Введение
Программа дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» является специальным курсом для студентов специальности юриспруденция. Курс призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики. Данная дисциплина задает устойчивую систему научных категорий и понятий в целях использования их в юридической деятельности. Систематические знания, приобретенные в рамках дисциплины, создают необходимую базу для усвоения в последующем специальных юридических дисциплин. Изучение данного предмета необходимо будущим юристам для расширения кругозора, формирования юридического мышления и пригодится им как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Как учебная дисциплина она характеризуется большим объемом учебного материала и быстрым обновлением нормативно – правовых актов. Зыбкость многих положений этого права зачастую представляет трудность для изучения. По многим вопросам, относящимся к проблематике данной программы, как в отечественной, так и зарубежной литературе, теории и практической деятельности высказываются полярные суждения.
I Цели и задачи изучения дисциплины.
Программа дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра по направлению 521400 «Юриспруденция». Курс призван обеспечивать общую теоретическую и практическую подготовку магистров, служит основой для научно-исследовательской практики.
Цель изучения
Ознакомление магистров с системным подходом к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, с закономерностями подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, способами определения дидактических задач и путей их решения. Центральное место в курсе отведено практическому освоению способов проведения различных видов учебных занятий
Задачи
1.Дать магистрам знания о содержаниях, методах, формах и средствах обучения юриспруденции;
2.Приобретение знаний о современной системе образования в РФ и ее функционировании с точки зрения образовательного законодательства;
3.Формирование умений и навыков разработки юридических дисциплин, определения их места в учебных планах по различным образовательным программам и их связи с другими учебными дисциплинами;
4.Формирование умений и навыков методической работы (подготовка программ учебных дисциплин, подготовка лекций и семинарских занятий, разработка заданий к практическим занятиям, подготовка к оценке знаний обучающихся в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля и т.д.);
5.Подготовка к научно-педагогической практике.
II. Содержание дисциплины
1. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.
1.1. Понятие юриспруденции.
1.2. История развития преподавания юриспруденции.
1.3. Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе.
1.4. Универсальность юридического образования.
Методы и формы обучения в образовательном процессе вуза.
2.1. Цели и функции обучения.
2.2. Структура процесса обучения.
2.3. Методы обучения и их классификация.
2.4. Формы организации обучения.
Методика подготовки и проведения лекции.
3.1. Понятие лекции.
3.2. Основные цели и функции лекции:
3.3. Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
3.4. Требования к лекции, методика её подготовки и чтения.
3.5. Методика чтения лекции.
Методика подготовки и проведения семинарского занятия.
4.1. Теория семинарского занятия.
4.2. Методические особенности организации и проведения семинарского занятия.
Методика подготовки и проведения практических и лабораторных занятий.
5.1. Практические занятия.
5.2. Лабораторные занятия.
Игровые формы и методы обучения юриспруденции.
6.1. Общие положения понятия игры.
6.2. Классификация игр.
6.3. Основные задачи и принципы организации игры.
Педагогический контроль и оценка качества усвоения знаний студентов.
7.1. Понятие усвоения знаний студентов.
7.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса.
7.3. Отличия учебной оценки и отметки.
7.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур.
7.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
7.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.