Ниже приводится примерный перечень материалов, которые




хранятся в лаборатории: в камни естественные (гранит, каменный уголь, мрамор, кремень, известняк, мел и другие), в том числе морская, речная галька, камни искусственные (керамзит, кусочки красного и белого кир­пича, асфальта, бетона, керамической плитки, черепицы); семена разных растений, распространяемые ветром (одуванчи­ка. мать-мачехи, осота, пушицы, иван-чая, ястребинки, клена, сосны, ели, ясеня, вяза, липы), шишки разных деревьев и кустар­ников, желуди, каштаны, орехи, засушенные ягоды, косточки лимона, апельсина, семена огородных растений и другие плоды и семена;

кожура цитрусовых (если у детей нет на них аллергии); засушенные ароматные лекарственные и пищевые растения (если у детей нет на них аллергии); цветные прозрачные кусочки пластика;

' разнообразные морские и речные раковины и раковины назем­ных моллюсков;

образцы песка, глины, почвы, кусочки черепицы, сухой цемент; различные краски, гуашь, цветные мелки, пищевые красители, сахар, соль, мука, крахмал, какао;

кусочки коры разных деревьев и коры разной толщины одного дерева, береста;

деревянные дощечки, бруски, кубики разного размера; разнообразные крупы, горох, фасоль; разнообразный пластилин, глина, гипс;

самые разнообразные бросовые материалы: фантики, гофриро­ванная бумага из-под шоколадных конфет, крышки разного раз­мера от баночек сметаны и других продуктов, разноцветные крыш­ки от пластиковых бутылок, обрезки бумаги, трубки-серединки от рулонов туалетной бумаги, коробки разного размера, формы и цвета, фольга и прозрачная бумага от упаковок букетов, старые мобильные телефоны, клавиатура от компьютера, ненужные СБ- диски, бутылочки из-под шампуня, жидкого мыла, упаковки от киндер-сюрприза, от молока и кефира и т. п.; -•;<> пуговицы, нитки (тонкие, шерстяные), небольшие веревки, лен­ты разной ширины; цат магниты разного размера; м» монетки разного размера и цвета;

ж» керамические изделия (тарелки, вазы, кувшины), образцы дым­ковской игрушки и гжели, другие глиняные игрушки, изделия из декоративных камней;

 

разные виды картона и бумаги (писчая, цветная, гофрированная, бархатная, наждачная, калька и т. п.); бумажные и тканевые салфетки разной плотности; разные виды ткани, различающиеся цветом, текстурой, толщи­ной, степенью промокаемости, пропускающие и не пропускаю­щие воздух, марля, бинт; вата, ватные шарики;

скрепки металлические и пластмассовые разной величины и цвета;

губки и мочалки разного размера, плотности и формы; прищепки.

Специфика организации исследований в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся учеными и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов дошкольники надевают фартуки, белые или цветные халаты (их можно сделать и из старых папи­ных или дедушкиных рубашек), шапочки и получают опознава­тельные значки, которые прикрепляются на груди. На значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишется фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мы разработали ряд значков для разных блоков программы «Наш дом — природа»: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушныйшарик), «Исследователи растений» (лист растения) и т. п. Значок в виде бейджика при­крепляют к халату или фартуку. Можно нарисовать значок на одной узкой стороне прямоугольника из плотной бумаги. По размеру прямоугольник должен быть немного длиннее, чем карман на халате. В этом случае карточка вставляется в карма­шек халата таким образом, чтобы был виден рисунок. Самый постой вариант — дети надевают на руку небольшой браслет, на котором написано название лаборатории, и приступают к ис­следованиям.

По торжественным случаям педагог может надевать особый ко­стюм магистра — накидку и шапочку и проводить Ученый совет, на котором дети вспоминают проведенные исследования, обоб­щают их результаты, делают доклады, защищают проекты. На та­кой Ученый совет приглашаются родители, бабушки и дедушки, которые вместе с детьми проводили опыты дома или выполняли семейный проект. Они могут рассказать о своей домашней лабо­ратории, созданной по рекомендации педагогов, или о результа­тах летних исследований на даче.

Перед проведением опыта взрослый задает детям вопросы, выслушивает ответы, но не комментирует их. Правильность ответов дети проверяют в процессе собственных исследований. По окончании опыта педагог (родитель) напомина­ет ребятам их гипотезы, спрашивает, какая из них подтвердилась, а какая — нет, и вместе с детьми делает выводы. (Постановочная, исследовательская и обобщающая части опыта.) Например, в на­чале опыта со льдом и водой педагог спрашивает: «Что случится с кусочками льда, если мы опустим их в мисочку с водой?» Дети вы­сказывают свои предположения: «Будет плавать», «Лед утонет», «Он растает». Затем дошкольники опускают льдинки в емкости с водой, наблюдают за льдом и делают выводы.

Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были за­действованы все органы чувств ребенка. Нередко взрослый огра­ничивается лишь визуальным наблюдением, в то время как для ребенка важно потрогать, понюхать предметы и даже попробо­вать их на вкус (если это безопасно!), услышать разные звуки.

Практика показывает, что при организации самостоятельной деятельности ребенка в мини-лаборатории огромную роль играет взрослый, его личная заинтересованность в проведении исследо­ваний. Наш опыт работы (городская экспериментальная площад­
ка Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца по проблеме самостоятельной деятельности дошкольников) свидетельствует о том, что педагог или родитель сначала должен выполнить ряд со­вместных опытов с ребенком, заинтересовать его исследователь­ской деятельностью, показать разное оборудование. Только после этого ребенок становится самостоятельным исследователем. Если дошкольник задает вопрос, можно предложить ему самому поис­кать ответ в лаборатории. Когда дети в процессе исследования об­ращаются ко взрослому, он обязательно должен вникнуть в их проблему и помочь, поддержать, оценить результат, вместе порадоваться достигнутому. Если же что- то не получилось, обсудите с ребенком, почему именно мог быть получен такой результат. Скажите, что и настоящие уче­ные нередко получают не те результаты, которые они планировали. Предложите не огорчаться, а провести опыт еще раз.

В детских садах мы сталкивались с тем, что в уголках самостоятельной дея­тельности воспитатели иногда выстав­ляли образцы, которые не разрешали брать детям, так как боялись, что ма­териалы в процессе детских исследова­ний могут быть повреждены. Это сразу же снижало у дошкольников интерес к мини-лаборатории. В уголках для про­ведения самостоятельных исследова­ний должно быть только то, что ребенок может использовать! Если вы переживаете по поводу сохранности красивых камней, раковин, декоративных изделий, оставьте их на полочках и рас­сматривайте вместе с детьми.

Помните о проблеме безопасности. Безопасными должны быть все материалы, оборудование, с которыми работает ре­бенок. В то же время мы считаем, что лаборатория — самое подходящее место для того, чтобы научить детей обращаться с острыми и колющимися предметами (ножницами, иглами) и даже с огнем (со свечами). Так или иначе, наши воспитанни­ки постоянно сталкиваются со всеми этими предметами в по­вседневной жизни. Лучше, чтобы дети научились обращаться с ними под руководством взрослого и заранее узнали обо всех возможных опасных последствиях их неправильного исполь­
зования. При этом все хотя бы сколько-нибудь опасные опыты проводит взрослый, дети только наблюдают.

Еще одним аспектом безопасности является состояние самих материалов. Все они должны быть чистыми и экологически безопасными. Нельзя брать песок, глину, почву для исследова­ний в местах, где гуляют кошки и собаки, у дорог, автостанций, в экологически неблагоприятных районах. Заранее нужно узнать, нет ли у кого-нибудь из детей аллергии на те или иные материа­лы. Составьте вместе с ребятами правила работы в лаборатории, проиллюстрируйте их и повесьте на видном месте.

Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно свя­зать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы. Ответы детей вы можете использовать и для диа­гностики. Например, дети в результате опытов узнают, что глина липкая, а песок рыхлый. Но как применить эти знания на практи­ке? Достаточно обратить внимание ребят на песочницу или обыч­ную лужу. Предложите ребенку найти ответы на вопросы: почему в одних местах лужи не высыхают в течение всего дня, а в дру­гих вода исчезает сразу после дождя? Почему дорожки посыпают песком, а не глиной? Почему в песочницы насыпают песок, а не глину? Почему в одном месте лужи образуются, а в другом — нет? Для ответа на этот вопрос дошкольники могут взять образцы и изучить их в лаборатории, сделать необходимые выводы с учетом ранее проведенных экспериментов.

