Количество часов на освоение программы учебной дисциплины




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

Рабочая программа учебной дисциплины

«Народная художественная культура» ОД.02.04.

Специальности

Народное художественное творчество

(по видам)

 

 

Асбест 2016

Программа учебной дисциплины федерального компонента общего образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1382 от 27.10.2014

Организация – разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»

Разработчик:

Шуликова Ольга Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

Рецензент:

Исакова Светлана Ярославовна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «АКИ»

Рекомендована ПЦК «Театральное творчество»

 

Паспорт программы учебной дисциплины «Народная художественная культура»

Область применения программы учебной дисциплины

 

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 51.02.01 Народно-художественное творчество (по видам).

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Народная художественная культура» входит в число профильных учебных дисциплин обязательной части ОПОП ППССЗ.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен освоить общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности

 

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен освоить профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.

ПК 2.1. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных дисциплин в преподавательской деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен уметь:

- сохранять народную художественную культуру, восстанавливать народные традиции;

- собирать, изучать и систематизировать произведения народной художественной культуры;

- использовать виды традиционной культуры, произведения народной художественной культуры в художественно-творческой и педагогической работе.

 

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать:

- основы теории народной художественной культуры, исторические этапы развития народной художественной культуры;

- виды, жанры народной художественной культуры;

- формы бытования, носителей народной художественной культуры;

- традиционные обряды, обычаи, праздники, игры и забавы;

- региональные особенности народной художественной культуры.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 76 часов, самостоятельной работы обучающегося 34 часа,

консультация к экзамену – 1 час

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины «Народная художественная культура»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
Лекции  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа студента (всего)  
Внеаудиторная самостоятельная работа  
Консультация  
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и виды работы Объем часов
Раздел 1 Введение
Тема 1.1 Основные понятия курса Понятие художественной культуры как полиэлементного образования. Традиционная народная художественная культура как одна из подсистем художественной культуры. Традиционные и инновационные элементы, их соотношение в формах НХК. Современность и традиция (представление о «холодных» и «горячих» обществах). Ценности традиционной культуры и их трансформация в ходе социального расслоения общества. Особенности НХК в рамках ее взаимодействия с массовой и элитарной культурами.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Конспект по: Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. Минск, 1998. С. 39-47, 67-78.  
Тема 1.2 Формы народной художественной культуры Формы НХК: фольклор, традиционное прикладное и изобразительное народное искусство, все формы современного любительского творчества, художественной самодеятельности.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Читать: Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности. – М., 1999. – с. 3-41.  
Тема 1.3 Структура и функции народной художественной культуры М.С. Каган, В.Я. Пропп, Л.М. Михайлова, В.Е. Гусев о структуре НХК. Декоративно-прикладное искусство и фольклор как основа формирования системы НХК. Слои народной художественной культуры: раннетрадиционный фольклор, архаический фольклор, нео(пост)фольклор, бытовое массовое творчество, фольклоризм, художественная самодеятельность и их функции. Классификация функций НХК.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Конспект: Неклюдов С.Ю. После фольклора. – «Живая старина» - 1995 № 1 – С. 2-4.  
Тема 1.4 Историческая динамика развития русской народной художественной культуры Древнеславянские истоки народной художественной культуры; источники для изучения НХК этого периода. Влияние христианства на формы и бытование НХК Древней Руси. Феномен «двоеверия» (народного православия). Народная смеховая культура. Роль реформ Петра I в развитии НХК. Падение крепостного права и движение за демократизацию художественной культуры. НХК в ХХ веке.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Читать: Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.,1983. С. 135-149.  
  Контрольный урок  
Раздел 2 Мифологические корни народной художественной культуры
Тема 2.1 Феномен мифа Миф как словесный повествовательный текст. Миф как система представлений о мире, как особый тип мышления. Макрокосмос и микрокосмос в мифе (природа и человек). Понятие мифология: совокупность мифов, особая форма мировосприятия, научная дисциплина. Классификация мифов. Мифологическая концепция времени. Соотношение мифа и обряда. Миф как семиотическое воплощение образов. Миф и религия (Фрейзер «Золотая ветвь»). Миф и литература.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Сделать сообщение о мифологии какого-либо народа (по выбору учащегося). Использовать энциклопедию «Мифы народов мира». В 2-х т. М., 1980.  
Тема 2.2 Мифопоэтическая картина мира Понятие «картина мира» по А. Гуревичу. Черты мифологической (мифопоэтической) картины мира. Система бинарных оппозиций как принцип структурирования представлений о мире.  
  Контрольный урок  
Тема 2.3 Русские народные верования в системе НХК Сведения о мифологии древних славян. Славянский космос. Магия и ее проявление в заговорно-заклинательном акте. Демонология славян (по Л. Виноградовой).  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Сделать презентацию «Боги древних славян».  
Тема 2.4 Мифологические представления в русской сказке Разновидности сказок. Сказки о животных и их возможная обрядовая роль. Волшебная сказка, ее сущность и функции (по В. Проппу). Различие и сходство мифа и сказки.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Проанализировать 2-3 сказки разных типов из различных сборников народных сказок.  
Тема 2.5 Мифологические представления в русской несказочной прозе, эпической поэзии и необрядовом фольклоре Жанры русской несказочной прозы. Былины; их классификация. Исторические песни: соотношение в них реальности и вымысла. Малые жанры необрядового фольклора, многочисленность их функций.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Составить список любимых пословиц и поговорок. Читать: Вельмезова Е. Новые русские пословицы// «Живая старина» - 2006 - № 1 – С. 38-41.  
  Контрольный урок  
Тема 2.6 Традиционное жилище с точки зрения мифологических представлений Бинарная оппозиция «свое-чужое» и ее роль для структурирования пространства. Выбор места и материала для жилища; связанные с этим поверья и ритуалы. Сакральные центры дома. Пограничные зоны.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Конспект: Семенова М. Мы – славяне. М., 1997. С.126-134, 159-170.  
Раздел 3 Празднично-обрядовая культура в системе НХК
Тема 3.1 Календарные праздники и обряды   Особенности формирования народного календаря. Солнечный круговорот. Христианские праздники, отражение мировоззрения в обрядах календарного круга. Обрядовые формы творчества календарного фольклора (ряженье, обходы дворов, заклички, гадания, хороводы). Обрядовые куклы. Ритуальная трапеза. Центральные обряды: характеристика, значение, ход.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Сделать презентации по различным народным календарным праздникам (по выбору).  
Тема 3.2 Семейно-бытовая обрядность Свадебный цикл. Типы русской свадьбы. Похоронный обряды. Родинно-крестинные обряды. Понятие об обрядах перехода (по А.ван Геннепу).  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовить реферат «Песни русской уральской свадьбы».  
  Контрольный урок  
Раздел 4 Фольклор в сфере народной художественной культуры
Тема 4.1 Фольклор как явление Варианты формулировок и содержания фольклора в трудах ученых-культурологов. Синкретичность как основная черта. Понятия «художественное» и «нехудожественное». Смысловая наполненность фольклора. Носители фольклора. Варианты структур фольклора.  
Тема 4.2 Крестьянский и городской фольклор Русская крестьянская культура и крестьянское воспитание. Духовно-мировоззренческие ценности крестьянства в формировании НХК. Традиционность крестьянской художественной культуры. Эволюция отечественной крестьянской культуры и отношения к ней интеллигенции. Жанры крестьянского фольклора; их характеристика. Характерные черты городской культуры. Ее отличия от крестьянской. Сущность и истоки понятия «городской фольклор» и его характерные черты. Этапы развития городского фольклора. Роль скоморошества и образцов профессиональной культуры. Образцы городского фольклора.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Читать: Костюхин Е.В. Лекции по русскому фольклору. М., 2004. С. 267-287.  
  Контрольный урок  
Тема 4.3 Фольклоризм и неофольклоризм Представление о фольклоризме и его истоках. Характерные черты фольклоризма. Исторические периоды фольклоризма в искусстве (цитирование, заимствование элементов, использование отдельных форм). Неофольклоризм и неомифологизм как характерные приметы духовной жизни в ХХ-ХХI в.в.  
Тема 4.4 Фольклористика как наука о фольклоре Сфера деятельности фольклористики, ее сущность и объект исследования. Деятельность отечественных ученых-фольклористов. Две основные трактовки фольклористики. Новые тенденции подхода к предмету фольклористики.  
Раздел 5 Народная художественная культура Урала
Тема 5.1 Формирование народной художественной культуры Урала Специфика заселения уральского региона. Дискуссии о коренном населении Урала. Полиэтничность как характерная черта уральской НХК. Образ жизни населения различных национальностей. Влияние этнической ситуации на топонимику Урала.  
Тема 5.2 НХК финно-угорских народов Урала Мифология финно-угров. Национальные традиции; жанры словесного, танцевального и музыкального фольклора.  
Внеаудиторная самостоятельная работа. Читать: Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX в. Екатеринбург, 2002. С. 135-148.  
Тема 5.3 НХК тюркского населения Урала Татарский и башкирский эпос. Обряды тюркоязычных народов. Жанры фольклора.  
  Контрольный урок  
  Консультация  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: