ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»





Цель. Научить использовать в речи приставочные глаго­лы: наливать, поливать, выливать.

Примерный ход занятия

Организационному моменту предшествует беседа с детьми:

— Кто в детском саду готовит для детей?

— Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).

— А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко).

I. Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

• чай, кисель, компот;

• сок, кофе, какао;

• молоко, кефир, кофе;

• борщ, щи, свекольник;

• какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед. Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? Нина. Воду.


Логопед.А теперь вылей воду.

Нина выливает воду.

Дети. Нина выливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем и все вместе.

Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

Леня наливает воду.

Дети. Леня наливает воду.

Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе.

Логопед. Подумайте, дети, одинаковые действия выпол­нили Нина и Леня?

Дети. Разные.

Логопед. Правильно. Налить — можно во что-то: в ста­кан, в банку, в тарелку. Вылить — можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота.

Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

Логопед. А что наливает шофер?

Дети. Шофер наливает бензин.

Логопед. Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем?

Дети. Маша выливает суп, чай.

Логопед. Послушайте еще раз, как маленькие части сло­ва на-, вы- помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед. Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хоро­шо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

Нина поливает цветы.

Дети. Нина поливает цветы.

Логопед. А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения.

Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поли­вает дорожку, улицу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, выражающая другое действие.

III. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед.А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).

А теперь вы исправьте мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действи­ем и интонационно выделяют первую часть слова.

IV. Составление предложений по картинкам

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра. Маша — сок, дедушка — чай, садовник — цветы, папа — вода.

Логопед. У вас на столе конверты с картинками. На счет «раз» возьмите конверты. На счет «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счет «три» составьте предложе­ние. В вашем предложении должно быть одно из слов-дей-

ствий: наливает, выливает, поливает.

«

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер нали­вает бензин.

V. Итог занятий

Логопед. Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Назовите, какие дей­ствия вы выполняли (имеются в виду действия, в названии которых есть частички на, по, вы)?

II период обучения

(декабрь, январь, февраль, март)

Во II периоде обучения речевые возможности детей значи­тельно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа лого­педа направлена на интенсивное развитие первоначальных навыков монологической речи. Это подготовлено тем, что у де­тей значительно возрос запас пассивных речевых средств, улуч­шилось слуховое восприятие, появилось более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грам- матического материала с использованием ряда поставленных звуков. Изменяется и речевое поведение детей. Они становят­ся более активными в общении, используют накопленные рече­вые умения в простых коммуникативных ситуациях.

Фронтальные занятия по формированию звуковой сторо­ны речи проводятся 2 раза в неделю. При этом решаются сле­дующие задачи:

а) закрепление в собственной речи правильного произноше­ния звуков, уточненных или исправленных на индивиду­альных занятиях I периода;

б) постановка и первоначальная автоматизация отсутствую­щих и коррекция искаженно произносимых звуков в со­ответствии с данными первичного обследования детей;

в) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступно­го звукослогового состава;

г) формирование фонематического восприятия на основе чет­кого различения звуков по признакам: глухость — звон­кость; твердость — мягкость и др.;

д) воспитание готовности к первоначальным навыкам зву­кового анализа и синтеза.

На фронтальных занятиях изучается и уточняется произ­ношение согласных: л, т, к, в, ф, м, к, х в твердом и мягком вариантах; звуков л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р.

Последовательность и сроки изучения перечисленных зву­ков могут варьироваться в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта.

Поскольку звуки п, т, к, в, ф, м, и, х не вызывают, как правило, трудностей и произношении, они могут использовать­ся в качестве полноценной опоры для развития четкого фоне­матического восприятия, а также для воспитания навыка про­изношения усложненных слоговых структур.

Звуки, отнесенные к более трудным для произнесения (л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, р, л), нуждаются в отработке арти­куляции, в автоматизации в различных позициях и в уточне­нии их восприятия на слух.

Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность: от четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа: п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуля­ционным укладом, и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (п — б, с — 3, с — шит. п.).

На отработку каждого звука планируется примерно 2 за­нятия. Исключение составляет звук с (5 занятий). Это объяс­няется тем, что важно особенно тщательно отработать артику­ляционный уклад и различение данного звука, так как он яв­ляется хорошей базой для появления последующих звуков.

Одновременно продолжается работа по дальнейшему раз­витию фонематического восприятия. Следует помнить, что у детей с ОНР рецептивные умения формируются постепенно. Сначала проводятся упражнения по различению звуков по при­знаку глухости и звонкости, мягкости и твердости. На доступ- ном материале расширяется количество слов для запомина­ния и повторения. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками (зуб — суп, коза — коса), предложений и небольших текстов, что является новой ступенью сложности.

Большое внимание на этих занятиях уделяется выделе­нию звуков на слух; Причем изучаемый звук (например, с) обязательно сравнивается со всеми звуками, в том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, например, на слух звука с логопед предлагает послушать ряд звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком с. Сначала пред­лагаемый ряд состоит из 2-3 слов с «далекими» звуками (сум­ка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увели­чивается, а сами слова становятся более сложными по звуко­вому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка).

Постепенно логопед подводит детей к выполнению заданий типа: отобрать картинки с заданным звуком (сначала при ак­тивной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком.

Отличительной чертой II периода обучения является ис­пользование перечисленных видов на достаточно ограничен­ном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдержи­вается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе хорошо отработан­ных звуков.

Логопед обращает внимание детей на отчетливое произне­сение окончаний прилагательных (-ай, -ой, -ые и др.), суще­ствительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по развитию речи.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по формирова­нию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий характер.

В процессе подготовки детей к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза логопед должен научить их выде­лять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, глас­ный в начале слова в позиции под ударением и начальный согласный.

Дети упражняются в воспроизведении звукового ряда, определяют порядок и количество звуков в нем (а у — а у и).

К концу II периода обучения дети должны уметь опреде­лить гласный в прямом слоге и в односложных словах.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ





Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.021 с.