Великая Отечественная война и послевоенный Минск




Накануне войны Лангбард был в Минске. Он писал: “Война меня застала в Минске, куда я приехал 18 июня по поводу строительства Дома Красной Армии. Со многими обычными для тех дней приключениями, проделав более 40 километров пешком из Минска, откуда я вышел 25-го ночью, я добрался до Ленинграда”. Из тех же писем архитектора можно узнать, что в первые военные месяцы он участвовал в работе по маскировке зданий северной столицы. А осенью первого военного года начал вести занятия в Ленинградской академии художеств.

Это было страшное время. Холод, ни еды, ни воды. К тому же Лангбард со своей супругой серьезно заболели. Из воспоминаний племянницы Лангбарда, Светланы Сергеевны: они какое-то время должны были ютиться в ванной, что само по себе передавало всю критичность их положения.

Лангбард очень тепло отзывается о своих учениках, которые, несмотря на войну, постоянные бомбардировки, холод и голод, готовили свои дипломные проекты. Их защита проходила под постоянным артиллерийским обстрелом, но не остановилась ни на минуту. Иногда во время бомбежек архитектор выглядывал из окна, выходил на улицу и делал свои зарисовки, которые потом назвал “Ленинград в борьбе”. Говорил, что когда-нибудь представит их зрителям. В феврале 1942 года преподавателей и студентов Академии художеств эвакуируют в Ярославль.

Однако и в Ярославле не было особых достоинств. Еды и воды все так же не было, и Иосифу Григорьевичу вместе со своими коллегами опреподавательскому составу приходилось рисовать картины, разукрашивать диванные подушки. Все эти работы делались в основном за еду.

Лангбарда поселили в нескольких километрах от города, в имении поэта Некрасова. Уже через несколько дней мастер восстанавливает связь с Союзом архитекторов БССР и включается в его работу. В одном из писем коллеге А. Воинову от 3 сентября 1942 года архитектор сообщает: “Само собой разумеется, что кроме большого монумента героям Отечественной войны для Белоруссии нужен целый ряд полевых памятников на местах крупных боев в память павших героев. Я сейчас над этим тоже работаю по личной инициативе и могу с Вами поделиться материалами...”.

После освобождения БССР Лангбард приедет в Минск, где примет активное участие в работе комиссии Комитета по делам архитектуры при Совете народных комиссаров СССР, составившей “эскиз-идею” схемы генерального плана белорусской столицы. Мастер будет работать над восстановлением и реконструкцией своих зданий. Кстати, его детища хоть и пострадали, но не были стерты с лица земли при первых фашистских бомбардировках. Говорят, что горожане часто шутили, мол, своим творчеством архитектор настолько угодил Всевышнему, что тот не позволил разрушить эти величественные здания даже врагу.

Осенью 1945 года у знаменитого архитектора Иосифа Лангбарда было очень много работы. Минск лежит в руинах. Сильно пострадали самые главные и красивые здания: Дом правительства, Дом офицеров, Государственный театр оперы и балета. Те, которые построены до войны по его проектам. Именно он, совсем еще молодой выпускник Петербургской академии художеств, выиграл тогда творческий конкурс на создание этих монументальных сооружений.
В Доме правительства во время оккупации были штабы СС, гестапо, продовольственные склады. Герб БССР немцы снять не смогли, они прикрыли его свастикой. В театре оперы и балета устроили конюшню.
В августе 1944 года Лангбард с группой архитекторов приехал в Минск. Он считал, что главная плошадь белорусской столицы должна быть напротив Александровского сквера.

В 1945 году он предлагает пробить два луча – к оперному театру и площади Свободы. Но в моде был уже сталинский ампир. От участия в проектировании послевоенного Минска Лангбард был отстранен. Ему удалось построить только кинотеатр «Победа» совместно с Михаилом Баклановым. Лангбарду было предложено восстановить свои здания. Это позволило ему вернуть первоначальные интерьеры театру оперы и балета.

Здание кинотеатра «Победа» — памятник архитектуры послевоенного периода, решённый в стиле сталинского ампира, авторства Иосифа Лангбарда и Михаила Бакланова.Для постройки были использованы стены сожжённого во время войны клуба пищевиков. Окончание строительства и открытие кинотеатра состоялось в 1950 году.Здание является памятником архитектуры середины ХХ века и включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Мэтру архитектуры 63 года. И он очень скучает по своей красавице жене Ольге Гавриловне, оставшейся в Ленинграде, в их роскошной четырехкомнатной квартире. Чтобы скрасить свое одиночество, титулованный зодчий организует любимой супруге путевку в санаторий, расположенный в Несвижском замке. В октябре сорок пятого Ольга Гавриловна приезжает к мужу в Беларусь и заселяется в радзивилловских апартаментах…

В конце тридцатых годов Лангбард, будучи в Минске, позвонил в Ленинград и не застал жены дома. Тогда он разыскал ее сестру Александру. «А ты знаешь, Олю увезли на Литейный,4», - сказала ему та. Подключив к делу первого секретаря ЦККомпартии Беларуси Пономаренко, зодчий смог вызволить ее из тюрьмы. Но проведенные там полторы недели женщина старалась никогда и нигде не вспоминать.

Новый генплан столицы был утвержден ЦК Компартии Беларуси в июне 1946 года. Тогда главным стилем стал сталинский ампир, начинается жесткий прессинг по отношению к искусству: все, что не в рамках идеологии, подавлялось. И Лангбард со своими новаторскими взглядами оказался чужд руководству. Он видел развитие новой архитектуры послевоенного Минска на основе белорусской истории и традиций, смело ратовал за сохранение памятников архитектуры, костела Томаша Аквинского и других храмов.

Советская власть сочла самобытность за буржуазность. Последовала разгромная рецензия. Его детища в Минске начали необоснованно критиковать коллеги, Дом офицеров вдруг оказался неудачно расположен со стороны Парка культуры и отдыха, а Академия наук и Оперный стали абсолютно невыразительными. Таковы реалии советской эпохи. Вместо строительства нового Минска Лангбарду предложили восстанавливать свои здания.

Официально освободил от должности по охране памятников и изгнал из Минска ЛангбардаОсмоловский, тогда заведующий по делам архитектуры при Совете министров БССР. Вот так за человеком, подарившему Минску европейский облик, закрыли дверь.

В 1948 году он пишет письмо Осмоловскому о том, что уезжает из Беларуси, потому что он сделал все, что нужно для Беларуси, не видит перспектив в своей дальнейшей работе. В своей Академии художеств он продолжает работать и, к сожалению, тяжело заболевает. Умер он 3 января 1951 года.

Память о гении

Тогда Ольга Гавриловна приняла, на ее взгляд, единственно верное решение. Написала председателю правления Союза архитекторов БССР Модесту Томаху письмо с просьбой командировать в Ленинград представителя, который бы отобрал из архива архитектора материалы, ценные для Беларуси. Женщине казалось, что коллеги захотят получить творческое наследие земляка, при жизни ставшего легендой монументального зодчества. Но в последующие 17 лет она так и не получила ответа…

Имя Иосифа Лангбарда вновь прозвучало на белорусской земле только в 2008 году. Внучатый племянник Ольги Лангбард Константин Соколов (своих детей у четы не было) по случаю 40-летнего юбилея Белорусского государственного архива научно-технической документации, где хранятся личные фонды зодчих, привез из Санкт-Петербурга в Минск более двух десятков уникальных документов из домашнего собрания. В их числе – свидетельство Бельской управы о внесении Лангбарда в призывные списки и получении отсрочки до окончания образования, выданное в первую мировую войну, трудовая книжка, пропуск за номером 687 в Дом правительства с пометкой «Без права перадачы другой асобе», копия заверенного нотариусом свидетельства о браке за 1920 год.

 

Заключение

По своим профессиональным взглядам И.Г.Лангбард был приверженцем критического освоения и использования традиций прошлого. В классике он ценил архитектурную дисциплину и порядок, соразмерность основных форм. Иосиф Григорьевич стремился развить одну из традиций белорусской национальной архитектуры - ясность и простоту композиционного решения, лаконизм и сдержанность в применении декоративного убранства. Здания, построенные по проектам И.Г.Лангбарда, и его конкурсные работы отличаются четкостью и, можно сказать, своего рода деловитостью. Создавая крупные общественные сооружения, зодчий с присущей ему высокой художественной культурой заставлял каждый введенный элемент работать с полной нагрузкой. Он любил повторять: "Лучше не знать, как украсить здания, чем сделать в них лишнее" и в то же время подчеркивал, что современная архитектура должна ориентироваться на возможность постоянного обновления, развития, создания новых форм в зависимости от своего содержания.

И.Г.Лангбард вписал яркую, полную самобытности страницу в историю становления и развития архитектуры Беларуси, уроженцем которой он был и которой отдал много творческих сил и энергии. Велика его заслуга в формировании творческого коллектива архитекторов Беларуси. Большую роль в этом сыграли его непосредственная помощь и личный пример. В ходе своей творческой деятельности И.Г.Лангбард создал более ста проектов зданий различного назначения, монументальных сооружений. Многократно он становился победителем и лауреатом различных конкурсов. 15 проектов зодчего были воплощены в жизнь, из них 8 - в Беларуси. Они и сегодня являются образцом творческого поиска и украшением городского пейзаж

 

 

Список использованной литературы:

1.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лангбард,_Иосиф_Григорьевич. Дата доступа: 24.10.2017.

2. Газета “Гродненская правда” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grodnonews.by/category/zhizn/news25764.html. Дата доступа: 24.10.2017.

3. Архивы Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.by/index.php?id=202804. Дата доступа: 26.10.2017.

 

 

 

Приложение 1

 

Рисунок 1.Иосиф Григорьевич Лангбард

 

 

Рисунок 2.Родной город Иосифа Лангбарда – Бельск-Подляски

 

Рисунок 3.Акварель Иосифа Лангбарда «Минск». Музей истории Минска.

Рисунок 4.Лангбард со своей женой, Ольгой

Рисунок 5.Сельскохозяйственный музей Петрограда.

 

 

Рисунок 6.У планшета проекта Дома правительства сидят слева И. Бродский,Глейберман и И. Лангбард.

 

 

Рисунок 7.Дом правительства в Минске

 

Рисунок 8.Центральный дом офицеров

Рисунок 9.Государственный театр оперы и балета БССР

 

Рисунок 10.Сравнение Домов Правительства в Минске и Могилёве.

Рисунок 11.Диплом "Гран-при" Международной выставки искусств и техники в Париже на имя И.Г. Лангбарда, 25 ноября 1937 года.   Рисунок 12.И.Лангбард с преподавателями и учениками во время Второй мировой войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: