ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ №6
По дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности»
1. Реферат на тему «Развитие органа слуха»
(тема практического задания)
ФИО студента | Руденко Виктория Евгеньевна |
Направление подготовки | |
Группа | ПСИ-Б-0-З-2018-2 |
Москва 2018
Содержание
Введение. 3
1.1. Орган слуха. Строение. 4
1.2. Развитие органа слуха у детей. 6
Заключение. 11
Список использованной литературы.. 12
Введение
Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений. Слух живых организмов развивался в процессе их взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения адекватного для выживания восприятия и анализа акустических сигналов из неживой и живой природы, сигнализирующих о том, что происходит в окружающей среде. Звуковая информация особенно незаменима там, где зрение бессильно, что позволяет заблаговременно получать достоверные сведения обо всех живых организмах до встречи с ними. Слух реализуется через деятельность механических, рецепторных и нервных структур, преобразующих звуковые колебания в нервные импульсы. Эти структуры составляют в совокупности слуховой анализатор – вторую по значимости сенсорную аналитическую систему в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятие мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и мыслительной способности ребёнка, формировании его интеллекта.
Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой. Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой и общественной деятельности. Слуховой анализатор включает в себя:
— рецепторный (периферический) аппарат – это наружное, среднее и внутреннее ухо;
— проводниковый (средний) аппарат – слуховой нерв;
— центральный (корковый) аппарат – слуховые центры в височных долях больших полушарий.
Орган слуха. Строение
Человеческое ухо состоит из трёх частей: наружного, среднего и внутреннего, строение каждого из которых, в свою очередь, представляет довольно сложную систему.
Наружное ухо состоит из наружного слухового прохода и ушной раковины. У новорожденных и маленьких детей слуховой проход короткий и щелевидно сужается по направлению к барабанной перепонке. Границей наружного и среднего уха является барабанная перепонка. У ребенка до двух месяцев она значительно толще и занимает почти горизонтальное положение.
Среднее ухо залегает в толще височной кости и состоит из трех сообщающихся частей:
— барабанной полости,
— слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой,
— пещеры с окружающими ее клетками сосцевидного отростка.
Барабанная полость содержит цепь слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремя), позволяющих осуществлять передачу звуковых колебаний с барабанной перепонки внутреннему уху.
Важнейшим элементом среднего уха является евстахиева (слуховая) труба, соединяющая барабанную полость с внешней средой. Ее устье открывается в носоглотку на боковых стенках, на уровне твердого неба. В покое глоточное устье слуховой трубы закрыто и открывается только при совершении сосательных и глотательных движений.
У новорожденных и детей раннего возраста слуховая труба короткая и широкая, что повышает риск попадания инфекции из носоглотки в среднее ухо.
Внутреннее ухо (или лабиринт) залегает в глубине височной кости. Лабиринт состоит из улитки и полукружных каналов, содержащих в себе звуковоспринимающий аппарат и нервные клетки-рецепторы вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор контролирует равновесие, положение тела в пространстве и мышечный тонус. В связи с анатомической общностью этих двух систем поражение внутреннего уха может вызывать, помимо снижения слуха, расстройство вестибулярных функций. Основным признаком таких расстройств является головокружение, тошнота, рвота.
Развитие органа слуха у детей
Орган слуха в пренатальном онтогенезе развивается из двух слоев:
— из эктодермального слоя формируется кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки (вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути);
— из мезодермального – слуховые косточки и височная кость.
Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течение всего периода беременности:
— 3-я неделя внутриутробного развития – появляется зачаток перепончатого лабиринта в виде утолщения эктодермы на поверхности головного конца зародыша по бокам от нервной пластинки;
— 4-я неделя – эктодермальная пластинка прогибается, образует слуховую ямку, превращающуюся в слуховой пузырек;
— 5-я неделя – внутреннее ухо представляет собой слуховой пузырек, а наружное ухо только начинает образовываться;
— 8-я неделя – внутренне ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (будущая улитка), наличием мешочков и полукружных каналов с сенсорными клетками вестибулярного рецептора; в среднем ухе формируется нижняя часть барабанной перепонки, хрящевые молоточек и наковальня; в наружном – хрящевая часть наружного слухового прохода и ушная раковина;
— 11-12-я неделя – во внутреннем ухе появляются два завитка улитки, формируется перепончатый лабиринт и волосковые клетки, волокна слухового нерва прорастают во внутреннее ухо; начинает формироваться звуковоспринимающий аппарат – Кортиев орган;
— 20-я неделя – внутреннее ухо созревает до размеров взрослого, заканчивается окостенение молоточка и наковальни и начинается окостенение стремени; ушная раковина полностью сформирована;
— 37-я неделя – при созревшем внутреннем, среднем и наружном ухе происходит пневмотизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости (среднее ухо).
Орган слуха, включающий наружное, среднее и внутреннее ухо и волокна слухового нерва, к моменту рождения полностью сформирован. В постнатальном периоде происходит дальнейшее созревание органа слуха.