Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины




УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

(название высшего учебного заведения)

 

____________________ А.П. Солодков

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

____________________________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД- _____________/р.

 

Теоретические и методологические основы психологии

(Психология развития)

(название дисциплины)

Учебная программа по специальности

1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология

(код специальности) (наименование специальности)

 

 

Факультет социальной педагогики и психологии

(наименование факультета)

 

Кафедра _________ прикладной психологии _______________________________________________________

(наименование кафедры)

 

Курс (курсы) II

 

Семестр (семестры) второй

 

Лекции   Экзамен -

(количество часов) (семестр)

 

 

Практические (семинарские)

Занятия   Зачёт III

(количество часов) (семестр)

 

Лабораторные

занятия - Курсовой проект (работа) IV

(количество часов) (семестр)

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине  

(количество часов)

 

Всего часов Форма получения

по дисциплине   высшего образования ДО

(количество часов)

Составил(а): Анна Анатольевна Стреленко, канд. психол. наук, доцент

(И.О.Фамилия, степень, звание)

 

2010 г.

 

  Учебная программа составлена на основе Учебной программы №УД- /баз.

(название типовой учебной программы

   

(учебной программы), дата утверждения, регистрационный номер)

 

 

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры_________________

прикладной психологии

(название кафедры)

 

 

 

 

(дата, номер протокола)

 

 

Заведующий кафедрой

 

прикладной психологии

 

 

________________ О.Е. Антипенко_

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно- методическим советом

УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

(название высшего учебного заведения)

 

 

_________________________________________

(дата, номер протокола)

 

 

Председатель

 

 

_______________

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины

Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии развития принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся закономерности становления психики. Основная цель в изучении данной дисциплины это формирование системы знаний в области филогенетического, онтогенетического, антропогенетического и микрогенетического преобразования психики и поведения; формирование навыков научного анализа психологической реальности и ее возрастных изменений у человека, приобретение умения реконструировать научно-практическую картину действительности других психологов, освоение способов профессиональной коммуникации, а также овладение навыками возрастной диагностики и сбора эмпирческого материала. Создание у студентов установки на перенос полученных знаний в смежные дисциплины, в собственную научную и практическую деятельность, а также получение более объективного представления о себе и окружающих.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

§ основные понятия психологии развития;

§ факторы, закономерности и механизмы психического развития;

§ методы исследования психологии развития;

§ основные теории психического развития человека в онтогенезе в отечественной и зарубежнойпсихологии;

§ особенности развития поведения, психических функций и личности на различных этапах онтогенеза.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

§ оперировать основными категориями психологии развития;

§ сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития;

§ соотносить теоретически описываемые возрастные феномены с эмпирическими фактами развития человека;

§ проектировать и осуществлять эмпирическое исследование онтогенетического развития различных сфер психического.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины

№ п/п Наименование дисциплины Раздел, тема
     
1. Философия Философия науки. Философия и ее роль в обществе. Бытие: материя и сознание.
2. Общая психология Филогенетическое и онтогенетическое развитие психики.Деятельность и сознание.Самосознание.Развитие мышления в онтогенезе.
3. Психология личности Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Развитие Я-концепции.
4. Физиология поведения Высшая нервная деятельность человека.
5. Методология, теория и методы психологических исследований Особенности становления и развития предмета методологии научного психологического исследования. Философско-методологические основания психологии.Развитие основных традиций и школ в психологии и их особенности.Методы психологии.

Содержание учебного материала

Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

№ п/п Наименование тем Содержание Объём в часах
       
1. Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития Предмет и объект исследования в психологии развития. Психология развития в системе психологического знания. Понятие возраста. Биологический возраст. Социальный возраст. Психологический возраст. Культурный возраст. Категориальная репрезентация возраста: созревание, становление, развитие. Жизненный путь индивида. Возрастные свойства, процессы, стадии. Нормативные критерии возраста и стереотипы. Символизм возрастных процессов. Возрастная субкультура. Задачи и проблемы психологии развития. Феноменология возраста. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития.  
2. Методы исследование в психологии разви-тия Принцип объективности. Эксперимен-тальный план исследования. Понятие о методологии, методе и методике. Клас-сификация методов (Б.Г. Ананьев). Сущность организационных методов исследования (метод поперечных сре-зов, лонгитюдный, комплексный).Сущ-ность основных эмпирических методов исследования (наблюдение, экспери-мент). Сущность вспомогательных ме-тодов исследования (анкетирование, метод анализа продуктов деятельности, метод тестов и проблема диагностики в современной психологии). Сущность методов обработки данных (качествен-ные и количественные их характеристи-ки). Сущность интерпретационныхме-тодов (генетический, структурный). Психологический диагноз. Проблема нормы в психологии развития. Пробле-мы дефиниции при построении иссле-дования. Этика научного исследования.  
3. Зарубежные теории психического развития Биогенетический подход. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Бихевиористический подход.  
4. Зарубежные теории психического развития (продолжение) Социгенетический подход. Когнитивные теории развития человека. Экологическая модель развития.  
5. Теории психического развития в советской психологии: Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Л.С. Выготский и его школа. Ключевые понятия: высшие психические функции, интериоризация, деятельностноеопосредование развития. Понятие психологического возраста. Структура и динамика психического развития. Возрастные кризисы. Периодизация детского развития. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Обучение и развитие. Понятие зоны ближайшего развития. Проблемы диагностики психического развития ребенка.  
6. Теории психического развития в советской психологии: Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Психологическая теория деятельности и возрастное развитие. Общая характеристика возрастного развития в онтогенезе. Понятие ведущего вида деятельности. Дошкольное детство, психология младшего школьника, подростка. Роль игры в онтогенезе личности. Симптомокомплексподростничества: взаимоотношения с взрослыми, компания сверстников, личный дневник. Психология юношеского возраста. Развитие теорий Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в работах современных отечественных психологов: Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова и др.  
7. Младенчество и раннее детство (0-3 года) Социальная ситуация развития. Ведущие виды деятельности в младенчестве и раннем детстве. Кризисы 1-го и 3-х лет. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. Речевое развитие. Новообразования.  
8. Дошкольный возраст (3-6/7 лет) Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности. Формирование общения и произвольности в игре. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы дошкольника. Особенности наглядно-образного мышления. Становление личности дошкольников. Новообразования возраста. Кризис 7-и лет.  
9. Среднее детство (6/7-11/12 лет) Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая. Развитие интересов и деятельности общения школьника. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. Новообразования возраста.  
10. Подростково-юношеский возраст (11/12-19/20 лет) Социальная ситуация развития и поведения подростка. Ведущие виды деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Развитие деятельности общения и потребностно-мотивационной сферы. Самосознание личности. Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте. Становление теоретического мышления, воображения, речи, восприятия подростка. Новообразования возраста.  
11. Ранняя взрослость Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в ранней взрослости. Особенности семейных отношений в ранней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в периоды ранней взрослости.  
12. Средняя взрослость Развитие личности взрослого человека. Профессиональная адаптация в средней взрослости. Особенности семейных отношений в средней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Мотивационный кризис среднего возраста. Когнитивное развитие в период средней и взрослости.  
13. Поздняя взрослость Особенности семейных отношений в поздней взрослости. Особенности взаимодействия с физическим миром. Влияние физического развития взрослого человека на изменения психических функций и личность. Когнитивное развитие в период поздней взрослости. Психологические аспекты умирания и смерти.  
Итого:  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: