1.Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим»
2.Дизайн является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на индустриальное производство
3.Художественное конструирование означаетметод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином дизайн определяется как проектная деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметнойсреды. В художественном конструировании используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания оптимальной для человека предметно-пространственной среды.
4. Предмет дизайнерской деятельности – создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.
5. Объект дизайна – может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение.
|
|
6.Основной метод дизайна – художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия (изделий), обусловленной материально-техническими возможностями конкретного предприятия.
7.Проектный образ – идеальное представление об объекте, художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности. (Одновременно, уже на стадии замысла, это целостная и завершенная форма). Он определяет аспекты подхода к проектированию: художественное моделирование, учёт
социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование целостных объектов
8. Типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования:
− дизайн отдельных изделий (массовый и единичный);
− дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей;
− дизайн комплексов (предметных систем) изделий;
− дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
9.Перспективные направленияя дизайна:
экологический дизайн – участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры;
Обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий – объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей;
биодизайн – проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий (механоорганизмов), по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии (науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем);
футуродизайн – перспективное дизайн-проектрование, обусловленное научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески; инновационное проектное прогнозирование, ориентированное на разные уровни-стадии развития науки, техники, экономики, социальной сферы общества будущего; моделирование в футурологических дизайн-проектах концепций предметной среды будущего, отражающих прогнозируемые изменения ценностных ориентиров, материальных и духовных потребностей, образа жизни общества в целом, его макро- и микрогрупп, индивидов в разных областях жизнедеятельности людей;
кибернетико-эвристический дизайн – целенаправленное использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики (дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами), а также широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения. Ориентирован на формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективного генерирования оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций и художественно-конструкторских предложений.
|
|
|
|
10.Основные группы дизайна:
1.дизайн машин, приборов, инструментов;
2.дизайн средств транспорта и среды транспортирования;
3.дизайн изделий быта культурного и хозяйственного назначения;
4.дизайн мебели (разных сфер жизнедеятельности людей);
5.дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви;
6.дизайн текстиля;
7.дизайн интерьера (помещений разного назначения);
8.дизайн игр и игрушек;
9.дизайн украшений и сувенирных изделий;
10.дизайн экспозиций (выставок), шоу, презентаций, массовых празднеств, спорта;
11.дизайн городской предметной среды;
12.дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей.
Внутри этих групп, разумеется, возможна своя, более подробная систематизация входящих в них объектов разных классов, групп, подгрупп, видов, подвидов и типов
11.Виды дизайна:
Арт -дизайн («дизайн-искусство») – это вид дизайна с приоритетом эстетического начала, направленного на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это – «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства. Чаще всего – это выставочный, демонстрационный дизайн, в котором функционируют не произведения изобразительного или прикладного искусства, а обычные по видовым визуальным признакам вещи. Но это образы вещей - артефактов, например, посуды, одежды, шляп, обуви, мебели, светильников и т. п. Обычно такие арт-объекты не рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или, вообще, «сняты» авторами произведений арт-дизайна.
Арт-дизайн сознательно отходит от критериев, определяющих сущность промышленного дизайна, пополняя собой ряды новых разновидностей декоративного выставочного искусства или новых стилевых направлений авангардизма в области пластических или пространственных искусств.
Инженерный дизайн − это рациональное структурообразование объекта как носителя и выразителя идей взаимодействия физических сил, направленных на выполнение определенной работы, выявляемой в тектонике структуры и формы объекта дизайна. Эстетическая выразительность таких технических конструкций, как фюзеляж самолета, корпус судна, фермы моста, крана, опоры линий электропередач, обусловлена математическими расчетами. В этих объектах дизайна «форма» действительно «следует за функцией» (и ее воплощением в точно рассчитанной конструкции), по известному выражению Луиса Салливена.
Подчеркивая в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность, его функциональность и конструктивность, дизайнер стремится выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи.
Ошибочны попытки распространения понятия «инженерный дизайн» на объекты чисто инженерного проектирования (отличающиеся рациональностью, оригинальностью, изобретательностью технических решений), в процессе разработки которых эстетические цели обычно специально не преследуются. Сама собой «техноформа» только вследствие рациональности ее структуры, остроумного инженерного решения не преобразуется в «антропоформу», т. е. очеловеченную методами дизайна эстетически выразительную форму [4].
Художественное конструирование – это классический «индастриал-дизайн» отдельных изделий (или их наборов, комплектов, коллекций, ансамблей), рассчитанный на мало-, средне- и крупносерийное промышленное производство, при котором дизайнер (художник-конструктор) одновременно и взаимосвязанно разрабатывает все присущие конкретному объекту утилитарные и эстетические аспекты, определяющие его структуро-, формо- и смыслообразование, в целях достижения гармонии утилитарного и эстетического начал в целостной форме объекта дизайнерского творчества.
Безусловно, весомость утилитарной и эстетической сторон сущности объекта дизайн-проектирования различна в разных группах, видах и типах изделий (см. подразд. 2.3), что находит отражение в характере их композиционно-стилевого решения, особенностях объемно-пространственной структуры, тектоники и колорита, выборе средств и приемов достижения их образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта.
Но, несмотря на все эти различия, данный вид дизайна ориентирован на синтез, гармонию эстетического и утилитарного начал как необходимое условие достижения целостности формы и сущности, гармонической организованности всех элементов структуры и формы объекта дизайна.
Стайлинг (styling) – особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели, выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, способствуя моральному устареванию тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта.
Побуждение покупателей к приобретению новых, стилистически модных изделий взамен еще пригодных, аналогичных по назначению, но уже сознательно «морально состаренных», выходящих из моды, коммерчески выгодно промышленным и торговым предприятиям, осуществляющим массовое производство и сбыт различных групп, видов и типов товаров бытового назначения. Поэтому стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, называется также «коммерческим
|
|