Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяженность надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.
Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.
Надстройки увеличивают объем надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рисунок 1.14):
- гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;
- трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и
кормовую (ют);
- двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку; одноостровные, имеющие одну из надстроек.
Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н. шельтердечное).
Кроме перечисленных архитектурных типов встречаются квартердечные суда (имеющие квартердек – подъем верхней палубы на 0,8 - 1,2 м в кормовой части). Такие суда кроме квартердека могут иметь любые надстройки.
Палубой судна называется горизонтальная конструкция, простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно).
Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объема.
Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рисунок 1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.
Рисунок 1.15 - Варианты расположения машинного отделения по длине судна: а – среднее расположение МО, б – промежуточное расположение МО, в – кормовое расположение МО |
К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60 - 70% площади над грузовым помещением (люки до70-85% ширины судна), называются судами открытого типа. |
Рисунок 1.14 -Типы судов в зависимости от числа и расположения надстроек: а- гладкопалубное судно, б- трехостровное судно с баком, ютом и средней надстройкой, в – двухостровное, г – двухостровное с удлиненным баком, д - двух островное с удлиненным ютом, е – одноостровное с баком, ж – одноостровное с ютом, з – со сплошной надстройкой (шельтердек), и - квартердечное |
Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рисунок 1.16):
- прямой наклонный форштевень(а), нос судна ледового плавания(б), нос ледокола(в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д ), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный носмалого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.
Рисунок 1.16 - Формы носовой оконечности |
Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическаяили обычная(рисунок 1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская форма кормы (рисунок 1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцеваяформа кормы характерна для судов послевоенной постройки (рисунок 1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна. |
Рисунок 1.17 - Формы кормовой оконечности
Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объема грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры.
В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусны е суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки (тримараны).
Рисунок 1.18. Пассажирский катамаран |
Рисунок 1.19 - Многокорпусные суда
Вверху большой контейнеровоз типа ―трисек (проект), внизу – пассажирское судно
Катамараны более устойчивы на волнении и имеют значительно большую площадь верхней палубы, что позволяет разместить больше пассажирских помещений или груза. У трисеков два сигарообразных корпуса с машинными установками расположены ниже поверхности воды, что практически, исключает волновую составляющую сопротивления воды и значительно уменьшает затраты мощности на движение судна, уменьшает вибрацию и шум в третьем корпусе. Третий корпус расположен над водой и соединяется с подводными корпусами с помощью колонн; в этом корпусе размещаются пассажирские, жилые, служебные помещения, груз. Этот архитектурный тип судна характерен для высокоскоростных судов.