хранятся в лаборатории: в камни естественные (гранит, каменный уголь, мрамор, кремень, известняк, мел и другие), в том числе морская, речная галька, камни искусственные (керамзит, кусочки красного и белого кирпича, асфальта, бетона, керамической плитки, черепицы); семена разных растений, распространяемые ветром (одуванчика. мать-мачехи, осота, пушицы, иван-чая, ястребинки, клена, сосны, ели, ясеня, вяза, липы), шишки разных деревьев и кустарников, желуди, каштаны, орехи, засушенные ягоды, косточки лимона, апельсина, семена огородных растений и другие плоды и семена;
кожура цитрусовых (если у детей нет на них аллергии); засушенные ароматные лекарственные и пищевые растения (если у детей нет на них аллергии); цветные прозрачные кусочки пластика;
' разнообразные морские и речные раковины и раковины наземных моллюсков;
образцы песка, глины, почвы, кусочки черепицы, сухой цемент; различные краски, гуашь, цветные мелки, пищевые красители, сахар, соль, мука, крахмал, какао;
кусочки коры разных деревьев и коры разной толщины одного дерева, береста;
деревянные дощечки, бруски, кубики разного размера; разнообразные крупы, горох, фасоль; разнообразный пластилин, глина, гипс;
самые разнообразные бросовые материалы: фантики, гофрированная бумага из-под шоколадных конфет, крышки разного размера от баночек сметаны и других продуктов, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, обрезки бумаги, трубки-серединки от рулонов туалетной бумаги, коробки разного размера, формы и цвета, фольга и прозрачная бумага от упаковок букетов, старые мобильные телефоны, клавиатура от компьютера, ненужные СБ- диски, бутылочки из-под шампуня, жидкого мыла, упаковки от киндер-сюрприза, от молока и кефира и т. п.; -•;<> пуговицы, нитки (тонкие, шерстяные), небольшие веревки, ленты разной ширины; цат магниты разного размера; м» монетки разного размера и цвета;
ж» керамические изделия (тарелки, вазы, кувшины), образцы дымковской игрушки и гжели, другие глиняные игрушки, изделия из декоративных камней;
разные виды картона и бумаги (писчая, цветная, гофрированная, бархатная, наждачная, калька и т. п.); бумажные и тканевые салфетки разной плотности; разные виды ткани, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, пропускающие и не пропускающие воздух, марля, бинт; вата, ватные шарики;
скрепки металлические и пластмассовые разной величины и цвета;
губки и мочалки разного размера, плотности и формы; прищепки.
Специфика организации исследований в лаборатории
Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся учеными и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов дошкольники надевают фартуки, белые или цветные халаты (их можно сделать и из старых папиных или дедушкиных рубашек), шапочки и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишется фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мы разработали ряд значков для разных блоков программы «Наш дом — природа»: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушныйшарик), «Исследователи растений» (лист растения) и т. п. Значок в виде бейджика прикрепляют к халату или фартуку. Можно нарисовать значок на одной узкой стороне прямоугольника из плотной бумаги. По размеру прямоугольник должен быть немного длиннее, чем карман на халате. В этом случае карточка вставляется в кармашек халата таким образом, чтобы был виден рисунок. Самый постой вариант — дети надевают на руку небольшой браслет, на котором написано название лаборатории, и приступают к исследованиям.
По торжественным случаям педагог может надевать особый костюм магистра — накидку и шапочку и проводить Ученый совет, на котором дети вспоминают проведенные исследования, обобщают их результаты, делают доклады, защищают проекты. На такой Ученый совет приглашаются родители, бабушки и дедушки, которые вместе с детьми проводили опыты дома или выполняли семейный проект. Они могут рассказать о своей домашней лаборатории, созданной по рекомендации педагогов, или о результатах летних исследований на даче.
