Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




 

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы бакалавра: посещение лекций, семинарских занятий, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ, тестирования.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;

2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования финансов;

3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.

После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.

 

Требования к выполнению самостоятельной работы.

При подготовке к занятиям рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой в библиотеке по каждому изучаемому разделу или отдельным темам. То есть, начиная изучение тем, необходимо, прежде всего, иметь конспект лекций, подобрать учебники или учебные пособия, чтобы определить темы в изучаемом курсе.

В процессе познания дисциплины целесообразно, прежде всего, дать студенту возможность овладевать в максимально возможном объеме фактическими сведениями на примере деятельности конкретной компании, а также которые содержатся в официальных источниках, издаваемых в нашей стране и за рубежом. Знать и уметь применять основные законодательные акты РФ, другие нормативные и справочные документы, а также соответствующие рекомендации МТП, необходимые для успешного изучения дисциплины с последующим практическим применением в избранной специальности. Информация такого рода подлежит постоянному обновлению, накоплению и систематизации, следя за новыми публикациями, появляющимися в виде отдельных изданий в периодической печати и на сайтах Интернета.

Другими словами, наряду с изучением основной литературы необходима работа студента с ведением записей по рекомендованным источникам, так как они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую атмосферу автора, что будет способствовать созданию креативного процесса с мобилизацией не только зрительной, но и моторной памяти.

Совершенно очевидно у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд новых навыков для быстрого усвоения прочитанного и мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе, то есть появляется умение сопоставлять источники и анализировать изучаемый материал. Большое значение имеет усовершенствование навыков при конспектировании в виде: плана (простой и развернутый), заметок и тезисов.

При этом важно добиться того, чтобы у студента проявлялось собственное отношение к дисциплине с формированием своего личного мнения и понимания, чтобы сделать правильные выводы на основе записей конспекта лекций, использования первоисточников, а также чтения художественной литературы и анализа развития современной жизни.

Самостоятельное изучение материала активизирует работу студента:

– умение работать с книгой;

– подобрать нужную литературу;

– способность анализировать.

В ходе самостоятельной подготовки, осваивая новые понятия, студент обязан найти решения вопросов, уяснив их у преподавателя. Самостоятельное изучение как активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента и формированию информационной культуры.

Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным темам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать свое понимание.

Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисцип­лины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, становлению профессиональных ценностей, пониманию связи с будущей профессией.

Учитывая специфику, форму обучения бакалавров заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации:

– преподаватель должен установить контакт со всеми студентами, информацией о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучающихся и необходимыми источниками;

установочной лекцией преподаватель раскрывает содержание курса основы проектного управления, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы для самостоятельного решения задач: эссе, тестов и контрольных работ;

– обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решать аспекты индивидуального плана изучением курса основы проектного управления по названным источникам;

– изучая курс основы проектного управления необходимо использовать учебную литературу данную преподавателем;

каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе;

– успех в понимании основ проектного управления студентами зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса, которая должна быть ориентирована на: изучение программы; вопросов к каждой теме по предлагаемой литературе для решения задач и эссе, а также подготовке ответов на данные вопросы;

– целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, выполнить его рекомендации по успешному овладению инновационным менеджментом.

Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий:

– написание реферата (контрольной);

эссе;

– решение ситуационных задач;

– раскрытие тестовых вопросов.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Основы финансового менеджмента

1)Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.

2)Цель и задачи финансового менеджмента.

3)Субъекты и объекты управления финансами предприятий.

4)Финансовые институты и их задачи.

5)Базовые концепции финансового менеджмента.

6)Специальные вопросы финансового менеджмента.

7)Финансовый менеджмент в условиях инфляции.

8)Международные аспекты финансового менеджмента.

9) Финансовый менеджер: роль, задачи, ключевые компетенции, карьера.

10) Финансовые инструменты.

11) Финансовые рычаги.

12) Финансовые методы.

13) Финансовые потоки, состав контрагентов, методы оценки.

14) Внешняя среда: правовая и налоговая.

15) Информационное обеспечение финансового менеджмента.

16) Финансовая информация и ее пользователи. Классификация видов информации для финансового менеджмента.

17) Внешние и внутренние источники финансовой информации.

 

Тема 2. Стратегия финансового менеджмента

1)Стоимость капитала.

2)Оценка стоимости собственного и заемного капитала.

3) Понятие средневзвешенной стоимости капитала.

4) Рыночная капитализация компании.

5) Управление структурой капитала на основе двух основных подходов: традиционного и теории Модельяни – Миллера.

6) Понятие дивидендов и дивидендной политики.

7) Факторы, определяющие дивидендную политику.

8) Виды дивидендных выплат.

9) Понятие «стратегического» и «долгосрочного» планирования.

10) Этапы финансового планирования. Бюджетирование и бюджетный регламент.

11) Бизнес-план: определение и структура.

12) Оценка возможного банкротства предприятия

 

Тема 3. Финансовые решения и финансовые риски

1) Источники финансовых ресурсов и их классификация.

2) Заемная политика фирмы.

3) Факторы, влияющие на структуру источников средств.

4) Понятие финансовых решений.

5) Методологические основы принятия финансовых решений.

6) Технологии принятия и условия реализации финансовых решений.

7) Финансовые риски предприятия: определение и классификация.

8) Основные виды финансового риска. Банкротство как основное проявление финансовых рисков.

9) Количественная и качественная оценка риска.

10) Методы оценки риска.

11) Задачи управления финансовыми рисками.

12) Производственный и финансовый леверидж.

13) Основные методы снижения риска..

 

Тема 4. Управление текущими затратами и оборотными активами

1) Понятие текущих затрат, их классификация.

2) Понятие и сущность операционного анализа.

3) Основные показатели операционного анализа.

4) Понятие оборотных активов и политики фирмы в отношении управления ими.

5) Основные вопросы в управлении производственными запасами.

6) Управление дебиторской задолженностью.

7) Управление денежными активами.

 

Тема 5. Оценка эффективности финансовой политики организации

1) Определение критериев эффективности финансовых показателей.

2) Эффективность финансовой политики на основе достижения поставленных целей.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Основы финансового менеджмента

1) Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Цель и задачи финансового менеджмента. Субъекты и объекты управления финансами предприятий, сферы деятельности (внутренние и внешние).

2) Финансовые институты и их задачи.

3) Базовые концепции финансового менеджмента. Специальные вопросы финансового менеджмента. Финансовый менеджмент в условиях инфляции.

4) Международные аспекты финансового менеджмента.

5) Финансовый менеджер: роль, задачи. Функции финансового менеджера. Сравнение функций функционального и финансового менеджера. Взаимодействие финансового менеджера и функциональных руководителей.

6) Ключевые компетенции финансового менеджера. Карьера финансового менеджера.

7) Этика финансового менеджера.

8) Финансовые инструменты. Финансовые рычаги (доходы, расходы, прибыль, цены, проценты, дивиденды, налоги, штрафы, пени и т.п.).

9) Финансовые методы (финансовый анализ, планирование и прогнозирование, регулирование и контроль). Финансовые потоки, состав контрагентов, методы оценки.

10) Внешняя среда: правовая и налоговая.

11) Информационное обеспечение финансового менеджмента. Финансовая информация и ее пользователи. Классификация видов информации для финансового менеджмента. Внешние и внутренние источники финансовой информации.

 

Тема 2. Стратегия финансового менеджмента

1) Стоимость капитала - общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженную в процентах к этому объему.

2) Оценка стоимости собственного и заемного капитала.

3) Понятие средневзвешенной стоимости капитала. Рыночная капитализация компании как произведение рыночной цены акций на число акций в обращении.

4) Управление структурой капитала на основе двух основных подходов: традиционного и теории Модельяни – Миллера.

5) Понятие дивидендов и дивидендной политики. Факторы, определяющие дивидендную политику.

6) Дивидендные выплаты на основе постоянного процентного распределения прибыли, на основе финансовых дивидендных выплат, на основе выплаты гарантированного минимума и экстра – дивидендов. Выплата дивидендов по остаточному принципу. Выплата дивидендов акциями.

7) Влияние дивидендной политики на цену акций компании.

8) Понятие «стратегического» и «долгосрочного» планирования.

9) Этапы финансового планирования: анализ финансового положения компании, составление прогнозных смет и бюджетов, определение общей потребности компании в финансовых ресурсах, прогнозирование структуры источников финансирования, создание и поддержание системы контроля и управления, разработка процедуры внесения изменений в систему планов. Бюджетирование и бюджетный регламент.

10) Бизнес-план: определение и структура. Финансовый раздел, определяющий размеры и сроки инвестиций, планируемую прибыль по годам, прогноз прибыли представленного варианта бизнес – плана.

11) Оценка возможного банкротства, предлагающая расчет индекса кредитоспособности, оценки и прогнозирования показателей удовлетворительности структуры баланса.

 

Тема 3. Финансовые решения и финансовые риски

1) Эффективное управленческое решение. Оптимальное управленческое решение. Выбор критериев оптимальности финансовых показателей.

2) Дерево целей в системе финансового планирования. Распределение целей по степени их приоритетности.

3) Определение критериев эффективности финансовых показателей. Дифференцирование долгосрочной и краткосрочной прибыли организации.

4) Источники финансовых ресурсов как денежные доходы и поступления, которыми располагает фирма в определенный период. Классификация финансовых ресурсов.

5) Заемная политика фирмы. Факторы, влияющие на структуру источников средств: темпы наращивания оборота фирмы, стабильность динамики оборота, уровень и динамика рентабельности, структура активов, тяжесть налогообложения, отношение кредиторов к фирме.

6) Понятие финансовых решений. Методологические основы принятия финансовых решений. Технологии принятия и условия реализации финансовых решений.

7) Финансовые риски предприятия: определение и классификация. Основные виды финансового риска: риск потери финансовой устойчивости, риск потери платежеспособности, риск снижения оборачиваемости активов, риск снижения рентабельности. Банкротство как основное проявление финансовых рисков. Количественная и качественная оценка риска. Методы оценки риска: экспертный, статистический.

8) Сущность и задачи управления финансовыми рисками.

9) Производственный и финансовый леверидж как отражение степени риска.

10) Основные методы снижения риска: избежание риска, ограничение концентрации риска, хеджирование, диверсификация, самострахование.

11) Основы ценовой политики фирмы.

12) Сущность механизма зависимости спроса от цены. Основные факторы, определяющие уровень эластичности спроса. Аппарат эластичности применительно к анализу ценовых последствий налоговых изменений.

13) Методы определения базовой цены, их преимущества, недостатки и сферы применения. Основные виды цен для уже сформировавшегося рынка сбыта.

 

Тема 4. Управление текущими затратами и оборотными активами

1) Понятие текущих затрат, их классификация. Условно-переменные затраты, зависящие от объемов производства и реализации продукции и изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема. Условно-постоянные затраты, не зависящие от динамики объема производства за определенный период времени, если в этот период не наблюдалось изменение производственных мощностей, увеличение заемных средств и т.д.

2) Понятие и сущность операционного анализа. Основные показатели операционного анализа: сила воздействия операционного рычага, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

3) Понятие оборотных активов и политики фирмы в отношении управления ими. Основные вопросы в управлении производственными запасами: структура источников и объем запасов.

4) Управление дебиторской задолженностью, основа которого – контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Параметры контроля: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов, система принятия мер к неисполнительным покупателям.

5) Управление денежными активами, включающее расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.д.

 

Тема 5. Оценка эффективности финансовой политики организации

1) Определение критериев эффективности финансовых показателей.

2) Эффективность финансовой политики на основе достижения поставленных целей.

 

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011.- с.304

2. Антикризисное управление: учеб. пособие / Н.И. Бобровская, В.В. Некрасова. – Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2012. – 176 с.

3. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учеб. пособие для вузов: Допущено Мин. обр. / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: Инфа-М, 2011. – 319 с.

4. Теория менеджмента: учеб. пособие / под ред. Н.И. Бобровской, В.В. Некрасовой. – Ростов-н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013. – 364 с.

5. Сайдман Д. Отношение определяет результат. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: Юрайт, 2010.

2. Чараева М.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - Изд-во: Феникс Март. – 2010. – 336 с.

3. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. - Изд-во: КноРус. – 2011. – 480 с.

4. Журналы «Финансовый менеджмент», «Финансы», «Финансы и бизнес».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: