Памятники первого периода
Три группы Бслпевч:
1. с исключительно кондакарной нотацией.
2. со столп и кондакарной
3. только со столповой с эпизодическими включениями нотации подобной кондакарной.
По месту происхождения их можно разделить:
1. Южнорусского Киевского происхождения.
2. Северорусского (новгородские и владимирские).
С кондакарной нотацией 6 рукописей. Важнейшие и редчайшие свидетельства Бп.:
1. Типографский устав. Рукопись принадлежала Московской Синодальной типографии, оттого названа Типографским уставом. Сейчас в Гос. Третьяковской галерее. Столповая и кондакарная нотация. Певческие знаки составить представление об общей структуре и протяженности песнопений. В 2006 г под ред Успенского Бориса Андреевича было осуществлено издание Типографского Устава. издано факсимиле со статьями и комментариями.Типографский Устав – самая древняя славянская певческая рукопись. Рукопись эта (хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее под шифром К-5349) русского происхождения и датируется рубежом XI и XII вв. Она включает в себя церковный устав и большой певческий раздел, в который входит сборник кондаков – певческих текстов, записанных «кондакарной» нотацией. Представляя несомненный интерес для историков-музыковедов, Типографский Устав, благодаря особой растяжной системе записи текстов песнопений, оказывается ценным источником для изучения истории языка. В Типографском Уставе есть рисунки на полях, являющиеся интереснейшими образцами русского искусства домонгольского периода, что включает его в сферу интересов также и искусствоведов. Таким образом, публикуемый памятник находится на стыке интересов лингвистов, музыковедов, искусствоведов и литургистов.
В томе 1 данного издания опубликовано факсимильное воспроизведение текста типографского Устава. В томе 2 содержится наборное воспроизведение рукописи, снабженное словоуказателем и комментариями; в 3-м томе -статьи, посвященные различным аспектам изучения рукописи.
2. Благовещенский кондакарь. В Российской Национальной Библиотеке. Новгородского происхождения. Не позже середины 12 в. Была найдена в Нижегородском Благовещенском монастыре. Оттуда перенесена в Петербург. Некоторые песнопения написаны кириллицей на греческом языке и снабжены певческими знаками. Затем следует тот же текст в славянском переводе, снабженный почти теми же певческими знаками.
3. Лаврский кондакарь. Бывшей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры с исключительно кондакарной нотацией. К 12 в.
4. Успенский кондакарь. Принадлежал раньше библиотеке Московского Успенского Собора. 1207 г.исключительно кондакарной нотацией
5. Синодальный кондакарь. Принадлежал библиотеке МоскСин Типографии. Сер-кон 13 в.Скондакарной нотацией. Первые признаки вокализации ЪиЬ первые призаки начинающейся хомонии.
6. Кондакарь О бщества И стории и Д ревностей Р оссийских XII в. (ГБЛ, ОИДР 107, 1-я часть и ГПБ, Погод. 43) — почти ненотированныйкондакарь, одна его часть находится в Москве, другая — в Санкт-Петербурге. Кондакарь содержит кондаки и икосы, светильны с богородичнами, стихиры евангельские.
Рукописи со столповой нотацией значительно многочисленнее. Согласно Металлову из второго периода известно 20 таких рукописей. 10 стихирарей, 5 Триодей, 4 ирмология, 2 минеи (это не 10!).
Рукописи новгородского происхождения более многочисленны. Но это не значит, что в Новгороде деятельность была более оживленная, он был пощажен от нашествия. Все писаны на пергаменте – единственный писчий материал для богослужебных книг в крупных церквях и монастырях до 14 в. писали и на коре, но их не сохранилось. Почерк устав.
Памятникивторого периода..
Их меньше, чем во втором периоде. Историк 19-20 века Металлов называет 5 рукописей14 века: 4 стихираря и ирмологий.
1. Стихирарь библиотеки троице-сергиевой лавры №22. 1303 г. Писал Епифаний., нотирована только первая евангельская стихира.
2. Стихирарь библиотеки троице-сергиевой лавры №3. Начало 14 в.
3.Стихирарь сер. 14 века. (Библиотека им. Ленина) РГБ №420.
4. Стихирарь к 14 в библтсл №439.
5.Ирмолог сер 14 в библ бывшей Москсинтипогр №748.
Наиболее полной книгой был Ирмологий.
В войнах уничтожались книги. Сохранилось мало.
В 15 веке становятся многочисленны. Они находились в разл. госи церковных архивах и частных собраниях. Металлов называет 28 рукописей. Из стихирарей особенно заслуживают внимания два стихираря середины 15 века (библтсл № 408 и 409), в которых содержится каталог певческих знаков с названиями. Это древнейшие рукописи с каталогом.С 15 века стали известны рукописи под названием Октоих, Октай, Осмогланик (стихирарь воскресных стихир, сгруппированных по 8 гласам). Немного позднее появляется Обиход.
Памятники третьего периода весьма многочисленны. Можно только дать их общий обзор. Разделить на 4 группы.
1). Исключительно столповой нотацией. Стихирари, Обиходы, Трезвоны, Ирмологи (самаяраспростр.)
2) исключительно путевой нотацией. Их немного.
3) с демественной
4) смешанного типа.
Классифицированы по типу нотации и имеют только один голос.
В 16 веке появляются рукописи, предназначенные для неодноголосного пения, а в 17 веке даже четырехголосные, написанные иногда столповой, демественной или даже путевой нотацией. Иногда отдельные голосовые партии писались не в виде партитуры, а последовательно, как это было принято в западных четырехголосных произведениях около того времени.
В эпоху расцвета демественного пения к 16 до сер 17 в появляются сборники демественногопения как в виде партитур, так и в виде сборников для одного из голосов. Некоторые из них имеют вычурные названия, например, рукопись Парижской национальной библиотеки 17 в. см.фото
В середине 17 века появляются певческие книги с линейной нотацией. Они были 1) с исключительно линейной нотацией и 2) со столповой нотацией с переводом ее на линейную, так называемые двоезнаменники. Особенно многочисленны рукописи в 16 и следующих веках. Богатое собрание было составлено С.В. Смоленским в Московском Синодальном училище.
К прочим историческим источникам, связанным со знанием безлинейных нотаций, но не относящихся к Бсл книгам следует отнести учебные рукописи по безлинейным нотациям. Азбуки.
Азбуки появляются в 15 веке. Обычно они находятся в начале певческих книг.Вначале они имели вид каталогов певческих знаков с начертанием знаков и с их названиями, но без руководства к чтению и употреблению приведенных знаков. Только в 17 в появляются толкования знамен – описания, как тот или иной знак исполняется. Во второй половине 17 века появляются уже учебники нотаций, снабженные примерами.
Азбуки – основной источник теоретических сведений о строении знаменногороспева.
Сведения о азбуках были обощены в труде Максима ВикторовичаБражникова. Древнерусская теория музыки.
Можно выделить виды азбук:
1) Азбуки-перечисления №408 ТСЛ Первоначально были перечисления знамен – только названия нотных знаков. Со временем перечень расширился и был дополнен теоретическими сведениями. За время существования азбуки претерпели изменения.
2) Толкования «како поется»
3) Толкования по гласам
4) Безпометные азбуки
5) Фитники – одним знаком обозначался длительный роспев.Фита – это тайнопись. Зашифрованная запись.
6) Кокизники – попевки. Наряду с теорией знамен в отдельных азбуках излагается теория попевок (кокизники). Мелодические фрагменты, из кот состоят песнопения, их насчитывается несколько сот.
7) Осмогласие
8) Система помет. Пометы появились в 17 веке. Записывались красным цветом. Они указывают на высоту, поэтому пометную нотацию можно было расшифровать. Значительнейшим трудом в усовершенствовании крюковой нотации было "Сказание о пометках, еже пишутся в пении над знаменем" Ивана Акимовича Шайдура, излагающее систему киноварных помет для определения звуко-высотности в крюковой нотации и существующее в разных вариантах и списках.
9) Путевые, демественные
10) Двоезнаменники. Записаны песнопения столповой и линейной нотацией.
Особо ценными являются азбуки XV века (более ранних не найдено). Их 4, XVI века – подробно обработаны 42 азбуки (известно и просмотрено намного больше). Рукописные азбуки XVII-XVIII веков встречаются очень часто.
Примеры азбук
- Певческие азбуки древней Руси. Кемерово, 1991.
- азбука Калашникова
- Извещение о согласнейших пометах.
- Григорьева
- Осмогласие знаменногороспева
Азбуки, начиная в XVIII века следует рассматривать как руководства периода борьбы и смешения двух систем.
Выдающимся руководством в области знаменной нотации было "Извещение о согласнейших пометах, во кратце изложенных (со изящным намерением) требующим учитися пения" - таково заглавие труда Александра Ивановича Мезенца - замечательного теоретика знаменного пения, знаменной (крюковой) нотации XVII века. Она описана в связи с деятельностью двух комиссий, назначенных царем Алексеем Михайловичем в 50-х и 60-х годах XVII века для исправления нотных книг. В распоряжении комиссии были лучшие певческие рукописи более, чем за 400 лет. Комиссия составила «Извещение…» - самую полную азбуку знаменного пения. Предполагалось напечатать подготовленные комиссией книги.На Московском Печатном дворе в 1678 году был отлит набор полного круга Богослужебных русских певческих книг в столповой нотацииНо он остался неиспользованным.