Государственные целевые внебюджетные фонды – специальные фонды, созданные органами гос. власти с целью финансирования республиканских и региональных программ и программ социально – экономического развития. Средства этих фондов находятся в республиканской и коммунальной собственности в зависимости от территориального уровня внебюджетного фонда (республиканские либо региональные). Внебюджетные фонды используются по целевому назначению и независимы от бюджета.
Общее положение о внебюджетных фондах содержит БК (ст. 20 -25).
Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их формирования, порядка использования осуществляется Президентом и/или законами, если иное не установлено Президентом.
Каждый внебюджетный фонд имеет свой правовой статус, определяющий его цель, источники образования, порядок управления. Средства государственных внебюджетных не является частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Налоги и др. обязательные платежи могут направляться во внебюджетные фонды только в порядке, установленном законами и актами Президента. Доходы внебюджетных фондов могут формироваться за счёт обязательных взносов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Они отражаются в бюджетах внебюджетных фондов.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов ВФ осуществляется в соответствии с законодательством РБ.
В соответствии с требованиями, установленными БК, осуществляется также обслуживание ВФ банками, установление ответственности за необоснованное и нецелевое использование средств фонда и контроль за их использованием.
Правовой статус (формирование и использование средств фонда) устанавливается законами и положениями об этих фондах. Контроль за использованием средств фонда осуществляется КГК, Минфином и его органами, МНС и его органами.
Внебюджетные фонды: ФСЗН, Фонд гражданской авиации, Фонд при департаменте ФСЗН:
В 1991 – образование пенсионного фонда
В 1993 – образование ФСЗН.
На сегодняшний день входит в состав Министерства труда и социальной защиты. Осуществляет гос. управление финансами соц. страхования, является финансово – кредитной организацией. Организует свою деятельность в соответствии с НПА:
1. Закон РБ “Об основах гос. соц. страхования”.
2. Закон РБ “О р – рах обязательных страховых взносов в ФСЗН при Министерстве труда и соц. защиты”
3. Указ Президента РБ №40 от 2009 г. Этим указом утверждается положение “о ФСЗН.”
В соответствии с последним указом ФСЗН является Департаментом при Министерстве труда и соц. защиты с правами юр. лица. Коллегиальным органом управления ФСЗН является его Правление, в состав которого входят Министр труда и соц. защиты, Управляющий фондом, заместители, представители Минфина, Минобороны, НБ РБ, профсоюза.
Основные задачи ФСЗН:
-реализация гос. политики по управлению средствами гос. соц. страховаия
-разработка предложений о совершенствовании законодательства
-осуществление профсоюзного, пенсионного страхования
-международное сотрудничество
Средства фонда образуются за счёт
-обязательных страховых взносов
-взносов на профсоюзное, пенсионное страхование
-ассигнований из республиканского бюджета
-доходов от капитализации временно свободных средств, сумм недойма, пеней и штрафов и др. поступлений.
Денежные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством и зачисляются на казначейский счёт Минфина.
Средства фонда используются на:
1. выплату трудовых пенсий
2. выплату профессиональных пенсий
3. пособий по гос. и соц. страхованию
4. финансирование деятельности фонда.
18. Бюджетные права Республики Беларусь.Особенности.
Бюджетное право Республики Беларусь - это важнейший финансово-правовой институт особенной части финансового права Республики Беларусь, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, устанавливающих бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетную систему и принципы ее построения, состав и порядок распределения доходов и расходов внутри бюджетной системы, компетенцию представительных, исполнительных и распорядительных органов власти в сфере бюджета, а также бюджетный процесс.
По характеру регулируемых общественных отношений нормы бюджетного права подразделяются на.материальные и процессуальные.
Основу бюджетного права составляют материальные нормы. К ним относятся нормы, устанавливающие бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и расходов бюджетов всех уровней, полномочия государственных органов по разграничению доходов и расходов внутри бюджетной системы и т.д.
К процессуальным нормам бюджетного права относятся нормы, регламентирующие бюджетный процесс. Эти нормы носят процедурный характер и регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.
Общественные отношения, складывающиеся по поводу мобилизации и распределения денежных средств через основной централизованный фонд государства (бюджет), являются предметом регулирования бюджетного права.
К особенностям бюджетных правоотношении можно отнести следующие:
1) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием соответствующего бюджета (республиканского, местного);
2) они ежегодно возобновляются (повторяются), поскольку их реализация осуществляется в рамках финансового (календарного) года;
3) одной из их сторон всегда выступает государство или соответствующие государственные органы, органы местного управления и самоуправления.
Субъекты бюджетного правоотношения реализуют бюджетные полномочия, которыми они наделяются в силу их принадлежности к финансовой деятельности государства, являясь носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по мобилизации, распределению и использованию бюджетов всех уровней.
Субъектами бюджетного правоотношения выступают:
- государство (Республика Беларусь); административно-территориальные единицы (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа);
- система государственных органов (органы представительной, исполнительной и распорядительной власти);
- организации и физические лица.