ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА (стиль прерий)




Людвиг мисс ван де Роэ.

Вышел из мастерской Беренса, сильное влияние Райта. Последний директор БАУХАУЗа. С 1912 по 1930 гг. работал в Берлине. Начинал с традиционных немецких жилищ.

Потом эмигрировал в США. Обосновался в Чикаго.

Жилые дома на Лейк Шорт Драйв. 1950-1951 гг. Идентичные здания. 26 этажей. На стальном каркасе. Расположены перпендикулярно друг к другу. Максимально свободная планировка внутреннего пространства.

Самое известное его здание – Сэгрем билдинг. Стал прототипом для многих других. Идея – отодвинуть небоскрёб внутрь квартала, создать небольшую площадь перед зданием (с фонтаном). Здесь основные несущие конструкции скрыты внутри здания. Преображение декоративного элемента.

Иногда типология небоскреба варьируется, приобретая новые формы (здание Трансамерика, комплекс Марина Сити).

 

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА (стиль прерий)

Фрэнк Ллойд Райт – выходец из чикагской школы. Для города классические каменные конструкции, более свободные конструкции для загородных или пригородных резиденций.

Собственный дом в пригороде Чикаго. Это место ассоциировалось с феноменом прерий, свободное незастроенное природное пространство. Важный мотив – отход от цивилизации, прежде всего классической западной. Поиск иных источников вдохновения. Единение с природой. Обращение к неевропейским цивилизациям. Важный элемент – японское влияние в архитектуре (под влиянием японского павильона на всемирной выставке в Кубе – был выполнен в виде храма со свободно конфигурируемыми пространствами). Свободный план первого этажа, принципиальная горизонтальность пространств. Очень важный мотив – максимальное вписывание в ландшафт этих архитектурных сооружений. Проектирование изнутри наружу. Внешнее – лишь оформление внутреннего. Вынесенные за пределы здания скаты крыш, отделка природными материалами, относительно необработанными. Членение фасадов. Важным ядром дома являлся камин. Интерьеры предельно простые и утилитарные. Интерьером Райт уделяет значительное внимание. Сам создаёт и проектирует мебель. Каждый элемент вписан в композицию окружающей среды.

Дом Уиллитса. Растянутая по горизонтали постройка, крестообразный план вокруг единого очага. Здесь нет какого-либо главного фасада, нет эстетической нагрузки и расстановки акцентов.

Дом Робби. Пространство перетекает друг в друга. Разомкнутость плана. Единение с окружающей средой.

Формирование «стиля прерий» совпало со зрелым и самостоятельным периодом Райта. В то же время с разработками теорий. Единение помещений с природой. Идёт речь о исходе жителей из индустриального центра Чикаго к жизни в природном первозданном окружении. Предельно прямые линии, углы. Эстетика строится на рационалистических впечатлениях.

Северная резиденция Райта (Телисинист). В основе – п-образная композиция (условно). Максимально растянуто здание по горизонтали. Очень важна разомкнутость по отношению к природе, интерес к «пограничным» пространствам. Для строительства – местный известняк (подчеркнуть единение здание с окружающим контекстом).

Здание отеля Империал в Токио. Разобрано в 1960-е гг. Завершения стиля прерий. Горизонтализм конструкции. Пограничные зоны. Очень важны местные мотивы, которые Райт пытается воспроизвести. Ясная чёткая рациональная структура. Это здание уцелело после землетрясения (создало Райту репутацию). Очень интересно высказывание Салливана по поводу устойчивости: «Он уже был задуман таким, чтобы выстоять». Подчёркивал проникновение и взаимодействие архитектора с местной традицией.

Потом новый этап – железобетон. Но всё равно отвергает то, что делала цивилизация. Растворение архитектуры в окружающей среде.

Дом Кауфмана (дом над водопадом) в Пенсильвании. Проявились оба программных момента – бетонные конструкции, уступы. Они при этом продолжают уступы скал. Та часть утёса, которая попала внутрь этой постройки, вписана в интерьер. Использована как интересная деталь оформления. Серия бетонных террас, которые располагаются прямо над ручьём. Свободная и прихотливая композиция. Частично так хотел сам заказчик (внутренние помещения). Горизонтальные бетонные вынесенные конструкции. С инженерной точки зрения не очень удачно – требует постоянного контроля и реставрации. Интерьер напоминает обставленную пещеру, нежели нормальный дом. Ощущение первобытного жилища. Это подчёркивается и лестницами, спускающимися к водопаду, и визуальная связь с окружающей средой. Оформляется концепция органической архитектуры именно в этом здании. Но это здание – выдающийся и в финансовом плане пример (значительная сумма из-за места расположения)

Создаётся феномен малоэтажных пригородов. Пригороды делаются принципиально такими по контрасту с большими городами (города широких горизонтов). Исход от оживлённых городских центров.

Дом Максвелла Смита (пригород Детройта). Исходя из внутренней навигации. Пространства, свободно проникающие друг в друга. Отсутствие центрального главного фасада. Большие окна. Оптимальное естественное освещение. Индивидуальное воздействие с окружением.

Одновременно – общественные постройки.

Здание компании Джонсон Вокс. 1936-1939. Наиболее важный органический элемент – тонкие древовидные колонны. Служат опорами для крыши офиса, высота 9 м. Введение систем кондиционирования воздуха. Кроме того, важно, что эти колонны наверху завершаются листьями кувшинки, между которыми вмонтированы трубки освещения. Здесь очень важна система распределения света внутри здания, появление световых пятен в неожиданных нехарактерных местах. Конструктивно никак не подчёркнуты. Свет проникает в здание из тех мест, где обычно располагаются карнизы. Очень важно, что Райт постепенно отходит от прямолинейных композиций, прямых углов. Это проявляется в круглых колоннах.

Дом Ханны. Калифорния. 1937 г. Пространство за счёт тупых углов. Также название – дом-соты. Для формирования соразмерности интерьеров. Непривычная текучая форма интерьеров за счёт тупых углов.

Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк. Вторая половина 1970х г. (проект раньше). Проект создания изнутри снаружи. Главное – спиральный пандус (это проявлено и во внешнем объёме). Пандус – гигантские размеры. Очень важна непрерывность и текучесть формы. Это вызвано и назначением. Нужно создать как можно большее количество плоскостей для повески картин. Спиральная структура, которую венчает купол (прозрачный, каркас как паутина).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: