Чтобы объяснить, почему одни страны развиваются быстрее, чем другие; как ускорить экономический рост; что определяет скорость увеличения ВВП, т.е. чтобы понять межстрановые и межвременные различия в уровне реального ВВП (и реального ВВП на душу населения) и в темпах его роста, необходимо проанализировать факторы и типы экономического роста. Увеличение производственных возможностей и рост потенциального ВВП связаны с изменением либо количества ресурсов, либо качества ресурсов.
Взаимосвязь между количеством ресурсов, используемых в экономике (затратами факторов производства), и объемом выпуска описывает производственная функция, показывающая максимальный объем выпуска, который может быть получен с помощью наиболее эффективного использования имеющихся в экономике ресурсов:
Y = AF(L,K,H,N),
где У объем выпуска; F(...) — функция, определяющая зависимость объема выпуска продукции от значений затрат факторов производства; А — переменная, зависящая от эффективности производственных технологий и характеризующая технологический прогресс; L — количество труда; К - количество физического капитала; Н — количество человеческого капитала; N — количество природных ресурсов.
· Таким образом, факторы, влияющие на экономический рост и его темпы, — это:
· труд (labour) — количество часов рабочего времени, отработанного всеми рабочими в экономике. Чем выше уровень квалификации рабочих, качество рабочей силы, тем больше продукции они производят;
· физический капитал (physical capital) — запас оборудования, зданий и сооружений, которые используются для производства товаров и услуг. Заметим, что физический капитал сам является результатом процесса производства. Чем более совершенным и современным он является, тем больше товаров (в том числе инвестиционных, т.е. нового оборудования) и услуг можно произвести с его помощью;
|
|
· человеческий капитал (human capital) — знания и трудовые навыки, которые получают рабочие в процессе обучения (в школе, колледже, университете, на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации) и в процессе трудовой деятельности (так называемое learning-by-doing). Заметим, • что человеческий капитал, как и физический, также является результатом производственных процессов и также повышает возможности общества производить новые товары и услуги;
· природные ресурсы (natural resources) — факторы, обеспечиваемые природой, такие, как земля, реки и полезные ископаемые. Природные ресурсы делятся на воспроизводимые (например, лесные ресурсы, так как взамен вырубленных деревьев можно посадить новые) и невоспроизводимые (например, нефть, уголь, железная руда и др., на образование которых в природных условиях уходят тысячи и даже миллионы лет). Хотя запасы природных ресурсов — важный фактор экономического процветания, но их наличие отнюдь не является главным условием высоких темпов роста и высокой эффективности экономики. Так, быстрые темпы развития экономики США поначалу были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, а Кувейт и Саудовская Аравия стали богатейшими государствами мира благодаря огромным разведанным запасам нефти. Однако, например, Япония превратилась в одну из ведущих стран мира, обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Быстрые темпы экономического роста в странах Юго-Восточной Азии (так называемых "азиатских драконах", включающих Гонконг, Тайвань, Южную Корею и Сингапур) обусловлены вовсе не обилием природных ресурсов. Природные ресурсы являются единственным фактором, который не производится человеком. Из-за того, что количество невоспроизводимых природных ресурсов ограничено, большое распространение получили идеи о существовании пределов роста мировой экономики, однако проблему расширения этих пределов позволяют решить технологические достижения;
|
|
• технологические знания (technological knowledge) — понимание наилучших способов (методов) производства товаров и услуг. Отличие технологических знаний от человеческого капитала состоит в том, что технологические знания представляют собой саму разработку и понимание этих наилучших методов (отвечают на вопрос, как производить — "know how"), а под человеческим капиталом понимают степень овладения людьми (рабочей силой) этими методами, превращение знаний в трудовые навыки. Новые технологии делают труд более эффективным и позволяют увеличить производство товаров и услуг. Технологические знания являются главным фактором ускорения темпов экономического роста, основой совершенствования качества (роста производительности) ресурсов. Основная причина того, что сегодняшний уровень жизни выше, чем был 100 лет назад, заключается в новых технологических знаниях. Телефон, компьютер, двигатель внутреннего сгорания, конвейер относятся к тем тысячам технических новшеств, которые увеличили возможности производства товаров и услуг.
Выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост, обусловленный увеличением количества ресурсов, простым добавлением факторов, представляет собой экстенсивный тип экономического роста. Экономический рост, связанный с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса, — это интенсивный типроста.