НОВГОРОДСКИЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ НАХОДКИ И ПРОБЛЕМА ТКАЦКОГО СТАНКА





Разнообразие ткацких приемов, представ­ленных в текстильном материале Новгорода, позволяет выделить ткани, сотканные на вер­тикальном и горизонтальном ткацком станке, т. е. определить орудие производства, с по­мощью которого изготовлена та или иная ис­следуемая ткань.

Проблема конструкции ткацкого станка, т. е. его горизонтального или вертикального устройства, издавна привлекала внимание


исследователей. Дискуссии и полемика по этому вопросу определили две основные гипо­тезы. Первая полагает, что первоначально на территории Европы, а тем самым и в рай­онах, населенных славянами, существовал горизонтальный ткацкий станок. К такой точ­ке зрения склоняется Т. Врублевский , кото-

59 Т. W г б Ь 1 е w s k i. Kilka uwag o zasiegu wyste-powania krosien poziomych i pionowych. «Lud», t. XII. Wroclaw, 1954, str. 686.


 

ТКАНИ НОВГОРОДА

 


рый считает, что развитие обоих видов ткац­ких станков происходило параллельно, что горизонтальный ткацкий станок повсеместно является наиболее распространенным типом, чрезвычайно древним, в то время как верти­кальный ткацкий станок был орудием про­изводства специальных изделий — матов, ки­лимов, одеял; нет никаких оснований считать вертикальный ткацкий станок древнее гори­зонтального. Выводы Т. Врублевского в це­лом совпадают с выводами выдающегося этнографа К. Мошинского 60.

Другая гипотеза, считающая, что перво­начальным орудием ткачества был вертикаль­ный ткацкий станок и что горизонтальный ткацкий станок на славянской территории был вторичным явлением, имеет гораздо боль­ше сторонников. Серьезную аргументацию в защиту этой гипотезы приводит И. Кост-шевский 6I, который указывает, что вертикаль­ный ткацкий станок с гирьками выходит из употребления уже в V в. Но автор не дает окончательного ответа на вопрос, когда вхо­дит в употребление горизонтальный* ткацкий станок. На первоначальное употребление вер­тикального ткацкого (станка в Европе указы­вают исследования археологических памятни­ков, а также иконографические материалы. Следует упомянуть очень важную для реше­ния этой проблемы работу М. Хальд, где ав­тор приводит целый ряд признаков, на осно­ве которых можно определить продукцию, из­готовленную на вертикальном ткацком станке62. Из других работ, посвященных это­му вопросу, упомянем исследования К- Шла-бова, В. Штокара, Ла Бома 63, которые анали­зируют и реконструируют устройство перво­начального вертикального ткацкого станка.

Автор настоящей работы также считает, что первоначальным орудием ткачества на территории Европы был вертикальный ткацкий станок. Появление в европейском ткачестве горизонтального ткацкого станка связано с изменениями, характерными для периода феодализма64, что вполне согласуется с

60 К. М о s z у n s k i. Kultura ludowa Slowian, t. I, str. 334, 335.

61 I. Kostrzewski. Kjedy pojawily sie w Polsce krosna poziome. «Lud», t. XLI. Wroclaw, 1954, str. 667.

62 M. H a 1 d. Op. cit.

63 K. S с h 1 a b о w. Germanische Tuchmacher der Bronzezeit. Neuminster, 1937; W. S t о k a r. Op. cit.; La В a u m. Die Entwicklung des Textilhandwerks in Alteu-ropa. Bonn, 1955.

64 A. N a h 1 i k. W sprawie rozwoju Krosna tkackiego, Kwartalnik Historii Kultury Materialnej. № 3/1956, str. 519.


выводами, к которым пришел Э. Вальтер65. Рассмотрим проблему вертикального и го­ризонтального ткацкого станка для Новгоро­да. Из 461 фрагмента тканей удалось выде­лить четыре, переплетение которых совершен­но ясно свидетельствует о том, что они изго­товлены на вертикальном ткацком.станке. Все эти ткани были обнаружены только в са­мых глубоких слоях Неревского раскопа. Учи­тывая их особое значение для наших исследо­ваний, рассмотрим их по очереди.

Ткань Н-58/2864, ярус 28. Это фрагмент шерстяной ткани, выполненной в технике сарже­вого переплетения с раппортом 2/2. Плотность основы 19 нитей на 1 см, утка — 15 нитей на 1 см. Поэтому мы относим этот фрагмент к тканям второго сорта. Как основа, так и уток имеют скручивание пряжи Z.

Признаком, на основе которого мы рас­сматриваем эту находку как ткань, изготов­ленную на вертикальном ткацком станке, яв­ляется его кромка, исполненная в форме руб­чика. Такая кромка выглядит как ровное утолщение вдоль всего края ткани в виде желобка, в середину которого можно продеть толстую иглу, не прокалывая отдельных ни­тей. Обращает на себя внимание тот факт, что кромка выполнена в технике полотняного пе­реплетения 1/1, в то время как вся ткань—в технике саржевого переплетения 2/2.

Находки такого типа довольно широко известны в археологическом материале. М. Хальд указывает, что такой тип кромки наблюдается в археологическом текстильном материале начиная с эпохи железа 66. Из бо­лее близких аналогий следует упомянуть тка­ни, найденные на раскопках в Люцине67; при­чем одна из найденных там тканей имела ха­рактерный узор, составленный из металличе­ских колец, сквозь которые продеты нити основы и утка. Среди люцинских тканей кромки в рубчик отмечены в четырех случаях. Три фрагмента тканей с кромкой в виде рубчика найдены также на раскопках в Гданьске, они датируются XII в.68

Самыми интересными аналогиями, оконча­тельно позволяющими определять тка,ни с

65 I. К a m i n s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit., str. 58, 188. Cp. W. End.rei. Alabitos szoroszek kialabintosa s'feltu-nese Europoban. «Kulonlenyomat a Torlenelmi Szemle». 1958, 3—4, str. 331.

66 M. H a 1 d. Op. cit., S. 428.

67 Эти ткани находятся в III археологическом отде­ле ГИМ (расколки Романова № 26242, он. 66 и др.).

68 I. К a m i n s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit., str. 79.


18*

 


 

А. Н А X Л И К

 


Рис. 32.^Фрагмент основы с начальной кромкой. Раскопки ^ -,.,; в Тегле (по М. Гофману и Р. Траттебергу)

кромками в рубчик как продукцию вертикаль­ного ткацкого станка, являются три ткани, найденные в Старой Ладоге69, особенно ткан'У'^п'Ьд номером К 1268 с горизонта ЕЗ. У этой последней, наряду с рубчиком, иду­щим вдоль основы, сохранилась так называе­мая третья или начальная кромка, перпенди­кулярная к основе. Такая кромка характерна для тканей, изготовленных на вертикальном ткацком станке. Третья кромка ткани из Ста­рой Ладоги была выткана на четырех дощеч­ках с четырьмя отверстиями.

Другая очень интересная новгородская ткань —Н-54/4187, ярус 17/18. Эта ткань име­ет так называемую начальную, третью кромку, изготовленную на дощечках, причем между двумя полосками, выполненными на дощеч"-

69;;Этот, материал находится в отделе первобытной культуры ГЭ..


ках, видно дополнительное переплетение ни­тей, но, к сожалению, раппорт этого перепле­тения точно определить не удалось (рис. 19). Кромки такого рода, изготовленные на таб­личках, частое явление в тканях XII в. Можно назвать ряд аналогичных тканей. Такие тка­ни обнаружены в Corse litze70 —комплексе, датируемом III в. н. э. Очень любопытны так­же находки в Тегле71 (рис. 32), у которых видно начальную кромку ткани со свисающи­ми нитями основы, еще не затканной утком. В Гданьске в пластах, относящихся к эпохе раннего средневековья, были также найдены фрагменты тканей с третьей кромкой, изго­товленной на ткацких дощечках 72. Украшен-" ные металлическими колечками ткани, концы и соответственно начала которых вытканы на ткацких табличках,— частое явление в древ­ней Руси и в восточной Прибалтике73. Осо­бенно надо отметить уже упоминавшуюся ткань из Старой Ладоги, которая наряду с кромкой, вытканной в форме рубчика, имеет также третью кромку, выполненную на таб­личках. »

Третья, начальная, кромка, о которой идет речь, изготавливалась с помощью специально­го вспомогательного устройства следующим образом. На доске соответствующей длины вбивались колки, на которых сновалась узкая вспомогательная основа. Нити этой основы продевались через отверстия дощечек (ткань, найденная в Новгороде, ткалась на четырех таких дощечках). Вращение этих дощечек создавало ткацкий зев. В этот зев продева­лись нити настоящей основы таким образом, что вдоль всей кромки образовывалась узкая тесьма, из которой с одной стороны свисали нити основы. Затем эту тесьму прикрепляли к ткацкому навою на вертикальном ткацком станке. Кромки подобного типа хорошо вид­ны на ткани, найденной в Тегле. Устройство для изготовления кромки изображено на рис. 33. В случае, о котором идет речь, вме­сто дощечек употреблялись узкие ткацкие берда. На рис. 35 ясно видно, что нити основы делятся на два слоя—парные и непарные — для облегчения работы при закладывании разделяющей доски (так называемый посто­янный зев) и вязания петель полуниченок,

70 М. Hald. Op. cii, S. 141.

71 М. Н о f f m a n, R. Treatteberg. Tegletunnet Saertrykk ow «Staveger Museums Arbok», 1935, fag 1

72 I. К a m i ft s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit., str 85—86

соч..

?,?',•?; Ш H ° P e и Т- Я- 3 е й Д а- Указ, стр. 114—115.


•277

ТКАНИ. НОВГОРОДА

 




 



которое следовало после прикрепления кром­ки с основой к навою вертикального ткацко­го станка (рис. 34).

В заключение надо упомянуть две ткани (Н-58/2809, ярус 27 и Н-58/2843, ярус 20), которые оканчиваются характерными высту­пающими петлями, некогда скрученными в бахрому (рис. 18 и 25). Различные варианты тканей такого типа относительно часто встре­чаются на раскопках в Дании74. Бахромчатое завершение часто встречается в тканях из Люцина и Нукшинского могильника, хотя ни в том, ни в другом случае нельзя утверждать, что они оканчивались именно петлями, как ткани, известные по раскопкам в Лоу-Лан 75.

Анализ причин, побудивших ткачей закан­чивать свои изделия таким образом, тщатель­но проделан М. Хальд76, которая установила, что петельное завершение получается в ре­зультате навивания основы на ткацком стан­ке с двумя валами, когда ткань ткется в виде замкнутой окружности. На рис. 35 показано, как навивается основа на вертикальном

74 М. Hald. Op. cit., S. 170.

75 V. S i 1 v a n. Woolen Textiles of the Lou-Lan Peop­le. Reports from the Scientific Expeditions to the North-Western Provinces of China, XV, 1941, fig. 23, 30, 31.

76 М. Н a 1 d. Op. cit., S. 167.


ткацком станке и как возникают петли, когда материал готов и снимается со станка. Прав­да, новгородские ткани отличаются тем, что петли еще и скручиваются, и, кроме того, сквозь их концы протягивается специальный шнур, но причины возникновения петель и техника их изготовления в обоих случаях были одинаковы. На том же рисунке видно, каким образом навивалась основа. Нить ос­новы, зацепившись за шнур Б, перекручивает-


 

А. Н А X Л И К

 



,

Рис. 36. Начальный край ткани, изготовленной на верти-
j кальном ткацком станке

а — ткань из Thorsbjerg (по М. Гофману); б — ткань из Rang Valderes, Oppland (по М. Хальд)

ся через нижний и верхний вал вертикального станка, вторично зацепляется за шнур Б и снова, обегая валы, возвращается к шнуру Б. Так делалось до тех пор, пока основа не на­вивалась по всей ширине ткацкого станка. После того, как ткань готова и шнур В вы­тащен, ее можно снимать со станка, не повре­див петель на концах. Такие петли не обра­зуются, если ткач начинает ткать одновремен­но и вверх и вниз от шнура Б.

Интересны причины возникновения петель при тканье килимов на вертикальных народ­ных ткацких станках в Норвегии, о чем пи­шет М. Гофман77. В этом случае петли воз­никают благодаря навиванию основы между двумя горизонтальными брусами, укреплен­ными на ткацком станке, с протянутыми шну­рами. Когда ткань готова и шнуры вынуты, из нитей основы образуются петли (рис. 36).

Как показывают находки в Лоу-Лан, пе­тельное завершение может возникнуть также в результате работы на примитивном горизон­тальном ткацком станке, на котором основа навивалась так же, как описано выше (т. е. в виде замкнутой окружности). Для новгород­ского материала петельные завершения могут быть единственным аргументом в пользу того, что древнейший ткацкий станок на террито-

77 М. Н о f f m a n. En gruppevevestoler pa vestlan-det. Oslo, 1958, S. 27, fig. 14,


рии Европы был горизонтальным. Автору на­стоящей работы такое предположение кажет­ся необоснованным. Прежде всего следует указать на возможность возникновения пе­тель как на вертикальном, так и на прими­тивном горизонтальном ткацком станке. Опи­санный М. Хальд способ навивания основы, характерный для тканья на вертикальном ткац­ком станке, образующий характерные петли, а также свойственное этому способу устройство ткацкого станка, мы находим на гравюре XI в., изображающей вертикальный ткац­кий станок (рис. 37). На этом ткацком стан­ке основа снуется между двумя валами, кото­рые могли вращаться вокруг своей оси. Не­правильная горизонтальная линия, которую мы видим над головой ткача, и есть, собствен­но, шнур Б, на который навиваются нити основы.

Следует упомянуть еще один существен­ный момент — зависимость между устройст­вом для образования зева и наличием петель на концах тканей. Существование петель та­кого типа возможно только при употребле­нии в процессе тканья примитивного устрой­ства для образования зева, состоящего из


 

ТКАНИ НОВГОРОДА

 


разделяющей доски (неподвижный зев) и пет­леобразной полуниченки (подвижный зев). Такие полуниченки надеваются на нити осно­вы каждый раз, когда снова приступают к тканью (рис. 38 и 39). Когда материал готов, шнур полуниченки перерезается или сматы­вается, благодаря чему петли, заканчиваю­щие ткань, не перерезаются. А поэтому во всей известной нам средневековой иконогра­фии, дающей представление о горизонтальном ткацком станке на территории Европы, мы не встречаем изображений, которые хотя бы в какой-то степени напоминали примитивное устройство для образования зева с полуни-ченкой. Напротив, наиболее древние иконо­графические материалы, изображающие го-


ризонтальный ткацкий станок, существовав­ший в средневековой Европе, дают нам изображение устройства с ниченками, подве­шенными на блочках или коромыслецах и приводимыми в движение подножками. При употреблении же ниченок, подвешенных на блочках и соединенных с подножками, нельзя снять ткань с ткацкого станка, не разрезав петель на конце ткани, где они образуются при сновании основы, если не уничтожить ни­ченок. Предположение, что и здесь ниченки каждый раз, когда начинали ткать, вязались заново, не выдерживает критики, так как в отличие от примитивных полуниченок это были сложные устройства, создание которых, несомненно, было весьма трудоемким78. Го воря о новгородских текстильных находках, изготовленных на вертикальном ткацком станке, следует обратить особое внимание на их количество и период, в который они появ-

78 О трудоемкости продевания основы в ниченки го­
ворит наличие специалистов, изготавлявших ниченки,
в которые была продета основа, оканчивающаяся фраг­
ментом ткани. Такие ниченки надо было установить на
горизонтальном ткацком станке, затканную часть навить
на товарный навой и скрепить выступающие из ниченок
концы основы с новой основой. После этого связанные
концы пропускались сквозь глазки ремизных нитей,
и можно было начинать ткать. Заткав всю основу, ткач
снимал ткань со стана и начальный фрагмент вместе с
выступающей из него основой отдавал специалисту.
Образец такого рода известен по раскопкам в Малом
Торопецком городище Калининской области, который да­
тируется XIII—XIV вв. (раскопки Я. В. Станкевич в
1958г.)...„.


 

А. Н А X Л И К

 


ляются. Что касается первого, то совершенно очевидно, что нельзя быть уверенным в том, что ткани, не имеющие характерной третьей кромки, боковых кромок в виде рубчика, пе­тельных завершений, не изготовлены на вер­тикальном ткацком станке. В связи с этим у нас нет уверенности, что четыре фрагмента, упомянутые выше, являются единственными представителями продукции вертикальных ткацких станков. Однако отношение тканей, имеющих явные признаки того, что они изго­товлены на вертикальном ткацком станке, ко всему комплексу текстильных находок Нов­города составляет 0,9%, что соответствует данным, характеризующим ткачество Гданьска в эпоху раннего средневековья, где ткани, не­сомненно изготовленные на вертикальном ткац­ком станке, составляют 1 % всех текстильных находок.

Что касается эпохи, к которой относятся фрагменты новгородских тканей, изготовлен­ных на вертикальном ткацком станке, то надо указать, что они обнаружены между 28 и 17/18 ярусами, т. е. их можно датировать X—XII вв., даже рубежом XII и XIII вв. Ана­логичную картину мы видим и в Гданьске, где соответствующие ткани исчезают с конца XII в.

Можно ли, опираясь на изложенное выше, утверждать, что до XII в. вертикальный ткац­кий станок 'был основой местного производ­ства? Очевидно, что небольшой процент тканей, несомненно изготовленных на вертикальном ткацком станке, недостаточен для такого утвер­ждения.

Может быть, значительный процент тка­ней с саржевым переплетением 2/2 по отно­шению ко всему количеству тканей, найден­ных в пластах X—XII вв., свидетельствует о преобладании в эту эпоху вертикальных ткац­ких станков. Мы выдвигаем это положение на том основании, что все ткани, несомненно изготовленные на вертикальном ткацком станке, имеют саржевое переплетение 2/2.

Принимая во внимание отсутствие в нов­городском археологическом материале гирек, можно говорить о том (поскольку мы согла­шаемся с существованием в Новгороде до XII в. вертикального ткацкого станка), что местный вертикальный станок имел два вала, хотя край ткани Н-54/487, ярус 17, изготов­ленный на дощечках, говорит как будто о ткацком станке с гирьками.

Наконец следует отметить, что ярусы, в которых появляются ткани, изготовленные на


вертикальном ткацком станке, относятся к периоду, когда производство сукон носило домашний характер и удовлетворяло лишь собственные потребности. Товарное производ­ство, предназначенное для рынка, еще не раз­вилось в достаточной степени.

Заканчивая обзор тканей, изготовленных на вертикальном ткацком станке, остановим­ся на фрагменте Н-58/2843, ярус 20 (рис. 25). Эта ткань сходна с тканями так называемого «специального» типа с саржевым переплетением 2/1. По-видимому, эта ткань импортирована из Англии. Если верно предположение о том, что ткани «специального» типа имеют англий­ское происхождение, мы имеем основания ут­верждать, что в Англии в эпоху раннего сред­невековья ткани такого типа ткались на вер­тикальном ткацком станке.

В отличие от вертикального ткацкого станка горизонтальный ткацкий станок на анализе одних лишь текстильных находок оп­ределить гораздо труднее. Практически в обычных одежных тканях, вытканных на го­ризонтальном ткацком станке, нет никаких следов, характеризующих технологию, свой­ственную исключительно этому типу произ­водства.

О горизонтальном характере ткацкого станка, появляющегося в Европе в эпоху ран­него средневековья, мы можем судить только на основании общих изменений, наблюдаю­щихся в этот период в археологическом мате­риале, а также на основании различных кос­венных данных. Таковым являются иконогра­фические источники, а также археологические находки, связанные с текстильным производ­ством.

Горизонтальный ткацкий станок в иконо­графическом материале Западной Европы появляется уже в XIII в. На основе иконогра­фических данных, датируемых первым деся­тилетием XIII в., можно установить, что такие станки были известны в Европе еще в XII в. (описываемый источник изображает не сам ткацкий станок, а сновальный барабан, с по­мощью которого снуется основа на горизон­тальном ткацком станке). Древнейшее изображение ткацкого станка, находящееся в рукописи, принадлежащей Колледжу Тро­ицы в Кембридже, датируемое началом XIII в., показывает, что ткацкий станок того време­ни имел примитивную станину, но устройство для образования зева ничем не отличалось от того, которое в настоящее время известно в ручных ткацких станках (рис. 40).


 

ТКАНИ НОВГОРОДА

 


Более сложную станину имеет ткацкий станок, изображенный на витраже в Шартре; этот витраж датируется XIII в. В XIV и XV вв. лодобные изображения появляются все чаще и чаще.

К древнейшим археологическим источни­кам с территории Европы относятся фраг­менты горизонтальных ткацких станков, най­денных на раскопках в Ополье и Гданьске80.


Место малопроизводительного вертикаль­ного ткацкого станка в этот период должно было занять новое орудие, употребление кото­рого на территории Европы было следствием изменений, связанных с переходом от нату­рального хозяйства к товарному. Таким более производительным орудием был, несомненно, горизонтальный ткацкий станок с подножка­ми. Появление такого станка в археологиче-



 


Они позволяют датировать это орудие произ­водства XI—XII вв. Памятники подобного ха­рактера были найдены также пр;и раскопках в шведской Сигтуне.

Основанием для дальнейших выводов яв­ляются изменения технологического характе­ра, происходившие в Новгороде в XII— XIII вв. в производстве местных тканей в свя­зи с увеличением количества тканей, пред­назначенных для рынка, что связано с обще­ственно-экономическим развитием этих райо­нов. Это исключает возможность использова­ния в текстильном производстве вертикально­го ткацкого станка. Его примитивность и не­высокая производительность не соответство­вали уже новым общественным потребностям.

79 W. Endrei. Op. cit., fig. 10.

80 A. N a s z. Opole. Wroclaw, 1948, sir. 40 (автор [ упоминает два ткацкие челнока и два блочка, служащие j для подвески ниченок, датированные XII—XIII вв.);! I. Kostrzewski. Kultura prapolska. Poznan, 1947, fig.; 140.


ских материалах, а также в иных источни­ках хорошо согласуется с исчезновением у текстильных находок черт, характерных для производства тканей на вертикальном ткац­ком станке. Следует напомнить, что ножная прялка сопутствует появлению горизонталь­ного ткацкого станка. Потребность в такой прялке явилась результатом возросшего спро­са на пряжу, так как на горизонтальных ткац­ких станках пряжа расходовалась быстрее, чем на вертикальных.

В задачу настоящей работы не входит рассмотрение конструкции новгородского го­ризонтального ткацкого станка. Но нужно остановиться на устройстве, служащем для образования зева в этом станке, так как эта проблема имеет исключительно важное зна­чение для анализа текстильных переплетений. Это устройство в горизонтальном ткацком станке состоит из совокупности ниченок, под­вешенных на блочках или коромыслецах. К ниченкам присоединяются подножки. Нажи­мая ногой подножку, ткач получает зев.


 

А. Н А X Л И К

 


Ниченковое устройство, т. е. ниченки с блочками и подножками, подвешивается либо к потол­ку, либо к поперечному брусу стана. Количе­ство ниченок зависит от раппорта переплете­ния, а также от плотности нитей основы. Нити основы продеваются сквозь глазки ре­мизных нитей, а затем сквозь щели ткацкого гребня в последовательности, зависящей от заданного переплетения. Уток пропускается в зев с помощью одного или нескольких челно­ков.

На основе анализа текстильных находок Новгорода можно установить существование следующих устройств для образования зева в эпоху раннего средневековья.

1. Простейшее устройство для полотняно­го переплетения в тканях с наименьшей плот­ностью основы, т. е. в продукции третьего и четвертого сорта. Оно состояло из двух ниче­нок, подвешенных на блочках или коромысле-цах, укрепленных на потолке или на попереч­ной балке стана. Поочередно нажимая то на одну, то на другую подножку, ткач поднимает то одну, то другую ниченку. Такое устройство широко отражено в иконографическом мате­риале XIII и XIV вв. (рис. 40, 1, 2).

2. При изготовлении тканей первого и вто­рого сорта с полотняным переплетением возни­кала необходимость увеличения плотности основы. Чтобы предотвратить разрыв нитей основы при образовании зева, необходимо было увеличить количество ниченок: вместо двух ниченок теперь употребляется большее число их, например, четыре. В таком случае существуют две возможности подвешивания нитей и продевания основы: четыре ниченки подвешиваются на двух коромыслах, причем ниченки связываются попарно и каждая пара привязывается к отдельной подножке. Тогда нити основы продеваются в ниченки порознь (см. схему этого устройства на рис. 40). Четы­ре ниченки подвешены на двух блочках и свя­заны с двумя подножками следующим спосо­бом: первая подножка привязывается ко вто­рой и четвертой ниченкам. В таком случае нити основы продевались сквозь глазки ни­ченок поочередно. В обоих случаях блочки или коромыслеца неподвижно прикрепляются к потолку, т. е. они не могут вращаться вокруг своей оси, не нарушая положения относи­тельно друг друга.

3. Особым типом ткани, производным от полотняного переплетения, является ткань с чередованием полотняных и репсовых полос. При ее изготовлении возможны два способа


подвешивания ниченок: устройство для обра­зования зева при употреблении четырех блоч­ков, закрепленных на балке или на потолке, неподвижных относительно друг друга. Схема такого устройства дана на рис. 44. Поочеред­но нажимая на подножки III и IV, ткач ткет репсовые полосы; поочередно нажимая на подножки I и II — полотняные полосы. При втором способе четыре ниченки подвешивают­ся на четырех блочках или коромыслецах, причем каждая пара блочков подвешивается к дополнительному блочку или коромыслецу. Таким образом, появляется возможность дво­якого положения в парах блочков. На схеме, приведенной на рис. 43, 2, мы видим, что по­лосы полотняного переплетения получались тогда, когда ткач нажимал подножки II и IV, а полосы репсового переплетения тогда, ког­да нажимались подножки I и III. В таком случае употреблялось раздвижное продевание нитей основы сквозь глазки ремизных нитей 1—2—3—4. В случае поочередного продева­ния последовательность, в которой ткач на­жимал подножки, иная.

Для репсовых полос ткач нажимает под­ножки I и IV, для полотняных — подножки II и III. На схеме показан способ соединения подножек, который позволяет нажимать одну подножку для приведения в движение двух ниченок. Однако возможно, что в эпоху ран­него средневековья подножки соединялись с ниченками самым примитивным образом, ког­да каждый раз для создания зева надо было нажимать две подножки.

4. В разделе, посвященном текстильным материалам Новгорода, мы отнесли к группе тканей с полотняным переплетением также двойные ажурные ткани, учитывая то, что их первоначальное переплетение было 1/1. Одна­ко по способу изготовления они отличались от обычных тканей с полотняным переплетением. Поэтому мы вкратце опишем способ образо­вания зева при их изготовлении. В данном случае основа продевалась в четыре ниченки в следующем порядке: четыре холщевые нити последовательно продевались в глазки первой пары ниченок (1—2, 1—2), затем четыре шер­стяные нити также последовательно продева­лись в глазки другой пары ниченок (3—4, 3— 4) и т. д. В утке последовательно чередова­лись три холщевые и три шерстяные нити. В одинарных частях обе основы и оба утка образовывали одинарное полотно. Отсюда вывод, что для первого, третьего, пятого и седьмого утка поднимали I и III ниченки, а


ТКАНИ НОВГОРОДА

 

 


для второго, четвертого, шестого и восьмо­го— II и IV ниченки. В двойных частях ткани вопрос усложняется. Когда ткали холщевым утком (который в двойных частях вместе с холщевой основой образует нижний слой тка­ни), надо было с помощью разделяющей дос­ки поднять наверх в зеве все нити шерстяной основы, образующие ту часть узора, которая должна быть двуслойной. Благодаря этой опе­рации холщевые нити утка, три раза пропу­щенные сквозь зев, не переплетались с шер­стяными нитями основы в двойных частях. Когда трижды пропускался шерстяной уток, холщевые нити было необходимо (также с помощью планки) держать в нижней части зева. В результате шерстяной уток вместе с шерстяной основой образовывал верхний слой ткани. Холщевые же уток и основа образовы­вали нижний слой в двойных участках тканей. Схемы, иллюстрирующие образование зева при изготовлении двуслойных частей ажурной ткани, приводятся на рис. 41.

5. Следующая' группа переплетений, тре­бующая особого устройства для образования зева,— саржевое переплетение 2/2, а также крестообразное переплетение 2/2. В работе, посвященной гданьскому текстилю X— XIII вв.8I, авторы подробно останавливаются на устройстве такого типа. Поскольку новго­родский материал в этом отношении соответ­ствует гданьскому (в обоих городах обнару­жены ткани как с саржевым переплетением 2/2, так и с крестообразным переплетением 2/2), мы можем опираться на положения, выдвинутые в упомянутой работе. Так, тка­ни с саржевым переплетением в четыре нитки должны были ткаться с помощью четырех ниченок. В средние века были известны два способа их подвески. Рис. 42, / иллюстрирует подвеску ниченок на ткацком станке XIV в., известную по Кодексу Менделя, датированно­му приблизительно 1384 г. Здесь можно ви­деть блочки, на- которых подвешены ниченки. Эти блочки могут вращаться вокруг собст­венной оси, но так как они неподвижно при­креплены к потолку, их положение по отноше­нию друг к другу остается постоянным. В нижней части станка гравюра дает изображе­ние четырех подножек, на которые ткач нажи­мает ногами. Отсюда можно сделать вывод, что ткацкий станок имел четыре ниченки, хотя

81 I. К a m i ri s k a, A. N a h 1 i k. Op. cit. В работе дается реконструкция ткацкого процесса, на основе ко­торой и сделано приведенное выше суждение.


гравюра дает такое запутанное изображение, что определенно этого сказать нельзя. На этом станке можно было также делать полотняные переплетения, но тогда четыре подножки, изо­браженные на гравюре, были бы излишними. На гравюре есть еще одна неточность: вере­вочки, висящие на правой паре блочков (вверху между блочками). Скрещивание ни­тей ясно видно на рис. 42, 1. Такое скрещи­вание свидетельствует о саржевом перепле­тении 2/2. Описанное выше устройство могло употребляться в Новгороде для выработки саржи с раппортом 2/2 в момент появления горизонтального ткацкого станка с поднож­ками.

Для изготовления тканей Н-54/пл. 8, кв. 1088, ярус 8 была необходима другая под­веска ниченок. Эта ткань выткана в технике • крестообразного переплетения 2/2 (из мери­носовой шерсти, что говорит о ее импортном происхождении). Ткань такого типа могла быть изготовлена лишь с помощью устройст­ва, известного нам по изображению ткацкого станка на гравюре из Ипра, датируемой XIV в. (рис. 43, 1). Схема этого устройства дана на рис. 43, 2. Мы видим, что в отличие от описанного выше типа здесь каждая пара блочков подвешивается на третьем дополни­тельном блочке, который дает возможность изменять их взаимное расположение. С по­мощью такого устройства можно получить крестообразное переплетение 2/2, а также (из­менив соединение подножек) саржевое пере­плетение 2/2 и ткань с чередованием полотня­ных и саржевых полос, а при употреблении двух подножек — полотняное переплетение. 6. Остается вкратце описать устройство для образования зева при саржевом перепле­тении 1/2 и 2/1. А. Гейер высказывает мнение, что ткани подобного рода могли изготавли­ваться, вероятно, только на горизонтальном ткацком станке, ибо на вертикальном ткац­ком станке очень трудно работать с непарным числом ниченок. Однако в период, представ­ленный материалами -из Бирки, ткани с сар­жевым переплетением 2/1, как и другие, мог­ли быть вытканы и на вертикальном ткацком станке. Точно так же и в Новгородое были об­наружены ткани с саржевым переплетением 2/1, вытканные на вертикальном ткацком станке, датируемые XI в. (рис. 25). Но с середины XIII в. и местные, и импорт­ные сукна с переплетением 1/2 ткутся, вероятно, на горизонтальном ткацком стан­ке. По-видимому, все ткани с таким пере-



 


 

 




плетением имели раппорт 1/2 (т. е. ткани с переплетением 2/1 делались на левую сторо­ну, так как при таком способе зев образуется гораздо легче). На рис. 44, а представлена схема устройства для тканья в раппорте 1/2; рис. 44, б показывает устройство для тканья с переплетением 1/2 при большой плотности основы, шесть ниченок (ор. рис. 44, в).

Заканчивая рассмотрение приспособлений


для образования зева, надо отметить, что мы не исчерпали всех способов, известных ткачам на Руси в эпоху раннего средневековья. О разнообразии и сложности этих способов вы­разительно говорят многочисленные текстиль­ные памятники местного производства.


импортные ткани в новгороде


Анализ шерстяного сырья, проведенный нами выше, позволил установить критерий, на основе которого мы можем отличать ткани местного происхождения от импортных. Мы


рассмотрим здесь два важных вопроса: 1) о технологии текстильного производства в За­падной Европе, учитывая, что богатая коллек­ция западноевропейских шерстяных тканей


 

А. Н А X Л И К

 


какую собрали в Новгороде, явление исклю­чительное; 2) о потреблении импортных тка­ней в Новгороде.

Для решения вопроса о происхождении импортных тканей необходим анализ тканей, сопровождаемый тщательным сопоставлением с материалом, относящимся к производству сукон в средневековой Европе. Только такое тщательное сопоставление этих д,вух момен­тов может привести к правильным выводам, особенно если учесть то, что мы еще не рас­полагаем в этой области достаточными мате­риалами и непосредственными аналогиями. В связи с этим необходимо дать краткий об­зор положения суконного производства тех районов Западной Европы, продукция кото­рых в эпоху, представленную новгородскими раскопками, проникала в Восточную Европу и в Прибалтику, и вкратце остановиться на вопросе о торговле сукнами в этот период. Торговля была тем фактором, который, наря­ду с развитием производительных сил, несом­ненно, влиял на характер текстильного мате­риала.

В X—XV вв. можно наметить три района Западной Европы, производство которых име­ло несомненное влияние на формирование восточноевропейского и прибалтийского тек­стильных рынков. Это были Фландрия, Анг­лия и Голландия. Рассмотрим поочередно важнейшие моменты, характеризующие их продукцию, и ее ареал, насколько это позволяет сделать анализ материалов, найденных в Нов­городе.

На территории Фландрии производство сукон существовало уже в кельтскую и рим­скую эпоху82. Установлено, что именно там находилось производство знаменитых высо­кокачественных тканей каролингской эпохи, так называемых palliae fresonica83. Измене­ния, происходившие в Европе в эпоху ранне­го средневековья, серьезно ухудшили положе­ние фламандского производства. М. Маловист указывает, что усиливающаяся феодализация оказывала существенное влияние на характер суконного производства уже в эпоху Каро-лингов.

Разделение суконного производства на го­родское и деревенское имело большое значе­ние не только для общественной организации, но и для технологии производства, ибо извест-

82 G. Е s р i n a s. Op. cit., p. 26; см. т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: