Исторический аспект становления правоотношений по поводу земельных участников




Дипломная работа

Тема: Правовая особенность земельных участков, как объектов гражданских правоотношений.


Содержание

Глава 1. Общая характеристика земельного участка как объекта гражданского права.. 5

1.1 Исторический аспект становления правоотношений по поводу земельных участников 5

1.2 Характеристика земельного участка и требования, предъявляемые к сделкам с земельными участками. 13

1.3 Порядок государственной регистрации сделок с земельными участками. 20

Глава 2. Правовая особенность сделок с земельными участками 41

2.1 Особенность купли продажи земельного участка. 41

2.2 Дарение земельного участка. 53

2.3 Наследование земельного участка. 57

Глава 3. Некоторые проблемы судебной практики по сделкам с земельными участками.. 65

Заключение. 77

Список используемых источников.. 80

Приложение 1. 84

Приложение 2. 94


Введение

Земельный участок, занимая центральное, по существу системообразующее, место среди объектов недвижимого имущества, одним из важнейших объектов гражданских правоотношений. В связи с этим регулированию отношений, объектом которых выступает земельный участок, должно быть уделено повышенное внимание законодателя, так как ошибки в данном вопросе очень дорого обходятся публичным и общественным интересам.

Современное российское законодательство в сфере регулирования земельных отношений таких ошибок содержит немало. К недостаткам законодательства, прежде всего, относится расплывчатое разделение сфер регулирования земельных отношений между гражданским и земельным законодательством, в результате породившее «двойное» и зачастую противоречивое правовое регулирование, неразвитость ограниченных вещных прав на землю, отсутствие однозначного легального понятия земельного участка как объекта гражданского права, а так же иные недостатки. Непосредованным предметом данной дипломной работы является научно-теоритическая попытка моделирования нового понятия «земельный участок», основанная на анализе правового режима земельного участка в современном российском законодательстве.

Земельный кодекс, закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, связывает его с учетом трех главных факторов: природных, социальных и экономических. В-третьих, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.

Цели в работе решаются следующие задачи:

- представить землю как объект земельных и гражданских правоотношений;

- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование права собственности на землю;

- рассмотреть использование земель в Российской Федерации РФ;

- рассмотреть элементы правоотношения по владению, пользованию и распоряжению землей;

- проанализировать проблемы правоприменительной практики в связи с возникновением и прекращением права собственности на землю.

Объект исследования: общественные отношения, связанные определением и содержанием права собственности на землю в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы отечественного, как современного, так и ранее действовавшего права, регулирующие вопросы земельных отношений.

Методологическая основа исследования включает общенаучные методы познания – диалектический, исторический, логический, системный, а также применяемые в юриспруденции частнонаучные методы: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.

Теоретическую основу исследования составили научные труды советских, российских, иностранных ученых по земельному праву, работы практикующих юристов по проблемам правовой охраны земельных отношений. Нормативно-правовая база представлена Конституцией России, законами и иными нормативными правовыми актами СССР, РСФСР, современным российским законодательством различного уровня и отраслевой направленности.

 


Глава 1. Общая характеристика земельного участка как объекта гражданского права

Исторический аспект становления правоотношений по поводу земельных участников

Изучение земель, их описание и учет начались еще с 13 века (первая татарская перепись земель проведена в 13 веке) и продолжались в виде Писцовых описаний. Наряду с татарскими переписями описанием земель также занимались русские князья. С целью определения размеров взимания татарской дани и налогов, составлялись писцовые книги, представляющие собой сводные документы хозяйственных описаний, систематически проводившиеся в России в 15-17 веках и служившие основанием для податного земельного обложения. При Иване Грозном были описаны почти все земли России.

В 16 веке было создано учреждение Поместный приказ, который вел земельные книги, регистрировал переход землевладений от одного лица к другому, решал земельные споры[1]. Также Поместный приказ наделял служилых людей поместьями, вел учет пустовавших поместных земель, вел регистрацию и контроль изменений в сфере феодального землевладения, проводил описания земель и переписи населения, являлся центральной судебной инстанцией в области земельных отношений.

В царствование Иоанна IV был составлен для межевщиков писцовый наказ, действовавший, с дополнениями, до конца XVII в. По Писцовому наказу 1684 года проводились всеобщие валовые межевания с проверкой прав каждого владельца. Первоначально межевание служило для государственных и общественных целей, а с Михаила Федоровича оно принимает вид правительственного учреждения. В писцовых наказах упоминается владение черездесятинное, черезземельное, через полосу, полосное. В писцовом наказе 1681 года принято за правило межевать землю каждого землевладельца порознь, не оставляя двух или нескольких человек в общем владении. В писцовых наказах 1683 и 1684 годов (последний - самый важный) допущено отступление: помещикам, которые владели землями через десятину без всяких ссор, дозволено было, по их желанию, оставаться не размежеванными, с отмежеванием лишь их участка от посторонних помещиков и вотчинников. Само правительство упрочивало, таким образом, чересполосное владение.

В развитии земельно-имущественных отношений значительна роль Петра Ι: был ликвидирован Поместный приказ и создана Вотчинная коллегия, уничтожена поместная система (вместо вотчин и поместий - имения), введена подушная подать вместо надельного взимания земельного налога, проведена секуляризация, то есть изъятие монастырских земель в пользу государства, а также составлена карта России.

С целью юридического закрепления права собственности на землю, находящуюся в фактическом пользовании, в 1754 году начались работы по Генеральному межеванию земель в общегосударственном масштабе.[2] Был издан Манифест о межевании земель, написана Инструкция по выполнению работ, открыта Межевая школа для подготовки квалифицированных специалистов, землеустроительные училища, изданы учебники. Таким образом, к концу 18 века была выполнена значительная работа, итоги которой заключались в том, что была сформирована технология межевых работ и большой архив кадастровых планов, межевых книг, кадастровыми съемками была охвачена европейская часть России, что повлекло за собой скорейшее развитие земельных правоотношений.

В 1864 году наряду с отменой крепостного права была проведена земельная реформа. Именно в это время начались основные земельные преобразования в нашей стране, которые радикально изменили ее земельно-правовой строй.

Правовой основой проведения земельной реформы послужили принятый в феврале Манифест об отмене крепостного права Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

В результате проведения реформы крестьяне получали земельные наделы по соглашению с помещиком за выкуп, на что государство давало ссуды[3]. То есть в соответствии с принятым Положением крестьяне были провозглашены свободными обывателями, имеющими как личные, так и имущественные права. За помещиками теперь сохранялось право собственности на землю, а крестьяне за определенные повинности получали в постоянное пользование землю. Все это привело к тому, что не смотря на то, что собственниками крестьяне так и не стали, они тем не менее превратились в субъектов права постоянного пользования. Таким образом, признание крестьянина субъектом права собственности на землю стало важнейшим в земельной реформе 1861 года.

Положением также было предусмотрено, что кроме физических лиц - крестьян - приобретать землю в собственность могло и сельское общество (как юридическое лицо), имеющее право распоряжения этими землями по своему усмотрению. Член сельского общества имел право требовать выделение ему в собственность участок земли, который был соразмерен с долей его участия в приобретении земли обществом. В случае если выделение было невозможным, член сельского общества имел право возмещения убытка в виде денежной компенсации.

Несмотря на то, что большое количество задач, стоящих перед земельной реформой 1861 года, так и не было выполнено, в России завершился феодально-крепостнический строй и начался переход к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства.

В 1905 - 1916 годах была проведена Столыпинская аграрная реформа[4], идея которой состояла в насильственном разрушении общины и насаждении частной крестьянской земельной собственности (формирование хуторских хозяйств), создании условий переселения в Сибирь для освоения земель. Целью Столыпина было разрушение закостенелой формы общины, держащей крестьян путем круговой поруки в крепостной зависимости, в результате чего слабые нежизнеспособные общины прекращали существование, а жизнеспособный вместе с хуторскими хозяйствами продолжали деятельность. Были отменены выкупные платежи за надельные земли, в земельные отношения России проникли рыночные отношения, итогом чего стало повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

Проведение земельной реформы закономерно привело к расслоению и дифференциации крестьянского и помещичьего землевладения и стало причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России. Как известно, в основу кардинальных изменений отношений земельной собственности, осуществленных на основе правовых актов, принятых в первые дни после революции, легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии эсеров, которые выступали за социализацию земли, то есть за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах. Согласно положениям эсеровской программы, земля обращается во всенародное достояние без выкупа, все земли поступали в заведование центральных и местных органов, пользование землей должно было быть уравнительно-трудовым, то есть должно было обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе, а рента должна быть обращена на общественные нужды. Свое развитие данные положения получили в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета "О земле" 1917 года. Положения Крестьянского наказа определили суть дальнейшего земельно-правового строя и лишь с некоторыми изменениями данный строй просуществовал практически до 1990 г.

Декрет имел сельскохозяйственную направленность и его значение для развития России было огромным.[5] Крестьяне получили много земли, их освободили от налогов, банки аннулировали долги Крестьянскому банку. Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. "Об отмене частной собственности на землю в городах" было отменено право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленный предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселений.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в результате земельных преобразований было отменено право частной собственности; земля объявлялась всенародным достоянием, она изымалась из гражданского оборота и включалась в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов; в законодательстве закрепилось право постоянного (временного) пользования - единственное субъективное право, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли.

После Гражданской войны в стране был кризис и упадок. Во времена НЭПа (1921 - 1930 года) произошло формирование различных форм собственности и арендных отношений, землеустроительные работы признаны работами "важнейшего государственного значения". В 1922 году был принят Земельный кодекс, целью которого было регулирование земельных отношений в новых условиях.

В 1928 году началась массовая коллективизация сельского хозяйства, были утверждены "Общие начала землепользования и землеустройства", в которых в отличие от Земельного кодекса 1922 года предусматривались социалистические формы землепользования. В условиях сплошной коллективизации земельные общества, являвшиеся организационной формой единоличного землепользования, ликвидируются и основными субъектами прав на земли сельскохозяйственного назначения становятся колхозы и совхозы. Общие начала землепользования и землеустройства ввели исключительно государственную собственность на землю.

После принятия Общих начал землепользования и землеустройства законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение земельно-правового строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 года.

В послевоенный период страна находилась в очень тяжелом экономическом положении. Была активизирована работа по кодификации земельного законодательства и изданы нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель.[6] В 1968 году были введены "Основы земельного законодательства", отличавшиеся тем, что они содержали большее количество земельно-правовых институтов, по сравнению с Общими началами землепользования и землеустройства 1928 года. Принятые Основы полностью укрепили суть земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства.

После введения Основ в 1970 году был принят новый Земельный кодекс РСФСР, действовавший вплоть до 1990 года. Земля становилась исключительно государственной собственностью и предоставлялась только в пользование. Тем не менее, земельные отношения в стране оставались в своей основе прежними и радикальных изменений в структуре земельных отношений не произошло.

28 февраля 1990 года были приняты Основы Союза ССР и союзных республик "О земле", которые кардинально не меняли земельно-правовой строй России, однако внесли в него некоторые существенные изменения, заключающиеся в том, что члены колхозов и совхозов при желании создать крестьянское (фермерское) хозяйство получили право на земельные участки из состава земель сельскохозяйственных организаций. Введение платности землепользования а также нового вещного права (права пожизненного наследуемого владения как прообраза права частной собственности на землю) стали принципиально новыми положениями данного закона.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Одно из отличительных особенностей земельных правоотношений является то, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, могут выступать в них в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч.2 ст.9, ст.10 и 11 Земельного кодекса).

Будучи одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами:

общественный характер;

основываются на законе. Они выступают как результат регулирования.

Любое земельное правоотношение представляет собой сложное правовое явление. [7]Оно состоит из 3-х необходимых элементов:

- субъектов;

- объектов;

- содержания.

Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются:

- в сфере землепользования - в зависимости от титула права пользования. Общеизвестно, что самый высокий из них - титул собственника позволяет располагать самыми широкими обязанностями не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута;

- в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов Российской Федерации;

- в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсами.

Несмотря на то, что использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями. К общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и другое. Помимо общих отдельный собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеет специальные права и обязанности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка и тому подобное.

Все три компонента, составляющие правоотношение, объединяются в единое целое при наличии жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: