Ответьте мне, какой вид Богобоязненности характеризует человека высокой духовной жизни?




Урок нравственности

 

 

Этот урок я давал в лицее, в котором работал 10 лет назад. Он завершал и, в известном смысле, резюмировал мой факультативный курс по философии истории. Слушателями были юноши, выпускники 11-х классов.

Спустя несколько лет я озвучил этот урок перед учителями разных школ. Он вызвал интерес, и меня попросили конспективно опубликовать его основные тезисы.Что я и делаю. Возможно, я в чем-то заблуждаюсь. Возможно, кого-то покоробит манера изложения. Но я все-таки надеюсь, что предложенный материал поможет коллегам поговорить со своими воспитанниками на сущностные темы…

 

Путник К.В.

 

 

Две вещи я говорил своим ученикам сразу.

 

Прежде всего, я выражал свои соболезнования, поскольку им предстояло почти полтора часа выслушивать нравоучения. Поэтому, чтобы не было скучно, я предлагал нашу встречу построить в форме диалога – с задаванием мне каверзных вопросов.

 

Далее, я предупреждал, что учить их, взрослых парней, как себя вести, я не собираюсь. Я просто хотел поделиться с ними некоторыми своими взглядами, основанными большей частью на соборном опыте Церкви, а отчасти на моем житейском опыте, - взглядами, которые формулируются кратко и которые я поэтому был намерен расшифровать. Многим из вас, говорил я, эти взгляды покажутся необычными, спорными и парадоксальными. Но, в конце концов, парадокс есть та фигура речи, которая сильнее всего цепляет внимание слушателя.

 

Первый принцип, о котором я говорил, - принцип критического мышления. Я напоминал ребятам, что в нашей Церкви этот принцип был сформулирован Апостолом Иоанном.

 

«Возлюбленные! – писал он в 1-м Послании, - не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин., 4: 1).

 

В переводе на язык современной социальной психологии это звучит как призыв к духовной и интеллектуальной осторожности, призыв к глубокой духовной проверке тех идеологем, которые нам пытается навязать, которыми пытается нас соблазнить внешний мир. Бог, приводил я слова Святых Отцов, не гневается на тех, кто даже Ангелов отвергает, почитая себя недостойными такого посещения. Напротив, Бог хвалит таких людей за осторожность.

 

Далее я рекомендовал использовать принцип, который был сформулирован много столетий назад. Он называется «бритва Оккама» - в честь средневекового ученого, который, собственно, его и сформулировал. Он звучит так: «Не умножайте сущности без необходимости». Это – принцип когнитивной экономии, экономии мысли и времени: не нужно изобретать новых процедур и понятий, если нечто можно объяснить в рамках уже существующих понятий и процедур. Удивительно трезвый и чрезвычайно полезный принцип, действующий во многих сферах человеческой деятельности.

 

В основании нравственности, говорил я далее, лежит вера в Бога – вера в Того, Кто заведомо лучше и могущественнее нас. Собственно, вера лежит в основе всего вообще, всех самых изощренных интеллектуальных человеческих усилий. Математическая рациональность – а что может быть рациональнее математики? – основана на вере, т. е. на ряде аксиом, которые принимаются без доказательств, т. е. на веру.

 

Есть такое философское направление – солипсизм (Беркли и Юм), - ошибочность и предвзятость которого доказывается всеми другими философскими школами и направлениями уже несколько столетий, но ровным счетом ничего из этого не выходит. Всё сущее, утверждают солипсисты, есть только комплекс наших ощущений, которые могут нас обманывать. Попробуйте доказать обратное, предлагал я. Если у вас получится – мировая известность вам гарантирована.

 

Существо нравственной системы определяется формулой «Бог есть».

Повелительный голос Бога в нас – наша совесть, т. е. со-вестие, совпадение с Благой вестью Бога, обращенной к нам. Кто из нас не испытывал угрызений совести?

 

Бог есть. Ни одна религиозная конфессия с этим не поспорит. Но только христианство существенно дополняет и, я бы сказал, раскрывает эту формулу: Бог есть, и Бог есть Любовь.

 

Если вы помните, говорил я, человек является образом и подобием Божиим. Другими словами, мы сотворены для любви. Это – важнейшая максима христианской антропологии. В ней содержится всё: в том числе и проблема одиночества, с которой столкнулся современный человек. Любовь всегда направлена на другое существо: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт., 2: 18).

 

А вот как еще определить: по-настоящему я люблю или нет? По-настоящему любят меня или нет? Совсем не риторический вопрос: возраст юности – опасный возраст: гормоны бушуют, и не всегда думаешь мозгом, иногда и другими частями тела. Как быть? Как отличить подлинное от суррогата?

 

Только у христианства есть тест на любовь – такой четко прописанный перечень качеств, которые характеризуют подлинное чувство, а не суррогат.

 

И я зачитывал этот перечень:

 

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1 Кор., 13).

 

И еще – очень важный феномен, который реально существует и который художественно описал, в частности, Хемингуэй в книгах «За рекой, в тени деревьев» и «Фиеста». Есть и другие описания, но, по-моему, у Хемингуэя оно – лучшее.

 

Итак, существует выражение: любовь слепа. Но знаете, это лукавое выражение. Потому что любовь, настоящая любовь, дает человеку особое зрение: она позволяет одному человеку видеть другого не таким, каков он есть, а таким, каким он задуман.

 

Необходимо сказать о сексуальности – это исключительно важная тема для подростков. Любовь и секс, говорил я, разные вещи. Нашему сознанию, к сожалению, сейчас навязано похабноеклише: «заниматься любовью», т.е. сексом. Но секс – это не любовь. Это – биотехнология. Любовь – всегда жертва, - не того, излишек чего имеется, что не жалко пожертвовать. Любовь – это отрывание от себя чего-то очень важного и нужного и радостное дарение другому.

 

Еще один момент: имеет ли сказанное отношение к патриотизму? Конечно, имеет. Ведь патриотизм – это любовь к Отечеству. Но у нас, когда говорят о патриотизме, всегда почему-то напирают на слово «Отечество». Попробуйте переставить акцент на слово «любовь», и вам сразу станет ясно, какими качествами должен обладать истинный патриот: помните, «любовь долготерпит, милосердствует…» и т.д. Это – критерии любви, и любви к Отечеству в том числе.

 

Следующая формула, о которой я говорил: «Не бойся!»

 

Исследователи подсчитали: фраза «Не бойся!» - одна из самых употребимых в Евангелиях.

 

«Не бойся» - это витальный, жизнеутверждающий принцип. Не бойся – не только врага, не только хулигана из подворотни. Не бойся толстого учебника, «белого листа», неведомого знания. Не бойся проблем, трудностей. Не прячь по-страусиному голову в песок. Тем более, не пытайся наложить на себя руки.

 

К сожалению, жизнь подтверждает высокую востребованность этого принципа. Как стало недавно известно, многие молодые люди совершают самоубийства именно из-за неверия в свои силы, из-за, как им кажется, невозможности распутать клубок проблем. Многие – особенно девочки – ориентируются на книжкуСтейсиКрамер «50 дней до моего самоубийства», главная героиня которой погружена в некий патопсихологический круговорот и даже попыток не делает из него выбраться, идя на поводу у каких-то далеко не фатальных внешних обстоятельств.

 

Нужно сказать еще вот что: любая манипуляция человеком начинается с попытки его напугать. Воздействие страхом – введение психики человека в стрессовое, а еще лучше – дистрессовое – состояние. Именно поэтому телевидение так часто показывает какие-то катастрофы: не важно, у нас или где-то «высоко в горах, но не в нашем районе». Отсюда растут ноги у всевозможных «ужастиков», кровавых детективов, соответствующих ток-шоу и т.п. Психологи говорят, что это помогает «разгрузить» психику человека, завершить некий гештальт… Это – вранье. Страх, протяженный во времени, травмирует психику.

 

Крайнее психопатологическое проявление страха – паника. Это состояние, прикотором людьми очень просто управлять, потому что сознательно-волевые механизмы просто выключаются. И сейчас специалисты фиксируют увеличение числа людей, испытывающих панические приступы, т.н. панические атаки. Это – следствие воздействия агрессивной окружающей среды, прежде всего информационной среды – телевидения и интернета.

 

В другой раз я обещал рассказать о формировании органических расстройств центральной нервной системы под влиянием дистрессов и социальной среды.

 

Поэтому – бояться нельзя.

 

К безбоязненности нужно себя принуждать, следовательно, это – волевой принцип. Человек безбоязненный в петлю никогда не полезет, потому что не боится проблем, хочет, а значит, и может их преодолевать.

 

Побеждается враг

Не числом, а уменьем.

Побеждается глупость

Трудом и терпеньем.

 

Побеждают упорством

Тупое упрямство.

Кулаком иногда

Побеждается хамство.

 

Ну, а главное, -

В этом готов я поклясться:

Чтобы зло победить,

Надо зла не бояться.

 

Бояться нужно только Бога. Но если ты с Богом – бояться некого.

 

Далее несколько слов говорится о страхе Божием. Что это такое?

Тут не всё просто.Наши святые Отцы делают важные наблюдения. Существуют, говорят они, три вида Божиего страха, три вида, иерархически возрастающих:

 

- страх раба, боящегося наказания;

- страх наемника, боящегося величия Божиего, ошеломленного этим Величием, но надеющегося на воздаяние за свое послушание;

- страх сына, боящегося потерять любовь и доверие Бога.

 

Ответьте мне, какой вид Богобоязненности характеризует человека высокой духовной жизни?

Итак, не бойся! Ибо ничего не делает Бог такого, что могло бы повредить человеку.

 

Не бойся! Ибо – когда перестаешь бояться ты, начинают бояться тебя!

Побеждает всегда тот, в ком нет страха, кто превозмог страх, кто, не блефуя, готов идти до конца.

 

Следующая формула, о которой говорится, – формула родительской власти: Отец прав даже тогда, когда он неправ.

Сказанное, конечно, относится к Богу и к нам, Его созданиям. Но сказанное также относится и к отцам, которые несут отблеск Божественности, ибо они уже сотворили жизнь – детей.

 

А женщины, матери, спрашиваю я у ребят? Разве они не причастны к сотворению жизни? Причастны. Но как онтологически жизнеподатель- Бог, так иерархически более значимый земной жизнеподатель – мужчина. И нет в этом никакого чванства, а только высокая ответственность. Кому много дается, с того много и спрашивается.

 

Дальше, желая дать слушателям передохнуть, я предлагаю им заняться ментальной гимнастикой.

 

Ментальная гимнастика – это блиц-опрос из разных областей знания. Её цель – активизация различных структур головного мозга, регулирующих когнитивные функции. Упражнения-вопросы, в принципе, может придумать любой педагог. Вопросы могут быть, например, такие:

 

- Где находится Арктика: на севере или на юге?

 

- Сколько атомов водорода содержит молекула воды?

 

- В каком году состоялось Ледовое побоище?

 

- Через две точки можно провести только одну прямую линию: это – аксиома или теорема?

 

- Каким океаном омывается Индия?

 

- Кто автор слов: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?»… И, кстати, в каком году французы сожгли Москву? Кто ими командовал? А кто командовал русской армией?

 

- Сколько будет 8х7?

 

- На каком языке говорят жители Варшавы?

 

- Как называется самая крупная планета Солнечной системы?

 

- Какова температура кипения воды?

 

- Из скольких палат состоит российский парламент?

 

- Где находится Челябинск: в Европе или в Азии?

 

- Кто на кого напал 22 июня 1941 года?

 

- Чему равен квадрат гипотенузы?

 

И т.п.

 

Я очень рекомендую использовать эту методику на школьных уроках. Чтобы мотивировать ребят, можно за каждый правильный ответ начислять один балл, фиксировать его в отдельной ведомости. Набрал пять баллов в течение какого-то времени – получи «пятерку» в журнал. Для многих «двоечников» это реальный шанс заработать хорошую оценку.

 

Иногда, в зависимости от времени и обстоятельств, рассказываю анекдот:

 

У одного священника на приходе были очень сварливые прихожанки, которые все время жаловались на мужей. Терпел он, терпел, и вот однажды, во время чтения родословия Иисуса Христа в Евангелии от Матфея на богослужении («Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его…») повернулся к ним и сказал: «Слышали, дуры, в старину-то без вас обходились…»

 

Просмеявшись и немного встрепенувшись, мы переходим к другому аспекту: отцы и дети.

 

В Библии есть несколько значимых сюжетов о взаимоотношениях отцов и детей: история Ноя и Хама. Что совершил Хам? Увидел пьяного отца и акцентировал внимание на его непотребном состоянии, т. е. проявил, в отличие от братьев, непочтительность. Термин «хамство» - библейский термин. Вывод: никогда не осуждайте своих родителей. В Декалоге Моисея она формулируется как заповедь: «Почитай отца и мать свою и, - знаете что? долголетен будешь на земле ».

 

Второй сюжет: Авраам и его единственный сын Исаак – его надежда и любовь. И вот Господь, испытывая веру Авраама, повелевает принести мальчика в жертву. Авраам безропотно повинуется, но – очень важная деталь – безропотно повинуется и Исаак. Повинуется отцу, как Богу. Отец прав даже когда он неправ. Разумеется, жертвоприношение не состоялось.

 

Третий сюжет: о блудном сыне. Сюжет о сыновнем неразумии, сыновнем покаянии и отцовской любви, покрывающей сыновний грех, почти преступление. Ни единым словом не попрекает отец возвратившегося сына, а какими словами встречает его: «Сын мой был мёртв и воскрес!» Понимаете, духовно умирает сын, выходящий из повиновения отцу. Я очень обращаю на это ваше внимание, говорю я мальчикам, потому что вы – будущие отцы, и какой мерою вы меряете, такою и вас будут мерять. Это сказал Христос. Поэтому, когда ваши дети станут вам хамить, вспомните, а как вы относились к своим родителям.

 

Следующая формула относится к женщине. И внушить ее должна мать – своим поведением, своим примером. Нет ничего на земле выше материнской любви. Молитва матери, говорят, со дна моря достанет. Вспомните только, как высоко чтят христиане Божию Матерь.

 

Формула эта житейская. Мужчина говорит: «Я виноват, моя вина», - обращаясь к Богу. Женщина говорит: «Я виновата!», - обращаясь к мужу. Перефразируя и соотносясь с современным положением женщины, ее статусом, можно сказать: Ты или права, или замужем. Это связано с неперечливостью. Только женщины, умеющие брать вину на себя в семейной повседневности, осознавать и признавать свою неправоту, любимы мужчинами. Если хотите, это - формула счастливого брака, формула смирения перед мужем. И – его воспитания, как ответственного мужчины. Мудрая женщина – неперечливая женщина.

 

Вообще, на мой взгляд, два типа женщин существуют.

 

Первый – я их называаю «Скарлетт» (от стервозной героини известного романа «Унесенные ветром» Митчелл и голливудского фильма), - присасываются к мужчинам, используют их как доноров.

 

Второй – «Маргариты» - те, которые прививаются к мужчине, как веточка к древу. И что дальше происходит? Они становятся единым целым, и дерево начинает обильно и хорошо плодоносить.

 

(Кстати, спрашиваю я, знаете ли вы, как переводятся имена «Скарлетт» и «Маргарита»? «Скарлетт» - это алый или ярко-красный цвет. Производное от этого слова – «скарлатина». Говоряще, правда? А «Маргарита» - это жемчужина. Между прочим, древнегреческая богиня любви Афродита носила прозвище «Маргаритос»…).

 

Семья – малая Церковь: муж – священник, жена – диаконисса, помощница. Ну и понятно, беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Брак, сказал один мудрый человек, это пьеса, написанная родителями и разыгранная детьми. Добавим: пьеса может быть комедией, драмой и трагедией. А может быть фарсом.

 

Еще две формулы, которую я произношу и комментирую:

 

Первая – «Жена Цезаря – вне подозрений». Помните? – «любовь всему верит?». Апостол Павел был римским гражданином. И приведенная фраза принадлежит великому римлянину – Гаю Юлию Цезарю, которому однажды насплетничали, что, мол, жена ему не верна. Достойный ответ мужчины и мужа.

 

Другая: Идешь к женщине? Не забудь плётку.

 

Однажды так выразился Ницше, немецкий философ.

 

Это – не формула унижения женщины. Это – формула власти. Женщины – эмоциональные существа.

 

Есть такой анекдот: заболел мальчик, мама вызвала на дом врача. Врач осматривает больного, а рядом крутится его сестренка, балуется, такая гиперактивная девочка. Врач ей и говорит: «Эй, красавица, перестань крутиться, упадешь, ушибешься». Но девочка продолжает делать свое. Мама строго спрашивает: «Слышала, что врач сказал?». «Слышала, - отвечает девочка. – Он сказал, что я – красавица».

 

У женщин иногда эмоции перехлестывают через край, тогда полезно и власть употребить. Но – важнейшее условие: существо, которое вы наказываете как власть имеющий, должно знать: вам – больнее, чем ему. Много больнее. Это, кстати, относится и к наказанию детей. Хороший фильм был в советское время – «Белые Росы». Там один из героев – мудрый старикФедос – советует сыну, которому изменила жена: «Бить не пробовал? Попробуй. Только легонечко. Без зла…». Тут главное слово – «без зла».

 

В заключение – небольшой экскурс в педагогику.

 

Вы знаете, говорю я ребятам, как много сейчас нервных, истеричных детей. Запомните: наказывать ребенка может только один из родителей. И обязательно должен быть тот, к кому ребеночек прибежит поплакаться в жилетку. Чувствуете, спрашиваю я, как велика роль наших бабушек и дедушек? Как велик их вклад в воспитание психически здорового поколения?

 

Напоследок я рассказываю такую притчу.

 

Жил в деревне старик, у которого было мало имущества, но был конь. Старик очень любил коня и даже в тяжелые времена не пытался его продать. Однажды конь исчез. Односельчане стали соболезновать старику, а кто-то даже попрекнул: вот, стоило все-таки коня продать, а не ждать, пока его украдут или он сбежит. Старик же отнесся к пропаже благодушно. А односельчанам сказал: «Ну, пропал конь, и пропал. На первый взгляд плохо. Но ведь только один Бог знает, к каким последствиям это приведет». И действительно, через несколько дней конь вернулся. Но вернулся не один: он привел с собой несколько кобылиц.

 

Вывод: никогда не торопись с выводами. Утро вечера мудренее. Имей терпение. Всё, что совершается, совершается по воле Божией и к нашему благу.

 

Думай. Не бойся. Не спеши.

 

Веруй Богу. Люби семью. Защищай Отечество.

 

Совсем короткие принципы.

 

На прощание я говорю: всё, о чем я вам сказал, преследовало только одну цель. Вы должны знать, что у вас всегда есть выбор. Бог дал нам жизнь, но то, как мы ее проживем, зависит от нас. Мы обречены делать выбор каждый день. Чем старше будете вы становиться, тем более серьезные дилеммы будет предлагать вам жизнь.

 

Я желаю вам сделать правильный, непостыдный выбор.

 

Я желаю, чтобы в вашей жизни служения было больше, чем службы, и всё покрывала любовь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: