Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский педагогический колледж №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ по программам начального общего образования В Начальных КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
углубленной подготовки
Пермь, 2016
Составители: Лужбина Алла Анатольевна, высшая квалификационная категория, Прокопьева Лариса Альфировна, преподаватель.
Рассмотрено | Согласовано |
кафедрой педагогики и методики начального образования | Зам. директора по УВР |
Зав. кафедрой Мартынова Т.С. | Фотеева Г.М. |
_______________ 2016 г. | _______________ 2016 г. |
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: _______________________________________________
Подпись______________________
Дата «____»_________________2016 г.
Содержательная экспертиза: ______________________________________________
Подпись______________________
Дата «____»_________________2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 11
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 13
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1» по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа практики предназначена для студентов, обучающихся по очной, заочной формам, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и по индивидуальному графику по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки, а также может быть использована в подготовке и переподготовке специалистов - учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Место практики в структуре ППССЗ: практика пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования входит в профессиональный модуль (ПМ. 01) Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Цель и задачи практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования – требования к результатам прохождения практики.
Цель практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования - формирование общих и профессиональных компетенций в области целеполагания, планирования, организации, проведения, анализа и самоанализа разных типов уроков по всем предметам начальной школы.
Задачи практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
1. Определять конкретные образовательные цели и задачи с учетом реализуемой образовательной программы в ОУ и возрастных индивидуальных особенностей учащихся.
2. Обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства обучения и воспитания.
3. Управлять учебной деятельностью школьников.
4. Устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, деловые отношения с руководителями, коллегами.
5. Самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность.
Форма организации практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования определяется образовательным учреждением, исходя из производственных условий – рассредоточенно.
С целью овладения таким видом профессиональной деятельности как преподавание предметов начальной школы и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования должен:
получить практический опыт:
- педагогического наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов;
- подготовки и проведения разных типов уроков по всем предметным областям начальной школы, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- использования современных педагогических технологий в НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, обеспечивающих в том числе компенсирующее и коррекционно-развивающее образование;
- анализа деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- наблюдения, анализа учебных занятий и обсуждения их в диалоге с сокурсниками, учителем, руководителем педагогической практики.
сформировать умение:
- анализировать образовательный процесс и осуществлять самоанализ;
- отбирать дидактический материал к уроку, обеспечивающий в том числе компенсирующее и коррекционно-развивающее образование, целесообразно использовать ИКТ;
- обобщать учебно-дидактический материал и использовать его при выполнении исследовательской работы, в том числе по проблемам компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (курсовая, ВКР).
1.3. Количество часов на практику пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования: 252 часов, 7 недель.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аттестация по итогам практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования проводится с учетом (или на основании) результатов, подтверждаемых документами соответствующих организаций, на базе которых она проводилась. Результаты прохождения практики представляются студентом в колледж и учитываются при проведении промежуточной аттестации по ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Практика завершается оценкой освоенных студентом общих и профессиональных компетенций.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия. |
ПК 1.2 | Проводить занятия. |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. |
ПК 1.4. | Анализировать занятия. |
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 4.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
Оценка работы студента является комплексной, учитывающей качество выполнения всех видов деятельности, а также качество оформления отчётных документов.
Студент по результатам практики должен представить следующую отчетную документацию:
- Дневник практики.
- Конспекты уроков по всем предметным областям начальной школы, входящих в содержание практики.
- Отзыв учителя начальных классов – руководителя о коррекционно-развивающей работе студента-практиканта с младшими школьниками.
- Аттестационный лист (заполняется руководителем практики от ОУ).
- Лист самооценки (заполняется студентом-практикантом).
- Выступление на итоговой конференции по методической теме практики (определяется методистом).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Тематический план практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Коды проф. компетенций ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 3.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5 | Наименования разделов | Всего часов | |
1 | 2 | 3 | |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия. | ||
ПК 1.2 | Проводить занятия. | ||
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | ||
ПК 1.4. | Анализировать занятия. | ||
ПК 1.5. | Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. | ||
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | ||
ПК 4.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | ||
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | ||
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего. | ||
ИТОГО: |
Содержание практики пробных уроков по программам НОО
Наименование видов профессиональной деятельности | Содержание | Объем часов |
Определять цели и задачи, планировать занятия. Проводить занятия | · Определение целей и задач пробных занятий; · Наблюдение за работой учащихся во время занятия: определение ими цели занятия и «пошагового» ее достижения; · Отчет и разработка предложений по методическому совершенствованию поурочного целеполагания (запись в дневнике); · Планирование собственной деятельности на занятии в качестве учителя: составление проекта занятия в соответствии с методическими установками и с использованием современных технологий в образовательном процессе; · Создание индивидуального графика проведения занятия в период практики, планирование результата (запись в дневнике). | |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | · Педагогическое наблюдение за учащимися в ходе проведения пробных занятий и внеклассных занятий по предметам начальной школы; · Педагогический контроль и оценивание деятельности учащихся на занятии; · Проведение контрольных мероприятий по оцениванию предметных результатов; · Заполнение журнала по предмету, работа с дневниками учащихся, заполнение электронного журнала. | |
Анализировать занятия. | · Самоанализ деятельности учителя на занятии, рефлексия, корректирование собственной деятельности; · Посещение и анализ пробных занятий и внеклассных мероприятий практикантов-сокурсников; · Изучение методов, приемов и средств проведения занятий, а также способов организации познавательной деятельности школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. | |
Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. | · Знакомство с документацией, обеспечивающей обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. · Работа с документацией: программа НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, КТП, конспект занятия, методические материалы для учителя. | |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | · Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в аспекте проблем практики с целью подготовки к другим видам практик. · Знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в аспекте задач практики, участие (по возможности) в заседаниях МО. · Анализ планов и деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в аспекте практики. · Оказание методической помощи учителю в организации урочной деятельности учащихся. | |
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | · Наблюдение за обучающимися на учебных занятиях в аспекте задач практики. · Использование в процессе диагностики разных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и т.д. · Интерпретация результатов и выводы. | |
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | · Разрабатывать учебно-методические материалы к занятию в соответствии с требованиями программы НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, учебно-тематическими планами на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ; · учитывать тип образовательной организации, особенности класса/группы и отдельных обучающихся. · Учитывать особенности работы учителя начальных классов в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего. | · Проводить в ходе практики исследование по теме курсовой и выпускной работы. · Организовывать проектную деятельность с обучающимися в начальных классах с учетом компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | |
Всего | 252 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