РУКОПАШНЫЙ БОЙ. ОПЫТ ТРЕНЕРА.




 

В среде подростков и молодёжи прикладной раздел рукопашного боя менее популярен, чем спортивный, т.к. не отражает видимого роста мастерства. Здесь нет разрядов и званий, но именно прикладной раздел может дать необходимые ответы в реальных боевых столкновениях на улице или на войне.

В прикладном разделе круг технических действий более узкий, чем в спорте. Многообразия техники не нужно — потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро и просто — этим и отличается прикладной поединок от спортивного. В реальной ситуации схватка обычно возникает неожиданно и в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника или сама атмосфера соревнований, а в остальном примерно все равное — на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы заслуженному мастеру спорта противостоял новичок. К тому же есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать. Плюс к этому на улице мы не знаем, кто против нас выходит. Неизвестность вызывает еще больший страх и стресс. При этом на улице обычно большой нападает на маленького или бывает несколько противников, у нападающего есть оружие, что тоже давит на психику. Поэтому основой прикладной подготовки является психология экстремальных ситуаций. И если в голове в момент стресса возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить — мы упустим драгоценное время. Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет.

В прикладном разделе нашей школы мы не даем ничего лишнего. Изучается только самое рациональное, самое нужное, то, что действительно будет необходимо для победы в бою. Как говорил А.В. Суворов: «Солдата нужно учить тому, что нужно на войне!». У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественность движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип.

Этот подход был воплощен в базовых разработках организации созданной еще В.И. Лениным в 1918 году, руководил ей Климент Ефремович Ворошилов. Там в системе воинского обучения, не было канонизированных технических действий, полностью отказались от «приёмов» и классических ударов. Всё было основано на соблюдении перечня «принципов», которые необходимо было понимать и уметь применять во время боя, свободно импровизируя, а не действуя в схватке по шаблону.

Говоря об отказе от ударов мы имеем ввиду классическую ударную школу. В ней удары наносятся в перчатках или других протекторах и мало применимы в реальной жизни из-за возможности травмирования кисти. В то же время, удары прикладной техники не применимы в спорте так же из-за их повышенной травматичности для соперника или не эффективности в спортивном снаряжении. Большую, если не решающую, роль в прикладной ударной технике, особенно против группы, играет принцип серрийности. Это значит делать ставку не на один удар или действие, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета, а беглый огонь на уничтожение. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах. Может быть много факторов, почему удар может быть не эффективным: противник может увернуться или быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует — сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, пусть ее реально и нет, об этом не думаешь, но она может быть! Размышлять здесь некогда. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Для прикладной подготовки главное — четко и наверняка сработать. Основу ударной техники составляют удары руками. Ноги тоже включаем, но не удары ногами по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Даже в спорте профессионалы мало крутят ногами, а для нас особо важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность его потерять.

В общем курсе школы, обучение прикладному разделу мы начинаем после освоения спортивного, но оно проводится быстрее, потому что нет смысла долго готовить специалиста, чтобы потом он мог действовать. Да и у инструктора появляется возможность лучше узнать учеников и решить главный вопрос – кому стоит, а кому не нужно вверять это мощное и невидимое оружие. За счет особой методики время подготовки сокращается. Например, в ножевом бою – сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории — повышаем скорость. Сначала работаем с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.

Как я уже писал, основа – это подготовка психики. Для этого мы используем специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Для организма это уже стресс, сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой — сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать.

Далее усложняем упражнение. Стоим лицом к лицу на расстоянии трех метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает — я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой — его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, выполнить действие и добить или нейтрализовать.

Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается — в это время я нападаю. Или, например, моделируем ситуацию: боец выходит из комнаты, а на подоконнике человек с дубиной — прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как — нет. Постепенно усложняем условия и человек уже начинает ориентироваться. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного — хорошо, но их там еще двое. А это уже ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой.

В прикладной подготовке бой, как правило, планируется против нескольких противников или используя собственное групповое взаимодействие. Захваты в этой ситуации специфические и нужны только в исключительных случаях. Например, захват локтевым сгибом, прихват или распорки позволяющие удержать и быстро уйти с них. Обычный захват в групповой драке нерационален.

То же касается некоторых бросков. Например, вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной, нельзя падать. Соответственно мы отрицаем подворот через спину или бросок через плечо с колен. Вдруг что-то не получится — даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. А здесь нужно иметь запас надёжности и видеть всю обстановку в целом. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, как и захваты, какие-то борцовские элементы применимы, но очень дозированно.

В рамках одной статьи невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Ситуации бывают разные. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки — все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. На тренировках мы готовим своё подсознание, чтобы человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.

Однако, занятия прикладным рукопашным боем не должны исключать и спортивную составляющую. В идеале все должно быть гармонично. Нужно обязательно добавлять спорт, причем не только поединки, но, и атлетизм, и общую физическую подготовку. Так должно быть в нормальной школе, потому что у меня всегда вызывали сомнения школы, не практикующие поединки и не уделяющие должного внимания спорту. Мужская культура, культура состязательная. И критерий истинности в ней — практический результат и проверка на практике. Мы должны помнить, что реальная ситуация не похожа на кино. И есть большая разница между понятиями знать боевое искусство и владеть им. Многие полагают, что если они научились какому-либо боевому техническому действию в спортивном зале, то они овладели им. Или, что, узнав какую-то воинскую хитрость, они могут применить её в бою. Это не всегда так. Многие люди не в состоянии выстрелить в человека или ударить его ножом, не смотря на то, что умеют прекрасно обращаться с оружием. Другие, хорошо спаррингуя в зале не могут применить свои навыки в уличной драке. Эти бойцы не владеют боевым искусством, они его, в лучшем случае, знают. У нас же считается, что только то техническое действие является твоим (то есть ты им владеешь), которое уже было применено тобой в реальном бою.

Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть те кому нужно больше внимания и времени на подготовку, но, в конечном счете каждый может освоить науку, как спортивного, так и реального боя.

Если продолжить говорить о нашей школе, то в ней кроме спортивной идет и хорошая спец. подготовка. Без ложной скромности могу сказать, что в этом отношении мы преуспели. По крайней мере, если вести речь о городе и области. В профессиональной деятельности мы уже больше 20 лет занимаемся подготовкой различных государственных и частных силовых подразделений к выполнению тех или иных задач.

Рассказывая о спец. подготовке нужно понимать цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. Если очень условно поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты — или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать — тот же ОМОН, например. Третье — задержание без травмирования — самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному — большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника. Есть и более узкие задачи. Например, у охранников, телохранителей, диверсионных и антитеррористических подразделений, отрядов ФСИН. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

Подводя итоги, могу выразить свою мысль в том, что в идеале школа боевого искусства должна соединять в себе рукопашный бой в спортивном и прикладном его разделе с работой оружием и защитой от него; специальную подготовку, включающую огневой и тактический раздел; прикладную медицину и психологию. Именно так и была заложена идея Учебного центра «Славяне», которой мы и стараемся следовать до сих пор.

 

2017 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: