Снаряжение для организации навески




СПОРТИВНАЯ СПЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕХНИКА SRT

ПРАВИЛА

 

Санкт Петербург


Правила подготовлены методическим отделом Региональной общественной физкультурно-спортивной организации развития и поддержки спелеологии в Санкт-Петербурге.

 

Редакция третья.

 

Разработчики: Чередниченко Ф.Л. (СПб), Чанышева А.Ф. (СПб), Ваш Э.В. (Ужгород, Украина)

 

При участии:

Екатеринбург: Терехин С.С., Позднякова Л.А.;

Минск: Степурко А.П., Сергеева А.В., Лепей Р.Ф.;

Москва: Акимов В.О., Рыбка Е.В., Косоруков Ю.С.;

Оренбург: Самсонов В.Б;

Самара: Логинов В.А.;

Санкт-Петербург: Пиньков А.М., Макашова З.Э., Чередниченко Д.Л., Венский Е.Р., Венская А.В.;

Уфа: Афанасьев А.А., Сырыгина М.И., Рыманова Д.Ю., Рыманова Е.Ю., Соболь С.В., Ахметов А.М.

 

  «Согласовано»   Президент Ассоциации Спелеологов Урала     ______________ П.Ю. Григорьев   «25» декабря 2013 г.   «Утверждаю»   Директор Региональной общественной физкультурно-спортивной организации развития и поддержки спелеологии в Санкт-Петербурге   _________________ Е.Р. Венский   «25» декабря 2013 г.  

 

Предназначены в качестве Правил работы с веревкой техникой SRT.

Данные правила вступают в силу с момента их подписания.

Считать утратившим силу документ «Техника SRT. Правила», редакция вторая от 25.05.2011г.

 

Контакты:

Чередниченко Филипп Лемаркович

chfi@yandex.ru

 

© Авторское право принадлежит методическому отделу Федерации спортивной спелеологии Санкт-Петербурга.

Все права защищены, любое копирование без согласия автора запрещено.

Содержание

Введение. 5

Общая часть. 6

1. Снаряжение. 8

1.1. Снаряжение для организации навески. 8

1.1.1. Веревка. 8

1.1.2. Соединительные звенья. 8

1.1.3. Точечные опоры.. 9

1.1.4. Локальные петли. 10

1.1.5. Отклонитель. 11

1.1.6. Протектор. 11

1.2. Снаряжение для передвижения по навеске (индивидуальный комплект) 11

1.2.1. Обвязка нижняя. 12

1.2.2. Центральное соединительное звено. 12

1.2.3. Ведущий и фиксирующий зажимы.. 13

1.2.4. Подтяжка фиксирующего зажима. 13

1.2.5. Страховочные усы.. 13

1.2.6. Спусковое устройство. 15

1.2.7. Карабин для соединения СУ с ЦСЗ. 15

1.2.8. Педаль (ступенька, стремя) 15

1.2.9. Вспомогательный зажим.. 15

1.2.10. Сервисный карабин. 15

1.2.11. Блок-ролик. 16

2. Организация навески. 16

Общие положения. 16

Способы крепления основной веревки к рельефу. 18

2.1. Основная точка крепления веревки (ОТК) 19

2.2. Промежуточная точка крепления (ПТК) 20

2.3. Горизонтальный участок навески (перила) 21

2.4. Вертикальный участок навески. 22

2.5. Отклонитель. 22

2.6. Протектор. 22

2.7. Узел на основной веревке. 23

2.8. Троллей. 23

2.8.1. Горизонтальный троллей. 23

2.8.2. Наклонный троллей. 24

3. Снятие навески SRT. 25

Основные положения. 25

Спуск со снятием навески SRT («самосброс») 25

4. Передвижение спортсмена по навеске SRT. 26

Общие положения. 26

Основные правила подъема. 27

Основные правила спуска. 27

Основные правила передвижения по перилам.. 28

Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески. 28

Передвижение по наклонному троллею.. 28

Передвижение по горизонтальному троллею.. 29

Основные правила транспортировки снаряжения. 29

5. Снятие пострадавшего с навески SRT. 30

Список литературы.. 31

Приложение 1. Эксплуатация веревки. 32

Приложение 2. Неисправности веревок и их устранение. 33

Приложение 3. Неисправности соединительных звеньев и их устранение. 34

Приложение 4. Неисправности обвязок и их устранение. 36

Приложение 5. Тестовые параметры по EN 1891. 37

Приложение 6. Тестовые параметры по EN 892. 38

Приложение 7. Неисправности зажимов и их устранение. 39

Приложение 8. Неисправности блок-роликов и СУ и их устранение. 40

Приложение 9. Неисправности проушин и их устранение. 40

Приложение 10. Неисправности строп и их устранение. 41

Приложение 11. Требования и правила вязки узлов. 42

Приложение 12. Алгоритмы передвижения по веревке. 43

 

 

Введение

Данный документ представляет собой третью редакцию Правил работы с веревкой в технике SRT.

Техника SRT является комплексной методикой преодоления пещерного рельефа, которая включает в себя как требования к индивидуальному снаряжению спелеолога, передвижению спелеолога по навеске SRT, так и собственно снаряжение и технологии, применяемые для организации навески SRT. Поэтому общее и однозначное понимание данной техники является основополагающим для повышения безопасности и удобства посещения пещер.

Данный документ приводит к единому пониманию не только соревновательную технику, но и технику хождения по пещерам, делая стандартными и легко узнаваемыми основные элементы снаряжения, приемы и алгоритмы передвижения по навеске SRT. Документ регламентирует требования к применяемому снаряжению и его сертификации, основные принципы и правила организации навески SRT, правила подъема и спуска по веревке, алгоритмы действий при передвижении по навеске SRT. В издании приведены также основные термины, используемые в рамках данной техники.

В документе проведен глубокий анализ литературы, приведенной в библиографии, и принят во внимание передовой практический опыт спелеологов России и стран СНГ.

 

 

Общая часть

Общие положения

1. Данный документ регламентирует правила работы с веревкой в технике SRT во время проведения соревнований по спортивной спелеологии и работы в пещерах.

2. Запрещается использовать для всех видов работ продукцию производителей, на которую наложено ограничение Комиссиями по безопасности Федерации спортивной спелеологии Санкт-Петербурга и Ассоциации спелеологов Урала.

3. При наличии разногласий между условиями соревнований (дистанций) и данными Правилами следует руководствоваться последними.

Список условных обозначений

ОВ – основная веревка

СУ - спусковое устройство

ЦСЗ – центральное соединительное звено

ИТО – искусственная точечная опора

ЕТО – естественная точечная опора

ПТК – промежуточная точка крепления

ОТК – основная точка крепления

Определения

Техника SRT - single rope techniques (техника одной верёвки) – это методика преодоления вертикальных и крутонаклонных участков пещерного рельефа с помощью одной верёвки.

Основная веревка (далее ОВ) – веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена. В данном документе в качестве ОВ будем рассматривать только статическую веревку (в англоязычном варианте - semistatic rope, номинальное растяжение до 6%).

Страховочная веревка – основная веревка, предназначенная для предотвращения падения спортсмена.

Вспомогательная веревка – веревка, предназначенная для выполнения задач, не связанных со страховкой и передвижением спортсмена по веревке.

Навеска SRT – основная веревка, закрепленная на рельефе определенным методом с помощью технических средств, предназначенная для страховки и передвижения спортсменов при преодолении вертикальных или иных опасных участков пещеры.

Вертикальный участок навески – часть навески, идущая преимущественно вертикально и предназначенная для подъема-спуска спортсмена.

Горизонтальный участок навески (перила) – часть навески, идущая преимущественно горизонтально и предназначенная для передвижения спортсмена по горизонтали.

Двойные перила – горизонтальный участок навески (перила), провешенный двумя ОВ, все ПТК заменены на ОТК. ОТК являются общими для обеих веревок.

Сдвоенные перила – горизонтальный участок навески (перила), продублированный второй ОВ. ОТК, ПТК являются общими для обеих веревок.

Линия крепления к навеске – специальное снаряжение, соединяющее ЦСЗ спортсмена и навеску SRT, с помощью которого осуществляется страховка и закрепление спортсмена на навеске. Линии крепления к навеске SRT должны быть независимы друг от друга, за исключением общего соединительного узла (петли) двух страховочных усов, закрепленных в ЦСЗ.

Индивидуальный комплект – комплект снаряжения, необходимый для безопасного передвижения спортсмена по навеске SRT.

Точечная опора – средство крепления ОВ к рельефу.

Точка крепления – место крепления ОВ к рельефу с помощью точечных опор.

Полиспаст – механическая система блоков, предназначенная для увеличения тягового усилия, приложенного к веревке.

Троллей – часть навески, ОВ, предназначенная для отклонения линии движения спортсмена от вертикали и натянутая с усилием, превышающим усилие рук одного спортсмена.

Безопасная зона – место, в котором спортсмен, находясь без страховки, не может упасть глубже своего местоположения.

Карем – провис веревки в зоне ПТК (ОТК), образованный приходящим сверху участком навески и ПТК (ОТК), необходимый для удобства преодоления ПТК (ОТК).

Перестегивание:

1. Общее. Процесс преодоления спортсменом ПТК (ОТК), узла на веревке, протектора, отклонителя и соединений элементов навески.

2. Частное. Перенос линии крепления к навеске с одного элемента навески на другой.

Технический элемент навески – часть навески, организованная с целью безопасного и комфортного передвижения спортсмена и требующая особой технологии преодоления спортсменом. К техническим элементам навески относятся: ОТК, ПТК, вертикальный участок навески, перила, отклонитель, протектор, узлы, троллей.

 

Снаряжение

Снаряжение для организации навески

Веревка

Основная веревка (далее ОВ) – веревка, предназначенная для передвижения и страховки спортсмена. В данном документе в качестве ОВ будем рассматривать только статическую веревку (в англоязычном варианте - semistatic rope, номинальное растяжение до 6%).

Все изложенные ниже требования применимы к веревкам, изготовленным из полиамида и полиэстера.

Требования к веревке

1. Веревка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей.

2. Веревка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 1891 / UIAA 107 (см. Приложение 5),

· ГОСТ Р ЕН 1891-2012 (выпущен в печать в 2013 году).

· ТУ 9616-003-00461221-2001 (Коломна),

· ТУ 9616-001-45600401-98 (Аскан),

· ТУ 9616-009-42780816-08 (Венто),

· ТУ У 14279804-05-97 (Юкроп).

3. Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм.

4. Диаметр веревки для передвижения спортсмена должен быть не менее 8 мм (при условии соответствия динамическим испытаниям EN 1891, ГОСТ Р ЕН 1891-2012, тип В).

5. Диаметр веревки должен соответствовать эксплуатационным характеристикам используемого спортсменами снаряжения.

6. Веревка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

7. Основные требования к эксплуатации, хранению и предельным разрывным нагрузкам указаны в Приложении 1.

8. При обнаружении дефектов (неисправностей) веревки действовать согласно Приложению 2.

Соединительные звенья

Карабин — соединительное разъемное звено с автоматически замыкающимся контуром.

Рапид – соединительное разъемное звено с несущей нагрузку резьбовой муфтой.

Муфта – деталь соединительного звена, обеспечивающая: в карабинах – предохранение защелки от раскрытия; в рапидах – замыкание контура.

Требования к соединительным звеньям

1. Карабин должен быть предназначен для обеспечения безопасности людей.

2. Карабин должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс B,

· EN 12275 / UIAA 121 класс B, H,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс B.

3. Рапид должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс Q,

· EN 12275 / UIAA 121 класс Q,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс Q.

4. Соединительное звено должно иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

5. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная нагрузка, поперечная нагрузка и продольная нагрузка с открытым контуром, должны быть нанесены на тело карабина вдоль его основной оси.

6. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная и поперечная нагрузки, должны быть нанесены на тело рапида вдоль его основной оси.

7. Соединительные звенья должны эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

8. Соединительное звено не должно иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.

9. Рекомендуемый срок эксплуатации соединительного звена – не более 5 лет.

10. После воздействия высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1,5) соединительное звено отбраковывается.

11. Запрещается использовать карабины без муфты с изогнутой защелкой, скобой вместо защелки, а также автоматические карабины без поворотного механизма в муфте, соответствующие EN 362, класс К (типа Vertigo фирмы Petzl и их аналоги).

12. При обнаружении дефектов (неисправностей) соединительных звеньев действовать согласно Приложению 3.

Точечные опоры

Точечная опора – средство крепления ОВ к рельефу. Точечные опоры разделяют на искусственные и естественные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: