Дети с сохранным интеллектом
Ранний возраст
Отставание в речевом развитии ребенка до 3 лет характеризуется как задержка речевого развития.
При выявлении выраженных тяжелых речевых нарушений у детей до 3-х лет используются логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).
Дошкольный возраст
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста определяются на основе:
1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи (I, II, III уровень), общее недоразвитие речи (IV уровень) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия, алалия, нарушения голоса, ринолалия, афазия, заикание, нарушения темпа речи, нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Общее недоразвитие речи (II - III уровень). Дизартрия.
· Общее недоразвитие речи (I - II уровень). Моторная алалия с сенсорным компонентом.
· Фонетико-фонематическое нарушение речи. Функциональная полиморфная дислалия.
· Фонетическое нарушение речи. Функциональная дислалия.
· Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
· Общее недоразвитие речи III уровень. Дизартрия.
Школьный возраст
У детей школьного возраста обязательно обследуется письменная речь: чтение и письмо. Выявленные нарушения письменной речи рекомендуется обозначать следующим образом:
В 1 классе первого полугодия – трудности в овладении письменной речью (или чтением и письмом).
В период с 1 класса второго полугодия до 2 класса 1 полугодия – нарушения процессов формирования чтения и письма.
Если у младшего школьника имеются нарушения устной речи, их необходимо указать в логопедическом заключении.
Со 2 класса 2 полугодияв логопедическом заключении первоначально указываются нарушения письменной речи – дисграфия, дислексия. Виды дисграфии и дислексии см. в классификациях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева.
С 5 класса нарушения устной речи у учащихся характеризуются, в первую очередь, с учетом клинико-педагогического подхода. Имеющиеся нарушения на уровне всех языковых средств педагогически определяются как несформированность (или недостаточная сформированность) всех средств языка.
Данный подход объясняется тем, что в начальной школе уже учтены все возможные сроки пролонгации этапов речевого развития, которые в норме должны заканчиваться в 6 – 7 лет.
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются стойкие ошибки, связанные с неусвоением правил русского языка, ставится дизорфография. Данное нарушение может возникать и на начальном уровне обучения.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Трудности в овладении чтением и письмом. Общее недоразвитие речи (II-III уровень). Моторная алалия.
· Нарушения процессов формирования чтения и письма. Общее недоразвитие речи (III уровень).
· Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Общее недоразвитие речи (III уровень).
· Акустическая дисграфия. Фонематическая дислексия.
· Дизорфография.
Дети с задержкой психического развития
Дошкольный возраст
В логопедическом заключении речевые нарушения у детей дошкольного возраста с ЗПР указываются с учетом психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций.
Использование психолого-педагогической классификации речевых нарушений: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи (I, II, III уровень), общее недоразвитие речи (IV уровень) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи для детей дошкольного возраста с ЗПР объясняется:
· в первую очередь, возможным отставанием (или замедленным темпом), нарушением речевого развития,
· во вторую очередь, тем, что ЗПР не является интеллектуальным дефектом.
Логопедическое заключение: «Недостаточная сформированность (или несформированность) всех средств языка» рекомендуется прописывать детям с ЗПР после 7 лет, когда закончены этапы речевого развития.
При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Общее недоразвитие речи (II – III уровень) у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая дизартрия.
· Общее недоразвитие речи (I уровень) у ребенка с синдромом Дауна (см. диагноз психиатра).
Школьный возраст
В логопедическом заключении у детей школьного возраста с ЗПР указываются нарушения письменной и устной речи (см. выше школьный возраст детей с нормой интеллекта).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Трудности в овладении чтением и письмом. Несформированность всех средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая форма дизартрии.
· Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра).
Дети с умственной отсталостью
У детей с умственной отсталостью встречаются все клинико-педагогические формы расстройства речи как у детей с нормальным интеллектуальным развитием. [1]
Тяжелые нарушения устной речи у детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической классификации характеризуются как системное недоразвитие речи, которое может быть разной степени выраженности: легкой, средней, тяжелой.
Примерные формулировки логопедических заключений
в дошкольном возрасте:
· Системное недоразвитие речи легкой степени выраженности. Дизартрия.
· Системное недоразвитие речи средней степени выраженности.
· Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности.
Примерные формулировки логопедических заключений
в школьном возрасте:
· Трудности в овладении чтением и письмом. Системное недоразвитие речи средне-легкой степени выраженности.
· Нарушения чтения и письма у ребенка с умственной отсталостью (см. диагноз психиатра).
Дети с билингвизмом
На сегодняшний день существует проблема обучения детей с билингвизмом (или мультилингвизмом) как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В связи с этим такие дети часто направляются на ПМПК.
Билингвизм является предметом изучения различных наук. В логопедии рассматривается влияние данного явления на звукопроизношение детей в частности и на формирование речи детей в целом.
Дошкольный возраст
Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя или более языками и приобретающего во время своего развития одновременно несколько речевых систем.
В раннем дошкольном возрасте даже первым языком ребенок овладевает не сразу. Второй язык часто усложняет ситуацию речевого развития ребенка, особенно если родители уделяют этому недостаточное внимание.
У детей из двуязычных семей речевые нарушения могут быть обусловлены, в 1-ую очередь, причинами резидуально-органического характера и осложняться билингвизмом.
Поэтому в логопедическом заключении могут указываться как психолого-педагогические, так и клинико-педагогические диагнозы.
Если речь ребенка на родном языке соответствует возрасту, а на русском языке имеются трудности в понимании и говорении, то данные речевые нарушения можно охарактеризовать как недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Задержка речевого развития. Ранний детский билингвизм.
· Общее недоразвитие речи (I уровень). Билингвизм.
· Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия. Билингвизм.
· Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
Школьный возраст
Нарушения устной речи на русском языке у иноязычных школьников в логопедическом диагнозе определяются как недостаточная сформированность средств русского языка у обучающихся с билингвизмом.
Нарушения письменной речи у иноязычных школьников чаще обусловлены билингвизмом и не имеют специфического характера. Поэтому в логопедическом заключении данные нарушения лучше характеризовать педагогически.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Трудности в овладении чтением и письмом. Недостаточная сформированность средств русского языка у обучающегося с билингвизмом.
· Нарушения письменной и устной речи, обусловленные билингвизмом.