Перед проведением опыта взрослый задает детям вопросы, выслушивает ответы, но не комментирует их. Правильность ответов дети проверяют в процессе собственных исследований. По окончании опыта педагог (родитель) напоминает ребятам их гипотезы, спрашивает, какая из них подтвердилась, а какая — нет, и вместе с детьми делает выводы. (Постановочная, исследовательская и обобщающая части опыта.) Например, в начале опыта со льдом и водой педагог спрашивает: «Что случится с кусочками льда, если мы опустим их в мисочку с водой?» Дети высказывают свои предположения: «Будет плавать», «Лед утонет», «Он растает». Затем дошкольники опускают льдинки в емкости с водой, наблюдают за льдом и делают выводы.
Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействованы все органы чувств ребенка. Нередко взрослый ограничивается лишь визуальным наблюдением, в то время как для ребенка важно потрогать, понюхать предметы и даже попробовать их на вкус (если это безопасно!), услышать разные звуки.
Практика показывает, что при организации самостоятельной деятельности ребенка в мини-лаборатории огромную роль играет взрослый, его личная заинтересованность в проведении исследований. Наш опыт работы (городская экспериментальная площад
ка Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца по проблеме самостоятельной деятельности дошкольников) свидетельствует о том, что педагог или родитель сначала должен выполнить ряд совместных опытов с ребенком, заинтересовать его исследовательской деятельностью, показать разное оборудование. Только после этого ребенок становится самостоятельным исследователем. Если дошкольник задает вопрос, можно предложить ему самому поискать ответ в лаборатории. Когда дети в процессе исследования обращаются ко взрослому, он обязательно должен вникнуть в их проблему и помочь, поддержать, оценить результат, вместе порадоваться достигнутому. Если же что- то не получилось, обсудите с ребенком, почему именно мог быть получен такой результат. Скажите, что и настоящие ученые нередко получают не те результаты, которые они планировали. Предложите не огорчаться, а провести опыт еще раз.
В детских садах мы сталкивались с тем, что в уголках самостоятельной деятельности воспитатели иногда выставляли образцы, которые не разрешали брать детям, так как боялись, что материалы в процессе детских исследований могут быть повреждены. Это сразу же снижало у дошкольников интерес к мини-лаборатории. В уголках для проведения самостоятельных исследований должно быть только то, что ребенок может использовать! Если вы переживаете по поводу сохранности красивых камней, раковин, декоративных изделий, оставьте их на полочках и рассматривайте вместе с детьми.
Помните о проблеме безопасности. Безопасными должны быть все материалы, оборудование, с которыми работает ребенок. В то же время мы считаем, что лаборатория — самое подходящее место для того, чтобы научить детей обращаться с острыми и колющимися предметами (ножницами, иглами) и даже с огнем (со свечами). Так или иначе, наши воспитанники постоянно сталкиваются со всеми этими предметами в повседневной жизни. Лучше, чтобы дети научились обращаться с ними под руководством взрослого и заранее узнали обо всех возможных опасных последствиях их неправильного исполь
зования. При этом все хотя бы сколько-нибудь опасные опыты проводит взрослый, дети только наблюдают.
Еще одним аспектом безопасности является состояние самих материалов. Все они должны быть чистыми и экологически безопасными. Нельзя брать песок, глину, почву для исследований в местах, где гуляют кошки и собаки, у дорог, автостанций, в экологически неблагоприятных районах. Заранее нужно узнать, нет ли у кого-нибудь из детей аллергии на те или иные материалы. Составьте вместе с ребятами правила работы в лаборатории, проиллюстрируйте их и повесьте на видном месте.
Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы. Ответы детей вы можете использовать и для диагностики. Например, дети в результате опытов узнают, что глина липкая, а песок рыхлый. Но как применить эти знания на практике? Достаточно обратить внимание ребят на песочницу или обычную лужу. Предложите ребенку найти ответы на вопросы: почему в одних местах лужи не высыхают в течение всего дня, а в других вода исчезает сразу после дождя? Почему дорожки посыпают песком, а не глиной? Почему в песочницы насыпают песок, а не глину? Почему в одном месте лужи образуются, а в другом — нет? Для ответа на этот вопрос дошкольники могут взять образцы и изучить их в лаборатории, сделать необходимые выводы с учетом ранее проведенных экспериментов.
Результаты наблюдений, опытов можно периодически фотографировать, заносить в тетради, папки, дневники наблюдений, в том числе в виде зарисовок, условных знаков. Вы можете, например, сфотографировать разные стадии развития растения из семечка и потом сделать дидактическую игру, в процессе которой ребенок будет раскладывать фотографии в правильной последовательности.
Исследования в домашней лаборатории имеют свою специфику. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, например, на кухне во время приготовления пищи. Если взрослые готовят кашу или овощной суп, часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, предложите ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если в рецепте указано, что для приготовления блюда нужна вода определенной температуры, попросите сына или дочь измерить воду с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от вашей фантазии и интересов ребенк
Исследования
Исследование «Вода прозрачная» |
Ход исследования. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика нужно поместить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в стаканчике с молоком — нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что-нибудь видно? Вывод. Вода прозрачная, а молоко — нет.
: Связь с повседневной жизнью. На прогулке, во время экскурсии исследуйте ближайший водоем или фонтан, чтобы выяснить, насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках, озерах, морях животные. Объясните детям, что вода в водоемах прозрачная, поэтому водные животные могут все видеть, у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Благодаря прозрачности воды ученые, водолазы могут изучать подводный мир.
Исследование «Есть ли у воды цвет?» I
Ход исследования. Растворите в прозрачных емкостях с водой акварельные краски, гуашь разного цвета. Добавьте стаканчики с апельсиновым, томатным соками и стаканчик с водопроводной
водой. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у нее цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите сравнить полученный раствор с водой. Чем они отличаются? Белый цвет и у молока.
Пусть ребята окрасят воду в черный, зеленый, коричневый, малиновый, лимонный цвет с помощью пакетиков разного чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у нее цвет? Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна. ял Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже аквариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоема или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объеме смотрится прозрачной, бесцветной, а на дне емкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли и т. п.
Исследование «Есть ли у воды вкус»
«Ход исследования. Предложите детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно гово
рят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убедит, пусть еще раз попробуют воду. Постарайтесь доказать, что у воды нет вкуса.
■ Вывод. У воды нет вкуса.
I Связь с повседневной жизнью. Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды, представление о ее свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Исследование «Есть ли у воды запах?»
мм Ход исследования. Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они станут вас уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще,
до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод. У воды нет запаха.
Связь с повседневной жизнью. В природе практически не бывает чистой воды. Если есть возможность, сходите к реке, морю или другому водоему и подышите на его берегу. Чем пахнет воздух в таком месте? Говорят, что у морей, рек, озер есть свои запахи. Это действительно так, потому что в природной воде много разных веществ. В водоемах растут водоросли, обитают разные животные. Их запах и составляет «запах» водоема.
Исследование «Лед — это вода» 1
Ход исследования. Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную
посуду (чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой). Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит?
% Вывод. Лед — это твердая вода.
«Связь с повседневной жизнью. Весной становится тепло, лед и снег тают, превращаются в воду.
Исследование «Вода прозрачная» 1
* Ход исследования. Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная. (Например, посмотрите через этот сосуд на какой-нибудь предмет.) Поставьте емкость с водой в
морозильную камеру. Исследуйте получившийся лед: прозрачен ли он? Сравните два одинаковых сосуда: один со льдом, другой с жидкой водой. Через какой из них можно что-нибудь увидеть? Вывод. Вода прозрачная, а лед — нет. ив Связь с повседневной жизнью. Летом в речке, озере, луже можно увидеть дно. Когда же они замерзают, то через тонкий слой льда дно еще видно. Со временем слой становится толстым, и дно увидеть уже не удается.
Исследование «Можно ли носить веду в решете?».................. I
яви Ход исследования. Скажите детям, что им предстоит решить сложную задачу. Приготовьте сито или дуршлаг, кусочки льда, миску с водой и пустую миску. Поставьте все это перед ребенком и попросите его наполнить водой вторую миску с помощью сита или дуршлага. (Воду из первой миски выливать запрещается.)
шл Вывод. Поскольку лед — это тоже вода, достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать, пока они растают.
■■ Связь с повседневной жизнью. В морях и океанах плавают огромные глыбы льда — айсберги. От них откалывают куски, которые перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. Когда кусок айсберга попадает в нужное место, его раскалывают на более мелкие части и растапливают их. Получается чистая вода.
Исследование «Лед в горячей веде»
яш Ход исследования. Положите кубик льда или сосульку в небольшой стаканчик с достаточно горячей водой (но не кипятком) и наблюдайте, что происходит. Следите за изменениями температуры воды и размеров кусочков льда.
ав Вывод. Холодный лед тает в горячей воде. Из-за этого вода охлаждается. Когда лед растает, вода будет теплой или прохладной.
як Связь с повседневной жизнью. В жару в напитки кладут кусочки льда, чтобы вода была прохладнее и лучше освежала.
Исследование «Снег в банке» а
Ход исследования. Принесите в лабораторию немного снега и наполните им банку. Положите в снег термометр для воздуха и рассмотрите, возле какой цифры находится его столбик. Наблюдайте, что происходит со снегом и как меняется высота столбика. Вывод. Когда банка наполнена снегом, столбик термометра находится возле отметки «О» или ниже нее. По мере таяния снега столбик удерживается на отметке «О», а затем, по мере прогревания воды от комнатного теплого воздуха, температура воды в банке повышается.
Связь с повседневной жизнью. Подобным образом весной во время таяния снега и льда меняется температура воды в водоемах.
Исследование «Лед легче воды» ■
Ход исследования. Перед детьми стоят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Дошкольники высказывают свои предположения о том, что произойдет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу растворится.) Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Опустите в емкость с водой кусочки льда. Тонет лед или плывет? Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет. а Вывод. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лед в воде растает.
'■* Связь с повседневной жизнью. Поздней осенью, зимой и ранней весной понаблюдайте за замерзшей рекой, озером, за кусочками льда в луже. Пусть дети выяснят, тонет лед или нет. Весной лед в водоемах сначала держится на поверхности воды, затем в реках он плывет по течению и со временем тает.
Исследование «Ледоход» ■
* Ход исследования. Положите кусочки льда в широкую емкость, например, в миску, наклоните ее и слегка подуйте. Что происходит со льдом?
ш Вывод. Когда мы дуем на кусочки льда, они передвигаются, плывут.
а Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за весенним ледоходом, за тем, как движутся льдины.
Исследование «Пар — это вщ
■■ Ход исследования. Для
того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям, дайте потрогать зеркальце пальчиком, чтобы они убедились в том, что пальчик намок. Если зеркало достаточно большое, на нем можно что-нибудь нарисовать. Вывод. Пар — это тоже вода.
_: Связь с повседневной жизнью. За паром можно понаблюдать дома вместе с родителями, когда кипит чайник, варится суп на плите, обратив внимание на то, что пар поднимает крышку кастрюли, а вода при кипении издает звуки.
Когда мы моемся в ванной или в душе, там появляется пар, который оседает на зеркале. Мы тогда говорим, что зеркало запотело. На таком зеркале можно что-нибудь нарисовать. При этом пальчик станет мокрым, потому что пар — это тоже вода.
Летом на траве можно обнаружить капельки воды — росу. Роса — это тоже пар.
Исследование «Гейзер»!
Ход исследования. Создайте упрощенную модель гейзера. Возьмите бутылку газированной (минеральной) воды. Пусть каждый ребенок по очереди потрясет закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Откройте бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же, с пузырьками, из гейзера вытекает вода, только она очень горячая.
| Вывод. Гейзер — это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьет из-под земли, появляются клубы пара. Связь с повседневной жизнью. В природе есть места, где из- под земли вырывается водяной пар и очень горячая вода. Такие горячие фонтаны называются гейзерами. От них, как и от термо
са с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например некоторые водоросли.
Люди используют тепло гейзеров для обогрева помещений и лечения.
Исследование «Вода может нагреваться»
Ход исследования. Дайте детям потрогать холодную воду в металлической емкости. Как сделать так, чтобы вода нагрелась? Нагрейте воду (чтобы она стала теплой) разными способами: на электроплитке, в электрическом чайнике и (если есть возможность) на открытом огне, например на спиртовой горелке. Организуйте длительные наблюдения: поставьте мисочки с холодной водой под лампу и на солнечное место на окне. Одну емкость с водой поместите в холодильник. Исследуйте, какой стала вода в стаканчиках. (Можно использовать для измерений специальный термометр.) Поставьте теплую воду в холодильник и через некоторое время проверьте ее температуру. Вывод. Вода может нагреваться и охлаждаться. Связь с повседневной жизнью. В морях, реках, прудах и озерах в теплое время года вода нагревается от лучей солнца и теплого воздуха, поэтому мы можем купаться в этих водоемах.
Вода в лужах летом бывает теплой, а весной и осенью — холодной.
Исследование «Вода внутри человека»
Ход исследования. Пусть дети подышат на зеркальце. Что с ним произошло? На зеркальце появились капельки воды. Это тоже водяной пар, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Можно ли теперь увидеть свое отражение в зеркале? Нет, оно скрыто капельками воды. Зато теперь можно пальчиком нарисовать на зеркальце свой портрет. Вывод. Внутри человека есть вода.
. Связь с повседневной жизнью. Человек не может обходиться без воды, поэтому каждый день мы пьем воду, чай, сок, едим суп и т. п.
Когда в морозную или просто холодную погоду человек выдыхает воздух, возле его лица появляется облачко пара.
Исследование «Сила пара»
Ход исследования. Возьмите небольшую легкую вертушку и подержите ее над паром, выходящим из кипящего чайника. (Опыт проводит взрослый!) Что происходит?
■■ Вывод. Из чайника выходит пар, который толкает лопасти вертушки.
ш Связь с повседневной жизнью. Раньше силу водяного пара использовали в самых разнообразных машинах, в паровозах. Именно поэтому появились слова «паровоз», «пароход».
Исследование «Горячий пар и холодное блюдце» 1
* Ход исследования. Возьмите блюдце. Дайте детям его потрогать, чтобы они убедились, что оно сухое. Положите на блюдце снег или лед и нагревайте его над паром чайника. Что происходит? Откуда на донышке блюдца появляются капельки, которых становится все больше? Когда воды становится много, капли начинают падать обратно в чайник.
Вывод. Горячий пар поднимается вверх и встречается с холодным блюдцем. Капельки пара охлаждаются и становятся обычными капельками воды. Когда капелек скапливается слишком много, над чайником «идет дождик».
Связь с повседневной жизнью. Капельки воды, которые испаряются в теплую погоду с поверхности луж, озер, морей, с земли и растений, поднимаются вверх, собираются вместе и потом выпадают дождем на землю.
Исследование «Вода жидкая»
• Ход исследования. Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного
в другой. Льется ли вода? Почему так происходит? Потому, что вода жидкая, может течь. Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет и мы можем перелить его из стакана в стакан, мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем этого сделать, поскольку он не течет, а вываливается кусками, мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой.
Вывод. Вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидкостью.
Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за тем, как бежит вода в ручейках после дождя, в реке, в фонтане, искусственном водопаде и в водопроводном кране. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы вниз в водопадах.
Исследование «Что растворяется в воде?» I
Ход исследования. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Теперь пусть возьмут другой стаканчик и насыплют в него ложечку сахарного песка, размешают его. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? (Подобные исследования можно провести с пакетиками чая, крупами, какао и любыми другими веществами.) Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие — нет.
■1 Связь с повседневной жизнью. Во время чаепития напомните детям, что чай сладкий и коричневый (варианты — желтый, зеленый), и попросите объяснить, почему. Мы размешали в горячей воде сахар и положили в нее пакетик с чаем. Сахар растворяется не только в чае, но и в какао, компоте, морсе.
Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки.
Рассмотрите аквариум. Мы кладем на его дно песок. Растворяется песок в воде или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок?
Если есть возможность, посетите реку, озеро, пруд, на дне которых заметен песок. Спросите ребят, что будет, если на дно реки насыпать сахарный песок.
Исследование «Все цвета радуги» ■
«ж Ход исследования. Предложите детям размешать акварельную краску или гуашь в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды — все цвета радуги. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Затем попробуйте растворить в воде подсолнечное, оливковое, льняное масло и сделайте вывод о том, растворилось оно или нет. Если масло с водой встряхнуть, на некоторое время они перемешаются, но очень
быстро масло образует отдельный слой в верхней части емкости, а вода останется внизу.
Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые — нет.
Связь с повседневной жизнью. Когда мы бросаем в пруд, реку, озеро мусор, он не растворяется, а остается в воде и мешает и людям, и водным животным. Если в озеро попадают маслянистые вещества, они не растворяются. Мы должны соблюдать определенные правила и не бросать ничего в водоемы.
Когда мы стираем вещи, пятна акварельной краски отстирываются даже в простой воде, а масляные пятна трудно отстирать даже в воде со стиральным порошком.
Исследование «Волшебная банка» *
я Ход исследования. Приготовьте на каждого ребенка банку с плотно закрывающейся крышкой. Наполните емкости водой так, чтобы она не доставала до крышки. Заранее, незаметно для детей, намажьте крышку изнутри цветной гуашью. (Этот опыт особенно нравится малышам.) Предложите детям потрясти банки с прозрачной водой. Через некоторое время вода становится цветной, так как гуашь растворяется в воде. Чем больше разных красок вы возьмете, тем привлекательнее будет результат опыта. Можно подобрать для окрашивания все цвета радуги. Вывод. Гуашь и акварельная краска растворяются в воде. Сначала вода была прозрачная, а потом стала цветной. Связь с повседневной жизнью. Когда дети рисуют, они берут немного краски или гуаши и растворяют ее в воде. Вода при этом окрашивается.
Исследование «Вода и мыло»
Ход исследования. Поставьте перед детьми большую емкость с водой. Дайте каждому из них кусочек мыла. (Можно подобрать мылоразнойформыицвета.) Спросите, длячеголюдииспользуют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верхний слой растворился в воде. Что будет с мылом, если мы надолго оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую непрозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыльной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На
поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря?
Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благодаря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь.
Исследование «Температура воды»
Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и найдут самую холодную и самую теплую. Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Ученые говорят, что у воды бывает разная температура.
Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или в море? Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли теплые моря, в которых можно купаться и в такие сезоны? Кто из ребят был на теплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите на географической карте теплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворенного воздуха. Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные.
Исследование «Снег в теплой воде»
Ход исследования. Возьмите два стаканчика с одинаково теплой водой. Пусть дети попробуют ее пальчиком или же определят температуру с помощью термометра. Положите в один из стаканчиков немного снега и наблюдайте за изменениями температуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Почему вода в одном из стаканчиков стала холоднее?
Вывод. Снег в теплой воде тает. Теплая вода остывает, становится холоднее.
Связь с повседневной жизнью. Во время прогулок сравните воду в луже с тающим снегом и без него. (Лучше всего это сделать с помощью термометра.) Где вода холоднее? Какой должна быть река, в которой тают снег и лед?
Исследование «Лед и перчатка» ■
Ход исследования. Раздайте каждому ребенку по одной перчатке и кусочку льда. Пусть они наденут перчатку только на одну руку. Предложите ребятам взять в обе руки по кусочку льда, понаблюдать за тем, что происходит. В какой руке лед тает быстрее? Почему так происходит?
Вывод. Рука без перчатки более теплая, поэтому на ней лед тает быстрее.
Связь с повседневной жизнью. Когда на улице дети берут в руки снег (лед), он начинает таять, так как от теплой ладошки лед и снег превращаются в жидкую воду.
Исследование «Лед прозрачный»
Ход исследования. Поместите в формочку с водой лист растения. (Лист нельзя срывать специально для проведения опыта, его можно поискать на земле или взять для этой цели засушенный экземпляр.) Поставьте емкость на мороз (в холодильник).
А
Рассмотрите ледяную пластинку, чтобы убедиться, что лист хорошо виден.
«в Вывод. Лед прозрачный.
«»Связь с повседневной жизнью. Дети на прогулках рассматривают лед, в том числе в лужах, прудах, сосульки и убеждаются, что лед прозрачный.
Исследование «1уман в лаборатории»
тек Ход исследования. Спросите детей, кто из них видел туман. Хотят ли они, чтобы туман появился прямо в лаборатории? Для того чтобы воссоздать это природное явление, возьмите кусоч
ки льда, крупную поваренную соль, большую емкость темного цвета (например, кастрюлю), скалку и полотенце. Кроме того, нужно заранее приготовить кубики льда. Заверните лед в полотенце и раздробите его при помощи скалки. Полученную массу положите в кастрюлю, посыпьте крупной солью и перемешайте. Подуйте на лед с солью. В емкости появляются облачка тумана. Вывод. Благодаря соли лед таял, капельки испарялись. Получился туман.
Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за туманом, чтобы узнать, в какое время суток и в какую погоду его можно увидеть.
Исследование «Дождь в лаборатории»
Ход исследования. Это исследование хорошо проводить в жаркий день. Скажите детям, что на улице очень тепло, поэтому вы предлагаете им пригласить в гости дождик. Но для того чтобы он появился в комнате, нужно кое-что сделать. Поставьте перед каждым ребенком поднос с белой или голубой поролоновой губкой и достаточно широкую миску с водой. Скажите, что губка — это туча, из которой должен пойти дождь. Какая губка сейчас — сухая или мокрая? (Пусть дети потрогают губку, сожмут ее в руках.) Слегка намочите губки и снова попробуйте их выжать. Вода из них не льется. Постепенно наполняйте губку водой до тех пор, пока из нее не начнет капать вода. Обратите внимание на то, что вода из губки капает даже тогда, когда вы ее не сжимаете. Это значит, что воды в губке слишком много. Можно представить, что из вашей тучки пошел дождик.
Вывод. Когда в губке накапливается много воды, она занимает все дырочки внутри, а лишняя жидкость выливается. Приблизительно то же происходит и с тучками. Когда в них накапливается много-много капелек, начинается дождь. Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание на облака перед дождем. Понаблюдайте за тем, из каких облаков идет дождь — из белых или серых? В серых низких облаках больше капелек воды, из них идет дождь.
Исследование «У жидкой воды нет формы»
Ход исследования. Предложите детям рассмотреть кубик льда, напомнив при этом, что лед — это твердая вода. На что похож кусочек льда? (Можно показать детям игрушечный кубик.) Какой он формы? Изменит ли кубик льда свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на тарелку, стол или на ладошку? (Нет, в любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не начнет таять.) А как ведет себя жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (можно взять любые сосуды), на поднос. Что происходит теперь? Вода принима