Судебная власть в Республике Беларусь
1. Судебная власть и правосудие.
2. Конституционные основы судебной власти.
3. Действующая судебная система РБ.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ
Судебная власть включает в своё понятие следующие стороны:
· нормативную (закреплённые в нормах права юридические полномочия судов)
· поведенческая (форма реализации судебных полномочий)
· социальная (совокупность общ. отношений, которые возникают при реализации суд. власти)
Интегрированный подход к определению судебной власти.
Судебная власть - это действующая на основе закона в порядке, установленным законом, система органов судебной власти (для РБ - суды) в целях обеспечения верховенства права и защиты прав и свобод граждан. Судебная власть - один из подвидов государственной власти. Следует различать судебные органы, правоохранительные органы и органы юстиции (что такое юстиция?).
Цели судебной власти:
· для защиты прав и свобод граждан
· обеспечение верховенства права
· восстановление нарушенного права и справедливости
Функции:
· правосудие
· др
Свойства:
· самостоятельность и независимость (уголовная ответственность за попытки влияния на деятельность судей,...)
· полнота (судебная власть принадлежит только судам) и исключительность (никакой другой орган не имеет право отменить решение суда)
· верховенство в системе юстиции (способ формирования судов), судебная ветвь власти верховная по отношению к другим ветвям власти
· объективность (суд должен объективно, без эмоций и личных предпочтений рассмотреть дело; презумпция невиновности, для гражданского права - презумпция виновности) и беспристрастность (существует институт отвода судьи, т.к. решение может быть оспорено и судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности)
· политическая нейтральность (не имеют право являться членами общ. объединений, преследующих политические цели - Статья 36 КРБ)
· легитимность (Макс Вебер сформулировал идею о том, что гос. органы должны быть легитимными) и легальность
Судебная власть взаимодействует с двумя другими ветвями, для её обособления предусмотрен институт подведомственности (предполагает разграничение компетенции по решению тех или иных вопросов между судами и другими гос. органами) и институт подсудности (разграничение дел внутри судебной системы).
Взаимодействие с законодательной властью:
Со стороны Парламента:
· создаёт правовую базу для организации и осуществления деятельности судебной власти
· Парламент участвует в формировании судейского корпуса (т.е. назначает некоторых судей: 6 судей Конституционного суда назначаются Советом Республики, Председателя Верховного суда назначает Президент с согласия Совета Республики)
· Закон об амнистии
Со стороны судов:
· Конституционный суд может признать не конституционным любой акт Парламента (т.е. признаёт его недействительным)
· суды могут участвовать в реализации права законодательной инициативы (ч.2 ст. 112 КРБ)
Взаимодействие с исполнительной властью:
Со стороны исполнительной власти:
· Министерство юстиции осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности судов (через свои управления юстиции)
· Министерство юстиции участвует в организации и возглавляет комиссии, проводящие экзамены у кандидатов на должности судей
Со стороны судов:
· Рассматривают дела о нарушении законодательства или отказе о совершении действия органами исполнительной власти
· может обжаловать незаконные решения и действия гос. органов в отношении партий и других общественных объединений
· Верховный суд осуществляет ликвидацию партий и других общественных объединений
"Нет правосудия без суда, нет суда без правосудия".
Правосудие осуществляется следующими способами:
· конституционное правосудие (Конституционный суд)
· гражданское правосудие (общие суды)
· уголовный процесс (общие суды)
· хозяйственный процесс (общие суды)
· административное судопроизводство (общие суды)
В ходе реализации правосудия суд может осуществлять три вида принуждения:
· принудительные меры по исполнению гражданско-правовых и хозяйственно-правовых обязательств
· применение административных взысканий
· применение уголовного наказания
Термин "правосудие" следует отличать от "судопроизводство" [этот термин шире правосудия] и "судебная власть" [и этот термин шире правосудия].
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Конституционные принципы судебной власти:
· судебная власть принадлежит только судам (ст. 109 КРБ)
· независимость судей и подчинение их только законам (ст. 110 КРБ, ст. 85 Кодекса о судоустройстве)
· недопустимость совместительства для судей (нельзя быть судьёй в нескольких судах)
· осуществление правосудия на основе Конституции РБ
· коллегиальное (максимум - 7 судей) или единоличное (в случаях, предусмотренных законом (преступления с возможным наказанием не выше 12 лет лишения свободы)) рассмотрение дел суда + существует институт народных заседателей)
· открытое рассмотрение дел в судах (ст. 114 КРБ и ст. 11 Кодекса о судопроизводстве)
· состязательность и равенство сторон в ходе осуществления правосудия (ст. 115 КРБ, ст. 8 Кодекса о судопроизводстве)
· право на обжалование (спустя 10 дней после оглашения решения суда) и опротестование судебных актов + кассация
· право граждан на судебную защиту (ст. 60 КРБ)
· право граждан на юридическую помощь, в том числе адвокатскую (ст. 62 КРБ)
· выборность и назначение судей (ст. 84, 98, 116 КРБ)