Организация логопедической работы с ребенком с синдромом Дауна




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

ул. Опалихинская, 29а, г. Екатеринбург, 620034

Тел. (343) 245-45-41; 245-82-44, факс (343) 245-45-41

E-mail: mbdou27-ekb@yandex.ru, https://27.tvoysadik.ru

Составитель: Старкова Наталия

Александровна

Учитель-логопед

Организация логопедической работы с ребенком с синдромом Дауна

Синдром Дауна - тяжелая генетическая аномалия. По статистике, один младенец из шестисот-восьмисот появляется на свет с этим отклонением, с одной лишней хромосомой. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют "солнечными" - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Дети с синдромом Дауна могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Дети-Дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов - чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.

Каждый ребенок с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие:

-анатомическиефакторы;

-физиологические факторы;

-неврологические факторы;

- проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

- языковые факторы;

- невербальные факторы;

- ситуационные факторы.

Основная задача при создании системы помощи детям и их семьям — это развитие таких детей и их интеграция в среду сверстников. Остановимся на особенностях взаимодействия с ребёнком, имеющим синдром Дауна:

1. Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.

2. Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.

3. При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.

4. Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.

5. Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции — самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.

6. Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно- ролевую игру.

7. Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).

8. Важно познакомить ребёнка с пространством детского сада, показав, где проходят занятия, где дети спят, едят, куда ходят к врачу. Также необходимо познакомить ребёнка с группой детей, с которыми он будет общаться. При этом важно, чтобы это было полное представление о каждом ребёнке, начиная с имени. С кем ребёнок находится во время игры, с кем сидит на занятиях, с кем обедает, с кем спит. Это может быть дополнено фотографиями детей. Можно договориться, как ребёнок сможет позвать воспитателя в случае необходимости, если имя трудно проговаривать. Например, через определённое прикосновение или звук. То есть при взаимодействии с ребёнком с синдромом Дауна важно: - организация взаимодействия, - диалоговое общение, - предъявление адекватных требований, - использование приёмов дополнительной коммуникации, - ориентирование ребёнка в распорядке дня, - постоянство окружающей ребёнка среды.

В заключение приведём основные положения, на которые необходимо опираться педагогам в работе с детьми, имеющими особенности развития:

1. При оценке динамики продвижения ребёнка сравнивать реальный уровень его развития не с другими детьми, а с уровнем его собственного развития на предыдущем этапе.

2. Безоценочно принимать ребёнка, понимать его ситуацию.

3. Опираться на положительные стороны личности ребёнка, развивать его индивидуальные способности, усиливать интересы.

4. Видеть не только границы возможностей детей с особыми потребностями, но и их скрытый потенциал.

5. Работать совместно с родителями как с партнёрами, оказывая им при необходимости психологическую поддержку.

6. Использовать различные методики с учётом особенностей ребёнка, включённого в группу детей, с тем, чтобы все могли выполнять задания и достигать успехов.

7. Объяснять другим детям и родителям причины, по которым некоторые дети ведут себя не так, как их сверстники. Разнообразие должно уважаться. Поощрять ситуации, когда обычные дети дружат с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: