Сорт
Двух ажурных тканей и ткани «крестики» в таблице нет. Эта таблица включает около 130 экземпляров тканей, широко распространенных в Новгороде.
Здесь мы видим в общем ту же картину, что и для тканей полотняного переплетения. Саржевое переплетение 2/2 отмечается, как пра-
вило, в тканях обычных и толстых. В большинстве случаев (сорта четвертый, второй и первый) основа и уток скручены в одну сторону. Количество тканей с разнонаправленным скручиванием особенно велико в третьем сорте и уменьшается по мере улучшения сорта ткани, а у тканей первого сорта не отмечено вовсе. Большинство тканей с саржевым переплетением в четыре нитки не имеет следов окраски или сваливания. Только три ткани окрашены в красный цвет и две сваляны.
Из таблицы видно, что характерной чертой этого вида тканей является их низкое качество1. Это такие же простые «обычные» ткани, как и ткани с полотняным переплетением; по-видимому, и те, и другие были основным материалом, из которого изготавливались одежда широких слоев новгородского населения.
Надо предполагать, что эти ткани являются продукцией местного производства. В материалах новгородских раскопок обнаружено много импортных тканей высокого качества, и трудно предположить, чтобы Новгород импортировал ткани низких сортов.
Надо упоминуть, что в более древних ярусах встречаются ткани «обычные» того же переплетения, а также без следа валяния или крашения сорта второго и первого.
Ткани с саржевым переплетением «в елочку» в Новгороде встречаются редко: их обнаружено всего пять фрагментов — Н-55/10140, Н-57/4623, Н-58/2803, Н-58/2815, Н-58/2853; в трех последних уток и основа скручены одинаково (рис. 16).
А. Н А X Л И К |
Ткани «в елочку» часто встречаются в археологическом материале. Так, например, при раскопках -в шведской Бирке ткани «в елочку» составляли 35% всех текстильных находок28. Подобное положение мы имеем в археологических материалах Волина, (IX—XI вв.), где ткани «в елочку» составляют 32% 29. В Новгороде же такие ткани составляют 1 % текстильных находок; в этом отношении Новгород близок к Гданьску эпохи раннего средневековья, где количество этих тканей не превышает 4%. Надо отметить, что ткани «в елочку» спорадически встречаются в слоях от 28 до 3 яруса.
Рис. 17. Схема ткани саржевого переплетения с кромкой в рубчик (Н-58/2864, ярус 28)
Два экземпляра тканей, обнаруженные в 3 и 1 ярусах (Н-57/4682 и Н-58/2851),—редкий образец ажурных тканей, в основе которых лежит не полотняное, а саржевое переплетение 2/2. Автору этой статьи не приходилось встречаться с тканями такого1 типа в материалах русских раскопок. Аналогичные ткани имеются в археологических материалах Литовской ССР. О таких тканях упоминает в своей статье А. Э. Зариня30; но у латышских ажурных тканей саржевое переплетение в три нитки 2/1, тогда как соответствующие новгородские имеют саржевое переплетение в четыре нитки 2/2.
Эти ажурные ткани относятся к типу простых одинарных ажурных тканей с сеткой, образованной переплетением шерстяных и хол-щевых нитей, а не к двуслойным тканям.
Надо отметить, что ткани с саржевым переплетением в четыре нитки, образующие узор
28 A. G e i j е г. Op. cit.
29 А. N a h I i k. Tkaniny wykopoliskowe z wozesnos-
rednio wiecznego Wolina. «Materialy Zachodnio Pomors-
kie», 1958, t. V, str. 257.,.,,
30 А. Э. 3 a p и и я. Указ. соч.
в клетку, повсеместно встречаются в Скандинавии и на памятниках, датируемых эпохой бронзы и позднее; они вытканы исключительно из шерстяного сырья.
Ткань Н-58/2864, ярус 28, также.имеет саржевое переплетение. В новгородских текстильных материалах это единственный образец ткани, имеющей кромку в форме рубчика (рис. 17), вытканного округло. Такой тип кромки часто встречается в тканях с саржевым переплетением 2/2, простым или «в елочку». Кромки такого типа распространены на значительной территории, датировка их охватывает значительные отрезки времени. Округло вытканные кромки известны по датским археологическим находкам, датирующимся эпохой бронзы31. Они отмечаются в Гданьске в эпоху раннего средневековья (XI—XII вв.), где обнаружено три экземпляра таких тканей32. Аналогичные материалы найдены в Старой Ладоге (три ткани с округлыми кромками), причем все они происходят из самых глубоких горизонтов Е2 и Е3; хранятся в ГЭ (Л 02504, Л 1268).
Рис. 18. Схема ткани саржевого переплетения с краем, законченным петлями (Н-58/2809 ниже 26 яруса)
Ткани с округлыми кромками, встречающиеся в материалах раскопок, имеют большое значение, гак как позволяют сделать некоторые выводы, касающиеся ткацкого станка. Наличие таких кромок указывает на то, что соответствующие ткани были изготовлены на вер-
31 М. Н а 1 d. Op. cit., S. 40.
32 I. К a m i n s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit.
.157 |
ТКАНИ НОВГОРОДА |
тикальном ткацком станке. Но к этому вопросу мы вернемся в той части нашего исследования, которую,мы посвятили рассмотрению ткацких станков.
В заключение мы остановимся на трех фрагментах тканей, также имеющих саржевое переплетение.
Первая из этих тканей (Н-58/2809) — это простая ткань третьего сорта, уток и основа которой скручены одинаково — ZZ. От прочих
кромки обнаружена также я а фрагментах из Старой Ладоги, курганов у Люцина и Нукшин-ского.могильника.
Все три упомянутые ткани показывают, что они изготовлены на вертикальном станке.
Ткань Н-54/8, кв. 1088, ярус 8 (рис.20) представляет собой изделие, в основе которого также лежит саржевое переплетение в четыре нитки. Эта ткань исключительно высокого качества изготовлена кз специальной, очень тонкой
тканей она отличается своим краем. Этот фрагмент представляет собой обрезок кромки ткани, оканчивающийся бахромой из нитей основы, которые как бы образуют.петли (рис. 18). Ткань 0|бнаружена в культурном слое, лежащем ниже 26 яруса.
Столь же интересен другой фрагмент — Н-54/4187, ярус 17/18 (рис. 19), также одиночный в этой группе тканей. Этот фрагмент представляет собой начало ткани, т. е. имеет так называемую третью кромку, вытканную на табличках, причем между двумя полосками ткани, вытканными на табличках, находится пасмо нитей, по-видимому с саржевым переплетением. Начальные кромки такого типа широко известны по материалам раскопок в Дании и на Скандинавском полуострове33, а также спорадически встречаются в Гданьске34. Аналогичная техника выполнения третьей
33 М. Н а 1 d. Op. cit., S. 156.
34 I. K a m i n s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit, S. 78.
шерстяной чесаной пряжи, средняя толщина которой составляет 0,2.мк, частота основы 38 нитей на 1 см, частота утка 36 нитей на 1 см, что выразительно свидетельствует о том, что эта ткань первого сорта. Ткань имеет крестообразное переплетение 2/2, образующееся последовательной сменой каждой третьей и четвертой нити основы в очередных раппортах переплетения. В результате этого вместо обычной последовательности нити— 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, характерной для саржевого переплетения, крестообразное переплетение имеет следующую последовательность нитей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 7 и т. д. Из известного нам археологического материала такое переплетение отмечается лишь в двух случаях — в средневековом Гданьске и Ополье 35.
Тем не менее «появление крестообразного переплетения надо связать с развитием техно-
35 Ткани из Ополья, относящиеся к X—XII вв., исследуются нами в статье, которая готовится к печати.
логии ткацкого дела. В настоящее время это переплетение часто употребляется для изготовления валяных тканей.
Для полной характеристики этой ткани следует обратить внимание и на то, что при
В группе можно наметить следующие пять типов: а) ткани с саржевым переплетением в три нитки, которые, как и прежде, мы называем «обычными», так как у них нет 'никаких особых отличительных черт (рис. 21); б) ткани,
анализе шерсти этой ткали под микроскопом было установлено, что эта шерсть, несомненно, мериносовая (рис. 3, 3, 4).
В заключение мы приведем табл. 7 распределения по ярусам тканей с саржевым переплетением.
Шерстяные ткани
с -саржевым переплетением
в три нитки 2/1 и 1/2
Эта группа тканей несколько отличается от тканей с полотняным переплетением и с саржевым переплетением в четыре нитки не только с точки зрения техники выработки, но и с точки зрения их потребления.
которые о точки зрения особой частоты основы мы называем «специальными» ^(рис. 22, 23); в) ткани, аналогичные тканям предшествующей группы, но имеющие рисунок кубиками (рис. 24); г) валяные ткани с закрытой поверхностью, иногда крашеные; д) крашеные ткани, но без следов сваливания, а также полосатые ткани.
Приводимая ниже табл. 8 иллюстрирует зависимость.между различными типами тканей с саржевым переплетением в три нитки, сортом тканей и типом скручивания нитей основы и утка.
Из таблицы ясно видно, что подавляющее большинство тканей с саржевым переплетением в три нитки имеет разноиаправленное скру-
ТКАНИ НОВГОРОДА |
чивание для пряжи основы и утка. Ткани с разным направлением скручивания основы и утка представлены 151 экз., ткани же с двунаправленным скручиванием — 15 экз. Наша таблица подтверждает высказанную еще раньше мысль о том, что разнонаправленное скручивание пряжи основы и утка связано с высши-
ми сортами тканей. Мы видим, что в группе тканей с саржевым переплетением в три нитки наименьшую часть представляют собой ткани четвертого сорта, а наибольшую—ткани третьего и первого сорта.
Самую многочисленную группу (с точки зрения разнообразия тканей, представленных
17* |
Рис. 21. Саржевое переплетение 1/2
а— лицевая сторона фрагмента ткани Н-57/пл. 20, кв. 1363; б — изнаночная сторона той же ткани; в — схема саржевого переплетения 1/2; е — фрагмент суконной валяной и крашенной ткани Н-55/10112, ярус 10
Рис. 22. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа)
а— лицевая сторона фрагмента ткани Н-55/10129, 8 яруса; б — изнаночная сторона той же ткани; в — схема саржевого
переплетения 2/1
Рис. 23. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа в рубчик)
а — фрагмент ткани Н-55/10124, 23 яруса; б — схема саржевого переплетения 2/1
Ui |
Рис. 24. Саржевое переплетение 2/1 (ткань «специального» типа в'кубик) а — фрагмент ткани Н-58/2837, ярус 23; б — узор этой ткани
в ней) образуют «обычные» ткани (рис. 21), большинство которых представляет собой изделия четвертого и третьего сорта. Относительно небольшое количество «обычных» тканей можно отнести к изделиям второго сорта; сре-
ди тканей первого сорта лишь одна является «обычной». Как кажется, есть все основания полагать, что именно для изготовления таких тканей русские пряхи овладели искусством прядения как правой, так и левой рукой.
: "-: Следующей по многочисленности является «'** группа «специальных». тканей и тканей, среди которых встречается рисунок куби- • нами. Последние тесно связаны с типом |
Рис. 25. Схема окончания ткани «специального» типа (петли из основы) Н-58/2843, 20 яруса •
специальных тканей, как с точки зрения структуры ткани, так и с точки зрения частоты нитей основы.
Все ткани этой группы -представляют собой изделия высшего качества, кроме одной, являющейся изделием второго сорта. Из 60 тканей этого типа, найденных в Новгороде, только 12 имеют однонаправленное скручивание пряжи основы,и утка; из них шесть имеют рисунок кубиками.
Анализируя эту группу тканей, нужно об-
ратить внимание на специфическую черту их — частоту нитей, которая в основе в несколько раз больше, чем в утке. Вот несколько примеров.
Нити основы на 1 см... 75 69 66 60 57 51 45 36 27 Нити утка на 1 см.... 11 18 12 9 20 8 15 8 6
Из таблицы видно, что хотя различие в частоте 'нитей очень значительно, соотношение частоты нитей основы и утка остается более или менее (постоянным. Благодаря такому соотношению частоты основы и утка саржевые рубчики в этих тканях идут очень круто, почти вертикально. Рубчики тем вертикальнее, чем чаще основа по отношению к утку. Если основа скручена в.направлении Z и рубчики идут вправо вверх, то внешние признаки саржи утрачиваются и приобретается сходство с атласным переплетением. Как основа, так и уток таких тканей изготовлены из чесаной пряжи, средняя толщина нити основы составляет 0,3 мм, утка — 0,5 м,м.
Ткани специального типа изготавливались, как правило, методом перекидки утка с помощью трех челноков. Благодаря употреблению трех утков достигается более ровная и гладкая поверхность тканей, так как три утка взаимно выравнивают неравномерности толщины. Такая система тканья известна как по письменным источникам 39, так и <по текстильным находкам при расколках в Гданьске37. Ткани, о которых идет речь, окрашены в основном в черный или темно-коричневый цвет. Надо отметить, что ни в одном экземпляре не обнаружено кромок с крашеными нитями. Шерсть тканей «специального» типа близка к английской долговолокнистой шерсти. Все это, по-видимому, как будто заставляет думать, что и здесь мы имеем дело с импортной тканью.
Особого внимания заслуживает не отмечавшаяся ранее в археологических материалах частота основы, которая достигает, как мы уже говорили, 75 нитей на 1 см.
Из средневекового текстильного материала, известного автору, аналогичная ткань отмечается только в шведской Бирке, ткань № 21, находящаяся среди группы тканей, определенных А. Гейером термином «Zarter Qualitat»38 Частота основы этой ткани — 40 нитей »а 1 см, частота утка — 17 нитей на 1 см. Остальные ткани этой группы очень похожи на новгородские ткаии «специального» типа с рисунком в кле-
36 G. de Р о е г с k. Op. cit., р. Зв.
37 I. Kaminska, A. Nahlik. Op. cit., str. 81.
38 A. G e i j e r. Op. cit., S. 22.
ТКАНИ НОВГОРОДА |
точку. Эти ткани тоже имеют рисунок в мелкую клеточку, а частота их (например, w 20) основы колеблется от 50 до 60 нитей на 1 см, а в утке составляет 17 нитей на 1 см. К этим тканям мы возвратимся в разделе, посвященном тканям, импортированным в Новгород.
Пять тканей «специального» типа имеют рисунок в клеточку, который получается в результате изменения направления рубчиков в отдельных клетках. Такой эффект достигается путем изменения направления протаскивания нитей основы через глазки в ниченках и изменение направления нажимания подножки.
Ткани (Н-55/10138, ярус 17; Н-54/4188, ярус 17—18; Н-58/2852, ярус 15; Н-58/2857, ярус 21) имеют простой рисунок, основанный на чередовании маленьких квадратов, различающихся направлением уклона рубчиков. Эта группа тканей полностью соответствует группе тканей из шведской Бирки, обозначенных Гейором значками w 14 — w 2039, как сточки зрения -переплетения и рисунка, так и с точки зрения частоты нитей основы и утка. В Новгороде эти ткани появляются не ранее XIII в.
От этих тканей несколько отличаются ткани с узором в клеточку Н-58/2837 и Н-55/10124, ярус 23. Оба эти фрагмента характеризуются чередованием клеточек, различающихся не только направлением рубчиков, но и величиной квадратов и 'прямоугольников из которых складывается рисунок (рис. 24).
Для наших дальнейших выводов особенно интересным является фрагмент ткани Н-58/2843, ярус 20. Этот фрагмент представляет собой ткань «специального» типа с относительно небольшой частотой основы (27 нитей на 1 см), интересный тем, что окончание ткани, завершающейся бахромой из нитей основы, висящих в виде свободно скрученных петель, что свидетельствует об изготовлении этой ткани на вертикальном ткацком станке (рис. 25).
Третью группу тканей с саржевым переплетением в три нитки образуют валяные сукна, представленные 23 экз. изделий третьего и второго, а также и четвертого сорта. Часть этих тканей окрашена в красный, красно-коричневый или желто-зеленый цвета (рис. 26).
В исследуемом материале можно видеть, что саржевое переплетение в три нитки, как и полотняное переплетение (29 экз.), употребля-
Рис.. 26. Суконная валяная и крашенная ткань
.........;.... Н-55/pXII, ярус 14
ется для производства суконных тканей. В этом они отличаются от саржевых 2/2, из которых валяных только шесть.
Из валяных тканей с саржевым переплетением в три нитки привлекает внимание фрагмент Н-55/10165, ярус 11. Это сукно зеленого цвета. Как и в предыдущих случаях, там, где
:9 A. Geij er. Op. cit., S. 22 |
Рис, 27. Ткань саржевого] переплетения 2/1 с черными и коричневыми нитками основы Н-55/10187
А. Н А X Л И К |
в кромке обнаруживаются цветные нити, это указывает на импортный характер ткани.
Помимо суконных тканей, надо отметить семь фрагментов тканей с саржевым переплетением в три нитки, также крашеных, но не валяных; одна из этих тканей (Н-59/75, ярус 18) имеет черно-красные полосы, идущие вдоль утка; другая ткань (Н-52/11018, ярус 11) имеет черные полосы, идущие вдоль основы. К этой группе тканей относится также фрагмент (Н-55/10187, ярус 18), в основе ко-того чередуются одна коричневая нить — две черные нити, благодаря чему на ткани получались тонкие полоски, идущие вдоль основы (рис. 27). Таким же единичным экземпляром в этой группе тканей является фрагмент Н-58/2846, ярус 17. Это ткань первого сорта, отличающаяся от прочих употреблением двух чередующихся утков, один из которых имеет скручивание S, а другой Z.
Не все исследованные ткани удалось проанализировать полностью. Так, например, не вполне ясно переплетение четырех небольших фрагментов валяных тканей красивого красного цвета (Н-55/РХП, Н-55/10192, Н-55/10147, Н-59/12). Как показывают наши исследования, касающиеся остального материала, эти ткани могли иметь саржевое переплетение в три нитки, либо полотняное переплетение.
Ввиду отсутствия одной из систем нитей не удалось установить способ переплетения полушерстяных тканей, основа которых была из растительного волокна, а уток шерстяной. В Новгороде обнаружено два экземпляра таких изделий. Толщина утка указывает на то, что это были, очевидно, толстые попоны (Н-58/2851, ярус 23 и Н-58/45, ярус 16).
В табл. 9 мы приводим распределение
тканей с саржевым трехнитчатым переплете
нием по ярусам..
Другие текстильные изделия из Великого Новгорода
Самыми многочисленными текстильными изделиями, изготовленными не на ткацком станке, в новгородском материале, несомненно, являются плетенки, которых здесь найдено 16 экз. В четырнадцати случаях они имеют полотняное или репсовое переплетение. Только один фрагмент (Н-55/10153) имеет иной способ переплетения. Одна плетенка в отличие от всех других изготовлена на ткацких табличках с четырьмя отверстиями.
Вязалые изделия
Вязаные изделия встречены в материале новгородских раскопок девять раз. Эти изделия найдены в следующих ярусах: 28, 20, 16, 15, 14, 13, 11 и 4. Сделаны они из очень грубой и нерегулярной нити, так называемой сучени-ны, при помощи переплетения иглой специальным способом. «Игольная» техника служила для вязания теплых и грубых варежек, а также стелек для обуви (рис. 28).
Технику изготовления варежек мы можем восстановить, благодаря исследованиям М. Хальд40.
Вязаные изделия из Новгорода имеют технику переплетения, тождественную типу, определенному М. Хальд как!1а. Это самый простой способ игольного вязания. Изготовление варежек этим способом производилось следующим образом. При помощи грубой и тупой иглы выплеталась полоска, состоящая из взаимно переплетающихся петель (рис. 29). Когда полоска достигала длины запястья (при изготовлении варежки), конец полоски соединялся с началом, давая ободок, затем
М. Н а 1 d. Op. cit., S. 281.
ткани новгорода |
полоска продолжалась дальше, соединяясь одновременно краем с предшествующим ободком.
Ниже мы опишем технику этого переплетения по М. Хальд. Сначала делаются первоначальные петли (рис. 29, /). Изготовляются они пальцами и принимаются левой рукой.
торых странах производятся и по настоящим день.
На Готланде в раскопках А. Морэ была найдена рукавица, относящаяся к началу нашей эры. В Швеции в Лунде была обнаружена рукавица, датированная временем до
Рис. 28. Фрагмент вязаного изделия Н-55/10210, ярус 13
Рис. 29, 2 показывает следующий этап переплетения, когда нить уже иглой протягивается сверху по направлению ладони через петлю б. Затем нить загибается концом иглы на 90° вверх, так, что петля б остается завернутой на острие иглы, проходящей через середину петли б под участком нити, обозначенной буквой а. В это время большой палец левой руки всовывается в петлю б так, как это показано на рис. 29, 3, после чего игла, проходи г параллельно большому пальцу острием к его основе. При этом конец большого пальца высовывается из петли для придержания нити на игле (рис. 29, 4). Большой и указательный пальцы правой руки осторожно тянут нитку а, пока петля б не обнимет иглу ниже ушка. Протягивание иглы через наложенные на нее петли происходит так, чтобы на большом паль-|е левой руки осталась петля, возникшая из "нити а, которая эквивалентна петле б. Рис. 29, 6 представляет следующую стежку. На большом пальце левой руки имеется петля б. Игла проходит между большим пальцем и петлей б. После выполнения ободка варежки каждая следующая вереница петель соединялась с предыдущей.
Вязаные изделия появляются в археологических материалах Европы с начала нашей эры и встречаются до начала XV в., а в неко-
1400 г. В Финляндии изделия этого типа известны по средневековым раскопкам. Варежки с игольным переплетением часто встречаются в раскопках Дании. Изделия этого типа были найдены также в гробницах монахов, в костелах Тулузы, Флоренции и Спиры. На территории Скандинавии эта техника применяется до сих пор 41. Из более близких аналогий надо упомянуть вязаные изделия из раскопок Белоозера, а также раннесредневекового Гданьска.
К изделиям, изготовленным иглой (возможно крючком), относится плетенка, найденная в Новгороде Н-53/9581, ярус 24/25.
41 М. Н а 1 d. Op. cit., S. 461—462.
А. Н А X Л И К |
Как было указано, 14 кусков тканей из новгородских раскопок были подвергнуты анализу с целью определения красителя. Анализы по просьбе автора были произведены в Научно-исследовательском институте текстильной промышленности в Будапеште.
Результаты проведенных в Институте исследований приведены в табл. 10.
Перейдем теперь к характеристике красителей тканей из Новгородских раскопок.
ленным алкоголем. Элаговая кислота является протравным красителем. На шерстяном волокне, протравленном солями хрома, она дает желто-оливковые оттенки; на железной протраве — черную окраску. А протрава из хлористого железа придает ткани черно-синий оттенок.
Мы можем утверждать, что элаговая кислота на элаговой протраве применялась в текстильном производстве на Руси в раннем сред-
Ткани 1—3. Элаговая кислота служит для получения цвета от коричневого до черного в зависимости от протрав, с которыми она применена. Элаговая кислота широко распространена в растительном мире. Для нас наиболее интересно наличие ее в коре и древесине дуба, в плодах граната и в благородном каштане42. Кроме того, элаговая кислота встречается в бензоаровых камнях, образующихся в желудках животных, так как эти животные едят кору растений, содержащую голатанин или элаготин.
Элаговую кислоту получают из коры дуба путем экстракции горячей водой или разбав-
42 J. S. Turski i В. Wi eel а г е k. Barwinki roslin-ne i zwierzece. Warszawa, 1952; W. EndreiiJ. Hoj-n о 1. Analyse du colorauts pour textiles. Bulletin CIETA № 213, str. 27.
невековье. Это утверждение вытекает из того факта, что вязаные изделия и грубые ткани можно считать продуктами местных ремесленников (Н-58/2860 и Н-58/2851). Темная окраска этих тканей и их коричневый оттенок объясняются воздействием среды, в которой ткани пребывали в земле. Известно, что кислые почвы окрашивают в коричневый цвет. Но вполне вероятно, что темная окраска этих тканей вызвана присутствием соединений железа в хро-м'овой протраве.
Что касается ткани Н-58/2837, представляющей собой «специальный» тип ткани с квадратным рисунком (можно предполагать, что это была импортная ткань), то здесь была применена элаговая кислота на железной протраве. Специально следует отметить прочность крашения того времени. В современном кра-
ТКАНИ НОВГОРОДА |
сильном производстве черный цвет, полученный при помощи элаговой кислоты на железной протраве, считается непрочным на свет.
Ткани под № 4—6 показывают наличие красителя, называемого хрисином, добываемого из почек различных пород тополей (Тори-lus italica, Topulus nigra, Topulus pyramida-lis). Хрисин на глиняной.протраве окрашивает шерсть в желтый цвет. Основываясь на присутствии хр-исина в ажурной ткани (Н-55/10189), можно предположить, что этот краситель применялся на Руси в период раннего средневековья. Коричневую окраску этих тканей следует приписать действию почвенных кислот.
Ткани под № 7— 9 содержат краситель, называемый эмодином. Этот краситель присутствует в соке ольхи (Alnus glutinosa). Эмодин сообщает окраску от светло- до темно-коричневой. Оттенок зависит скорее всего от количества кислорода в соке, собирающегося в углублениях ветвей. Но и протрава имеет значение: например, железная протрава дает темно-коричневую окраску.
Только ткань № 10 (Н-55/10165) обнаруживает присутствие красителя индиго, который, впрочем, присутствует в соединении с неизвестным желтым красителем. Благодаря такому сочетанию ткань обладает зеленой окраской. Краситель индиго добывается из растений, называемых Indigofera curil, которые с древнейших времен выращивались в Индии и Персии. Арабы принесли культуру растений индиго в Африку, Сицилию и Испанию, но еще в XII в. индиго ввозили в Европу через Геную и Венецию с востока. В XIV и XV вв. кубовое крашение индиго распространяется в Германии и Фландрии43.
Окраска индиго 'была довольно сложной операцией, если учитывать нерастворимость индиго в воде. Поэтому методы окраски индиго основывались на принципе редукции красителя до так называемого белого индиго, который растворялся в щелочной среде. Щелоч-ный раствор редуцированного индиго называли кубом (от посуды, в которой его приготовляли). Ткань, насыщенную раствором куба, подвергали воздействию воды и воздуха, благодаря чему происходило окисление белого индиго, находящегося на волокне, вновь до индиго. Для репродукции индиго в куб применялись смесь из отрубей и муки, патока,
43 Е. Trepka. Historia Kolorystyki. Warszawa, 1960, str. 35.
вино, хлеб, моча или известь, которые в результате брожения выделяли редуцирующий водород.
В новгородских находках следует обратить внимание на характер и датировку ткани, на которой был проведен анализ. Данный образец (Н-55/10165) имеет с краю шесть желтых нитей, что указывает на изделие западноевропейского цехового ремесла. Важно и то, что эта ткань датируется XIII в., что позволяет передвинуть дату применения индиго в северной Европе с XIV—XV вв. на XIII в.
Образец, указанный под № 11 (Н-55/10150), был окрашен в лилово-черный цвет (коричневый оттенок явился следствием воздействия кислых почв) красителем, называемым лак-дей.
Лак-дей—'краситель, близкий кошенили. По мнению одних авторов, он получается из насекомых Coccus laccae, питающихся растениями Ficus indicus индийского, персидского или цейлонского происхождения. В других работах он определяется как продукт растений Laurencee, Perseacee и Gascaria madogasca-riensis Targ Tozz. Краситель лак-дей получали путем сложных химических операций. Окрашивающим соединением в лак-дее является лаккаиновая кислота, которая в зависимости от протравы дает разные цвета окраски. На глиняной протраве лаккаиновая кислота красит шерсть в алый цвет, на оловянной — в пурпурный, чистая же лаккаиновая кислота окрашивает шерсть в медно-красный цвет. Присутствие красителя лак-дей в новгородских тканях очень интересный факт в истории красильного производства в Европе, он позволяет отнести его применение к XIII в.
Ткани под № 12 и 13 (Н-55/10138 и Н-55/10147) обнаружили в ходе анализа присутствие красителя марены на глиняно-желез-ной протраве. Марена — растение группы Rubicae (Rubia tinctorum) —древнейших времен применялась для окраски в красный цвет; в Европе она известна уже со времен Карла Великого. Особенно широко она культивировалась в XIII в. во Франции и в Германии, а также на Востоке, откуда она доставлялась в Италию. Красный краситель получали из высушенного и смолотого корня растения, основным красящим соединением был в них ализарин. Он является протравным красите-телем, закрепляющимся на волокне с помощью глиняно-известковой протравы. При добавлении железных солей получался красно-фиолетовый оттенок.
А. НАХЛ И К |
• Марена была хорошо известна славянам: это доказывается тем фактом, что ее название вошло в славянскую мифологию.
Последняя из помещенных в таблице тканей (инв. номер Н-55/р. XII кв. 860) была окрашена в красный цвет красителем, полученным из кермеса и тонина. Краситель кермес добывался из мошек Coccus illicis, живущих на дубах. Крашение кермесом было известно уже в античную эпоху. В середине века арабы принесли искусство разведения мошек Coccus illicis из Персии в Западную
Европу. Известен был также кермес украинский и немецкий, получаемый из тли, живущей на корнях растения Sclavantus perennis. Красящим соединением в кермесе является кермесовая кислота, которая окрашивает шерсть в зависимости от протравы. С кислой протравой кермесовая кислота окрашивает в апельсиновый цвет, с оловянной — в пурпурный, с глиняной — в бордовый.
Кроме того, как показывает анализ упомянутого выше образца, для получения красного цвета использовался тонин, содержащий элаговую кислоту.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШЕРСТИ-НОВГОРОДСКИХ ТКАНЕЙ
Проблема определения тканей местного производства и тканей, импортированных в Новгород, весьма сложна, так как мы не располагаем достаточным количеством источников, которые позволили бы провести необходимые сопоставления и установить существующие аналогии. Как мы уже говорили, среди материалов западной Европы, относящихся к эпохе раннего средневековья, нет такой богатой и разнообразной коллекции текстильных материалов, какую мы имеем в Новгороде. Письменные источники и исследования, касающиеся текстильного ремесла в Западной Европе, не дают в достаточной мере материалов для сравнения. Поэтому необходимо познакомить читателя с последовательными этапами работы, позволившей выработать критерий деления новгородских тканей на местные и имлортные. При этом принимались в расчет следующие элементы: 1) структура переплетения ткани: 2) плотность и связанное с ней качество ткани; 3) способ скручивания пряжи; 4) толщина пряжи; 5) внешний вид ткани; 6) шерстяное сырье, шедшее на изготовление этой ткани.
Нам кажется, что при современном уровне знаний о тканях, которые мы находим при раскопках, первые пять элементов не могут служить надежным критерием для такого разграничения. Эти элементы в большинстве случаев могут оказаться лишь предпосылками для определения происхождения тканей. Решающим может быть только шестой пункт, т. е. характер шерстяного сырья.
Такое суждение основано на том, что ткань является результатом соединения двух элементов: труда и техники производства, с одной стороны, и сырья, из которого она изготовлена, с другой. Труд и техника зави-
сят от знаний и опытности человека, а также от форм организации производства, соответствующих уровню общественно-экономического развития. Иначе дело обстоит с сырьем. Влияние человека на качество сырья в эпоху раннего средневековья ограничивалось разведением определенной породы овец, распространенной на данной территории, а также возможной в тех условиях сортировкой руна. Так как породы овец, разводившиеся на территории Европы в период раннего средневековья, в общем известны, то анализ сырья при соблюдении определенной осторожности является (для новгородских тканей) основным критерием установления происхождения тканей. Ибо если технология производства может быть одновременно общей для ремесленников, живущих на разных территориях, то качество шерсти, зависящее от пород овец, разводившихся в эпоху раннего средневековья, еще находится в относительно тесной связи с отдельными районами Европы.
В начале настоящей работы мы определили границы, в которых колеблются группы шерсти отдельных типов тканей. Попытаемся теперь исследовать сырье той группы тканей, которая, по-видимому, связана с местным производством. Напомним, что в качество местной продукции можно рассматривать прежде всего «обычные» и ажурные ткани, а также тесьму, нитки и вязаные изделия. Такое допущение основано на оценке внешнего вида этих изделий, а также на том, что техника их производства аналогична технике производства других текстильных материалов, найденных при раскопках на территории Руси.
Наряду с компактной группой «обычных» и ажурных тканей, границы толщины шерсти которых колеблются от 29 до 43 мк и нерав-
26!} |
ТКАНИ НОВГОРОДА |
номерность от 31 до 51%, к числу изделий местного производства мы относим также вязаные изделия, шерсть которых отличается большей толщиной и меньшим выравниванием. Однако характер шерсти, свойственный местной овце, определяют параметры ажурных и «обычных» тканей. Исследование сырья этих тканей показывает, что здесь мы имеем дело с простейшей породой овец, дающей, очевидно, смешанное руно. Анализы археологических тканей, найденных на территории Латвийской ССР (раскопки, датируемые VIII—XIV вв., в Дынабурском, Дзисненском, Лидзском и Же-чицком районах), проведенные 3. Яворским, указывают на аналогичное сырье. Принимая во внимание тот факт, что часть тканей, проанализированных 3. Яворским44, имеет характерные украшения в виде бляшек, аналогичных тем, которые обнаружены на тканях, найденных при раскопках в Люцине, а также на тканях Нукшинского могильника45, можно предположить, что эти находки указывают на характер шерсти, наст