Результаты наблюдений, опытов можно периодически фото­графировать, заносить в тетради, папки, дневники наблюдений, в том числе в виде зарисовок, условных знаков. Вы можете, на­пример, сфотографировать разные стадии развития растения из семечка и потом сделать дидактическую игру, в процессе кото­рой ребенок будет раскладывать фотографии в правильной по­следовательности.

Исследования в домашней лаборатории имеют свою специфи­ку. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, напри­мер, на кухне во время приготовления пищи. Если взрослые го­товят кашу или овощной суп, часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, предложите ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если в рецепте указано, что для приготов­ления блюда нужна вода определенной температуры, попроси­те сына или дочь измерить воду с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от вашей фантазии и интересов ребенк


Исследования

 

Исследование «Вода прозрачная»

 

Ход исследования. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика нужно поместить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в ста­канчике с молоком — нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с мо­локом. Через какой из них что-нибудь видно? Вывод. Вода прозрачная, а молоко — нет.

: Связь с повседневной жизнью. На прогулке, во время экскур­сии исследуйте ближайший водоем или фонтан, чтобы выяснить, насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках, озерах, морях животные. Объясните детям, что вода в водоемах прозрачная, поэтому водные животные могут все видеть, у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие живот­ные жить в таких молочных реках?

Благодаря прозрачности воды ученые, водолазы могут изучать подводный мир.

Исследование «Есть ли у воды цвет?» I

Ход исследования. Растворите в прозрачных емкостях с водой акварельные краски, гуашь разного цвета. Добавьте стаканчики с апельсиновым, томатным соками и стаканчик с водопроводной


 

водой. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у нее цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите сравнить полученный раствор с во­дой. Чем они отличаются? Белый цвет и у молока.

Пусть ребята окрасят воду в черный, зеленый, коричневый, малиновый, лимонный цвет с помощью пакетиков разного чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у нее цвет? Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна. ял Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже ак­вариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоема или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объеме смотрится прозрачной, бесцветной, а на дне емкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли и т. п.

Исследование «Есть ли у воды вкус»

«Ход исследования. Предложите детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно гово­
рят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убедит, пусть еще раз попробуют воду. Постарайтесь доказать, что у воды нет вкуса.

■ Вывод. У воды нет вкуса.

I Связь с повседневной жизнью. Дети часто слышат от взрос­лых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды, представление о ее свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удоволь­ствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, гово­рит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чув­ствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Исследование «Есть ли у воды запах?»

мм Ход исследования. Предложите детям понюхать воду и ска­зать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыду­щем случае, из самых лучших побуждений они станут вас уве­рять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще,


 

до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркни­те, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод. У воды нет запаха.

Связь с повседневной жизнью. В природе практически не бы­вает чистой воды. Если есть возможность, сходите к реке, морю или другому водоему и подышите на его берегу. Чем пахнет воз­дух в таком месте? Говорят, что у морей, рек, озер есть свои запа­хи. Это действительно так, потому что в природной воде много разных веществ. В водоемах растут водоросли, обитают разные животные. Их запах и составляет «запах» водоема.

Исследование «Лед — это вода» 1

Ход исследования. Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную


 

посуду (чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой). Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, замо­розив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно умень­шаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит?

% Вывод. Лед — это твердая вода.

«Связь с повседневной жизнью. Весной становится тепло, лед и снег тают, превращаются в воду.

Исследование «Вода прозрачная» 1

* Ход исследования. Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная. (Например, посмотрите через этот сосуд на какой-нибудь предмет.) Поставьте емкость с водой в
морозильную камеру. Исследуй­те получившийся лед: прозрачен ли он? Сравните два одинаковых сосуда: один со льдом, другой с жидкой водой. Через какой из них можно что-нибудь увидеть? Вывод. Вода прозрачная, а лед — нет. ив Связь с повседневной жиз­нью. Летом в речке, озере, луже можно увидеть дно. Когда же они замерзают, то через тонкий слой льда дно еще видно. Со вре­менем слой становится толстым, и дно увидеть уже не удается.

Исследование «Можно ли носить веду в решете?».................. I

яви Ход исследования. Скажите детям, что им предстоит решить сложную задачу. Приготовьте сито или дуршлаг, кусочки льда, миску с водой и пустую миску. Поставьте все это перед ребен­ком и попросите его наполнить водой вторую миску с помо­щью сита или дуршлага. (Воду из первой миски выливать за­прещается.)

шл Вывод. Поскольку лед — это тоже вода, достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать, пока они растают.

■■ Связь с повседневной жизнью. В морях и океанах плава­ют огромные глыбы льда — айсберги. От них откалывают куски, которые перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. Когда кусок айсберга попадает в нужное место, его рас­калывают на более мелкие части и растапливают их. Полу­чается чистая вода.

Исследование «Лед в горячей веде»

яш Ход исследования. Положите кубик льда или сосульку в не­большой стаканчик с достаточно горячей водой (но не кипят­ком) и наблюдайте, что происходит. Следите за изменениями температуры воды и размеров кусочков льда.

ав Вывод. Холодный лед тает в горячей воде. Из-за этого вода охлаж­дается. Когда лед растает, вода будет теплой или прохладной.

як Связь с повседневной жизнью. В жару в напитки кладут кусоч­ки льда, чтобы вода была прохладнее и лучше освежала.

Исследование «Снег в банке» а

Ход исследования. Принесите в лабораторию немного снега и наполните им банку. Положите в снег термометр для воздуха и рассмотрите, возле какой цифры находится его столбик. Наблю­дайте, что происходит со снегом и как меняется высота столбика. Вывод. Когда банка наполнена снегом, столбик термометра на­ходится возле отметки «О» или ниже нее. По мере таяния снега столбик удерживается на отметке «О», а затем, по мере прогре­вания воды от комнатного теплого воздуха, температура воды в банке повышается.

Связь с повседневной жизнью. Подобным образом весной во время таяния снега и льда меняется температура воды в водоемах.

Исследование «Лед легче воды» ■

Ход исследования. Перед детьми стоят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Дошкольники высказывают свои предположения о том, что произойдет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу рас­творится.) Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Опустите в емкость с водой кусочки льда. Тонет лед или плывет? Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет. а Вывод. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лед в воде растает.

'■* Связь с повседневной жизнью. Поздней осенью, зимой и ран­ней весной понаблюдайте за замерзшей рекой, озером, за кусоч­ками льда в луже. Пусть дети выяснят, тонет лед или нет. Весной лед в водоемах сначала держится на поверхности воды, затем в реках он плывет по течению и со временем тает.

Исследование «Ледоход» ■

* Ход исследования. Положи­те кусочки льда в широкую емкость, например, в миску, наклоните ее и слегка подуй­те. Что происходит со льдом?

ш Вывод. Когда мы дуем на ку­сочки льда, они передвига­ются, плывут.

а Связь с повседневной жиз­нью. Понаблюдайте с детьми за весенним ледоходом, за тем, как движутся льдины.

Исследование «Пар — это вщ

■■ Ход исследования. Для

того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипят­ком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркаль­це. На нем выступят капель­ки воды, покажите их детям, дайте потрогать зеркальце пальчиком, чтобы они убе­дились в том, что пальчик намок. Если зеркало доста­точно большое, на нем мож­но что-нибудь нарисовать. Вывод. Пар — это тоже вода.

_: Связь с повседневной жиз­нью. За паром можно понаблюдать дома вместе с родителями, когда кипит чайник, варится суп на плите, обратив внимание на то, что пар поднимает крышку кастрюли, а вода при кипении издает звуки.

Когда мы моемся в ванной или в душе, там появляется пар, ко­торый оседает на зеркале. Мы тогда говорим, что зеркало запо­тело. На таком зеркале можно что-нибудь нарисовать. При этом пальчик станет мокрым, потому что пар — это тоже вода.

Летом на траве можно обнаружить капельки воды — росу. Роса — это тоже пар.

Исследование «Гейзер»!

Ход исследования. Создайте упрощенную модель гейзера. Возь­мите бутылку газированной (минеральной) воды. Пусть каждый ребенок по очереди потрясет закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Откройте бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же, с пузырьками, из гейзера вытекает вода, только она очень горячая.

| Вывод. Гейзер — это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьет из-под земли, появляются клубы пара. Связь с повседневной жизнью. В природе есть места, где из- под земли вырывается водяной пар и очень горячая вода. Такие горячие фонтаны называются гейзерами. От них, как и от термо­
са с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например некоторые водоросли.

Люди используют тепло гейзеров для обогрева помещений и лечения.

Исследование «Вода может нагреваться»

Ход исследования. Дайте детям потрогать холодную воду в ме­таллической емкости. Как сделать так, чтобы вода нагрелась? Нагрейте воду (чтобы она стала теплой) разными способами: на электроплитке, в электрическом чайнике и (если есть возмож­ность) на открытом огне, например на спиртовой горелке. Орга­низуйте длительные наблюдения: поставьте мисочки с холодной водой под лампу и на солнечное место на окне. Одну емкость с водой поместите в холодильник. Исследуйте, какой стала вода в стаканчиках. (Можно использовать для измерений специаль­ный термометр.) Поставьте теплую воду в холодильник и через некоторое время проверьте ее температуру. Вывод. Вода может нагреваться и охлаждаться. Связь с повседневной жизнью. В морях, реках, прудах и озерах в теплое время года вода нагревается от лучей солнца и теплого воздуха, поэтому мы можем купаться в этих водоемах.

Вода в лужах летом бывает теплой, а весной и осенью — хо­лодной.

Исследование «Вода внутри человека»

Ход исследования. Пусть дети подышат на зеркальце. Что с ним произошло? На зеркальце появились капельки воды. Это тоже водяной пар, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Можно ли теперь увидеть свое отражение в зеркале? Нет, оно скрыто капельками воды. Зато теперь можно пальчиком нарисовать на зеркальце свой портрет. Вывод. Внутри человека есть вода.

. Связь с повседневной жизнью. Человек не может обходиться без воды, поэтому каждый день мы пьем воду, чай, сок, едим суп и т. п.

Когда в морозную или просто холодную погоду человек выды­хает воздух, возле его лица появляется облачко пара.

Исследование «Сила пара»

Ход исследования. Возьмите небольшую легкую вертушку и по­держите ее над паром, выходящим из кипящего чайника. (Опыт проводит взрослый!) Что происходит?

■■ Вывод. Из чайника выходит пар, который толкает лопасти вер­тушки.

ш Связь с повседневной жизнью. Раньше силу водяного пара использовали в самых разнообразных машинах, в паровозах. Именно поэтому появились слова «паровоз», «пароход».

Исследование «Горячий пар и холодное блюдце» 1

* Ход исследования. Возьмите блюдце. Дайте детям его потро­гать, чтобы они убедились, что оно сухое. Положите на блюдце снег или лед и нагревайте его над паром чайника. Что происхо­дит? Откуда на донышке блюдца появляются капельки, которых становится все больше? Когда воды становится много, капли на­чинают падать обратно в чайник.

Вывод. Горячий пар поднимается вверх и встречается с холод­ным блюдцем. Капельки пара охлаждаются и становятся обыч­ными капельками воды. Когда капелек скапливается слишком много, над чайником «идет дождик».

Связь с повседневной жизнью. Капельки воды, которые испа­ряются в теплую погоду с поверхности луж, озер, морей, с земли и растений, поднимаются вверх, собираются вместе и потом вы­падают дождем на землю.

Исследование «Вода жидкая»

• Ход исследования. Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного

 

в другой. Льется ли вода? Почему так происходит? Потому, что вода жидкая, может течь. Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет и мы можем пере­лить его из стакана в стакан, мы говорим, что он... (дети опреде­ляют) жидкий. Если же мы не можем этого сделать, поскольку он не течет, а вываливается кусками, мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой.

Вывод. Вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидко­стью.

Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за тем, как бежит вода в ручейках после дождя, в реке, в фонтане, ис­кусственном водопаде и в водопроводном кране. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы вниз в водопадах.

Исследование «Что растворяется в воде?» I

Ход исследования. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Теперь пусть возьмут другой стаканчик и насыплют в него ложечку сахарного песка, размешают его. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? (Подобные исследования можно провести с пакетиками чая, крупами, какао и любыми другими веществами.) Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие — нет.

 

■1 Связь с повседневной жизнью. Во время чаепития напомни­те детям, что чай сладкий и коричневый (варианты — желтый, зеленый), и попросите объяснить, почему. Мы размешали в го­рячей воде сахар и положили в нее пакетик с чаем. Сахар раство­ряется не только в чае, но и в какао, компоте, морсе.

Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки.

Рассмотрите аквариум. Мы кладем на его дно песок. Раство­ряется песок в воде или нет? Что было бы, если бы на дно аква­риума положили не обычный, а сахарный песок?

Если есть возможность, посетите реку, озеро, пруд, на дне ко­торых заметен песок. Спросите ребят, что будет, если на дно реки насыпать сахарный песок.

Исследование «Все цвета радуги» ■

«ж Ход исследования. Предложите детям размешать акварельную краску или гуашь в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый на­бор разноцветной воды — все цвета радуги. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Затем попробуйте раство­рить в воде подсолнечное, оливковое, льняное масло и сделай­те вывод о том, растворилось оно или нет. Если масло с водой встряхнуть, на некоторое время они перемешаются, но очень

 

быстро масло образует отдельный слой в верхней части емкости, а вода останется внизу.

Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а некото­рые — нет.

Связь с повседневной жизнью. Когда мы бросаем в пруд, реку, озеро мусор, он не растворяется, а остается в воде и мешает и лю­дям, и водным животным. Если в озеро попадают маслянистые вещества, они не растворяются. Мы должны соблюдать опреде­ленные правила и не бросать ничего в водоемы.

Когда мы стираем вещи, пятна акварельной краски отстиры­ваются даже в простой воде, а масляные пятна трудно отстирать даже в воде со стиральным порошком.

Исследование «Волшебная банка» *

я Ход исследования. Приготовьте на каждого ребенка банку с плотно закрывающейся крышкой. Наполните емкости водой так, чтобы она не доставала до крышки. Заранее, незаметно для детей, намажьте крышку изнутри цветной гуашью. (Этот опыт особенно нравится малышам.) Предложите детям потрясти бан­ки с прозрачной водой. Через некоторое время вода становится цветной, так как гуашь растворяется в воде. Чем больше разных красок вы возьмете, тем привлекательнее будет результат опыта. Можно подобрать для окрашивания все цвета радуги. Вывод. Гуашь и акварельная краска растворяются в воде. Снача­ла вода была прозрачная, а потом стала цветной. Связь с повседневной жизнью. Когда дети рисуют, они берут немного краски или гуаши и растворяют ее в воде. Вода при этом окрашивается.

Исследование «Вода и мыло»

Ход исследования. Поставьте перед детьми большую емкость с водой. Дайте каждому из них кусочек мыла. (Можно подобрать мылоразнойформыицвета.) Спросите, длячеголюдииспользуют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верх­ний слой растворился в воде. Что будет с мылом, если мы надол­го оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую не­прозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыль­ной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На

поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря?

Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благо­даря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь.

Исследование «Температура воды»

Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной тем­пературы (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и найдут самую холодную и самую теплую. Если дети уже знакомы с принци­пом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Ученые говорят, что у воды бывает разная температура.

Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или в море? Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли теплые моря, в которых можно купаться и в такие сезоны? Кто из ребят был на теплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите на географической карте теплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температу­рой: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — те­плую или холодную? Как они думают, где больше разных расте­ний и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворенного воздуха. Важно, чтобы дошкольни­ки поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные.

Исследование «Снег в теплой воде»

Ход исследования. Возьмите два стаканчика с одинаково те­плой водой. Пусть дети попробуют ее пальчиком или же опре­делят температуру с помощью термометра. Положите в один из стаканчиков немного снега и наблюдайте за изменениями темпе­ратуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Почему вода в одном из стаканчиков стала холоднее?

Вывод. Снег в теплой воде тает. Теплая вода остывает, становит­ся холоднее.

Связь с повседневной жизнью. Во время прогулок сравните воду в луже с тающим снегом и без него. (Лучше всего это сде­лать с помощью термометра.) Где вода холоднее? Какой должна быть река, в которой тают снег и лед?

Исследование «Лед и перчатка» ■

Ход исследования. Раздайте каждому ребенку по одной перчат­ке и кусочку льда. Пусть они наденут перчатку только на одну руку. Предложите ребятам взять в обе руки по кусочку льда, по­наблюдать за тем, что происходит. В какой руке лед тает быстрее? Почему так происходит?


 

Вывод. Рука без перчатки более теплая, поэтому на ней лед тает быстрее.

Связь с повседневной жизнью. Когда на улице дети берут в руки снег (лед), он начинает таять, так как от теплой ладошки лед и снег превращаются в жидкую воду.

Исследование «Лед прозрачный»

Ход исследования. Поместите в формочку с водой лист расте­ния. (Лист нельзя срывать специально для проведения опыта, его можно поискать на земле или взять для этой цели засушен­ный экземпляр.) Поставьте емкость на мороз (в холодильник).

А

Рассмотрите ледяную пла­стинку, чтобы убедиться, что лист хорошо виден.

«в Вывод. Лед прозрачный.

«»Связь с повседневной жизнью. Дети на прогул­ках рассматривают лед, в том числе в лужах, прудах, сосульки и убеждаются, что лед прозрачный.

Исследование «1уман в лаборатории»

тек Ход исследования. Спросите детей, кто из них видел туман. Хотят ли они, чтобы туман появился прямо в лаборатории? Для того чтобы воссоздать это природное явление, возьмите кусоч­


 

ки льда, крупную поваренную соль, большую емкость темного цвета (например, кастрюлю), скалку и полотенце. Кроме того, нужно заранее приготовить кубики льда. Заверните лед в поло­тенце и раздробите его при помощи скалки. Полученную массу положите в кастрюлю, посыпьте крупной солью и перемешайте. Подуйте на лед с солью. В емкости появляются облачка тумана. Вывод. Благодаря соли лед таял, капельки испарялись. Полу­чился туман.

Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за туманом, чтобы узнать, в какое время суток и в какую погоду его можно увидеть.

Исследование «Дождь в лаборатории»

Ход исследования. Это исследование хорошо проводить в жар­кий день. Скажите детям, что на улице очень тепло, поэтому вы предлагаете им пригласить в гости дождик. Но для того чтобы он появился в комнате, нужно кое-что сделать. Поставьте перед каж­дым ребенком поднос с белой или голубой поролоновой губкой и достаточно широкую миску с водой. Скажите, что губка — это туча, из которой должен пойти дождь. Какая губка сейчас — су­хая или мокрая? (Пусть дети потрогают губку, сожмут ее в руках.) Слегка намочите губки и снова попробуйте их выжать. Вода из них не льется. Постепенно наполняйте губку водой до тех пор, пока из нее не начнет капать вода. Обратите внимание на то, что вода из губки капает даже тогда, когда вы ее не сжимаете. Это значит, что воды в губке слишком много. Можно представить, что из вашей тучки пошел дождик.

Вывод. Когда в губке накапливается много воды, она занимает все дырочки внутри, а лишняя жидкость выливается. Приблизи­тельно то же происходит и с тучками. Когда в них накапливается много-много капелек, начинается дождь. Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание на обла­ка перед дождем. Понаблюдайте за тем, из каких облаков идет дождь — из белых или серых? В серых низких облаках больше капелек воды, из них идет дождь.

Исследование «У жидкой воды нет формы»

Ход исследования. Предложите детям рассмотреть кубик льда, напомнив при этом, что лед — это твердая вода. На что похож ку­сочек льда? (Можно показать детям игрушечный кубик.) Какой он формы? Изменит ли кубик льда свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на тарелку, стол или на ладошку? (Нет, в любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не начнет та­ять.) А как ведет себя жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (можно взять любые сосуды), на поднос. Что происходит теперь? Вода принима



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: