Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль:
· в процессе составления проекта республиканского бюджета;
· при рассмотрении проектов фин. планов министерств;
· в процессе исполнения республиканского бюджета;
· при поступлении доходов и эффективном расходовании по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины.
В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах.
ГКРУ осуществляет 2 вида фин. контроля: гос. вневедомственный и ведомственный фин. контроль. К основным задачам вневедомственного фин. контроля относятся: контроль за соблюдением ЮЛ и ИП финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, выделенных из бюджета, гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов.
В сфере ведомственного контроля: осуществление совместного с др. подразделениями контроля Минфина за работой фин. органов республики по составлению и исполнению бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью органов и организаций системы Минфина.
ГКРУ и его органы на местах имеют право:
ü проверять в ревизионных субъектов всю денежную и бух. отчетность;
ü проводить ревизии фактического наличия ценностей;
ü опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и т.д.;
ü изымать подлинные документы;
ü привлекать специалистов для проведения проверок;
ü получать от бюджетов справки и копии расчетных документов;
ü получать от должностных лиц объяснения по возникающим вопросам;
ü проводить встречные проверки;
ü давать обязательные предписания и т.д.
К специализированным органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам.
Мин-во по налогам и сборам осуществляет контроль за:
Ø соблюдением законодательства о налогах;
Ø обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, гос. целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
Ø учетом исчисленных и уплаченных налогов в бюджет;
Ø разработкой предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
Ø осуществлением функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
Ø предупреждением, выявлением и пресечением нарушений в сфере законодательства о налогах в пределах своей компетенции;
Ø подготовкой налоговых соглашений с др. государствами;
Ø принятием нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты налогов в бюджет.
НБ осуществляет регулирование деятельности банков и НКФО и надзор за нею, проводит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.
Проверки НБ проводятся его представительствами. При этом они имеют право:
1. входить в помещения проверяемого банка;
2. проводить ревизию денежной наличности валютных и др. ценностей;
3. опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы и т.д.;
4. пользоваться необходимыми для проведения проверки организационно-техническими средствами;
5. требовать от должностных лиц банка необходимые для проверки документы;
6. требовать от должностных лиц банка объяснения по возникающим вопросам;
7. передавать материалы в правоохранительные органы;
8. вносить предложения о применении мер воздействия к проверяемому банку и его должностным лицам.
Вопрос 16. Понятие,назначение и содержание республиканского и местных бюджетов.
Бюджет с эк-кой точки зрения -это сов-сть денежных отношений,возникающих в связи с образованием,распределением и использованием гос-ных централизованных ден.фондов, которые предназначены для выполнения задач и функций государства и его административно-территор.образований.
Бюджет в материальном аспекте -это централизованный ден.фонд, который находится в распоряжении гос.органов власти и управления.
Бюджет как особый экономический инструмент -позволяет влиять на эк-кие пр-сы в гос-ве.
Бюджет как основной финансово-плановый акт -это основной фин.план формирования и исп-ния ден.ср-в для обеспечения реализации задач и ф-ций гос-ва.
Бюджет как правовая категория -это нормативно-правовой акт,устанавливающий фин.план,закрепляющий права и обяз-сти участников бюджетных отношений и обязательный для исполнения этими участниками.
Бюджет принимается виде закона, что подчеркивает его значимость для гос-ва.
Назначение -путем формирования доходной и расходной частей(через перераспределение нац.дохода)гос-во выполняет свои основные задачи и функции.
Вышестоящий бюджет -это бюджет вышестоящей администр.-территор.ед. по отношению к нижестоящей.
Нижестоящий -бюджет нижестоящей администр.-территор.ед. по отношению к вышестоящей.
Содержание:
-доходная и
-расходная часть.
Бюджетный кодекс определяет за счет каких источников формируется доходная часть, и по каким направлениям и в каких объемах формируется расходная часть.
Республиканский бюджет как основной фин.план гос-ва в целом утвержд.законом. За счет ср-в республик.бюджета финансируются общегос-ные программы и мероприятия.
Местные бюджеты -это бюджеты администр.-террит.ед.Они утврждаются решением соотв. местных советов депутатов, их расходная часть направлена на решение проблем и вопросов соотв. администр.-территор. Ед.
Нормативно-правовой базой будут являться Бюджетный кодекс,а также закон РБ «О местном управлении и самоуправлении».