История пасхальных яиц Фаберже




Зорин СС

На протяжении трех десятилетий петербуржский ювелир Петер Карл Фаберже разрабатывал модели самых роскошных и оригинальных изделий, достойных звания подарка, который царь преподносит своей супруге на Пасху. После смерти Александра III в 1894 году его сын Николай II продолжил традицию и даже стал заказывать по два яйца в год, одно – для матери, другое – для своей жены Александры. Каждое яйцо уникально. Зачастую в них лежал специальный сюрприз. Краткая история пасхальных яиц Фаберже – в материале Concepture.

 

Эта история началась с подарка жене на Пасху. Но даритель и сам подарок были необычными – этот заказ в 1885 году сделал император Александр III для своей жены Марии Федоровны. Российский самодержец хотел порадовать супругу подарком, который напомнил бы ей о детстве. Возможно поэтому взявший заказ Карл Фаберже выбрал в качестве образца яйцо, изготовленное в начале XVIII века – такое яйцо было в коллекции замка Розенборг в Копенгагене, откуда Мария София Фредерика Дагмар и была родом. Так появилось первое яйцо Фаберже под названием «Курочка». Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота – золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

Первое императорское яйцо было создано в 1885 году по заказу царя Александра III, который хотел преподнести его в качестве подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. Для этого царь Александр обратился к отмеченному наградами ювелиру Петеру Карлу Фаберже, который возглавлял «Дом Фаберже». Компания была основана в 1842 году Густавом Фаберже, а после его смерти в 1882 году была унаследована его сыном Карлом. За время своей работы Дом Фаберже заработал репутацию искусных ювелиров, но венцом их мастерства, а заодно и пропуском в историю стали именно яйца для царской семьи.

Считается, что в качестве прообраза для своего первого яйца Карл Фаберже использовал Саксонское королевское яйцо XVIII века, которое он увидел в дрезденском музее «Зеленый свод» (три его экземпляра существуют и поныне – в Дрездене, Вене и Копенгагене). Это было золотое яйцо, в которое помещалась золотая курочка, золотая корона и кольцо. Вдохновленный этим удивительным изделием, Фаберже создал свою версию яйца. Покрытое белой эмалью, оно содержало в себе золотой желток, в желтке заключалась маленькая золотая курочка, а внутри самой курочки помещались рубиновые корона и подвеска. Этот последний «сюрприз» – такие призы прятались в большинстве яиц Фаберже – был добавлен по просьбе царя. В дальнейшем, однако, его величество редко выказывал какие-то пожелания относительно сюрпризов.

Яйцо «Курочка» — первое в серии

Для изготовления яйца требовалось от одного до двух лет работы. В каждом изделии участвовала целая команда ювелиров разной специализации – искусные кузнецы, мастера обработки алмазов, специалисты по работе с эмалью, художники, занимавшиеся росписью изящных изделий. Производством руководили два старших мастера, но во главе стоял сам Фаберже. Впрочем, концепты новых яиц придумывал не только сам мэтр, ведь помимо дизайна требовалось заниматься и множеством других аспектов. Можно сказать, что в этом плане Фаберже был своего рода оркестровым дирижером, который согласовывал действия всех своих мастеров, чтобы на выходе получить то, что нужно.

Помимо эстетических и материальных соображений, яйца должны были сообщать личные черты, характерные для Романовых. Фаберже разрабатывал идеи или предметы, которые имели особое значение для жены и матери царя. Так, несколько яиц были украшены (или содержали в себе) крошечные портреты членов царской семьи, с большим старанием выведенные на слоновой кости специалистами по миниатюрной живописи. Фаберже преуспевал в выполнении столь деликатной работы, из года в год сохраняя эффект приятной неожиданности. То, каким будет новое пасхальное яйцо, держалось в строжайшем секрете – этого нельзя было знать даже самому царю.

Еще на момент производства императорские яйца снискали статус высокохудожественного новаторства, став флагманским изделием Дома Фаберже. Некоторые из яиц выставлялись на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также на выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Уже в то время яйца Фаберже воспринимались как нечто небывалое, оказывая влияние на вкусы общественности. Другие ювелиры тоже начали делать свои яйца. В то же время Дом Фаберже начал принимать заказы на оригинальные яйца не только от царя, но и от других знатных и богатых персон. Всего было произведено около 70 яиц.

Каждый год Фаберже старался привносить в свое главное изделие что-то новое – например, используя какие-то неожиданные материалы или же придумывая новые приспособления, такие как когтистый постамент, встроенные часы или же механические игрушки в форме птичек или слонов. А, например, в разработке «Зимнего яйца» участвовала Альма Пиль – женщина-художница, создавшая уникальный стиль «изморозь на хрустале». Последние же императорские яйца, созданные в 1916 году, содержат в себе отголосок нестабильности исторического момента, а также предвестие начала конца Дома Фаберже. В годы войны яйца стали менее изысканными и более строгими, отражая характер политической жизни тех времен.

В 1916 году Петер Карл Фаберже руководил производством двух декоративных яиц, которые в апреле 1917 должны были стать пасхальными подарками для императрицы Марии Федоровны и царицы Александры Федоровны. Однако Фаберже так и не удалось закончить работу над этими яйцами, а благородным женщинам так и не довелось увидеть свои подарки. Царствование Романовых, длившееся три столетия, было прервано. Семья была вынуждена покинуть город, бросив помимо прочего и 50 императорских яиц Фаберже, созданных между 1885 и 1916 гг. Эти предметы роскоши, окутанные интимным ореолом царской семьи, стали впоследствии символом императорского дома и дореволюционной России в целом. Вскоре мастерская Фаберже распалась, поскольку многие работники отправились на войну. Сам Карл Фаберже бежал в Швейцарию, где он умер спустя два года.

«Зимнее яйцо» (сейчас хранится в Катаре в коллекции эмира)

Во время революции императорские яйца были выкрадены и перевезены в Москву; многие из них были распроданы, десять в итоге оказались в Оружейной палате московского Кремля, еще восемь были утеряны. По сути, большевикам не было дела до художественной ценности яиц Фаберже – важнее было получить за них как можно больше денег. В ряде случаев сюрпризы из яиц продавались отдельно, из-за чего комплектация некоторых из сохранившихся яиц теперь неполная. Некоторые яйца со временем оказались у частных торговцев, которые перевезли изделия в США, чтобы продать их местным богачам.

В настоящее время сохранившиеся яйца Фаберже рассеяны по всему миру. Самые обширные коллекции собраны в Оружейной палате (Москва) и Музее Фаберже (Санкт-Петербург). Третья по величине – коллекция Пратта в Виргинском музее изобразительных искусств. Еще три яйца, ранее принадлежавшие Матильде Геддингс Грей, сейчас находятся в нью-йоркском Метрополитан-музее. Наконец, еще три яйца принадлежат королевской семье Великобритании.

В Музее Фаберже, открытом в 2013 году, хранится девять императорских яиц – все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он приобрел эту коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя и издателя Малкольма Форбса, который обширностью своей коллекции хотел навязать конкуренцию Оружейной палате. Не исключено, что современный ажиотаж вокруг яиц Фаберже не в последнюю очередь связан с фигурой Форбса, чьи коллекционерские ухватки не только вызвали повышение цен на яйца, но и привлекли к ним всеобщее внимание.

Живой интерес к яйцам Фаберже сохраняется и на это, пожалуй, есть много причин. Большинство экспертов сходятся во мнении, что тут имеет значение превосходное качество и уникальность изделий Фаберже, их сентиментальная и ностальгическая ценность в связи с драматичной историей семьи Романовых, а также астрономические суммы, в которые яйца Фаберже оцениваются сегодня.

Спустя сто лет яйца Фаберже всё так же остаются несравненным произведением ювелирного мастерства. Учитывая сопутствующий культурный резонанс, это своего рода «Мона Лиза» от истории декоративных искусств. Из 50 императорских яиц до нас, насколько известно, дошло 43 – сейчас их можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. Являя собой образец ювелирного дела, на котором лежит печать декаданса, яйца Фаберже продолжают будоражить воображение.

 

 

 

 

 

 

https://yandex.ru/images/search?text=пасхальные%20яйца%20фаберже&stype=image&lr=11150&source=wiz

https://zen.yandex.ru/media/shmandercheizer/istoriia-pashalnyh-iaic-faberje-5cc54a40b7cf4d03c3f0b636

https://ru.wikipedia.org/wiki/Яйца_Фаберже



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: