Производственно-хозяйственные стандарты качества (ПДВ, ПДС)




Содержание

1. Управление качеством окружающей среды

2. Основы нормирования качества окружающей среды. Регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду

Заключение

 

1. Управление качеством окружающей среды

Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Чтобы перейти к изучению основ управления КОС определим, что:

Качество окружающей среды - это состояние естественных и преобразованных человеком экосистем, сохраняющее их способность к постоянному обмену веществ и энергии, и воспроизводству жизни. Это свойства окружающей среды, которые определяются как в результате объективных измерений параметров окружающей среды, так и с помощью субъективных оценок. К.о.с. определяется сравнением результатов измерений с официально установленными, максимально допустимыми значениями этих параметров. В естественных экосистемах качество природной среды обеспечивается действием законов развития природы, в преобразованных - соблюдением меры соответствия природной окружающей среды потребностям живых организмов и экологическим интересам общества.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Мы знаем, как много создано в природе именно в союзе с человеком и мы наблюдаем результаты этого плодотворного сотрудничества и именно поэтому обязаны задуматься как не оборвать связи с природой?! Но как добиться равновесия между природой и обществом? Чтобы сохранить гармонию, нужны точные знания и конструктивные решения. Для этого необходимо научиться управлять взаимоотношениями с природой, соединить экологию с теорией управления. Решить когда и на сколько снизить воздействие и сколько еще можно воздействовать не боясь необратимых последствий. То есть, определить каковы критерии и показатели оптимальных воздействий. Чтобы обосновать критерии надо иметь данные о фактических условиях воздействия, об объекте воздействия и об эффекте воздействия, путем сравнения фактических условий воздействия и эффектов ими вызываемых обосновываются критерии и показатели оптимальности воздействия. Зная показатели и критерии мы получаем возможность управления процессами (мы можем сопоставлять критерии и фактическое воздействие-провести оценку воздействия), т.е. можем сказать пора ли изменить нагрузку и степень воздействия на природный объект.

Однако, процесс управления более сложен. Управляющая система сначала моделирует возможную ситуацию, затем строится прогноз ее последствий, далее вырабатывается план действий и рождается решение (организуются мероприятия) о характере, последовательности и объеме применения средств для предотвращения нежелательных ситуация и последствий.

Управление качеством окружающей среды - часть общей структуры управления ООС, которая имеет системный подход и представляет определенный процесс выполнения комплекса мероприятий направленный на обеспечение и регулирование устойчивого функционирования окружающей среды. Подуправлением качеством окружающей средой, природопользованием, (или сейчас еще это называют экологическим менеджментом) понимают охрану окружающей среды во всей ее совокупности. Система управления охватывает все аспекты деятельности, относящиеся к воздействию на окружающую природную среду и обеспечению экологических показателей деятельности, включает организационные структуры, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Основу управления охраны окружающей среды составляют государственные органы охраны окружающей среды, которые в первую очередь являются законодательной основой, которые регулируют деятельность исполнительных органов, общественных организаций и субъектов хозяйствования. Более подробно их функции мы рассмотрим при изучении темы №7. №Природоохранное законодательство».

Системный подход в управлении качеством ОС означает обеспечение единства трех ее основных элементов -- постановки целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион, планета). Рассмотрим подробнее:

Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и зашита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Для достижения этой цели необходимо определить:

· проблему (где и что делать?)

· научно технический и производственный потенциал, необходимый для ее решения (кому и при помощи чего делать?)

· критерии эффективности, с помощью которых осуществляется выбор путей достижения целей и способа использования имеющегося потенциала (как делать?).

Для того чтобы эта вышеуказанная программа не осталась декларацией благих намерений, необходимо ее подкрепить инструментами реализации (второй элемент). К числу таких инструментов относятся:

-- нормативно-правовые (законы, постановления органов государственной власти и управления, стандарты, договоры и т.д.), будут рассмотрены нами в рамках изучения природоохранного законодательства;

-- экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранных мероприятий через внебюджетные и благотворительные фонды, аудит природопользователей, экологическую сертификацию и страхование т.д.);

-- информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающие объективное и своевременное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, а также содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;

-- социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры). Некоторые из этих инструментов относятся к регламентации деятельности окружающей среды и будут рассмотрены нами во втором вопросе нашей лекции.

Далее, организация и контроль за достижением этой цели осуществляется в зависимости от системных уровней, на которых реализуется эта политика. Этими уровнями являются: личность; предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности; город как территориальная социально-экономическая система; регион, международной сообщество, планета.

Управление качеством окружающей среды в той части, в которой оно прямо или косвенно связано с природоохранной деятельностью предприятий (любого субъекта хозяйственной деятельности), включает следующую систему мероприятий:

1. Регламентация (т. е. установление нормативов) содержания вредных веществ в окружающей среде (в почве, воде, воздухе, растительном субстрате, продуктах питания и предметах бытового назначения).

2. Регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду, т. е. установление нормативов на сбросы и выбросы для промышленных предприятий по конкретным веществам и их источникам.

3. Прогнозирование переноса и рассеивания вредных веществ в природных средах, процессов превращения этих веществ под влиянием факторов внешней среды (вторичное загрязнение или встречный синтез), т. е. в более широком смысле - прогнозирование качества окружающей среды. Прогнозирование в настоящее время осуществляется преимущественно на основе математического и машинного (в том числе так называемого имитационного) моделирования.

4. Соблюдение технологических регламентов работы оборудования и производственных инструкций с целью обеспечения требуемых параметров процессов, влияющих на образование выбросов и сбросов.

5. Контроль за содержанием вредных веществ в окружающей среде, а также сырье, топливе, материалах, полуфабрикатах.

6. Контроль поступления и содержания вредных веществ в природных средах для принятия мер в случае превышения установленных органами здравоохранения нормативов.

7. Мониторинг состояния окружающей среды.

Два перечисленных пункта «Регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду» непосредственно касаются основ нормирования, «Мониторинг состояния окружающей среды» они требуют более углубленного изучения и будут рассмотрены нами во втором вопросе.

Многообразие взаимоотношений в ОС требуют конкретных решений (решений, которые нейтрализуют угрозу) они различны для рудника или пашни, химического завода или леса.

Управление охраной окружающей среды включает в себя реализацию следующих функций:

Схема 2. Функции управления охраной окружающей среды.

Реализация этих функций ведется как последовательно, так и параллельно. Обращаю ваше внимание практически о всех них мы говорили выше, что подтверждает - независимо от объектов и пользователей общий принцип системы управления ООС сохраняется.

2. Основы нормирования качества окружающей среды. Регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду

Как мы уже говорили, регламентация поступления вредных веществ в окружающую среду раскрывается как установление нормативов на сбросы и выбросы. Прежде чем перейти к установлению экологических нормативов необходимо разобраться с основами нормирования.

Нормирование качества окружающей среды представляет собой деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Она регулируется совокупностью правовых норм. Основополагающим из них является Закон «Об охране окружающей среды», где нормированию качества окружающей природной среды посвящена глава V.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Установление нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

1. проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

2. проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

3. установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

4. осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

5. формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

6. оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Общие требования к содержанию нормативов в области охраны окружающей среды:

экологическая безопасность населения;

сохранение генетического фонда (речь идет не только о фондах растений и животных, но и о генетическом фонде человека);

обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Их конечная цель состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов как основы общественного прогресса. Предельно допустимые нормативы - своего рода компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимно заинтересованных началах развивать хозяйство и охранять жизнь, благополучие человека.

В основе нормативов в области охраны окружающей среды лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе); технологический (способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни); научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам). окружающая среда качество норматив

Вопрос о пороговой величине нормативов в области охраны окружающей среды оказался весьма дискуссионным: одни считают, что нормативы должны исходить из возможностей промышленности и сельского хозяйства и не создавать препятствий для широкой экономической деятельности в условиях перехода к рынку; другие настаивают на ужесточение экологических показателей до международного уровня. Нужны компромиссные решения. Такие решения должны создавать экономические и административно-правовые стимулы для хозяйствующих субъектов в обеспечении экологической безопасности и улучшении охраны окружающей природной среды. Подобные стимулы создают экономический механизм охраны природной среды и нормативы качества окружающей среды.

В каждом случае, при разработке и утверждении нормативов (их пороговой величины) необходимо ориентироваться и придерживаться концепции устойчивого развития - концепции, которая удовлетворяет настоящие потребности человечества и не угрожает удовлетворению потребностей будущих поколений.

Нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды. Ввиду специфики и особой важности проблемы радиационной безопасности она регламентируются особым Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и принятыми в его развитие «Нормами радиационной безопасности НРБ-96».

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

1) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

2) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

3) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

4) иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Предельно-допустимые концентрации (ПДК) - утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которое при постоянном контакте, при воздействии в отдельный промежуток времени практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Значения ПДК включены в ГОСТы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории государства; их учитывают при проектировании технологических процессов, оборудования, очистных устройств и пр.

В России:

· Для воздушной среды

· Для атмосферного воздуха населённых мест и закрытых помещений СанПиН 2.1.6.1032-01

· ПДК_сс -- среднесуточное,

· ПДК_мр -- максимально-разовое,

· Для воздуха рабочей зоны ГОСТ 12.1.005-88

· ПДКмр.рз -- максимальное разовое в рабочей зоне,

· ПДКсс.рс -- среднесменная в рабочей зоне,

· Для водной среды

· ПДКв1 -- водных объектов 1-й категории водопользования,

· ПДКв2 -- водных объектов 2-й категории водопользования,

· ПДКрыбхоз - для водоёмов рыбохозяйственного назначения.

Классы загрязнённости воды определяются исходя из частоты и кратности превышения ПДК по набору показателей

· Для почвы

· ПДКп.

· Для продуктов питания

· ПДКпп

Максимально-разовое значение ПДК устанавливается для предотвращения рефлекторных реакций человека при кратковременном действии примесей. Среднесуточное значение ПДК устанавливается для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и сенсибилизирующего действия вещества на организм человека.

Около 2 млн. тонн, не считая минеральных удобрений, составляет общее количество веществ ежегодно попадающих в биосферу. Меньше предельно-допустимой может быть концентрация каждого из этих веществ, но совместное их присутствие вызывает такой же эффект, как и при их содержании превышающем ПДК. Это явление называется - эффектом суммации действий. Таким эффектом, например, обладают сочетания следующих веществ: ацетон-фенол, сернистый газ-фенол, сернистый газ-сероводород и др..

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

2) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3) нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

4) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

5) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

6) нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Производственно-хозяйственные стандарты качества (ПДВ, ПДС)

окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и др. объектов

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

1. требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

2. ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

3. порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Государственный стандарт -- основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами.

Стандарты, принятые до 1996 года, являлись нормативно-правовыми актами и поэтому были обязательными для применения в тех областях, которые определялись преамбулой самого стандарта. Для документов, принятых после 1996 года, нормативность сама по себе перестала означать обязательность документа. В настоящее время документ становится обязательным нормативно-правовым актом после регистрации в Минюсте.

В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 2011 года в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

И все же темпы развития производства, в силу требований времени, растут

и использование, реализация товаров и услуг не прошедших стандартизацию, сертификацию и аудит, в том числе экологическую становится практически невозможным. Особенно это касается международных контактов. Понимание важности экологии для человечества и жизни на Земле в целом привело к созданиюэкологических стандартов и стандартизации экологических рисков.Как правило, EMAS (схема экологического менеджмента и аудита) является рекомендуемым условием для общественных поставок, хотя она и является действующим в Европейском союзе на добровольной основе порядком управления и проверки деятельности по защите окружающей среды. Ее неотъемлемой частью является серия международных стандартов по созданию системы экологического менеджмента ISO 14000, которая представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой, существующих, чтобы помочь организациям:

· свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду,

· соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные требования,

· постоянно совершенствоваться в приведенном выше.

Предназначение EMAS -- улучшить и сделать более эффективной работу по защите окружающей среды на предприятиях. Поскольку эта схема является полностью добровольной, ее использование дает возможность предприятиям продемонстрировать осознание ответственности за окружающую среду.

Экологические риски предприятий в международной практике учитываются посредством:

SYBERR - системного рейтинга экологического риска

ERMR - рейтинга управления экологическим риском (EnvironmentalRiskManagementRating)

BS 7750 - первого в мире стандарта самого экологического менеджмента (Великобритания),на основе которого происходит аккредитация компаний на соответствие экологическим требованиям.

рис. Экологические стандарты

Эффективное экологическое регулирование возможно только на основе тесного сотрудничества государственных органов и общества в целом. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», контроль состояния природной среды может осуществляться как государственными органами, так и общественностью. Статья 68 Закона гласит: «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством».

Экологические проблемы могут быть решены только путём совместных и согласованных действий и общественности, и государственных служб, действий, основанных на компетентной оценке реальности. Необходимость соблюдать экологические нормы почти всегда ущемляет чьи-то экономические интересы. Отсюда -- лоббирование экологически неприемлемой деятельности в законодательных и государственных органах. Очень часто при разработке новых проектов выгоды переоцениваются, а затраты и потери недооцениваются, так как выгоды кажутся очевидными, а факторы риска расплывчатыми и неопределёнными. При оценке допустимого риска от загрязнения окружающей среды наибольшие трудности обусловлены тем, что выгода от некоторой деятельности и риск, с ней связанный, зачастую распределены неодинаково во времени и пространстве (например: применение долгоживущих пестицидов, выгода от применения которых возникает в конкретном хозяйстве на сравнительно коротком интервале времени, а риск рассеивается вплоть до глобального масштаба и на многие месяцы и годы).

Заключение

Понимание глобальных экологических взаимосвязей привело к осознанию необходимости физической, политической и экономической целостности земной цивилизации. Только научно-обоснованное управление в сочетании со знаниями законов экологии - путь к гармонии с системе «природа - общество».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: