепехова: «В таких условиях командованием флота была поставлена задача в трехмесячный срок привести корабль в порядок, создать и отработать на совершенно незнакомом иностранном корабле (линкоре!) боевую и повседневную организацию, сдать курсовые задачи К-1 и К-2 и выйти в море. О возможности выполнения предписанного в установленный срок могут судить только те, кому довелось служить на больших кораблях в период их постройки и сдачи…В итоге после очередной штабной проверки командующий эскадрой контр-адмирал В. А. Пархоменко, убедившись в невыполнимости поставленной задачи, устроил офицерскому составу линкора грандиозный разнос, объявил кораблю оргпериод и вслед за тем через пару недель, так и не приняв у корабля фактически ни одной курсовой задачи, в первых числах августа буквально вытолкнул линкор в море. В составе эскадры мы подошли к турецким берегам, дождались появления самолета НАТО, убедившегося, что Новороссийск плавает, и вернулись в Севастополь. Так и началась служба в составе Черноморского флота корабля, непригодного, по сути дела, к нормальной эксплуатации».

 

 

Электронный ресурс:

URL: https://web.archive.org/web/20070522221355/https://www.battleships.spb.ru/Novorossiysk/novoros.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: