Объем учебной дисциплины




Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 2 зачётных единицы (72 часа).

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ для очной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Общая трудоемкость по учебному плану  
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (СР),в том числе:  
   
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)  
Вид контроля: зачет  

 


Таблица 2. Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ для заочной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Общая трудоемкость по учебному плану  
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (СР),в том числе:  
   
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к семинарским занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)  
Вид контроля: зачет  

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Организационно-методичеcкие данные дисциплины

Таблица 3. Распределение по видам работ по семестрам для очной формы обучения

Вид учебной работы   Количество часов
Всего по учебному плану Семестры
                   
Аудиторные занятия (всего):                      
В том числе:                      
Лекции (Л)                      
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия                      
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)                      
Контроль самостоятельно работы (КСР):                      
Самостоятельная работа (всего):                      
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы:                      
Зач. ед.:                      
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)                    
Виды промежуточного контроля зачет                      

Таблица 4. Распределение по видам работ по семестрам для заочной формы обучения

Вид учебной работы   Количество часов
Всего по учебному плану Семестры
                   
Аудиторные занятия (всего):                      
В том числе:                      
Лекции (Л)                      
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия                      
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)                      
Контроль самостоятельно работы (КСР):                      
Самостоятельная работа (всего):                      
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы:                      
Зач. ед.:       1,55              
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) контрольная работа                    
Виды промежуточного контроля зачет                      

2.2. Тематический план дисциплины

Таблица 5 – Содержание тем, трудоемкость для очной формы обучения

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельн. работа Всего часов по теме
Тема 1. Предмет и метод статистики. Современная организация статистики.          
Тема 2. Статистическая оценка и наблюдение социально-экономических явлений          
Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов          
Тема 4. Абсолютные и относительные статистические показатели          
Тема 5. Статистические показатели средних значений          
Тема 6. Статистические показатели вариации          
Тема 7. Статистические показатели структуры          
Тема 8. Выборочное наблюдение          
Тема 9. Статистические зависимости          
Тема 10. Ряды динамики          
Тема 11. Индексный метод          
Зачет          
Итого по курсу: 12/0,33 20/0,55 4/0,11 36/1 72/2

Таблица 6 – Содержание тем, трудоемкость для заочной формы обучения

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельн. работа Всего часов по теме
Тема 1. Предмет и метод статистики. Современная организация статистики. 0,5       3,5
Тема 2. Статистическая оценка и наблюдение социально-экономических явлений 0,5       5,5
Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов 0,5       5,5
Тема 4. Абсолютные и относительные статистические показатели 0,5       5,5
Тема 5. Статистические показатели средних значений 0,5       6,5
Тема 6. Статистические показатели вариации 0,5       6,5
Тема 7. Статистические показатели структуры 0,5       6,5
Тема 8. Выборочное наблюдение 0,5       6,5
Тема 9. Статистические зависимости          
Тема 10. Ряды динамики 0,5       7,5
Тема 11. Индексный метод 0,5       5,5
Зачет          
Итого по курсу: 6/0,17 4/0,11 2/0,05 56/1,55 72/2

 

Содержание тем дисциплины с указанием лабораторных и/или практических занятий

Тема 1. Предмет и метод статистики. Современная организация статистики

Содержание теоретического занятия (лекции)

Предмет, метод и задачи статистики. Закономерности массовых общественных явлений и процессов. Закон больших чисел. Методология статистики. Статистические показатели. Связь между статистикой и другими дисциплинами. Задачи и роль статистики на современном этапе развития общества. Принципы организации статистики. Общегосударственная и ведомственная статистика. Региональная и муниципальная статистика. Организация статистических работ. Федеральные программы статистических работ.

Тема СРС

Изучение основных понятий по теме. Организация статистики в зарубежных странах. Международные стандарты в статистике.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Что означает термин «статистика»?

2. Чем обусловлено возникновение и развитие статистической практики и науки?

3. Что является предметом исследования статистической науки? Приведите примеры явлений общественной жизни, изучаемых статистикой.

4. Дайте определение статистического показателя и укажите их виды.

5. В чем заключается сущность статистической методологии?

6. Перечислите стадии статистического исследования, раскройте их основное содержание.

7. Какова роль и значение математики в статистическом исследовании?

8. Перечислите части (разделы) статистической науки и объясните, чем вызвано выделение самостоятельных статистических дисциплин.

9. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?

10. Каковы задачи ведомственной статистики и чем объясняется возрастание ее роли в современных условиях?

Тема 2. Статистическая оценка и наблюдение социально-экономических явлений

Содержание теоретического занятия (лекции)

Понятие о статистическом наблюдении. Единица наблюдения. Статистическая совокупность. План статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Формуляры статистического наблюдения, их виды. Организационные формы статистического наблюдения. Специальные статистические наблюдения и их виды. Виды не сплошного наблюдения. Ошибки статистического наблюдения, способы из устранения. Контроль материалов статистического наблюдения и их подготовка к сводке.

Тема СРС

Изучение основных понятий по данной теме. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Назовите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

2. Какие конкретные виды статистического наблюдения используются для сбора данных?

3. На какие виды подразделяются статистические наблюдения по времени регистрации и охвату единиц наблюдения?

Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов

Содержание теоретического занятия (лекции)

Понятие и задачи статистической сводки. Статистическая группировка - составная часть сводки. Статистические методы классификации и группировки. Понятие, задачи и виды группировки. Принципы выбора группировочных признаков, образование групп и интервалов в группировке. Гистограмма, полигон, кумулятивная кривая. Мода, медиана, квантили. (квартили, децили, перцентили).

Статистическая таблица, ее элементы. Простые, групповые и комбинационные таблицы. Правило построение таблиц. Графический способ изображения статистических данных. Основные элементы графика.

Содержание практического занятия (ПЗ-3) 2 ч

Построение аналитической группировки, выполнение вторичной группировки, построение группировок с равными и равнонаполненными интервалами, интервалами возрастающими в арифметической и геометрической прогрессии. Построение таблиц и графиков в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-3)

Изучение основных понятий по теме. Статистические таблицы: основные элементы, виды по характеру подлежащего и по разработке сказуемого, правила построения таблиц, чтение и анализ таблицы. Статистические графики: элементы графика, классификация видов графиков.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. В чем состоит значение метода группировок при анализе статистических данных?

2. Какие основные задачи решаются с помощью метода группировок?

3. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры классификаций.

4. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример.

5. В чем состоит отличие комбинационной и многомерной группировки?

6. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

7. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?

8. Каковы функции статистических таблиц?

9. Перечислите виды статистических таблиц?

10. С какой целью строятся графики в экономико-статистических исследованиях?

11.В каких случаях используются секторные и столбиковые диаграммы? Приведите примеры.

Тема 4. Абсолютные и относительные статистические показатели

Содержание теоретического занятия (лекции)

Классификация, виды и типы показателей, используемых в статистике. Абсолютные показатели и их виды. Натуральные, условно-натуральные, стоимостные показатели.

Относительные показатели. Виды относительных показателей.

Основные условия применения абсолютных и относительных показателей. Обеспечение сопоставимости сравниваемых показателей.

Содержание практического занятия (ПЗ-4) 4 ч

Расчет относительных показателей динамики, плана, реализации плана, структуры, координации, интенсивности, сравнения в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ4)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задач).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Перечислите группы обобщающих статистических показателей.

2. Назовите виды относительных величин и охарактеризуйте их значение.

3. Охарактеризуйте состав слушателей группы по полу и возрасту и рассчитайте относительные величины структуры.

4. В каких случаях рассчитывают относительные величины координации?

5. Каково значение относительных величин интенсивности. Приведите примеры их использования в анализе уровня экономического и социального развития страны.

6. Почему важно анализировать абсолютные и относительные показатели во взаимосвязи?

Тема 5. Статистические показатели средних значений

Содержание теоретического занятия (лекции)

Средняя величина, как статистический показатель. Основные виды средних величин: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая.

Математические свойства средних величин. Структурные средние: мода, медиана, квантили.

Содержание практического занятия (ПЗ-5) 4

Применение и расчет степенных средних в зависимости от качества исходных статистических данных. Оценка и расчет структурных средних. Выполнение расчетов в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-5)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задач).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Что представляет собой средняя величина и в чем состоит ее определяющее свойство?

2. Напишите формулу средней арифметической и приведите пример исчисления средней по формуле:

а) средней арифметической простой,

б) средней арифметической взвешенной.

3. Назовите основные свойства средней арифметической.

4. Для каких целей используется формула средней геометрической?

5. В чем различие между степенными и структурными средними?

Тема 6. Статистические показатели вариации

Содержание теоретического занятия (лекции)

Понятие вариации признаков. Показатели интенсивности вариации: размах, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.

Математические свойства дисперсии. Понятие о моментах статистического распределения. Показатели формы распределения: асимметрия и эксцесс.

Содержание практического занятия (ПЗ-6) 4

Расчет показателей вариации несгруппированных и группированных данных в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-6)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задачи).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Что такое вариация признака?

2. Чем обусловлена вариация?

3. Какими показателями оценивается вариация?

4. Чем различаются и зачем нужно иметь несколько различных показателей вариации?

Тема 7. Статистические показатели структуры

Содержание теоретического занятия (лекции)

Понятие структуры совокупности. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры совокупности. Индекс Лузмора-Хэнби. Коэффициент Герфиндаля. Эффективное число групп. Ранговые показатели изменения структуры. Линейный и квадратический коэффициенты различия рангов долей.

Содержание практического занятия (ПЗ-7) 2 ч

Расчет показателей структуры и интенсивности ее изменения в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-7)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задачи).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Что такое структура совокупности?

2. Чти такое структурный сдвиг?

3. Какие показатели используются для оценки структуры совокупности?

4. Какие показатели используются для оценки интенсивности структурных сдвигов?

5. Преимущества и недостатки ранговых показателей структурных сдвигов.

Тема 8. Выборочное наблюдение

Содержание теоретического занятия (лекции)

Объективная необходимость применения выборочного метода. Понятие репрезентативности выборки. Способы отбора. Случайный, повторный и бесповторный отбор. Механический отбор. Серийный отбор. Типический отбор. Комбинированный отбор.

Генеральная и выборочная совокупности. Генеральные и выборочные законы распределения и числовые характеристики.

Ошибки выборки. Доверительная вероятность и доверительный интервал. Определение необходимого объема выборки при различных способах отбора. Малая выборка.

Содержание практического занятия (ПЗ-8) 4

Определение необходимого объема выборки при различных способах отбора. Оценка генеральных параметров по выборочным. Выполнение расчетов в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-8)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задач).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. В чем преимущества выборочного метода в сравнении с другими видами статистических наблюдений?

2. Что означает ошибка репрезентативности, какие факторы определяют ее величину?

3. Чем отличается распределение ошибок случайной выборки при анализе больших и малых выборок?

4. От чего зависит точность оценки параметров генеральной совокупности?

5. Чем отличается величина средней квадратической ошибки случайной выборки при повторном и бесповторном отборе? Какая из этих ошибок больше?

6. Дайте понятие критической области при статистической проверке гипотез.

7. Какие методы можно использовать для исключения выделяющихся наблюдений?

8. Как оценить значимость различий двух генеральных средних?

9. Какой вид выборочного наблюдения следует использовать, если генеральная совокупность не является однородной?

10. В чем преимущества серийной выборки перед простой случайной выборкой?

Тема 9. Статистические зависимости

Функциональная и статистическая зависимости. Виды статистической зависимости. Корреляционная зависимость. Корреляционный анализ: область применения, задачи. Качественные методы оценки корреляционной зависимости: табличный метод, графический метод, метод корреляционных таблиц.

Статистические показатели интенсивности корреляционной связи.

Выборочный коэффициент корреляции. Проверка значимости коэффициента корреляции.

Выборочное корреляционное отношение, его свойства.

Коэффициенты корреляции рангов Кендалла и Спирмена. Коэффициент конкордации.

Показатели тесноты связи между качественными признаками. Критерий Пирсона. Коэффициент ассоциации Д. Юла.

Регрессионная зависимость. Регрессионный анализ: область применения, задачи.

Метод наименьших квадратов. Допущения. Сущность метода.

Линейная регрессия. Оценки коэффициентов уравнения линейной регрессии. Проверка адекватности регрессионной модели. Проверка значимости коэффициентов уравнения регрессии. Доверительная область линейной регрессии.

Содержание практического занятия (ПЗ-9) 6

Исследование совокупности качественными методам корреляционного анализа. Исследование данных статистическими методами корреляционного анализа: оценка выборочного коэффициента корреляции и проверка его значимости; оценка корреляционного отношения; расчет ранговых коэффициентов корреляции.

Содержание лабораторной работы (ЛР-9) 2 ч

Построение регрессионной модели для числовых данных. Оценка адекватности модели. Расчет доверительных интервалов для коэффициентов уравнения регрессии. Расчет границ доверительной области линейной регрессии. Изучение приемов регрессионного анализа в программе MS Excel.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-9)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задач).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. В чем состоит отличие корреляционной связи от функциональной?

2. Какие методы целесообразно использовать для выявления наличия между факторным и результативным признаком при небольшом объеме выборки?

3. Какие показатели являются мерой тесноты связи между двумя признаками?

4. Как оценить значимость линейного коэффициента корреляции?

5. Какие показатели используют для измерения степени тесноты связи между качественными признаками?

6. Дайте определение понятия «регрессия».

7. Что характеризует коэффициент регрессии?

8. Какая существует связь между линейным коэффициентом корреляции и коэффициентом регрессии?

9. Как осуществить прогноз значений результативного признака по уравнению регрессии?

10. Как оценить долю общей вариации результативного признака, которая объясняется влиянием вариации факторного признака?

11. Какие критерии используются при отборе факторов для включения их в уравнение множественной регрессии?

Тема 10. Ряды динамики

Содержание теоретического занятия (лекции)

Статистические ряды динамики. Уровень ряда динамики. Классификация рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики. Абсолютный прирост. Темпы роста и прироста. Значение одного процента прироста. Средний уровень ряда. Средние показатели роста и прироста. Методы выявления тренда уровней динамического ряда. Выравнивание рядов динамики. Метод скользящей средней. Аналитическое выравнивание. Применимость метода наименьших квадратов при аналитическом выравнивании рядов динамики. Оценка индексов сезонных колебаний. Статистическое прогнозирование рядов динамики.

Содержание практического занятия (ПЗ-10) 4 ч

Расчет показателей анализа ряда динамики. Экономическая интерпретация показателей. Анализ сезонности в рядах динамики.

Содержание лабораторной работы (ЛР-10) 2 ч

Применение статистических функций MS Excel при расчете параметров линейного и нелинейных трендов.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-6) Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задачи).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. С какой целью анализируются данные рядов динамики?

2. Какие показатели применяются для характеристики изменений уровней ряда динамики?

3. Какой вид средних величин используется для расчета среднего уровня моментного ряда динамики?

4. Как рассчитать средний темп роста и темп прироста уровней ряда динамики?

5. Назовите виды колебаний уровней временного ряда.

6. Как может быть выявлена основная тенденция в изменениях уровней ряда динамики?

7. Назовите преимущества и роль аналитического выравнивания уровней временного ряда.

8. Как выполнить прогноз на будущее с помощью уравнения тренда?

9. Какие факторы влияют на величину средней квадратической ошибки уравнения тренда?

10. Как рассчитать скользящую среднюю и для каких целей она может быть использована?

11. Какие методы используются для выявления сезонных колебаний?

12. Как рассчитать индексы сезонности и осуществить экстраполяцию с учетом сезонной составляющей?

 

Тема 11. Индексный метод

Содержание теоретического занятия (лекции)

Определение индекса как статистического показателя, значение и место индексов в статистике. Классификация индексов. Индексируемая величина, вес индекса. Правила построения индексов. Формы индексов. Агрегатный, средний арифметический и гармонический индексы. Индексы с постоянной и переменной базой сравнения (базисные и цепные индексы). Индексы постоянного и переменного состава. Значение и содержание основных экономических индексов: физического объема ресурсов, производства продукции, цен, производительности труда, себестоимости и др. Территориальные индексы.

Содержание практического занятия (ПЗ-11) 2 ч

Расчет индексов количественных и качественных показателей. Экономическая интерпретация показателей. Индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Тема домашнего задания для СРС (ДЗ-11)

Изучение основных понятий по теме. Выполнение практической части домашнего задания (самостоятельное решение задачи).

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Какова роль индексного метода анализа в экономических исследованиях?

2. На каких принципах базируется расчет агрегатных индексов объемных и качественных показателей?

3. В чем состоит различие агрегатных индексов Ласпейреса и Пааше?

4. Какие виды средних индексов используются в статистической практике и для решения каких проблем?

5. Запишите формулу «идеального» индекса Фишера. Какой вид средних величин используется для расчета?

7. При каких условиях может быть осуществлен переход от базисных агрегатных индексов физического объема продукции к цепным агрегатным индексам физического объема?

8. Какой вариант агрегатных индексов качественных показателей используют при расчете индекса потребительских цен и почему?

9. Чем объяснить различия в величине индекса цен переменного и фиксированного состава?

10. Что характеризует индекс влияния структурных сдвигов? Напишите формулу для его расчета.

11. Назовите виды индексов качественных показателей.

12.Какие допущения (правила) лежат в основе использования индексов в экономическом анализе?

13. Что характеризует разность числителя и знаменателя агрегатных индексов физического объема продукции и цен?

14. Как определить долю влияния различных факторов на изменение результативного показателя?

15. Какие методические приемы используют при расчете индексов фондового рынка?

16. Сформулируйте основные принципы оценки абсолютного и относительного размера влияния факторов на изменение результативного показателя с использованием многофакторных индексных моделей.

17. Какое значение имеет построение факторных индексных моделей?

18. Как измерить уровень инфляции?

19. Какая информация необходима для расчета индекса потребительских цен?

20. Какие формы индексов используют при территориальных сопоставлениях?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: