Мореходные качества судна




 

Мореходные качества определяют надежность и конструктивное совершенство судна. К мореходным качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость, ходкость, мореходность судна.

Плавучесть - называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке.

Мерой плавучести служит водоизмещение. Объём непроницаемого корпуса судна выше ватерлинии называют запасом плавучести. По сути, это объём воды, который может принять судно сверх расчетной нагрузки до полной потери плавучести. На запас плавучести влияют высота надводного борта, наличие водонепроницаемых надстроек и целостность корпуса и надстроек.

Остойчивость - называется способность судна противостоять, силам, вызвавшим его наклонение, и после прекращения действия этих сил возвращаться в первоначальное положение.

Ходкость - способность судна поддерживать скорость хода и маневренность на заданных курсах относительно морского волнения и ветра, при условии удовлетворительной обитаемости для экипажа и пассажиров, сохранности грузов и должной работоспособности всех бортовых устройств и механизмов. Зависит от мощности главных механических двигателей или эффективности парусного вооружения.

Качка - регулярные поступательные (вертикальная, поперечная и поступательная) и вращательные (бортовая, килевая и рыскание) колебания корпуса судна под внешним силовым воздействием со стороны морского волнения и зыби. Снижение мореходности судна связано с развитием бортовой и килевой качки, грозящих смещением грузов, разрушением внутри корпусных связей и срывом тяжелых механизмов с фундаментов вследствие ускорений и ударных нагрузок в штормовом плавании. Суммарное действие килевой и вертикальной качки способно привести в состояние невесомости тяжелые грузы в носовых трюмах, что при удвоении (2•g) ускорения в обратной фазе штормового колебания корпуса будет угрожать опасными деформациями и нарушением герметичности обшивки корпуса.

Непотопляемость - способность корабля оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях, когда один или несколько его отсеков затоплены водой. Непотопляемость обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, целостностью корпуса и надстроек, наличием и состоянием водонепроницаемых переборок и палуб (платформ), разделяющих корпус корабля на отсеки, наличием средств борьбы с повреждениями, а также субъективными факторами (готовностью и умением команды вести борьбу за живучесть судна).

Управляемость - характеризуется двумя качествами: поворотливостью, т.е. способностью судна изменять по желанию судоводителя направление движения, и устойчивостью на курсе, т.е. способностью судна сохранять заданное ему прямое направление движения без отклонения в стороны.

Мореходность - называется способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды.

Факторы влияющие на мореходные качества судна - мореходные качества существенно зависят от соотношения условий плавания (например: высота, длина и период волн, скорость ветра) и линейных размеров и веса судна, а также от его архитектуры, формы обводов, нагрузки и других параметров.

Грузовая марка

Зависимость безопасности судна от запаса плавучести мореплаватели понимали еще в ХІІІ веке. Так в Венеции и Генуе были разработаны правила нанесения на бортах судна марок (полос), которые не допускалось затоплять при погрузке судна. В следующие века это направление обеспечения безопасности судна было забыто под давлением судовладельцев, которые пытались добиться увеличения прибыли за счет перегрузки судов. Это привело к тому, что в Англии в начале ХІХ века не было ни старых судов, ни старых моряков. Это объяснялось чрезмерной перегрузкой судов, что приводило к недопустимо малому запасу плавучести и затоплению судна в тяжелых штормовых условиях (попадание больших масс воды на палубу, срыв люковых закрытий, затопление помещений).

На эти явления обратил внимание член Палаты представителей Английского Парламента - Самуэль Плимсоль. Он выступил в Парламенте с обоснованным требованием о разработке соответствующего закона. В конце ХІХ века был принят соответствующий закон о грузовой марке. Грузовая марка устанавливается на бортах судна и определяет минимально допустимую величину надводного борта и, следовательно, минимально допустимый запас плавучести.

Первая Международная конвенция о грузовой марке была принята в 1930г. В настоящее время действует Международная конвенция о грузовой марке1966 года.

Знаки грузовой марки (рисунок 4.1) наносятся на обоих бортах судна на миделе.

Горизонтальная линия показывает палубу надводного борта, называется палубной линией. Диск с горизонтальной полосой называется диском Плимсоля, в честь того, что Самуэль Плимсоль очень много сделал для внедрения грузовой марки.

Над горизонтальной полосой у краев наносятся символы того классификационного общества, под наблюдением которого находится судно (Р - С – Регистр судоходства, L - R – Ллойд регистр, B - V – Бюро Веритас). В средних условиях плавания допускается загружать судно по верхнюю кромку горизонтальной полосы диска. Для того, чтобы можно было учесть конкретные условия плавания, в нос от диска наносят ― гребенку – вертикальную полосу с отходящими от нее горизонтальными полосами – марками

Рисунок 4.1 – Знак грузовой марки и линии палубы
Рисунок 4.2 – Грузовая марка балкера с двумя расчетными осадками

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: