Первые месяцы адаптации.




Чего ожидать от ребёнка в первые месяцы адаптации?

Период привыкания ребенка к новым условиям можно разделить на три этапа: острый, подострый и окончание адаптации.

1. Острый период, или «период дезадаптации» – когда имеется более или менее выраженные изменения поведения у ребёнка и его эмоционального состояния. В это время наиболее заметны изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в речи ребёнка, в его активности и игре (это не говорит о том, что адаптация проходит плохо).

2. Подострый период – когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая правильные формы поведения. В это время постепенно уменьшаются заметные изменения в его поведении. Это происходит не одновременно. Прежде всего, нормализуется аппетит, потом нормализуется сон и эмоциональное состояние, и только затем привычный способ игры и речевая активность

3. Период окончания адаптации. Адаптация считается законченной, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет с другими детьми.

Какие бывают распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации?

1. Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции у ребёнка: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой.

Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

2. Контакты со сверстниками и воспитателем.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность.

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.

В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки.

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Особенности речи.

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность.

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон.

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8. Аппетит.

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Здоровье.

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Помните, что даже самая лёгкая адаптация обычно наступает за 3–4 недели.

10. Поведение дома.

Родителям нужно настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий – ну просто золотые дети. Но, придя домой, золотой ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся. Например, одевание-раздевание, уборка игрушек. Такое поведение вполне объяснимо – в саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно. Ну а маме достается самое плохое поведение. Плохое поведение после сада – это, прежде всего, потребность в любви и повышенном внимании со стороны мамы.

Итак, во время процесса адаптации к детскому саду у ребёнка могут наблюдаться различные нарушения поведения и общего состояния. Отнеситесь к этому с пониманием:

 Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание).

 Нарушение сна (сон кратковременный, прерывистый).

 Меняется эмоциональное состояние (ребёнок много плачет, раздражается, капризничает, упрямится, грубит).

 Забывает то, что умел делать ранее (еда, одевание, горшок).

 Иногда можно отметить и более глубокие расстройства (повышение температуры тела, изменения характера стула).

11. Стоп-сигналы.

Какие моменты в поведении Вашего ребенка должны вызвать Ваше повышенное внимание:

 Прошёл уже месяц, а адаптация ребёнка так и не наступает и не происходит никакого прогресса: плохой сон, аппетит, много слёз, нарушен эмоциональный фон, стойкое нежелание ходить в садик.

 Появление нервных тиков.

 Появление страхов.

 Заикание и рвота.

 Хронические ОРВИ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: