При поперечной системе набора двойного дна балками главного направления являются флоры, устанавливаемые на каждом шпангоуте. Перекрестными связями являются: вертикальный киль и стрингеры (рисунок 5.10 а).
При продольной системе набора двойного дна балками главного направления являются продольные ребра жесткости (балки) днища и второго дна, а перекрестными связями – флоры, которые устанавливаются через три – четыре шпации (рисунок 5.10 б).
Поперечная система набора имеет ряд преимуществ: мощные балки – перекрестные связи не загромождают грузовые и другие помещения, борт при поперечной системе набора лучше воспринимает нагрузку от контактов с причалом и льдами, так как воспринимаются усилия большим количеством балок.
Поперечная система набора более технологична при постройке судна, так как балки сравнительно короткие и упрощена их установка. В то же время при поперечной системе набора требуется больше металла для обеспечения общей прочности судна при длине его более 100м. Поэтому суда длиной от 100 м до 170 м выполняют по смешанной системе набора. При этой системе набора наиболее полно участвуют в общем изгибе не только листы палубы и днища, но и большое количество балок главного направления палубы и днища, расположенных вдоль судна; при этом также увеличивается устойчивость листов палубы и днища при сжатии.
При длине судна более 170 м все перекрытия (кроме оконечностей) делают по продольной системе набора. Продольная система загромождает грузовые помещения мощными балками, сложна технологически (продольные балки главного направления необходимо протягивать через переборки и поперечные связи вдоль всего судна), но обеспечивает уменьшение веса корпуса для судов длиной более 170 м. Поэтому и применяют эту систему на судах большой длины.
Системы набора двойного дна
При поперечной системе набора двойного дна балками главного направления являются флоры, устанавливаемые на каждом шпангоуте. Перекрестными связями являются: вертикальный киль и стрингеры (рисунок 5.10.а).
При продольной системе набора двойного дна балками главного направления являются продольные ребра жесткости (балки) днища и второго дна, а перекрестными связями – флоры, которые устанавливаются через три – четыре шпации (рисунок 5.10.б).
Рисунок 5.10 - Конструкция днищевого перекрытия с двойным дном: а – поперечная система набора; б – продольная система набора.
1 – днищевая обшивка; 2 – ребро жесткости флора; 3 – флор сплошной; 4 – вертикальный киль; 5 – горизонтальный киль; 6 – стрингер днищевой проницаемый; 7 – настил второго дна; 8 – флор непроницаемый; 9 – скуловая кница; 10 – крайний междудонный лист; 11 – продольная балка второго дна; 12 – продольная днищевая балка.
Виды флоров
Флоры устанавливаются на каждом шпангоуте при поперечной системе набора, а при продольной системе набора днища – флоры устанавливаются через 3 - 4 шпации. Водонепроницаемые флоры, вертикальный киль и стрингеры служат для образования отдельных цистерн в двойном дне. В случае отсутствия повышенных нагрузок на двойное дно при поперечной системе набора, в средней части судна сплошные флоры могут устанавливаться через 2 – 4 шпации, в промежутке между ними устанавливаются бракетные или облегченные флоры. (Сплошные флоры вырезаны из цельного листа и могут иметь лазы (вырезы) и отверстия для протока жидкостей и воздуха (шпигаты или устаревший термин голубницы).
Рисунок 5.11 - Виды флоров:
а – сплошной проницаемый; б – непроницаемый; в – бракетный флор; г – облегченный флор.
1 – сплошной флор; 2 – ребра жесткости; 3 – непроницаемый флор; 4 – бракета; 5 – верхняя балка; 6 – нижняя балка
Системы набора борта
При поперечной системе набора балками главного направления являются шпангоуты, а перекрестными связями – бортовые стрингеры (рисунок 5.12.а). Расстояние между шпангоутами называется шпацией.
При продольной системе набора балками главного направления являются продольные бортовые балки, а перекрестными связями – рамные шпангоуты (рисунок 5.12.б).
Рисунок 5.12 - Бортовые перекрытия: а – поперечная система набора; б – продольная система набора. 1 – обшивка борта; 2 – шпангоут; 3 – бортовой стрингер; 4 – рамный шпангоут; 5 – бортовая продольная балка; 6 – палуба. |
Системы набора палубы
При поперечной системе набора балками главного направления являются бимсы, а перекрестными связями – карлингсы. (рисунок 5.13.а, 5.14, 5.15).
При продольной системе набора балками главного направления являются продольные подпалубные балки, а перекрестными связями – рамные бимсы (рисунок 5.14.б)
Рисунок - 5.13 Конструктивные схемы палубного набора: а – при поперечной системе; б – при продольной системе. 1 – поперечная переборка; 2 – борт; 3 – карлингс; 4 – концевой люковый бимс; 5 – полубимс; 6 – продольная подпалубная балка; 7 – пиллерс. |
Рисунок - 5.15 Набор в районе грузового люка (схема и вид изнутри грузового трюма). 1 – настил палубный; 2 – полубимс; 3 – продольный комингс; 4 – поперечный комингс; 5 – продольная полупереборка; 6 – бимс концевой. |
Рисунок - 5.14 Конструктивные элементы палубного перекрытия. 1 – бимс; 2 – карлингс; 3 – палубный настил; 4 – бимсовая |