Успех тушения пожара зависит, прежде всего, от быстроты обнаружения его очага. Для этого на судах применяют автоматические системы пожарной сигнализации и ручные извещатели.
Автоматическую систему сигнализации устанавливают практически во всех помещениях судна. Автоматические системы сигнализации срабатывают на повышение температуры в помещении или при появлении дыма (дымовая сигнализация).
Все морские суда оборудованы системой водотушения, действие которой основано на охлаждении горящих веществ водой. Система водотушения устроена так, что в любую точку судна вода должна подаваться из двух пожарных стволов. Недостатком этой системы является то, что вода может испортить груз и оборудование, не допускается водой гасить электрооборудование.
Паротушение основано на оттеснении кислорода от очага горения и применяется в топливных цистернах, котельных отделениях, дымоходах, в грузовых танках танкеров и насосных отделениях. Углекислотное пожаротушение основано также на оттеснении кислорода и применяется в грузовых трюмах, МО, помещениях аварийных генераторов, насосов, кладовых горючих материалов. Жидкая углекислота хранится под большим давлением в баллонах и по трубам подается в охраняемое помещение, где испаряется.
Система жидкостного тушения основана на том, что особая жидкость (Хладон 114В2 или Хладон-13В1),выпускаемая в помещение с очагом пожара, легко испаряется (t0 кипения ~ - 300), образуя тяжелый негорючий газ, который вытесняет кислород воздуха. Эта система применяется в тех же помещениях, что и система углекислотного тушения, но более удобна в эксплуатации, так как нет потерь гасящих веществ, как это имеет место при углекислотном тушении из – за высокого давления в баллонах. Но, к сожалению, при тушении выделяются ядовитые газы, что сдерживает широкое применение этой системы. (По этой же причине жидкость БФ-2– бромистый этил + тетрофтордибромэтан– запрещена).
Пенотушение основано на том, что горящие продукты изолируются от кислорода воздуха пеной. Этой системой оборудованы танки танкеров, МО, топливные и масляные цистерны. Пеной можно тушить пожар, как в помещениях, так и на открытом воздухе. Пена легкая, поэтому она держится на поверхности любой горючей жидкости и эффективно гасит огонь.
Вне больших количествах (переносные пенотушители) пена может быть получена химическим путем (взаимодействие щелочи и кислоты).
В больших количествах пену получают смешивая воздух с пенообразующим составом и забортной водой (воздушно-механическая пена).
7.6 Системы водяного пожаротушения.
На судах применяют следующие системы водотушения: водопожарную, водораспыления, водяных завес, орошения трапов, переборок и палуб.
Принцип действия водопожарной системы заключается в охлаждении горячей поверхности, компактной или распыленной струей воды из ствола. Нельзя тушить водой карбид кальция, калий и другие химические элементы, вступающие в реакцию с водой, пыль сахарную, шерстяную и др., электрооборудование.
Распыленной струей можно тушить нефтепродукты в открытой емкости, так как распыленная вода, отбирая тепло, превращается в пар, который оттесняет кислород воздуха от очага горения.
В систему входят: кингстон, клапаны, насосы, трубопровод, пожарные рожки, пожарные рукава, стволы. Напор в любой точке магистрали должен быть не менее 25 кПа. Каждая точка на судне должна обслуживаться 2 - мя стволами.
Рисунок 7.15 - Схема системы водяного пожаротушения.
1 – пожарный насос; 2 – магистральный трубопровод; 3 – пожарный рожок
Система водораспыления служит для тушения пожаров в машинно - котельных отделениях и других помещениях, где используются нефтепродукты ІІІ разряда. На трубопроводе через 1,5 - 2,0 м устанавливаются водораспылители, обеспечивающие получение водяной пыли, что позволяет быстро охладить очаг горения и образовавшимся паром оттеснить кислород воздуха.
Система водяных завес служит для предотвращения распространения пожара на ролкерах, в длинных коридорах и больших помещениях.
Система орошения трапов, переходных площадок, шахт, мест спуска шлюпок на танкерах, палуб танкеров охлаждает соответствующие поверхности и предотвращает проникновение огня в охраняемые зоны.