Оборудование класса:
- учебная, методическая, справочная литература, раздаточный, дидактический материал, наглядные пособия,
- технические средства обучения:
- компьютер с доступом к сети Интернет;
- мультимедийный проектор;
- ЦОРы, в том числе разработанные в колледже и в образовательной организации (программы, пособия, рекомендации и др.)
Общие требования к организации практики пробных уроков по программам НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Практика организована концентрированно в течение семи недель: 4 недели в 4 семестре и 3 недели в 5 семестре. Каждый студент готовит и проводит 24 занятия.
За этот период студенты знакомятся с содержанием учебной деятельности по предметам практики учителя начальных классов начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; приобретают опыт проведения занятий русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, изо, технологии; осваивают основные формы учебной работы с учетом специфики разного типа школ; овладевают методикой преподавания дисциплин начальной школы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также осуществляя коррекционно-развивающую работу.
Студенты-практиканты обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжения администрации школы и руководителей практики;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей;
- соблюдать нормы педагогической этики;
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;
- тщательно готовиться к проведению пробных занятий, составлять конспекты занятий или конструкты внеклассных (внеучебных) мероприятий по предмету, согласовывать их с учителем;
- активно участвовать в анализе проводимых мероприятий с методистом и сокурсниками, вести дневник практики по установленной форме;
- являться для учащихся примером трудолюбия, вежливости, организованности, общительности.
4.3 Информационное обеспечение практики
Основная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 коррекционная педагогика в начальном образовании
2. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464с.
3. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р.Львов. – М.: Академия: Высшая школа, 1999. – 272с.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 272 с.
5. Петросова Р.А. Голов В.П., Сивоглазов В.И., Страут Е.К. Естествознание и основы экологии. - М.: Дрофа, 2004
6. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе.- М.: Академия, 1999
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе М.: Владос, 2007. — 456 с.
8. Богомолов Н.В. Самойленко П.И. «Математика», - М., Дрофа, 2010.
9. Кумарин Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Издательство: Издательский центр «Академия», 2010.-320с.
10. Детская литература И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева 5-е издание М., Академия
11. Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятий/О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 135 с.
Дополнительная литература:
- Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов учреждений проф. образования/ под ред. В.П. Сергеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.
2. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 268с.
3. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. Издательство: Феникс, 2010. – 286 с.
4. Максименко Н. А. Дарите детям любовь. 1-11 кл. Лекции и материалы к родительским собраниям. В помощь классному руководителю. Издательство: Учитель, 2011. – 150 с.
5. Попова Г.П. Классные часы. 2 класс. Серия: В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство: Учитель, 2013. – 271с.
6. Попова Г.П. Классные часы. 1 класс. Серия: В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство: Учитель, 2013. – 287с.
7. Попова Г.П. Классные часы. 3 класс. Серия: В помощь классному руководителю начальной школы. Издательство: Учитель, 2012. – 286с.
Кадровое обеспечение практики
Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой в организациях: профессиональное образование, квалификация, опыт работы.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ ПРОБНЫХ УРОКОВ ПО ПРОГРАММАМ НОО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. | - точность определения цели занятия; - точность определения задач занятия - методика проектирования занятия; - анализ целеполагания занятия в, проводимых учителем; - анализ занятия учителя. | Составление проекта занятия. Анализ занятия учителя (запись в дневнике). |
ПК 1.2. Проводить занятия. | - соответствие требования ФГОС НООв начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования; - достижение цели и задач занятия; - использование современных педагогических технологий; - использование ИК-технологии. | Наблюдение и анализ занятия учителем, сокурсниками и методистом. |
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | - точность определения выбранной методики целям и задачам занятия, возрастным особенностям детей; - грамотность оформления документации по наблюдению за детьми в соответствии с планом; - аргументированность полученных результатов в соответствии с методикой. | Педагогическое наблюдение (запись в дневнике). Заполнение журнала по предмету. Заполнение эл. журнала. Работа с дневниками учащихся. |
ПК 1.4. Анализировать занятия. | - проведение анализа занятия в соответствии с установленными требованиями; - полнота анализа занятия; - ясность и аргументированность собственного мнения; - соблюдение этических норм при проведении анализа; - адекватность оценки и самооценки педагогической деятельности. | Самоанализ и анализ урочной деятельности во время практики (дневник). Публичный отчет по практике на итоговой конференции. |
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. | - обоснованный выбор методической литературы и др. источников информации, необходимых для подготовки и проведения урока на основе образовательного стандарта и в соответствии с программой, а также с учетом требований компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. | Проверка конспекта занятия учителем и методистом. Анализ занятия учителем и методистом. Оценивание учителем и методистом. |
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | - точность определения выбранной диагностической методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования целям и задачам занятия, возрастным особенностям детей; - грамотность оформления документации по наблюдению за детьми в соответствии с планом; - аргументированность полученных результатов в соответствии с методикой. | Анализ результатов использования диагностической методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на занятии. Отчет по результатам наблюдения за младшими школьниками на занятиях, интрепретация. Оценивание учащихся на занятии (работа с журналом, организация рефлексии учащихся). |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | - точность выбора и анализ методического комплекта, в том числе компенсирующих и коррекционно-развивающих материалов целям и задачам занятия, возрастным особенностям детей, в том числе требующих коррекционно-развивающей работы; | Разработка учебно-методических материалов на основе ФГОС НОО в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. Анализ разработанных материалов. Эффективность их использования на занятиях (запись в дневнике - самоанализ) |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | - соответствие анализа и самоанализа деятельности учителя на занятии, - обобщение опыта работы учителя начальных классов; - оказание методической помощи учителю в осуществлении деятельности по предмету; - разработка материалов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. | Публичный отчет по практике на итоговой конференции. Записи в дневнике. Подготовка дидактических материалов для учителя к занятию. |
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего. | - разработка дидактических материалов к занятию в соответствии с темой исследовательской работы - апробирование разработанных материалов на уроке; - проведение самоанализа данных материалов, определение их эффективности; - представление данных материалов руководителю исследования и их коррекция; - ведение дневника практики в соответствии с требованиями; - отчет по практике; - подготовка выступления по методической теме по итогам практики. | Дневник практики. Выступление на конференции по теме исследования. Отчет руководителю исследования о внедрении опытной части в школьную практику; |