ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ




ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

МедицинскИХ РАБОТНИКОВ,

ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ

ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

 

Учебно – методическое пособие

Иркутск, 2006


Учебно-методическое пособие подготовил:

Смирнов С.Н. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава

 

Заработная плата медицинских работников, занятых в производстве платных медицинских услуг (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2006. – 18с.

 

Настоящее пособие предназначено для студентов всех факультетов, а также интернов, ординаторов, аспирантов, врачей организационно – методических отделов ЛПУ, организаторов здравоохранения.

 

 

Печатается по решению Центрального координационного методического совета ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава.


ТЕМА: «ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

Место проведения занятия – кафедра

Продолжительность изучения темы – 4 часа

Цель занятия – теоретическое ознакомление с особенностями заработной платы в платной медицинской деятельности. Практическое умение студентами расчета заработной платы на основе единой тарифной сетки.

 

Задачи

Студент должен знать:

- правовые основы заработной платы в платной медицинской деятельности;

- особенности начисления заработной платы в платной медицинской деятельности;

- характеристики тарифной части заработной платы;

- структуру и содержание тарифной сетки.

Студент должен уметь:

- применять тарифную сетку для начисления месячной заработной платы работника определенного разряда;

- рассчитывать заработную плату основного персонала, занятого в производстве конкретной медицинской услуги.

 

План проведения занятия

- Разбор преподавателем теоретических основ темы – 40 мин.

- Устный контроль усвоения теоретических основ темы – 20 мин.

- Коллективное решение примера задачи на расчет заработной платы

основного персонала, занятого в производстве платных медицинских

услуг -30 мин.

- Индивидуальное решение задач – 35 мин.

- Проверка выполненных задач – 20 мин.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫТЕМЫ

 

Развитие платной медицинской (предпринимательской, хозрасчетной) деятельности в здравоохранении обусловливает необходимость разработки оптимальных форм и систем оплаты труда работников, оказывающих платные услуги.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют нормативные документы, специально посвященные вопросам оплаты труда медицинских работников при оказании платных услуг. Нет и соответствующих методических рекомендаций. Тем не менее, использование имеющихся нормативно-правовых документов дает возможность выработать основные принципы оплаты труда при оказании платных медицинских услуг.

На работников, оказывающих платные услуги, распространяется общий порядок оплаты труда, предусмотренный приказом Минздрава России от 15.10.99г. № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации» (далее - Приказ № 377). Однако это не означает, что оплата труда ограничивается положениями только этого приказа.

Имеющиеся нормативные документы, в том числе и упомянутый приказ Минздрава, предоставляют медицинским учреждениям возможности для самостоятельного решения вопросов оплаты труда работников при оказании платных услуг. Приказ №377 дает лишь основу для оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг, ее минимально возможный уровень. При наличии дополнительных финансовых возможностей за счет доходов от оказания платных услуг медицинское учреждение вправе увеличить размер оплаты труда сверх этого уровня.

Заработная плата работника не ограничивается предельными размерами – это принципиальное положение зафиксировано в Приказе №377 (п. 2.6).

Право администрации лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) самостоятельно распоряжаться доходами от платной деятельности закреплено ст. 298 ч.2. ГК РФ, где записано, что «если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности... поступают в самостоятельное распоряжение учреждения...».

Необходимо отметить еще один момент. Любые попытки регулирования вопросов оплаты труда при оказании платных услуг (включая и установление максимального уровня отчислений от цены оказанных услуг в фонд оплаты труда) со стороны органов управления здравоохранением являются неправомерными.

Таким образом, если речь идет о медицинских учреждениях системы Минздрава России, то действует единое правило - никто не вправе ограничивать медицинские учреждения в выборе систем оплаты труда работников при оказании платных услуг.

Вместе с тем, это не означает, что вообще никто не вправе вмешиваться в вопросы оплаты труда при оказании платных услуг. Различные органы (контрольно-ревизионное управление, прокуратура, налоговая инспекция и т.д.) в пределах своей компетенции могут контролировать вопросы оплаты труда с точки зрения соблюдения

законности, правил бухгалтерского учета, налогообложения, уплаты взносов в социальные фонды и т.д.

Основой заработной платы в производстве платных медицинских услуг является сдельная форма оплаты труда. Суть сдельной оплаты состоит в том, что работник, принимающий участие в оказании платных услуг, получает заработную плату в размере определенного процента от суммы полученных доходов оказанных платных услуг.

При этом оплата труда предпринимательской деятельности в здравоохранении имеет ряд особенностей:

- труд при оказании платных услуг обычно является более интенсивным. Поэтому он должен иметь более высокую оплату в расчете на единицу затраченного времени, чем при работе в рамках основного рабочего времени;

- в связи с более высокими требованиями пациентов к платным видам помощи медицинские работники вынуждены затрачивать больше времени, больше труда на оказание
платных услуг по сравнению с выполняемыми бесплатно (для пациентов). Поэтому нормы времени, нагрузки и другие показатели, используемые для расчета расценок требуют соответствующей корректировки;

 

- с экономической точки зрения среди основных источников финансирования (бюджетные средства, средства ОМС и средства платной медицинской деятельности) лишь платная медицинская деятельность является самодостаточной (доходной, прибыльной), что обеспечивает возможность более высокой оплаты труда работников, чем по Единой тарифной сетке;

- отсутствие гарантированного (по объему) финансирования при оказании платных услуг заставляет администрацию искать наиболее эффективные, наиболее стимулирующие системы оплаты труда, не допускать незаслуженной оплаты и т.д.

Авторы настоящего пособия предлагают разработанную и внедренную в практику клиниками ГОУ ВПО ИГМУ методику определения заработной платы за оказанную платную медицинскую помощь. Она включает в себя два последовательных этапа:

I этап Определение размера оплаты труда медицинских работников, предусмотренного Единой тарифной сеткой (минимальный уровень, регламентируемый приказом МЗ №377).

II этап Определение размера оплаты труда медицинских работников в % от суммы доходов, полученных хозрасчетным подразделением, в котором трудится медицинский работник.

Широко распространено мнение, что в цены на платные медицинские услуги должен быть заложен уровень оплаты труда, предусмотренный Единой тарифной сеткой. Уровень оплаты труда, предусмотренный Единой тарифной сеткой, должен обязательно учитываться в ценообразовании и служить своеобразным ориентиром, основой для дальнейшего установления договорного уровня оплаты труда. Ранее было отмечено, что в соответствии с действующими нормативными актами оклады, определенные на основании Единой тарифной сетки, являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда медицинских работников. Верхний предел оплаты труда в платной медицинской деятельности не ограничивается определенными рамками и устанавливается на договорной основе.

Следует отметить, что, к сожалению, подобные аргументы далеко не всегда воспринимаются вышестоящими и контролирующими органами. Поэтому нужно иметь четкую юридическую и экономическую основу для установления уровня оплаты труда при оказании платных услуг выше предусмотренного Единой тарифной сеткой. Это может быть обеспечено с помощью определенных мер, основными из которых являются:

- Заключение договоров с работниками или коллективами, занимающимися оказанием платных услуг, в которых оговаривается размер оплаты труда. Еще более юридически безупречным является включение соответствующих пунктов в коллективный договор,
заключаемый в медицинском учреждении;

- Корректировка норм времени, нагрузки и других плановых показателей, служащих основой для расчета цены услуги, с учетом более высоких затрат труда при оказании платных услуг, что объясняется более высокими требованиями пациентов к услугам, оказываемым на штатной основе. Это может быть сделано на основе экспертных оценок, однако,
более корректным является использование научных методов нормирования (хронометраж и т.д.).

Разберем предложенную методику определения уровня оплаты труда на конкретном примере.

Определим договорный уровень оплаты труда медицинских работников за 1 платный сеанс магнитотерапии;

I этап - определение фонда оплаты труда по Единой тарифной сетке.

Остановимся на тарифной части заработной платы. Она имеет следующие характеристики.

Тарифная сетка являются средством дифференциации оплаты труда работников в зависимости от их квалификации. Они представляют собой таблицы действующих тарифных (квалификационных) разрядов и соответствующих каждому разряду тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд (с 1 по 18), присвоенный работнику – это показатель квалификации рабочего или квалификационного уровня данной работы. При оплате труда по тарифным сеткам каждому тарифному разряду соответствует определенный размер тарифного коэффициента.

Тарифный коэффициент, соответствующий определенному разряду показывает, во сколько раз уровень оплаты работника, отнесенного к данному разряду, превышает уровень оплаты работника, отнесенного к 1 разряду. Отношение тарифного коэффициента высшего разряда к тарифному коэффициенту первого разряда, является диапазоном тарифной сетки.

Тарифные коэффициенты периодически меняются. В настоящее время (июнь 2006 г.) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. №256 утверждены следующие межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки для работников Федеральных государственных учреждений (Клиники ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава).

Таблица №1

 

МЕЖРАЗРЯДНЫЕ ТАРИФНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

  разряд оплаты труда
                 
межразрядные тарифные коэффициенты   1,04 1,09 1,242 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866
  разряд оплаты труда
                 
межразрядные тарифные коэффициенты 2,047 2,242 2,423 2,618 2,813 3,036 3,259 3,51 4,5

 

Тарифные ставки представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп рабочих в единицу рабочего времени (обычно за месяц) в соответствии с применяемой на предприятии тарифной сеткой.

Тарифная ставка 1 разряда также периодически пересматривается, и в настоящее время в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №198 –ФЗ с 1 мая 2006 года тарифная ставка 1 разряда, иначе говоря, минимальный размер оплаты труда, составил 1100 рублей в месяц.

Арифметически тарифная ставка работника определенного разряда исчисляется перемножением тарифного коэффициента соответствующего этому разряду на тарифную ставку 1 разряда.

Вернемся к нашему примеру.

В производстве этой платной медицинской услуги занято 2 работника: врач 12 разряда и медицинская сестра 11 разряда. Длительность сеанса составляет 15 мин., при этом медицинская сестра работает с пациентом все 15 мин., а врач - 10 (в эти 10 мин. входит рабочее время, затрачиваемое врачом непосредственно на каждый сеанс, плюс время затраченное врачом на первичную консультацию пациента, равномерно распределенное на все сеансы полного курса магнитотерапии).

Рассчитываем размер заработной платы врача по Единой тарифной сетке за 1 сеанс магнитотерапии:

 

1. Размер оклада врача 12 разряда
составляет 2665,3 руб.

2. Процент за вредность в
физиотерапевтическом отделении составляет 15 %
(2665,3 руб. х 15%) 399,8 руб.

 

3. Надбавка за непрерывный стаж работы
20%(2665,3руб.х 20%) 533,06 руб.

____________________________

3598,16 руб.

4. Начисления по районному коэффициенту
30 % (3598,16руб. х 30 %) 1079,40 руб.

5. Надбавка за стаж работы в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностям 30 % (3598,16 руб.х 30 %) 1079,40 руб.

6. Итого размер начисленной заработной

платы за месяц 5756,96 руб.

 

7. Плановое количество рабочего времени в месяц 150, 6 час.

(9036 мин.)

8. Зарплата 1 минуты рабочего времени

врача (5756,96 руб. /9036 мин.) 63,71 руб.

9. Размер оплаты труда врача за 1 сеанс

магнитотерапии (63,71 руб. х 10 мин.) 6,37 руб.

 

Аналогичным образом определяем размер заработной платы медицинской сестры по Единой тарифной сетке за 1 сеанс магнитотерапии.
Не приводя расчетов, он составил 8,07 руб.

Итого фонд зарплаты основного персонала за 1сеанс магнитотерапии составил 14, 44 руб.

Как отмечалось выше, размер зарплаты по Единой тарифной сетке служит ориентиром для определения договорной оплаты труда медицинского персонала за 1 сеанс магнитотерапии.

Размер договорной оплаты труда определяется на П этапе, 1. Расчетная цена 1 сеанса магнитотерапии составляет -55 рублей (включая 25 % рентабельности).

2. Определим удельный вес фонда оплаты труда основного персонала по Единой тарифной сетке в цене 1 сеанса, он составил:

Исходя из этих данных и учитывая особенности оплаты труда медицинских работников за платную медицинскую помощь (о которых говорилось выше), администрация клиник и хозрасчетная бригада физиотерапевтического отделения на договорной основе определили фонд оплаты труда основного персонала в размере 30 % от цены 1 сеанса.

Если в производстве платной медицинской услуги принимает участие нескольких медицинских работников - бригада (как в нашем примере), необходимо введение III этапа в предлагаемую методику. Суть его состоит в распределении на основе коллективного договора фонда оплаты труда по Единой тарифной сетке 55,9% (8,07 рубля) приходится на долю медицинской сестры и 44,1% (6,37 рубля) - на долю врача. Это соотношение, служит ориентиром, основой для коллективного договора по распределению фонда оплаты труда между членами бригады. Поэтому члены бригады приняли решение (закрепленное протоколом) о распределении фонда оплаты труда в соотношении 70 % и 30 % соответственно, мотивируя свое решение тем, что сеанс магнитотерапии, как вид физиопроцедур, осуществляется в основном усилиями среднего медицинского персонала.

Многие экономисты предлагают, гонорарный принцип оплаты труда, когда в калькуляцию цены платной медицинской услуги закладывается вознаграждение медицинскому персоналу в фиксированном абсолютном размере. При этом размер гонорара, определяется в первую очередь, желанием исполнителей. Не отрицая в принципе, этот подход к оплате труда, считается, что стремление медицинскою персонала к более высоким гонорарам (а как следствие - и более высоким расценкам на платные услуги) продиктовано в большей степени субъективными материальными мотивами, нежели объективными законами формирования рыночных цен и соответственно уровня оплаты труда.

Наличие различных источников финансирования оказывает влияние на способы оплаты труда медицинских работников. Развитие платных услуг сформировало смешанный бюджетно-хозрасчетный способ оплаты труда. Суть этого способа сводится к следующему: сокращение части бюджетных ставок (но не физических лиц) в условиях дефицита бюджетного финансирования и переход в основном на сдельную форму оплаты труда за счет хозрасчетных средств. Число штатных единиц, подлежащих сокращению, определяется объемными показателями работы медицинского персонала, а также территориальной программой ОМС и стандартами качества.

Приведем конкретный пример. В штатном расписании клиник ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава имелась штатная единица врача иглорефлексотерапевта. Просчитав потребность клиник в этом виде медицинской помощи, основываясь на территориальной программе и утвержденных стандартах качества, выяснилось, что эту потребность удовлетворит 0,5 ставки врача иглорефлексотерапевта. Поэтому, администрацией клиник было принято решение сократить 0,5 бюджетной ставки, и перевод части больных, которым не предусмотрена стандартами качества иглорефлексотерапия, на платное лечение. Эта мера, не в ущерб основной деятельности клиник, дала экономию бюджетных средств и возможность увеличить заработную плату врачу.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что платная медицинская деятельность - это сфера рыночных отношений, в которой уровень как цен, так и оплаты труда во многом диктуется спросом и предложением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: