ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические указания
по выполнению контрольных работ
для студентов УГС 140000, 150000,
190000, 220000, 250000
Санкт-Петербург
Рассмотрены и рекомендованы к изданию
учебно-методической комиссией факультета экономики и управления
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С.М.Кирова»
3 октября 2013 г.
С о с т а в и т е л и:
ст. преподаватель Л.Ю. Абакулина,
кандидат экономических наук, доцент Л.А. Александрова,
кандидат экономических наук, доцент Т.П. Беляева,
кандидат экономических наук, доцент В.П. Тростинская
Отв. редактор:
доктор экономических наук, профессор А.В. Лабудин
Рецензент:
Кафедра экономической теории СПбГЛТУ
Данные методические указания подготовлены в соответствии с учебным курсом «Экономическая теория», разработанным коллективом кафедры экономической теории СПбГЛТУ на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольных заданий и материалы для контроля знаний – вопросы, тесты, аналитические экономические упражнения и расчетные задачи по основным темам курса, а также перечень рекомендуемой литературы.
Предназначены для студентов-заочников неэкономических направлений и специальностей, изучающих дисциплину «Экономическая теория» или «Экономика».
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Экономическое образование стало сегодня важнейшей составной частью гуманитарной культуры каждого человека, сложного процесса овладения экономическими понятиями и категориями, выбора наиболее эффективных способов решения экономических проблем и принятия управленческих решений. Сегодня специалисту любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить, а это невозможно без изучения экономической теории.
Экономические принципы служат основой для выработки экономической политики, направленной на преодоление трудностей и контролирование нежелательных процессов. Одни экономические принципы действуют на микроуровне – уровне экономических агентов (фирм, предпринимателей и т.п.), другие – на макроуровне – уровне государства, региона. В этих условиях главная цель учебного процесса в высшей школе заключается в том, чтобы студент приобретал навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, получал знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам сам в процессе активных творческих поисков. Достижение подобной результативности обучения зависит от форм и методов активизации учебного процесса и, в частности, использования тестов, задач и упражнений.
В рамках курса «Экономическая теория» рассматриваются традиционные (поведение потребителя, теория фирмы, типы рыночных структур, рынки факторов производства, общее равновесие) и современные (институциональные аспекты рыночного хозяйства, теория общественного выбора) разделы экономики. В процессе изучения курса и подготовки к экзамену по дисциплине студент выполняет контрольную работу, включающую задания по экономической теории в рамках как микро-, так и макроэкономики.
Цель методических указаний – помочь студентам, изучающим курс «Экономическая теория», применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить контрольную работу, что в свою очередь должно способствовать выработке у студентов навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данные методические указания предназначены для студентов неэкономических факультетов Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета заочной формы обучений и составлены в соответствии с учебными программами дисциплин «Экономическая теория» и/или «Экономика» согласно требованиям ФГОС ВПО.
Данная дисциплина входит в учебные планы неэкономических факультетов СПбГЛТУ как основополагающий социально-экономический курс и читается студентам на 1-ом, 2-ом или 3-ем курсе в зависимости от факультета, направления и/или специальности и нормативного срока обучения.
Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» является обеспечение теоретической базы общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук, т.е. формирование у него культуры экономического мышления.
Экономика, как общественная наука изучает поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Преподавание дисциплины «Экономическая теория» ставит целью изучение общих экономических закономерностей, объясняющих порядок и взаимосвязь хозяйственных процессов на микро- и макроуровнях, а также знакомство с элементарными методами прогнозирования изменений и перспектив экономического развития общества.
Изучение микроэкономики и макроэкономики в определенной последовательности позволяет получить студенту цельное представление об экономической жизни общества.
На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования фирмы, методы ценообразования, мотивация и оплата труда и др.
Знание экономических явлений и процессов на микроуровне является основой, фундаментом макроэкономического анализа, оперирующего агрегированными показателями. Макроэкономика изучает функционирование экономики как единого целого, позволяет выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на богатство нации, ее экономический рост и т.д., при этом особым объектом исследования в макроэкономике является государство, которое определяет налоговую и таможенную политику, а также законы, в соответствии с которыми действуют субъекты экономических отношений.
Задача изучения дисциплины «Экономическая теория» состоит в том, чтобы студенты овладели совокупностью современных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем, современными методами микроэкономического и макроэкономического анализа для научного обоснования и практической реализации проблемы развития общества как единого целого.
Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной, входящей в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, она, наряду с другими базовыми дисциплинами УЦ ООП, позволит обучающимся получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
В соответствии с определенными в ФГОС ВПО профессиональными задачами, стоящими перед бакалавром данная дисциплина участвует в формировании определенного набора компетенций, знаний, умений и навыков.
· Формируемые компетенции выпускника:
o компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);
o способность работать самостоятельно;
o способность к познавательной деятельности;
o способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
o способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
o способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.
· В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
o понятийный аппарат дисциплины, а также основные современные концепции микро- и макроэкономического анализа;
o каким образом работает хозяйственный механизм в области принятия управленческих решений на уровне предприятия и отдельного потребителя в условиях дефицита ресурсов;
o принципы решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов.
Уметь:
o изучать и объяснять (исследовать) процессы экономической жизни общества;
o понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;
o находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач, в частности, рассчитывать эффективность использования ресурсов в зависимости от модели рыночных отношений, уровня монополизации и конкуренции на рынках, отвечать на вопросы: что производить? как? для кого? сколько?;
o применять имеющиеся методы рационального хозяйствования для решения технико-экономических и организационных вопросов;
o анализировать затраты и оценивать результаты деятельности первичных производственных подразделений;
o выявлять перспективы общественного развития на основе изученных теоретических концепций.
Владеть:
o знаниями экономических законов, действующих на предприятиях, их применением в условиях рыночного хозяйства страны
o навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
o навыками критического восприятия информации;
o практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов
Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Экономическая теория» студент должен владеть основами математического анализа и интерпретирования графиков, а также использовать знания, полученные при изучении истории, философии, психологии, социологии.
Курс «Экономическая теория» является базовым по отношению к таким дисциплинам, как менеджмент, экономика отрасли, экономика предприятия, экономика производства, а также основой экономических обоснований проектов, предлагаемых бакалаврами в выпускных квалификационных работах.
Содержание дисциплины
Дидактические единицы
Введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической науки; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной полезности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика; национальная экономика как целое; кругообороты доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережение; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.
1.2.2. Наименование тем, их содержание