Искусство: основные понятия
Художественная культура как сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты творческой деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в такой деятельности, а также социальные понятия и ценности, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.
Художественная культура - совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Эта деятельность образует новый, качественно своеобразный субстрат - художественную «одухотворенную материю», или «материализованную духовность», из которой и состоит «ткань» произведений искусства. Эта «ткань» обусловливает особый характер художественного производства и потребления, восприятия произведений искусства. Наличие этого субстрата, этой «ткани» - то, что отличает художественную культуру от культуры материальной и от культуры духовной.
Художественное творчество - это не просто материальное воплощение результатов мышления, а «мышление в материале», т.е. в цветовых, пластических, звуковых отношениях, поэтому художественное творчество (например, балет, опера, картина, скульптура и т.п.) и не переводится в любую другую знаковую или вербальную систему.
Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.). Она включает все процессы, связанные с искусством (его восприятие, изучение и оценку художественных произведений, их хранение и распространение), обеспечивающие ее успешное функционирование - воспитание и образование художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни.
|
Перед художественной культурой стоит задача переработки всей общественно важной информации - идеологической (политической, религиозной, нравственной, эстетической) и познавательной - в информацию художественную, которая связывает все отрасли и сферы деятельности художественной культуры с ее потребителями, для которых это все собственно и создается. Задача туризма наряду с другими сферами человеческой деятельности - включить как можно больше людей в этот художественно-информационный поток.
Совокупность данных составных частей выражается также в общности образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, что представляет собой вполне законченную и установленную художественную норму определенной исторической эпохи, называемую художественной культурой эпохи, которая включает языки, диалекты, этнические и религиозные традиции, обряды и обычаи, фольклор, художественные ремесла и промыслы, различные виды искусства. В этом ряду наибольший удельный вес и значение имеет искусство.
Искусство - отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека - любви к прекрасному.
Искусство - особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Одна из первых попыток изучить и классифицировать искусство была сделана Ш. Баттё в трактате «Изящные искусства, сведенные к одному принципу», опубликованном в 1746 г.
Принадлежность к «изящным искусствам» определялась по двум критериям: во-первых, искусство приносит удовольствие; во-вторых, оно имеет не телесный, а духовный характер. В отличие от «полезных» «изящные» искусства создают не предметы, а лишь подражания им (их воспроизведения). Искусство, таким образом, составляют: живопись, ваяние, музыка, поэзия. Но Баттё включил в сферу искусств архитектуру и красноречие, перебросив мостик к ремеслу и науке, так как их полезность соединена с изяществом.
|
Большую роль в классификации искусства сыграла работа Ф. Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» (1796). В ней он показал, что в понятиях «сентиментальное» и «наивное» зашифрованы два типа художественного мировоззрения, два метода творчества: ныне первое называется классическим, или собственно искусством, а второе - народным творчеством.
Он также отмечал, что в творчестве «наивного» художника ощущается цельность и гармония, еще не подверженная разъедающей рефлексии, и его произведение предстает столь же безыскусственным и органичным, какими бывают создания природы. Другое дело - «сентиментальное» искусство; в нем на первом месте находится личность автора; произведение - крик его души, тоска по утерянной целостности идеала, стремление к нему. И это, по мысли Шиллера, - два единственно возможных метода, в которых вообще может проявиться гений.
Исторически сложившиеся устойчивые формы существования и развития искусства получили название видов искусства. Этим видам искусства соответствуют определенные разновидности (области, или отраслевые зоны) художественной деятельности. Каждый из видов искусства обладает определенными преимуществами в более ярком, образном отображении каких-либо сторон, граней явлений или предметов. Виды искусства различаются также по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа. Кроме того, каждый из видов искусства делится на особые роды и жанры.
|
Виды искусства подразделяются на подвиды, или роды, так, например, живопись - на станковую и монументальную. Станковое искусство - раздел, объединяющий произведения самостоятельного назначения, не связанные с каким-либо художественным ансамблем или с только утилитарными функциями, исключительно художественные произведения. Это станковая картина, эстамп, рисунок - произведения, небольшие по размерам. Монументальное искусство - искусство, рассчитанное на массовое восприятие и приобретающее образную завершенность в соответствующем ансамбле (архитектурном, ландшафтном и др.). Это монументы, панно, мозаики, фрески - произведения, значительные по размерам.
Чем больше видов искусств представлено на каждой территории, чем больше сформировалось, сложилось жанров, художественных направлений, чем больше на ней памятников истории и культуры, принадлежащих к разным стилям, тем значительнее культурное наследие, а значит, и объем культурных ценностей данной территории, данного народа.
Языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, а также произведения искусства, здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, уникальные в историко-культурном отношении территории, технологии и объекты, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы творческого поведения - все это называется культурными ценностями. Вся совокупность культурных ценностей эпохи может быть разделена на две группы: первая - то, что унаследовано от прежних эпох, а вторая - то, что создано или создается сегодня. Всего выделено семь типов (классов, групп) памятников:
1) целые города или исторические центры городов, представляющие ценность в качестве архитектурных ансамблей;
2) отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения;
3) уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и пр.;
4) древние культовые сооружения типа святилищ или латиноамериканских пирамид;
5) археологические памятники первобытности и Древнего мира (пещера Альтамира в Испании, руины Дельф и т.п.);
6) памятники дворцово-садово-парковой архитектуры;
7) мемориалы и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или с выдающимися событиями истории.
По каждому классу (типу) приведены яркие примеры.
Принято считать, что большая часть культурных ценностей создана в соответствии с определенным художественным стилем. Рассмотрим соотношение принципиально противоположных понятий «художественный стиль» и «художественный канон».
Художественный стиль - некоторое гармоничное целое, возникшее из религиозных и нравственных воззрений, развившееся благодаря однородным (художественным) задачам и средствам. Художественный стиль выражается в совокупности определенных правил и форм, которые служат отправной точкой для всех произведений искусства значительного отрезка исторического времени.
Художественный канон - совокупность правил и норм, обязательных для исполнения.
Канон - это эталон, модель, идеальный художественный образец, принимаемый за исходный для сравнения с ним других подобных объектов. Канон не подлежит совершенствованию: он и есть само совершенство, эталон. Канон - основа художественного ремесла, символ совершенства произведений мастера.
В противоположность канону художественный стиль - это также совокупность правил и форм, но они воспринимались и воспринимаются не как вершина, идеал, к которому нужно стремиться, а как «первотолчок», основа для дальнейшего развития творческой мысли. Понятие «художественный стиль» появилось сравнительно недавно. Но задолго до этого времени люди создавали для себя такую совокупность правил и художественных образов, которые служили им образцом и точкой отсчета в дальнейшем творчестве.
Если считать, что искусство - это профессиональная деятельность высокообразованных специалистов, а не духовная потребность человека в определенном виде творчества, то ремесло намного старше искусства. Поэтому неудивительно, что в ранние исторические эпохи произведения художественных ремесел и художественный канон играли важную роль в формировании того, что много позже назвали художественным стилем. Лишь после того как оформилось «образованное», классическое искусство, художественные ремесла стали тем, чем являются в настоящее время (и чем были всегда) - народным самодеятельным («необразованным») творчеством и одновременно видом индивидуальной хозяйственной деятельности.
Распространение того или иного художественного стиля неразрывно связано с необходимостью творческого подхода к использованию его основных достижений. Применение универсальных схем и образов в каждой конкретной стране требует приспособления их к местным условиям и особенностям местной культуры и населения, что, несомненно, ведет к развитию и обогащению творческих возможностей стиля.
Еще один важный феномен (встречающийся во многих видах искусства) - это жанры.
Жанр (от франц. genre - «род, вид») - исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждого из этих видов. В изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения и называются: пейзаж, портрет, бытовой, исторический, анималистический, батальный, натюрморт и др. Жанр - понятие историческое, одни жанры отмирают (например, мифологический жанр в живописи), другие рождаются или возрождаются (например, архитектурно-декоративный пейзаж). Существует дифференциация внутри основного жанра: шарж или карикатура (иронично-обличительный портрет), марина (разновидность пейзажа), «галантный» жанр (разновидность бытового жанра).
В пластических видах искусств (независимо от того, связаны ли они с пластикой конструкционного материала или человеческого тела) жанровая классификация не принята. Ее место занимают типологические подразделения, основанные на функции, функциональном значении художественных произведений. Например, в архитектуре - это официальное здание, сооружения культового назначения, жилой дом; в танце - ритуально-культовый, народный, историко-бытовой, классический.
Архитектура - здания и другие сооружения, организующие материальную пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также искусство создавать такие сооружения в соответствии с потребностями, техническими возможностями и эстетическими воззрениями данного общества. Понятие «архитектура» появилось в Древней Греции, где архитекторами называли строителей. Это означает, что даже в то далекое время несмотря на то, что не существовало официального различия между профессиональным, «образованным», искусством и «наивным», народным творчеством, люди отдавали дань уровню образованности и профессионализма. Но начиная с XVIII в в специальной, а затем и общей литературе, посвященной данному виду искусства, стали четко различать вид народного творчества - ремесла, называемого, как правило, зодчеством, и вид искусства - архитектуру. В туристском страноведении термином «зодчество» обозначается народное творчество, а словом «архитектура» - искусство. Но между этими двумя видами художественного творчества очень много общего.
Различают три основных вида архитектуры и зодчества:
- создание объемных сооружений (жилых домов, общественных и производственных зданий и других сооружений);
- создание ландшафтных объектов (сады, парки, скверы, бульвары, часто с «малой архитектурой»);
- градостроительство - создание и реконструкция поселений.
Объемные сооружения архитектуры и зодчества в свою очередь подразделяются на ряд групп:
- объекты культового назначения;
- светские объекты;
- археологические, монументальные сооружения.
К объектам культового назначения относятся многочисленные церкви, храмы, монастыри, часовни, пагоды, колокольни и пр. Виды культовых сооружений различны в разных странах. Но кроме религиозного культа существуют другие его разновидности и соответствующие виды культовых сооружений. Например, коммунистическая идеология использовала такую разновидность культового сооружения некоторых древних народов, как мавзолей. Объекты светского назначения подразделяются на городские, сельские и загородные сооружения.
Городская архитектура и зодчество представлены зданиями административного назначения, общественными зданиями и другими сооружениями, промышленными (производственными сооружениями), дворцами и жилыми домами. К загородным сооружениям относятся замки, крепости, дворцы, усадьбы и др. Сельские сооружения - это административные, общественные, жилые здания, хозяйственно-бытовые и производственные сооружения (мельницы, амбары, конюшни и пр.). Особенности светской архитектуры и зодчества различны в разных странах. К археологическим, монументальным сооружениям относятся мегалиты (например, менгиры), древние городища, земляные валы, курганы и многое другое.
При характеристике данного раздела надо обратить внимание на следующую интересную особенность. Что является результатом творческой деятельности архитектора? Ведь не само здание «во плоти», а проект его создания. Реализация этого проекта - дело рук строителей. В истории и в настоящее время нередки случаи, когда строительство здания происходит вдали от автора проекта. Кроме того, по одному авторскому проекту строились здания в разных городах и даже странах. На ранних этапах исторического развития (а в сельской местности даже гораздо позднее) зодчие, вероятно, лично участвовали непосредственно в строительстве «их» здания. В любом из анализируемых случаев речь идет об уникальных, особо значимых объектах.
Но наряду с этим на протяжении тысячелетий велось массовое строительство жилых зданий, сооружение общедоступных общественных зданий и других, сооружений (бань, трактиров, дорог, акведуков и пр.). Кто их авторы? Как узнать это? Может быть, это были типовые разработки коллективов ремесленных мастерских (как в современном массовом строительстве). Тогда это вообще не имеет отношения ни к архитектуре, ни к зодчеству. В данном случае в силу вступает другой подход, другой принцип оценки, значимости объектов.
Старинные здания и другие сооружения, дошедшие до нас из прошлых веков, являются памятниками архитектуры или зодчества. Обычно их называют памятниками архитектуры, если только речь не идет о сельских, сельскохозяйственных сооружениях, которые, понятно, никто специально не проектировал. Надо учитывать это, употребляя термины туристского страноведения. Но там, где можно назвать автора, архитектора или зодчего, необходимо это делать. Театр - один из важнейших видов художественной практики, восходящей к древнейшим страницам истории человечества и закодированной. Самое главное и увлекательное - расшифровка этих кодов является задачей не только режиссера и актеров, но и зрителей.
Музеи. В зависимости от хранящейся и экспонируемой коллекции различают множество типов музеев: художественные, этнографические, исторические, естественно-исторические, литературные, военные, технические, зоологические, краеведческие, мемориальные, музыкальные и пр. В соответствии со специализацией, особенностями языка и традиций в разных странах названия музеев различны: картинные галереи, пинакотеки, палаты, кунсткамеры, фонды и т.д. Многие предприятия, театры, университеты, концертные залы, национальные библиотеки имеют свои интересные коллекции экспонатов.
Существуют также дворцы-музеи, усадьбы-музеи, монастыри-музеи, города-музеи и пр. Кроме стационарных музеев существует большое количество передвижных коллекций - выставки, выставки-продажи, в том числе международного значения, например ЭКСПО-2000. Кроме традиционных форм работы с посетителями некоторые музеи начинают применять новые творческие методы и формы.
Явления и события в мире искусства. Понятия «явление» и «событие» в туристском страноведении очень близки по смыслу, но не тождественны. Под явлением понимается нечто редко встречающееся и в силу этого необычное, исключительное. Тем не менее, раз возникнув, явление существует в течение определенного времени или периодически повторяется. На земном шаре, во многих странах существуют постоянно действующие симфонические оркестры, но бывает, что выдающийся музыкант или группа музыкантов создают свой, новый оркестр или ансамбль, уровень исполнения которого намного выше среднего - это явление в мире музыки. Каждое выступление такого коллектива на публике становится событием национального или мирового масштаба. Можно привести много таких примеров во многих видах искусства, но в целом такие явления в мире искусства довольно редки. Кроме явлений уникальных выделяются явления, также довольно редкие, но рангом пониже. К ним относятся гастроли, конкурсы, фестивали и пр.
Практически любой театр выезжает на гастроли. Это, так сказать, рутина театральной жизни. Но гастроли в Москве ведущих солистов миланского оперного театра «Ла Скала» - это, конечно, явление в театральной жизни России. Хотя если это единичный приезд, то здесь вполне уместно употребить слово «событие». Итак, событие - это тоже уникальное явление, но единичное, разовое. Можно привести такой пример: 1-й Международный конкурс им. П.И.Чайковского - безусловно, явление в музыкальной культуре России, а победа на нем американского пианиста Вана Клайберна (Клиберна) - событие.
И явления, и события имеют огромное значение для туризма. При этом значение имеет не только явление само по себе, сколько возможность увидеть его, участвовать в нем, присутствовать на нем. Поэтому в любом явлении для туризма главное - его событийная сторона, т.е. место и время его реализации. Отсюда распространенная практика называть все редкое, уникальное событиями в мире искусства. Методики общей характеристики, классификации и оценки явлений и событий не существует, речь может идти только об описании.