Исследовательские работы - это интерес и польза одновременно




Не бойтесь фантазировать

В статье «Есть продукт? Значит, проект!» («УГ» №1 от 5 января 2016 г.) я писала об особенностях проектной деятельности школьников и различиях исследовательских и проектных работ. Пришла пора поговорить об исследовательских работах. Рассмотрю некоторые важные аспекты исследовательской деятельности учащихся, опираясь на 30-летний опыт эксперта конкурсов и конференций МАН «Интеллект будущего». Ирина Леках

​Как не надо
Для начала выясним, какие работы не являются исследованиями и не соответствуют уровню всероссийских конференций.


Это рефераты, даже в области гуманитарных наук. Достаточно часто встречаются работы, в которых 15-20 страниц обзора литературы заканчиваются несколькими абзацами с названием «собственные исследования». Это может быть несколько вопросов специалисту (врачу, психологу, охотоведу и т. д.), 2-3 вопроса анкеты для членов семьи или нескольких одноклассников, простейший опыт. Но такие дополнения не превращают работу в исследование. Беседы со школьным врачом, библиотекарем, экскурсия в лабораторию, на предприятие и т. д. тоже не являются исследованиями.


В естественных науках исследования базируются на наблюдениях и экспериментах. Но многие работы младших школьников основаны на простом «модельном опыте» с заведомо известным результатом. Типичные примеры: вырастить растение на свету и в темноте, измерить пульс до физической нагрузки и после (у себя самого, а не в группе), определить наличие железа в яблоке или крахмала в картофелине (в одной штуке), опыт по получению радуги или «вулкана» при реакции соды с уксусом и т. д.

 


В итоге на Всероссийской конференции авторы подобных работ скорее всего будут только участниками, в лучшем случае лауреатами 3-й степени, и то, если это младшие школьники. Школьникам постарше работы подобного уровня подавать на всероссийские конкурсы бессмысленно.

Правильный подход
Если в вашей работе появляется сравнительный аспект, процесс изучается в динамике, учитывается влияние какого-либо фактора, то получается исследование, пусть для начала простое.


Если речь идет об анкетировании (это проще, чем эксперимент), анкета должна быть хотя бы на 5-6 вопросов, а группа респондентов не менее 15-20 человек. Для более серьезных исследований надо использовать авторские тесты и опросники (в области педагогики, психологии, медицины, социологии). Их можно найти в Интернете. Количество респондентов должно быть не менее 20-30 человек, а лучше больше, тогда результаты будут более достоверны.


В литературоведении не следует брать для исследования известные произведения или темы, проработанные крупными учеными. Найдите тексты не из школьной программы, подумайте о необычном аспекте, интересных деталях.


Для исследований по истории и краеведению необходима работа с настоящими документами - от статей в старых газетах до указов, приказов, писем, воспоминаний и т. п. Для этого надо обращаться в архивы. Многие оцифрованные документы можно найти в Интернете. Например, в работе второклассницы к 70-летию Победы подробно были описаны все ордена Великой Отечественной войны, рассказано, за что ими награждали. Фактически это был реферат, в котором содержалось небольшое количество фактов о военной и послевоенной жизни прадедушки автора. После консультации в архиве нашли документы, приказы, за что конкретно была получена каждая награда, девочка изучила весь боевой путь дивизии, в которой служил ее предок. Из реферата получилась отличная исследовательская работа.


В естественно-научной области типичный однократный опыт можно превратить в настоящую исследовательскую работу. Для этого обязательно должна быть выборка - группа особей, эксперимент надо повторить несколько раз. Только тогда результаты будут достоверными. По аналогии с примерами, приведенными в таблице, можно придумать другие варианты, и получится исследование.


Аналогичный подход возможен и в гуманитарных работах: сравните сюжеты или героев нескольких сказок, проанализируйте изменения стиля у писателя или художника с возрастом и т. п. В отличие от естественно-научных работ гуманитарии могут изучать одно литературное произведение, одну картину. Но потом в обсуждении все равно придется сравнивать с другими картинами, другими взглядами и т. д.


Если дети и руководители хотят делать экспериментальные работы, но не знают, с чего и как начать, советуем на сайте МАН «Интеллект будущего» найти раздел «Эврикум», подраздел «Экспериментальные олимпиады», конкурс «Terra experimentum». Он предназначен для поэтапного обучения исследовательской деятельности. Детально прописана исследовательская работа, в основном по естественным наукам, но есть темы по филологии, социологии.

Золотая тема
Из многолетнего опыта общения с коллегами знаю, что выбор темы - это основная проблема. Все знают, что тема должна быть научной, актуальной и по возможности оригинальной, но часто забывают, что мы имеем дело со школьниками, а не с дипломниками и диссертантами.
Актуальность работы школьника не научное открытие, а наличие смысла и пользы, того факта, что ребенок сам чему-то научился и нашел ответы на интересовавшие его вопросы.

· Можно изучить историю школы, которой более 100 лет,

· судьбы выпускников,

· провести исследования по биоиндикации,

· определить показатели физического развития школьников,

· выполнить работы по психологии, педагогике, социологии.

 

Однако в некоторых случаях школьные работы могут представлять интерес и для науки, например,

· описание эндемичного растения,

· экологический мониторинг там, где никто этим ранее не занимался,

· интересные детали в работах по краеведению и т. д.

 

Оригинальная, редкая тема в сравнении с типичной выигрывает. Чтобы понять, насколько ваша тема типична, надо присутствовать на конференциях, смотреть в Интернете, есть ли подобные работы. Некоторые темы при всей типичности все же представляют интерес, если сделаны грамотно. Например,

· определение у школьников нарушений осанки,

· остроты зрения,

· показателей сердечно-сосудистой системы и т. д.

 

Но в таких ежегодно представляемых «исследованиях», как отмывание чайников и унитазов кока-колой или обработка куриных яиц зубной пастой, нет ни научности, ни смысла. Обычно такие опыты находят на псевдонаучных сайтах в Интернете сами дети, которые не могут критически осмыслить предлагаемую информацию.


Тема работы должна быть максимально конкретной, особенно для младших школьников,

и предполагать строго установленные сроки выполнения работы.

Необходимо, чтобы тема и сложность работы соответствовали возрасту и уровню развития ученика.

Плохо воспринимаются слишком простые работы старшеклассников. Но еще хуже тематика и стиль диссертации у младших школьников. Например, тема «Любовь в конфуцианстве и христианстве» явно не по силам второкласснице.
Чем старше школьник, тем более жесткие требования предъявляются к работе: лучшие работы старшеклассников близки по уровню к курсовым студентов. Соответственно профессионализм руководителя должен быть намного выше.


Чтобы придумывать интересные темы, надо иметь опыт. Но главное - перестать бояться и включить фантазию. На семинарах для преподавателей после жалоб о затруднениях с темами можно увидеть интересную картину. Если немного «завести» коллег, то за 10-15 минут сочиняются отличные темы по любому предмету, для любых детей, даже для тех, кому интересны только футбол, рэп или рисование принцесс в тетради по математике.

 


Учет и контроль - успех обеспечен
И несколько советов, как можно организовать исследовательскую деятельность в школе.
Такая работа часто проводится в рамках научных объединений учащихся. Но обычно в нем заняты только старшеклассники. Кроме того, известны ситуации, когда НОУ есть только на бумаге, а работ нет, и наоборот.

 

ü Можно использовать коллективные формы деятельности - проектный урок, образовательную экскурсию.

ü Обработку результатов и оформление работы поручите одному или нескольким ученикам, исходя из их способностей и желаний.

ü Индивидуальную работу со способными детьми тоже никто не отменял. Обязательно надо выяснять интересы ребенка.

ü Но четко сформулировать тему - задача учителя.

ü Можно и нужно обращаться к квалифицированным родителям, особенно в младшей школе. Они могут быть и руководителями, и консультантами, а также спонсорами исследования.

ü Разумно в начале учебного года провести опрос в классах и выявить тех, кто хочет выполнять исследовательские работы. Заодно найти педагогов, кто берется за это непростое дело. Опыт показывает, что одни учителя ежегодно делают несколько работ с учениками, другие находят любые причины, чтобы отказаться. В этом случае даже приказы не помогут.

ü В течение года необходимо координировать исследовательскую деятельность всей школы, в определенные сроки проверять степень готовности работ. Школьную конференцию лучше всего проводить перед городской или всероссийской - это и репетиция для докладчика, и возможность внести исправления и дополнения в работу.
Чтобы добиться успеха, исследовательской деятельностью должен заниматься наиболее компетентный в данной области сотрудник. Повысить свой уровень можно, читая специальную литературу, консультируясь со специалистами, посещая семинары и вебинары, обучаясь на дистанционных курсах. Но при этом необходимо быть «играющим тренером». Невозможно чем-то руководить, не имея собственного опыта.

Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», эксперт конкурсов и конференций Малой академии наук «Интеллект будущего»

 

«Учительская газета», №09 от 1 марта 2016 года

Что будет, если?.. Советы юным исследователям и их руководителям
Продолжаем разговор об исследованиях, начатый в №5 «Учительской газеты» от 2 февраля 2016 года (статья «Не бойтесь фантазировать»). Ирина Леках

Типичные ошибки в исследовательских работах школьников:
- неудачный выбор темы исследования;
- некорректное название работы;
- неправильная формулировка цели и задач исследования;
- выполнение работы на единичных индивидах, отсутствие контрольной группы, отсутствие статистической обработки результатов (в естественно-научной области);
- отсутствие раздела «Обсуждение результатов», некорректная интерпретация результатов;
- неграмотная формулировка выводов;
- неправильное оформление списка литературы;
- отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы.


Проблемы выбора темы мы уже обсуждали. Теперь речь пойдет о названии. Оно должно отражать содержание работы. В науке название не рекламный слоган и не креативные варианты, характерные для статей в СМИ.

1. Названия должны быть не расплывчатыми, а максимально конкретными.

 

2. Важный этап - грамотная формулировка цели и задач исследования. Это в большой степени определяет успех работы.

Цель - это основная проблема исследования, предвидение его результатов, то, что вы хотели получить в итоге. Цель может быть только одна. Рекомендуется формулировать предложения с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать.

 


Задачи исследования - это этапы работы, способы достижения цели, они не могут повторять формулировку цели. Задачи должны быть реальными и посильными для автора (в зависимости от способностей и возраста, наличия необходимой материальной базы).

Не следует формулировать задачи, которые могут решить только директор школы, управление образования и т. п. Не следует писать в задачах: провести опыты, обработать результаты, сделать выводы - это подразумевается само собой. Правильно сформулированные задачи определяют этапы выполнения работы.


Ниже представлен пример абсолютно грамотной формулировки цели и задач. Подход не зависит от предметной области исследования, общий принцип всегда один и тот же.


Цель работы: исследовать взаимосвязь различных видов чешуекрылых с цветущими цветковыми растениями.
Задачи работы:
- определить место, способ и время проведения наблюдений за бабочками и цветковыми растениями;
- определить видовой состав взаимодействующих между собой чешуекрылых и цветковых растений;
- оценить видовую избирательность чешуекрылых по отношению к цветущим цветковым растениям;
- установить динамику активности бабочек на цветковых растениях.

3. Также важно правильно определить объект и предмет исследования, их часто путают. Объект исследования - это живые организмы, природные объекты, явления и процессы, произведения литературы или искусства, исторические документы и т. п. Предмет исследования - это часть объекта, конкретные показатели, процессы, которые подлежат изучению.

Примеры:
1) объект - плоды яблок различных сортов, предмет - концентрация витамина С;
2) объект - произведение А.Грина «Алые паруса», предмет - музыкальные мотивы и образы.

4. Для исследования обязательна гипотеза, которая отвечает на вопрос: «Что будет, если?..» Гипотеза формулируется по принципу: «Если (описание фактора и/или состояния объекта), то (описание характера связи между объектом и фактором)». Не имея достаточного опыта, лучше вообще обойтись без гипотезы. К этому отнесутся более лояльно, чем к явной глупости. Не надо в качестве гипотезы предлагать общеизвестные факты - «предположим, что растению необходим свет» или «предположим, что картошка очень вкусная, и я ни дня не могу без нее прожить».

5. Любое исследование основывается на адекватно выбранных методах. Особенно это важно в естественно-научных работах. Найти методики исследования, подходящие для работ школьников (даже при небогатой материальной базе школы), можно в книгах экспериментов для школьников, лабораторных работах и практикумах, полевых практиках для студентов, в курсовых, дипломах и диссертациях. В Интернете можно обнаружить эти материалы в изобилии, важно грамотно ими пользоваться, а при необходимости не стесняться консультироваться со специалистами.
Основные методы исследований в естественно-научных работах, а также в области психологии, педагогики, социологии - наблюдение, описание, анкетирование, эксперимент.

 

· Анкетирование позволяет при небольших затратах получить интересные и полезные факты, но результаты не всегда могут быть полностью достоверны, так как проверить искренность ответов респондентов мы не можем. Для серьезных работ рекомендуем не сочинять анкеты, а использовать авторские тесты и опросники. В анкетах могут быть как закрытые вопросы (с готовыми вариантами ответов), так и открытые. Младшим школьникам лучше предлагать закрытые вопросы.

· Научное наблюдение - это целенаправленное изучение объектов или явлений, оно должно быть хорошо продуманным, подготовленным, многократным. Все результаты обязательно должны фиксироваться (обычные записи или с помощью технических средств). Школьник может наблюдать все, что вокруг нас, - сезонные явления, погоду, физические и химические процессы, развитие растений и животных, поведение животных или человека.

· В естественных науках основным методом является эксперимент. Цель эксперимента - выявление свойств исследуемых объектов, проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Продумать и поставить эксперимент далеко не просто, этому надо учиться. Типичная ошибка - отсутствие выборки, проведение опытов на единичных образцах.
Что такое выборка? Все множество интересующих исследователя объектов, явлений или показателей называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность, или выборка, - это подгруппа объектов, выбранная для конкретного исследования. Репрезентативная выборка - это меньшая по размеру, но точная модель генеральной совокупности, частью которой она является. В ней все основные признаки должны быть представлены в той же пропорции или с той же частотой, как и в самой генеральной совокупности. Репрезентативность выборки - весьма сложная проблема в науке. Но для школьных работ необходимо хотя бы иметь эти выборки - не менее 10-15 растений или 20-30 школьников. Чем больше выборка, тем точнее результаты, возможна их статистическая обработка (для старшеклассников). Контрольная и опытная группы должны быть похожи, различаться будет только наличие какого-то воздействия. При отсутствии выборки или контроля результаты работы вообще не имеют смысла.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: